Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2683

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деноминация – религиозная организация, являющаяся по отношению к доминирующей культуре субкультурой.
Экуменизм – стремление различных религиозных организаций к более глюокому сотрудничеству и объединению.
Модернизация – изменение религиозных верований и ритуалов, являющееся реакцией на происходящие в обществе изменения.
Вспомогательные материалы
14.1.
Религия – один из важнейших, и, в то же время, один из древнейших (если не самый древнейший) институт человеческого общества. Однако научное изучение этого института началось, практически, лишь со времени возникновения социологии. Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме
религии и науки. Многие философы и ученые видели важнейшую культурную миссию науки в окончательном уничтожении религиозного мировоззрения, в замене его системой взглядов, объясняющей все и вся действием сугубо материальных законов и причин.
Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии как раз и является то, что эта наука совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии бога, а, значит, об истинности или же ложности религиозных учений.
Задача социологии в этой области состоит в исследовании социальных причин
возникновения феномена религии вообще и конкретных религиозных учений в
частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни человеческого
общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных
сообществах и организациях. Таким образом, для социологии религия представляет собой специфический социальный феномен (говоря словами Дюркгейма «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению.
14.2. Определение религии.
Прежде, чем говорить о каком-либо значимом аспекте жизни общества (классе социальных явлений), тем более о таком значимом, как социальный институт, всегда полезно дать его максимально строгое определение, т.е. выделить признаки, наличие которых однозначно позволяет отнести какое-либо наблюдаемое явление к рассматриваемому классу (совокупность которых является необходимым и достаточным условием этого отнесения). Так, например, если у зоолога отсутствует четкое представление о том, животных с какими признаками следует относить к классу млекопитающих, то каким
образом он сможет сделать корректные выводы об особенностях жизнедеятельности последних?
Однако чем сложнее исследуемый класс явлений, тем сложнее оказывается дать его абсолютно строгое определение. Так обстоит дело и с религией. Укажем сначала признаки, которые не оспариваются никем из современных социологов религии.
Во-первых, в отличие от веры, которая может носить индивидуальный характер, религия, будучи социальным феноменом, с необходимостью предполагает группу верующих. Это необходимый, но, очевидно, не достаточный признак религии. Второй важнейший признак религии - наличие в группе определенных учений, третий - существование неких
священных предметов, четвертый – наличие ритуалов, т.е. правил, регламентирующих обращение со священными предметами и отношения внутри группы. Но исчерпывается ли этими четырьмя признаками научное определение религии?
По мнению целого ряда исследователей – да. Например, добавление в этот список наиболее, казалось бы, очевидного атрибута религии – веры в бога (богов), заставит нас исключить из числа религий буддизм, ибо в этом учении, как и в других нетеистических религиях, отсутствует вера в бога. Однако другие социологи справедливо указывают, что нельзя и ограничиться этими признаками, ведь, в противном случае, к числу религиозных групп придется отнести и группу солдат, с риском для жизни спасающих являющееся для них священными знамяполка, правила обращения с которым (ритуалы) не допускают его потерю и, тем более, его попадание к врагу. На основании представлений о воинской чести и уставов (учений), потерявшая знамя часть будет расформирована.
Тем не менее, в современной социологии принято определение религии, базирующееся на четырех, перечисленных выше признаках: группа, священные предметы совокупность
учений, совокупность ритуалов.
14.3. Происхождение религии.
Вопрос о происхождении религии является принципиальным не только для социологии, но и для антропологии, философии и многих других дисциплин. С точки зрения религиозно ориентированных мыслителей, религия практически всегда рассматривается как неотъемлемый атрибут любого общества. Среди материалистов и позитивистов, напротив, наблюдается большее разнообразие взглядов. Так, например, с точки зрения Маркса (см. тему 19) и его последователей, религия является преходящим институтом человеческого общества, существование которого связано с частной собственностью и социальным отчуждением. Соответственно, в рамках этой концепции предполагается наличие некоего

