Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2679

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
1. Основной задачей социологии при исследовании религии является критика
религиозных представлений, пропаганда атеистического мировоззрения.
1. Да.
2. Нет.
2. К проявлению процесса секуляризации относится отделение церкви от государства.
1. Да.
2. Нет.
3. В социологии религиозные представления рассматриваются как продукт невежества
людей.
1. Да.
2. Нет.
4. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков не является, с точки зрения
современной социологии, необходимым элементом религии?
1. Группы верующих.
2. Вера в Бога или богов.
3. Наличие ритуалов.
4. Наличие священных предметов.
5. В 1917 году православная церковь в России:
1.
Была отделена от государства с одновременной отменой сана патриарха.
2. Была отделена от государства с одновременным восстановлением сана патриарха.
3. Была включена в институт государства с одновременным восстановлением сана патриарха.
4. Была включена в институт государства с одновременной отменой сана патриарха.
5. Среди предложенных нет правильных вариантов ответов.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
6. Маркс рассматривал религию как:
1. Явление, возникающее исключительно благодаря невежеству масс и которое, соответственно, может быть преодолено с помощью просвещения.
2. Явление, связанное с формированием социального отчуждения.
3. Явление, нередко оказывающее определяющее влияние на формирование новых экономических отношений.
4. Явление, коренящееся в самой природе социальной жизни и потому недоступное сознательному изменению человеком.
5. Иллюзорную форму общественного сознания.

7. Укажите, какие из перечисленных функций религии являются проявлением
механизмов социального контроля.
1. Объединение общества на основе ритуала.
2. Освящение социальных норм.
3. Усиление позиций привилегированных статусных групп.
4. Ослабление психического напряжения у людей, оказавшихся в ”пограничных ситуациях”.
5. Изменение других социальных институтов.
8. Укажите, какие из перечисленных частных функций религии можно отнести к более
общей функции социального контроля.
1. Помощь человеку в «пограничных ситуациях».
2. Идейная помощь господствующим группам в укреплении их позиций в обществе, в удержании в повиновении эксплуатируемых масс.
3. Обоснование и освящение существующих в обществе нравственных норм.
4. Объединение общества.
5. Воспитание в людях любви к ближнему.
9. Укажите религии, являющиеся одновременно и мировыми и монотеистическими:
1. Свидетели Иеговы.
2. Христианство
3. Буддизм.
4. Иудаизм.
5. Мусульманство.
10. Укажите религиозные организации, которые по определению не могут являться
носителями контркультуры:
1. Церковь.
2. Секта.
3. Культ.
4. Деноминация.
5. Среди предложенных нет правильных вариантов ответов.


Раздел: Календарно-тематический план
1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   70

ТЕМА 15
Наука как феномен культуры и социальный институт.
Содержание темы
15.1.
Понятие науки, основные признаки. Специфика научного знания. Дискуссии о времени и месте возникновения науки. Социальные причины возникновения рационального мышления, культурно-исторические предпосылки возникновения науки. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности социологического подхода к исследованию феномена науки.
15.2.
Превращение науки в институт в эпоху Нового времени. Социальная структура науки. Науки естественные, общественные и технические. Науки социальные и гуманитарные. Социальные функции науки. Возрастание роли науки в условиях НТР. Наука как способ познания мира, как форма сохранения и передачи знаний из поколений в поколения, наука как неотъемлемый элемент материального производства, наука как институт социализации и социального контроля. Современные представления относительно влияния сообществ ученых на процесс развития науки. Понятие научной парадигмы.
Дискуссии о преимущественном влиянии внешних и внутренних факторов на развитие науки.
15.3.
Историческая эволюция критериев научности, проблема метода. Обоснование индуктивного и дедуктивного методов в трудах Бэкона и Декарта. Преимущества и недостатки этих методов. Современные представления о методах проверки научных гипотез, их роль в самоопределении науки. Основные особенности социального познания.
Современные представления о формах вненаучного познания.

Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
Назовите основные признаки науки. В чем состоит главная особенность научного знания?
Почему геометрические знания древних египтян не могут быть определены как научные?
Чем принципиально отличаются от них геометрические знания Греков? Укажите, какова была роль распространения протестантских учений на Западе Европы в развитии науки
Нового времени. Дайте определение понятия духовного производства. Укажите, в чем состоит специфика подхода к научной деятельности как к сфере духовного производства.
Какие задачи должна решать социология науки?
2.
Укажите основные причины институализации науки в период Нового времени.
Определите основные социальные функции науки. Можно ли утверждать, что область науки, в которой в течение долгого времени не было сделано ни одного открытия, является абсолютно бесполезной? Как, с Вашей точки зрения, менялась роль различных функция науки в ходе исторической эволюции человечества? Как изменились функции науки в эпоху НТР? Объясните смысл тезиса о «превращении науки в непосредственную производительную силу». Изменяется ли место науки в жизни при переходе от индустриального общества к постиндустиальному? Дайте определение научной парадигмы, обоснуйте влияние парадигм на развитие науки, приведите соответствующие примеры. Какая социальная общность является носителем парадигмы?
3.
Что такое критерии научности? Опишите, какова была роль первых учений о методе в процессе институализации науки. В чем видели основную задачу научного метода Бэкон и Декарт? Что, с точки зрения современной теории науки, было в этих взглядах явно ошибочным? Назовите основные преимущества и недостатки индуктивного и дедуктивного методов. Дайте общую характеристику эмпиризма и рационализма. Почему ни одно из этих направлений так и не смогло занять монопольные позиции в науке? В чем Вы усматриваете основные отличия современных представлений о научном методе от представлений, развивавшихся Бэконом и Декартом?
Основные термины и понятия
Метод – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Дедукция – научный метод, основанный на логическом переходе от общего к частного, от посылки к заключениям.
Индукция – научный метод, состоящий в переходе от наблюдаемых фактов природы и социальной жизни к выделению встречающихся в них устойчивых и повторяющихся связях, в движении от частного к общему.
Верификация – форма проверки научных гипотез, нацеленная на поиск подтверждающих эти гипотезы фактов.
Фальсификация – форма проверки научных гипотез, нацеленная на поиск опровергающих эти гипотезы фактов.
Парадигма – система признанных всеми научных достижений, которые в течение длительного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.


Вспомогательные материалы
Социальная обусловленность познания. Наука как социальный институт.
15.1. Познание как социально-философская проблема.
Проблематика познания относится к компетенции философии. Для данной дисциплины характерной является множественность точек зрения, отсутствие единого взгляда даже на самые общие и фундаментальные вопросы. Нет единства взглядов и по вопросу о природе, границах и сущности познания. Так, например, в рамках направления, получившего название агностицизма, вообще отрицается возможность познания мира, а имеющиеся у нас знания рассматриваются не более как особые формы иллюзий.
Соответственно, агностики отрицают возможность достижения истины, если под последней понимать «адекватное отражение объекта познающим субъектом»
1
. Напротив, в ряде других направлений, например, в материализме и объективном идеализме, познание рассматривается как высшая форма отражения объективной действительности. В рамках этих направлений, соответственно, разработаны специальные учения об истине, ее критериях и путях ее достижения.
15.2.
Познание чувственное и рациональное.
Первая проблема, с которой сталкиваются представители утверждающих познаваемость мира философских течений - проблема соотношения чувственного, т.е. базирующегося на ощущениях познания и познания рационального, возникающего в ходе мыслительной деятельности человека. Соответственно, в философии были строго выделены и описаны основные элементы чувственного и рационального этапов познания.
15.2.1.
Еще Аристотель выделил пять основных чувств человека – зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Исходным элементов чувственного познания является ощущение, возникающее в результате непосредственного воздействия реальности на органы чувств.
Однако ощущение само по себе показывает нам лишь одну стороны предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.). Целостный образ предмета, возникающий благодаря объединению данных различных органов чувств (бифштекс вкусный, коричневый, ароматный, шипящий, горячий) соответствует стадии восприятия. Однако еще в платоновских диалогах было показано, что подобный целостный образ принципиально не может возникнуть входе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной мышлением деятельности человека. Позднее (кантианская философия) была обоснована фундаментальная роль в этом процессе воображения. Следовательно, уже на этапе восприятия разграничение чувственного и рационального познания оказывается весьма
условным. После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в памяти, что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой
представлением. Все этапы чувственного познания неразрывно связаны с
субъективностью конкретного человека. Статус надындивидуального феномена оно приобретает только на уровне рационального познания.
15.2.2.
Основными элементами рационального познания являются понятия, суждения и
умозаключения. Понятие – мысль, выражающая существенные признаки (сущность) предмета. Суждение представляет собой определенную связь понятий, в которой утверждается или отрицается что-либо. Умозаключения – высшая форма мыслительной деятельности, логически связывающая в ряд посылок и следствий понятия суждения.
Благодаря умозаключениям разрозненные знания человека складываются в систему.
1
Философский энциклопедический словарь. М., !989, с.230.


