Файл: Программа дисциплины методика преподавания начального курса матемтики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
Б1.О.20.04 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМТИКИ»
Направление подготовки/ специальность ___________________________________________
(код и наименование направления подготовки/специальности)
Направленность (профиль)/ специализация______________________________________________________
(наименование направленности (профиля) специализации)
Форма обучения ____________________________________________________
(очная, очно-заочная, заочная)
Квалификация (степень) выпускника __________________________________
(бакалавр, магистр, специалист)
Краснодар 2021 44.03.01 Педагогическое образование
Начальное образование
Заочная
Бакалавр
2
Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания начального курса ма- тематики» составлена в соответствии с Федеральным государственным образо- вательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению под- готовки 44.03.01 «Педагогическое образование»
Программу составила Г.Б. Мардиросова, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования
_____________
Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания начального курса ма- тематики» утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования протокол № 11 от «18» мая 2021 г.
Заведующий кафедрой (разработчика) педагогики и методики начального образования Жажева С.А. ____________
Утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета педаго- гики, психологии и коммуникативистики протокол № 10 от «19» мая 2021 г.
Председатель УМК факультета Гребенникова В.М. ___________
Рецензенты:
Скитева А.Ф., директор МБОУ гимназии № 82 город Краснодар
Микерова Г.Ж., д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования КубГУ
3
1
Ц
ЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель дисциплины – методическая подготовка студентов к преподаванию в началь- ных классах общеобразовательной школы начального курса математики, в частности арифме- тического материала посредством обеспечения их базовыми теоретическими и практическими навыками для профессиональной педагогической деятельности.
Курс «Методика преподавания начального курса математики» сосредотачивает внима- ние бакалавров на анализе основных понятий начального курса математики и общих способов методической деятельности, которыми пользуются учителя, организуя изучения арифметиче- ского материала младшими школьниками; устанавливает последовательность расположения учебного материала, а также определяет формы, методы и приемы для обучения в аспекте тре- бований ФГОС НОО.
Практическая направленность курса «Методика преподавания начального курса мате- матики» помогает будущим учителям не допускать грубых методических ошибок в проведе- нии занятий с учетом возрастных особенностей детей.
1.2 Задачи дисциплины
1. Способствовать развитию умения разрабатывать и реализовывать учебные про- граммы по математике в разделах арифметического материала начального математического образования;
2. Способствовать овладению методами диагностирования достижений младших школьников в предметной области «математика»; развивать умение интерпретировать полу- ченные данные с целью обеспечения качества учебного процесса
В содержании лекционных занятий рассматриваются общие вопросы: цели обучения, содержание и построение курса математики начальных классов, методы, средства и организа- ционные формы обучения. Усиливается творческий характер работы современного учителя школы, значительный объем программного арифметического материала по методике обуче- ния математике.
На практических занятиях студенты должны научиться самостоятельно: составлять план изучения темы, план-конспект отдельного урока, анализировать свой и просмотренный урок, проводить внеклассное занятие, готовить тексты контрольных работ, материалы для уст- ного опроса учащихся по теме и оценивать ответы детей, анализировать собственный опыт.
1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина «Методика преподавания начального курса математики» относится к ба-
зовой части Блока 1 – Б1.О. Базовые обязательные дисциплины» ФГОС-3 по направлению под- готовки ВО 44.03.01 Педагогическое образование. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплин: «Основные ма- тематические понятия», «Числовые системы», «Теория обучения детей младшего школьного возраста», «Возрастная и педагогическая психология».