безрелигиозного периода в истории человечества. Напротив, такой классик социологии, как
Дюркгейм (см. тему 19) считал религию универсальным, возникшим вместе с человечеством социальным институтом, определенные формы которого могут быть обнаружены в любом обществе. Универсальность религии он объяснял независимостью от индивида условий его социальной жизни. Современные антропологические данные в большей степени свидетельствуют в пользу второй версии, ибо примитивные культовые
(священные) предметы были обнаружены даже при раскопках стоянок неандертальцев.
Однако общим во всех этих подходах является то, что происхождение и существование религии объясняется с точки зрения тех функций, которые выполняет религиозный институт в жизни общества. Какие же функции религии выделяются социологами в качестве наиболее значимых и важных?
14.4. Функции религии.
14.4.1
. Важнейшей и наиболее универсальной социальной функцией религии многие авторы (Дюркгейм, Мосс, Малиновский) считают интегративную, т.е. функцию объединения общества (группы) на основании общих верований и ритуалов. Эта функция возникает вместе с человеческим обществом и на начальном этапе, согласно Дюркгейму, является практически единственной силой, сплачивающей социальную группу. Участники коллективного ритуала, - указывал этот автор, - находятся в состоянии эмоционального возбуждения, переживания того, что превосходит индивида, чувствуя свое приобщение к чему-то большему, чем он сам – источнику силы и могущества, тому, что имеет над ним власть. Это «нечто», выраженное в священном религиозном символе, и есть сама социальная группа, клан, к которому он принадлежит, - она есть источник его силы, и одновременно – власть, которая может его уничтожить
1
Конечно, в более развитых обществах, поскольку там появляются другие механизмы поддержания солидарности социальной группы (например, разделение труда), эта функция религии во многом отходит на второй план. Однако полная ее потеря, с точки зрения
Дюркгейма, может привести к очень опасным социальным последствиям, в частности, к возникновению аномии (см. подробнее тему 19).
14.4.2
. Другая, тесно связанная с первой, функция религии, которой также принадлежала ведущая роль в антропогенезе, касается реализации процесса культурного (социального)
наследования, т.е. осуществления связи поколений (по другому – сакрализации
культурных ценностей). Только благодаря такой связи, как мы помним (см. тему 1),
1
См. Гараджа. Социология религии. С. 72-73.

человек становится человеком в точном смысле этого слова. Эта связь невозможна без существования некоей символической системы, посредством которой из поколения в поколение передаются социальные нормы, знания, навыки и умения. Такая символическая система, естественно, сама начинает приобретать в глазах архаических людей высшую ценность, более того, человек постоянно ощущает наличие в символических предметах некоей высшей силы, руководящей им и направляющей его действия. Именно так, по мнению ряда исследователей, возникают священные предметы, а на их основе - и определенные религиозные учения. «Мы говорим на языке, придуманном не нами, пользуемся инструментами, которые изобрели не мы…. Эти все блага мы получили от общества, - писал Дюркгейм. - Но поскольку каждое следующее поколение получает эти блага в готовом виде, а не создает их заново, ему невольно кажется, что существует некая высшая сила, и ей, а не обществу, приписывается божественность»
2
. Таким образом, религия, со всеми ее элементами, выступает в качестве своеобразного прообраза всех, более поздних, форм культурного взаимодействия поколений, в том числе и книг, и библиотек, и музеев. Очевидно, что в наши дни, эта функция отошла на второй план, однако в истории человечества ей была отведена фундаментальная роль.
14.4.3.
Третья функция религии также относится к числу универсальных – это функция
социального контроля. Данная функция является весьма многоплановой и даже противоречивой.
Во-первых, религия во все времена, в большей или меньшей степени, освящала собой
нравственные нормы и играла большую роль в формировании морального сознания (см.
Тему 10). Достаточно вспомнить, например, что в Древней Греции на страже многих социальных норм и законов стояли боги олимпийцы (скажем, защитником священного закона гостеприимства был сам Зевс). Эта функция является общепринятой, однако, далеко не все авторы оценивают ее однозначно. Так, например, с точки зрения Бергера (работа
«Священная завеса»), эта функция является важнейшей, ибо благодаря религии социальная жизнь человека не превращается в рутину, в ней постоянно присутствует некий священный ореол, придающий человеческой жизни и социальным ценностям высший смысл. Напротив,
Фрейд очень критично относился к этой роли религии в жизни общества. С его точки зрения, прогресс науки с неизбежностью должен будет уничтожить религию, но что же, в таком случае, станет с моралью, если все нормы ее имеют силу лишь до тех пор, пока сильны освящающие их религиозные верования? Очевидно, что, являясь средством
2
Смелзер Н. Социология. с. 472.