15.3.
Особенности социологического подхода.
Изучением социальных аспектов познавательного процесса занимается социология
познания. Ее родоначальниками считаются К. Маркс (1818 – 1883) и К. Манхейм (1893 –
1947). Задачами социологии познания является исследование связи, существующей, с одной стороны, между социальной структурой общества и процессами, в нем протекающими, с другой – между направленностью познавательных процессов, формой и содержанием их результатов. Так, например, Маркс связывал возникновение различных социально- экономических теорий (теория «трех факторов производства», земельной ренты и т.д.) с интересами определенных социально-экономических классов, а, соответственно, с социальной структурой буржуазного общества. Манхейм развил этот подход, показав, что не только классовая принадлежность индивида, но и другие разновидности групповой принадлежности и социального положения, обусловливают формирование и результаты познания. Дюркгейм показывал связь, существующую между социальной структурой общества и нашими представлениями о пространстве, времени, основными принципами классификаций явлений и т.д.
15.4. Социология науки.
Наиболее обширным разделом социологии познанияявляется социология науки. В отличие от обыденных представлений, для которых характерно отношение к науке как к беспристрастному источнику знаний, социология изучает социальную обусловленность
науки, т.е. рассматривает ее как феномен (элемент) культуры. Поэтому, важнейшими для социологии является понимание науки как социального института, выполняющего весьма разнообразные функции и многопланово связанного обществом, как социального процесса целенаправленного производства знаний и как систему профессиональных групп, обладающих своими определенными ценностями и интересами.
Однозначно строгое определение науки дать еще сложнее, чем религии, тем не менее, можно выделить ее важнейшие признаки (атрибуты).
-
Доказуемость. Хотя практически все геометрические соотношения Евклида были хорошо известны еще египтянам, геометрия как наука возникает лишь в Древней Греции, где эти положения были не просто описаны, а строго доказаны (теоремы Фалеса, Пифагора и т.д.).
Таким образом, в Греции впервые осознается различие между достоверным и недостоверным знанием.
-
Наличие общепризнанных правил доказательства истинности знания. Если, например, для мифологического сознания важнейшим критерием является апелляция к авторитету, то наука предполагает опору на обезличенные критерии истинности, как, например, признаваемые всеми учеными правила формальной логики.
-
Запрет на использование теологических объяснений, объяснение любых явлений только
естественными причинами.
-
Современная наука предполагает существование профессиональных организаций
(сообществ) ученых, с определенными правилами поведения их членов. Подобные сообщества возникают лишь в эпоху Нового времени (Лондонское Королевское общество), поэтому некоторые исследователи даже датируют возникновение науки именно этим периодом.
-
В эпоху Нового времени возникает еще один важнейший признак современной науки –
эксперимент, суть которого состоит в исследовании явлений, протекающих в искусственно созданных и контролируемых условиях, благодаря которым возникает возможность математически строгого описания полученных результатов.