1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соот-
несенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся компетенций
4
Код и наименование индикатора*
Результаты обучения по дисциплине
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную дея-
тельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии
с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ИОПК-3.1. Осуществляет организацию сов- местной и индивидуальной учебной деятельно- сти обучающихся, в том числе с особыми обра- зовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Знает психологические и педагогические закономерно- сти и принципы организации совместной и индивидуаль- ной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; теорию и технологии учета возрастных особенностей обучаю- щихся
Умеет определять и реализовывать формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся на уроках матема- тики, в том числе с особыми образовательными потреб- ностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требова- ниями инклюзивного образования
Владеет образовательными способами организации сов- местной и индивидуальной учебной деятельности обуча- ющихся, в том числе с особыми образовательными по- требностями в соответствии с требованиями федераль- ных государственных образовательных стандартов, тре- бованиями инклюзивного образования
ПК-1 Способен к планированию, проведению и анализу эффективности учебных занятий и подходов
к обучению младших школьников
ИПК-1.1 Реализует учебно-воспитательную деятельность младших школьников в соответ- ствии с календарно-тематическим планирова- нием по требованиям, предъявляемым к орга- низации образовательного процесса
Знает содержание и построение начального курса мате- матики в пределах требований федеральных государ- ственных образовательных стандартов и основной обще- образовательной программы; основы методики препода- вания, основные принципы деятельностного подхода
Умеет использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обу- чающихся; применять современные образовательные технологии; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образователь- ный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании
Владеет навыками профессиональной деятельности по реализации программ учебных дисциплин; ИКТ компе- тентностями
2.
С
ТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице
(для студентов ЗФО)
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
(часы)
6
Контактная работа, в том числе:
Аудиторные занятия (всего):
16
16
Занятия лекционного типа
4 4
-
-
Лабораторные занятия
-
-
-
-
Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия)
12 12
-
-
-
-
-
-
Иная контактная работа:
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы (КСР)
-
-
5
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
(часы)
6
Промежуточная аттестация (ИКР)
0,3 0,3
Самостоятельная работа, в том числе:
119
119
Реферат (Р)
10 10
-
-
Эссе (Э)
10 10
-
-
Доклад с презентацией
28 28
-
-
Самостоятельное изучение разделов
36 36
-
-
Самоподготовка (проработка и повторение лекцион- ного материала и материала учебников и учебных посо- бий, подготовка к лабораторным и практическим заня- тиям, коллоквиумам и т.д.)
15 15
Подготовка к текущему контролю
20 20
-
-
Контроль:
Подготовка к экзамену
8,7 8,7
Общая трудоемкость
час.
144
144
-
-
в том числе контактная
работа
70,3
70,3
зач. ед
3
3
2.2 Структура дисциплины:
Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины.
Разделы дисциплины, изучаемые на 3 курсе (для студентов ЗФО)
№
Наименование разделов (тем)
Количество часов
Всего
Аудиторная работа
Внеауди- торная работа
Л
ПЗ
ЛР
СРС
1.
Введение. Методика преподавания математики как наука и как учебный предмет. Принципы построения курса матема- тики в начальной школе. Организация обучения математики в начальных классах. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изу- чения. Методика изучения нумерации в начальной школе.
Доли/дроби. Методика изучения арифметических действий в начальной школе. Формирование вычислительных навыков
66 2
6
-
58 2.
Методика обучения решению текстовых задач. Расширение знаний детей о геометрических фигурах. Практическая направленность в изучении геометрических понятий. Геомет- рическое построение. Организация обучения элементам гео- метрии в начальных классах. Методика работы с величинами и их измерениями. Виды задач, связанных с измерением.
Преобразование величин. Диагностика результатов достиже- ния. Мониторинг результатов
69 2
6
-
61
ИТОГО по разделам дисциплины
135 4
12
-
119
Контроль самостоятельной работы (КСР)
-
Промежуточная аттестация (ИКР)
0,3
Подготовка к текущему контролю
8,7
Общая трудоемкость по дисциплине
144
6
2.3 Содержание разделов дисциплины:
2.3.1 Занятия лекционного типа
№
Наименование тем
Содержание темы
Форма текущего контроля
1 2
3 4
1.
Методика препода- вания математики как наука и как учебный предмет
Предмет и задачи обучения математике в началь- ных классах школы как науки. Связь методики преподавания математики с другими науками: ма- тематикой, психологией, педагогикой, логикой.
