Файл: Руководством преподавателя (сроп) по дисциплине Организация пассажирских перевозок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка схематического графика движения пассажирских поездов.
До построения детального графика движения поездов всех категорий по перегонам и участкам строится схематический график дальних и местных пассажирских поездов по участкам направления. Схематический график составляется на миллиметровой бумаге на такое число суток, чтобы получить полный оборот состава. Рекомендуемый масштаб сетки графика: для времени 1 час – 10мм, для расстояния 50 км – 10мм. Начало и конец суток показывается жирной линией, 12-ти часовые интервалы – пунктиром, 6-ти часовые интервалы тонкой линией. На схематическом графике горизонтальной линиями показываются только те станции, где поезда имеют остановки для выполнения технических операций и станции оборота составов.
Задание. Построить схематический график оборота составов для участка А-Д по исходным данным СРОП №1. Размеры движения пассажирских поездов взять из СРОП №3. Среднюю ходовую скорость движения поездов принимаем из СРОП №2.
СРОП №5, (недели 6-7,3 часа)
Тема: Расчет показателей пассажирских перевозок
Цель работы: произвести расчет показателей пассажирских перевозок на основе построенного графика оборота пассажирских поездов на заданном полигоне.
Количественные показатели:
- отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);
- пассажирооборот (пассажирокилометры, сокр.пассю-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км – это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);
- работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;
- число используемых составов для обеспечения данного объема перевозок.
Качественные показатели:
- участковая скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);
- маршрутная скорость – средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);
- населенность на вагон – это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60% вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60% вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;
- средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);
- среднесуточный пробег состава. Определяется делением общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.
Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Особенно значителен прирост объема перевозок в июле и августе. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок в максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении. Объем перевозок в июле в этом сообщении возрастает в 2 – 2,5 раза по сравнению с февралем.
Показатели пассажирских перевозок делятся на две группы: количественные и качественные.
Задание. По данным СРОП 1 - 4 рассчитать показатели пассажирских перевозок (см. методическое указание для практических занятий).
СРОП №6, (недели 7-8, 3 часа)
Тема: Расчет пригородного пассажиропотока
Цель работы: произвести расчет пригородного пассажиропотока на заданном пригородном участке.
Пригородные перевозки развиваются на линиях, примыкающих к крупным городам, промышленным и населенным пунктам. Пригородные поезда осуществляют также внутригородские перевозки там, где пригородные участки железных дорог находятся в черте городских построек или являются железнодорожными диаметрами, которые пересекают город, являясь транспортными артериями. Четкая организация пригородных перевозок имеет большое значение. Опоздание пригородного поезда приводит к задержке выхода трудящихся на работу и сбою производства. Плохие условия перевозки, отсутствие четкого взаимодействия с другими видами транспорта вызывают дополнительную «транспортную усталость» и снижение производительности труда перевозимых пассажиров.
Особенностями пригородных перевозок, оказывающими влияние на организацию движения пригородных поездов, являются:
- концентрация пригородных перевозок в крупных центрах страны;
- массовость перевозок с большим числом поездок на одного пассажира в год
;
- устойчивые пассажиропотоки в рабочие дни (трудовые поездки) и переменные – в выходные и праздничные;
- резкое падение пассажиропотока на участке по мере его удаления от головной станции;
- перевозки, осуществляемые на короткие расстояния;
- неравномерность перевозок по сезонам года (лето, зима), дням недели (рабочий, нерабочий, предвыходной и послевыходной дни) и по часам суток;
- большая частота движения для уменьшения времени ожидания поездов и высокая скорость для сокращения продолжительности поездки.
Эти особенности предъявляют следующие требования к организации пригородного движения:
- установление достаточного числа поездок как в целом за сутки, так и по периодам суток;
- удобное для пассажиров распределение пригородных поездов по времени;
- обеспечение достаточной частоты (что определяет время ожидания поездки) и в то же время высокой скорости движения поездов (время в пути);
- необходимость устройства зонных станций оборота пригородных составов;
- организация посадки-высадки пассажиров, как на станциях, так и на остановочных пассажирских платформах.
Как правило, пригородные участки двухпутные, а на многих есть дополнительные главные пути III и IV, оборудованные трех- и четырехзначной автоблокировкой с автоматической локомотивной сигнализацией. Это обеспечивает их высокую пропускную способность и полную безопасность движения. Участки с большими пассажиропотоками электрифицированы. Обслуживают их специальные мотор-вагонные поезда с высокими значениями ускорения и замедления, у вагонов таких поездов – автоматически управляемые широкие двери. Высокие платформы обеспечивают быструю посадку и высадку пассажиров с минимальными потерями времени. Для контроля за этими операциями в местах большого скопления пассажиров начинает применяться промышленное телевидение.
Для сокращения затрат времени пассажиров на поездку и более эффективного использования пригородного подвижного состава пригородные участки делятся в зависимости от величины пассажиропотока на зоны. Для зон с большим потоком пассажиров назначается большее число поездов.
Для посадки и высадки пассажиров в пригородном сообщении организуют зонные станции. Оборот пригородных составов производят на зонных станциях.
Размеры движения определяют для каждой зоны отдельно. На дальних зонах меньшие размеры движения, и поэтому время ожидания поездки у пассажиров этих зон больше, чем у пассажиров первой зоны. Однако продолжительность их поездки можно сократить за счет прокладки поездов с небольшим числом остановок («скороходов»), которые характерны для прогрессивных типов графика движения. Это в известной мере компенсирует потери времени из-за сокращения частоты движения.
Пригородный участок делится на зоны так, чтобы строительные затраты на устройства зонных станций и эксплуатационные расходы не превышали экономии от ускорения доставки пассажиров и от сокращения времени оборота составов.
Для составления графика движения поездов определяют распределение пассажиропотоков по часам суток, их процентное соотношение и устанавливают по данным наблюдений за прошедший период и на основе заявок предприятий и учреждений, а иногда путем обследования пассажиропотоков. Остановочные пункты на пригородном участке располагаются на расстоянии 8 – 10 км.
Пригородные перевозки имеют особенности: неравномерное распределение пассажиропотока в пространстве (по длине пригородного участка) и во времени (по часам суток). Распределение пригородного пассажиропотока по станциям пригородного участка, а также по часам суток выполняется исходя из среднесуточного пассажиропотока за месяц максимальных перевозок Аmax и процентного распределения пассажиропотока по станциям участка Pi.
Задание. Рассчитать распределение пассажиропотока по станциям пригородного участка по следующим исходным данным:
Исходные данные: Размер максимального суточного пассажиропотока, тыс.чел. принимается из таблицы 6.1 по второй цифре шифра студента
Таблица 6.1
участок | Номер варианта | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | |
| 30 | 35 | 40 | 42 | 45 | 46 | 48 | 38 | 50 | 40 |