социального контроля, религия, в рамках этих концепций, рассматривается и в качестве важнейшего агента социализации.
Во-вторых, ряд авторов важнейшую функцию религии усматривают в укреплении
позиций господствующих групп общества. А это, как мы помним, тоже есть своеобразная разновидность социального контроля. Крупнейшим представителем такого подхода был
Маркс, считавший, что религия является иллюзорной формой разрешения реальных, земных проблем. Конечно, дело нельзя представлять себе упрощенно, будто религия сознательно создается эксплуататорскими классами. Нет, она возникает сугубо стихийно, но корни ее, согласно Марксу, лежат не в неких извечных проблемах человека, а в определенном общественном устройстве. «Человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они – превратный мир». Возникнув, религия начинает выполнять важнейшую социальную функцию – по образному выражению Маркса, она превращается в фальшивые цветы, маскирующие собой действительные цепи. Она отвлекает народные массы от кассовой борьбы, она обещает посмертное освобождение там, где человек уже созрел и жаждет освобождения вполне земного. Она, поэтому, ослабляет человека, и заменяет борьбу за переустройство земного мира мистической надеждой на спасение в мире ином. Именно поэтому, согласно Марксу, в будущем бесклассовом и свободном обществе, религия должна будет исчезнуть. «Религия есть опиум для народа. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзии о своем положении, есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях»
3
Близкую позицию по данному вопросу занимал и Вебер, хотя в целом ряде своих основополагающих взглядов он весьма сильно расходился с Марксом (см. тему 19). Изучая роль протестантской этики в формировании западного капитализма, он отметил, что рабочий класс примирялся со своим уделом на ранней стадии развития капитализма, поскольку в ином мире ему было обещано счастье. Подобная же функция, с его точки зрения, была характерна и для индуизма.
14.4.4.
Еще одна важнейшая макросоциальная функция религии – политическая. У этой функции также есть целый ряд аспектов.
Во-первых, это освящение самой политической власти, объяснение ее происхождения и властных полномочий. Действительно, политическая власть обладает правом издавать законы, распоряжаться жизнью людей и т.д., но на чем зиждется само это право? Один из
3
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 414-415.

древнейших ответов на этот вопрос, доминировавший вплоть до эпохи Нового времени
(подробнее см. тему 18) основывался на религиозном обосновании священности самих носителей власти – монархов. Не случайно, что на коронациях монархи получали свои короны из рук представителей высшего духовенства. Великая французская революция, по крайней мере, в Европе, нанесла этому мировоззрению сокрушительный удар, однако нельзя сказать, что современная религия полностью утратила эту функцию. Сегодняшние президенты не получают свою власть из рук первосвященников, однако, на церемониях инаугурации и на других важнейших государственных праздниках они присутствуют в качестве обязательных гостей.
Во-вторых, очень часто религия выполняла и продолжает выполнять роль своеобразного представителя в системе государства политических интересов различных социальных
групп и слоев.
Наконец, в-третьих, религия тесно связана с различного рода политическими
конфликтами. Самый наглядный пример – религиозные войны, существовавшие на протяжении всей писанной истории человечества и всегда имевшие под собой глубокую социально-экономическую и политическую подоплеку. Как отмечают современные исследователи, политические конфликты могут находить свое выражение и в возникновении совершенно новых религиозных культов. «В первой половине 20 в., после прибытия европейских колонистов, на островах Меланезии в Тихом океане происходили странные религиозные церемонии, получившие название культов «уничтожения».…Самый драматический ритуал, характерный для этих культов, заключался в том, что их члены собирались вместе в поле или на берегу моря и уничтожали все свои вещи, связанные с земной жизнью…. Культы уничтожения можно рассматривать как проявление конфликта между европейскими колонистами и туземными народами. Белшоу отмечал, что они сформировались главным образом в тех регионах, где господство европейцев разрушало жизнь туземцев, но не давало им доступа к более высокому уровню жизни»
4
14.4.5.
Так, мы постепенно перешли от анализа роли, которую играет религия в функционировании общества, к той роли, которую она играет в его развитии (функция осуществления социальных изменений). Эта функция наиболее подробно был исследована
М. Вебером в его классическом труде «Протестантская этика и дух капитализма»
(подробнее см. тем 19). Согласно Веберу, распространение на Западе Европы протестантского (причем, прежде всего, кальвинистского) мировоззрения создало благоприятные ментальные и этические (рациональность, отношение к труду как высшей
4
Смелзер, ук. соч., с. 476-477.