Методы исследования, используемые методиче- ской наукой
Составление содержа- тельной схемы-струк- туры взаимосвязи МПМ с другими науками
2.
Принципы построе- ния курса матема- тики в начальной школе. Организа- ция обучения мате- матики в началь- ных классах
Развивающие, образовательные и воспитательные задачи обучения в начальных классах школы. По- строение начального курса математики. Преем- ственность в обучении математике между ДОУ, начальными классами и средними классами обще- образовательной школы. Элементы методической системы: цели, содержание, формы организации обучения математике. Учебная деятельность.
Учебная задача. Использование различных мето- дов в обучении математике, использование игр.
Связь методов обучения с целями, содержанием, средствами и организационными средствами обу- чения. Зависимость выбора метода от конкретной дидактической задачи, особенностей содержания учебного материала, от используемых средств обучения, организационных форм обучения мате- матике младших школьников, от возрастных осо- бенностей учащихся. Комплекты учебно-методи- ческих пособий для учителя и учащихся, их назна- чение, особенности и методика использования.
Система уроков математики, их типология.
Требования к современному уроку. Отбор со- держания, выбор методов и организационных форм обучения (индивидуальных, групповых, коллективных). Общие методические во- просы. Проверка и оценка знаний, умений, навыков учащихся. Требования к ведению тетрадей. Домашние задания (организация, руководство, контроль). Внеклассная работа по математике. Особенности ведения уроков в малокомплектной школе
Аналитическая статья
(принципы построения курса математики в раз- ных УМК НО).
Презентация структуры уроков в зависимости от типов
3.
Характеристика ос- новных понятий начального курса математики и по- следовательность его изучения
Понятие натурального числа (теоретико-множе- ственный смысл, аксиоматическое понятие числа, понятие числа как измерения величин), арифметика целых неотрицательных чисел (поря- док изучения, свойства действий)
Глоссарий
4.
Методика изучения нумерации в начальной школе.
Доли/дроби
Цели и задачи изучения нумерации. Основные понятия. Содержание и особенности изучения нумерации. Различные методические подходы к формированию понятий натурального числа и нуля. Особенности десятичной системы счисле- ния. Цели и задачи изучения нумерации в преде- лах ста, тысячи, многозначных чисел. Основные
Тест
7
№
Наименование тем
Содержание темы
Форма текущего контроля
1 2
3 4 понятия. Содержание и особенности изучения нумерации.
5.
Методика изучения арифметических действий в началь- ной школе. Форми- рование вычисли- тельных навыков
Свойства арифметических действий. Проверка правильности выполнения арифметических дей- ствий. Знакомство со сложением, вычитанием, умножением и делением. Связь между компонен- тами и результатами арифметических действий.
Приемы устных вычислений. Таблицы умноже- ния. Связь между компонентами и результатами арифметических действий. Внетабличное умно- жение и соответствующие случаи деления. При- емы устных вычислений. Изучение приемов уст- ных вычислений. Изучение алгоритма письмен- ного сложения, вычитания, умножения, деления.
Изучение правил порядка действий. Стадии фор- мирования вычислительного навыка
Тест
Методическая копилка
6.
Методика обучения решению тексто- вых задач
Функции текстовых задач в обучении младших школьников. Виды задач. Методика обучения ре- шению простых задач. Методы и приемы реше- ния текстовых задач. Запись решения задач. Об- разцы рассуждений. Составные задачи на нахож- дение четвертого пропорционального. Методика обучения составным задачам. Разнообразные способы введения нового типа задач.
Тест
7.
Расширение знаний детей о геометриче- ских фигурах.
Практическая направленность в изучении геометри- ческих понятий
Понятие «построение», «геометрическое постро- ение», «модель». Свойства геометрических фи- гур/тел. Родо-видовые понятия в геометрии, ме- тодика их изучения. Построение начального курса изучения элементов геометрии. Преем- ственность в обучении математике между ДОУ, начальными классами и средними классами об- щеобразовательной школы. Элементы методиче- ской системы: цели, содержание, формы органи- зации обучения математике.
Глоссарий.
Аналитическая статья
(принципы построения курса математики в раз- ных УМК НО)
8.
Геометрическое по- строение. Органи- зация обучения элементам геомет- рии в начальных классах
Использование различных методов в обучении математике. Связь методов обучения с целями, содержанием, средствами и организационными средствами обучения в аспекте ФГОС НОО. За- висимость выбора метода от конкретной дидак- тической задачи, особенностей содержания учеб- ного материала, от используемых средств обуче- ния, организационных форм обучения матема- тике младших школьников, от возрастных осо- бенностей учащихся. Комплекты учебно-методи- ческих пособий для учителя и учащихся, инстру- менты, их назначение, особенности и методика использования. Общие методические вопросы.
Проверка и оценка знаний, умений, навыков уча- щихся. Внеклассная работа по математике.
Презентация структуры уроков в зависимости от типов
9.
Методика работы с величинами и их измерениями. Виды задач, связанных с
Цели и задачи изучения величин. Основные по- нятия. Содержание и особенности изучения вели- чин. Различные методические подходы к форми-
Тест
Методическая копилка
Презентации (моделиро- вание)
8
№
Наименование тем
Содержание темы
Форма текущего контроля
1 2
3 4 измерением. Пре- образование вели- чин рованию понятия «величина». Способы преобра- зования единиц измерения величин. Преобразо- вание единиц измерения величин. Выполнение арифметических действий с единицами измере- ния величин. Методика обучения решению гео- метрических задач. Моделирование.
Чертежи. Образцы рассуждений. Разнообразные способы введения нового типа задач
10.
Диагностика ре- зультатов достиже- ния. Мониторинг результатов
Методики диагностирования планируемых ре- зультатов, рекомендуемые ФГОС НОО. Понятие мониторинга в образовательном учреждении.
Требования к методикам диагностики и проведе- нию мониторинга. Интерпретация результатов и их оформление
Библиографический список авторских мето- дик диагностирования
2.3.2 Занятия семинарского типа
№
Наименование тем
Содержание практических занятий
(семинаров)
Форма текущего контроля
1 2
3 4
1.
Методика препода- вания математики как наука
Методика препода- вания математики как учебный пред- мет. Принципы по- строения курса ма- тематики в началь- ной школе
Цель: закрепление теоретических знаний о прин- ципах построения начального курса математики, методах, средствах и формах обучения матема- тики в начальных классах.
Занятие:
1. Понятие метода.
2. Виды методов и средств обучения математике.
Пять групп методов (методы по организации сов- местной деятельности учителя и ученика, методы по источникам знаний, методы, позволяющие ак- тивизировать познавательную деятельность уча- щихся, методы по логическому развитию, дидак- тические игры)
Составление содержа- тельной схемы-струк- туры взаимосвязи МПМ с другими науками
Аналитическая статья
(принципы построения курса математики в раз- ных УМК НО)
2.
Характеристика ос- новных понятий начального курса математики и по- следовательность его изучения
Цель: закрепление теоретических знаний об ос- новных понятиях начального курса математики, методах, средствах и формах обучения матема- тики в начальных классах.
План занятия:
Цели начального обучения математики.
Особенности построения начального курса.
Основные понятия начального курса математики их характеристики и последовательность изуче- ния.
Основные методы работы над программным ма- териалом.
Учебники математики и учебные пособия.
Наглядные пособия и технические средства обу- чения.
Формы организации обучения математике в начальной школе.
Проверка и оценивание знаний, умений и навы- ков учащихся по математике
Глоссарий
3.
Организация обуче- ния математики в
Цель: закрепление теоретических знаний о типах и видах уроков математики в начальных классах и
Презентация структуры уроков в зависимости от