Файл: Программа дисциплины методика преподавания начального курса матемтики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27 предложены, но слабо наполнены содержанием – в основном перечислены задания и упраж- нения из учебника, не описана методика изучения (закрепления) нового материала. Заплани- ровано мало видов и небольшое количество универсальных действий учащихся, но не описана технология их формирования и оценивания.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если урок описан схема- тично, не отвечает требованиям к урокам информатики.
Пример тестовых заданий
Все тестовые задания имеют информационно-практический характер и выполняют не только контролирующую, но и обучающую функцию. Тесты или их фрагменты по усмотре- нию преподавателя могут быть использованы как во время занятий, так и для организации управляемой самостоятельной работы студентов, а также в качестве контрольно-измеритель- ных материалов.
Тест №1
«ДОЧИСЛОВАЯ ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Ч А С Т Ь А
Найдите один неправильный ответ, а в случае его отсутствия укажите: «Неправильного ответа нет».
А1. Задачами дочислового периода являются:
1) выявление уровня дошкольной математической подготовки;
2) уточнение и расширение математических представлений детей;
3) развитие познавательных процессов;
4) специальная подготовка к введению понятия «число»;
5) формирование учебной деятельности;
6) неправильного ответа нет.
А2. Подготовка младших школьников к изучению чисел ведется по следующим
направлениям:
1) обучение счету;
2) уточнение представлений о количественном и порядковом значении числа;
3) обучение сравнению двух множеств по количеству элементов;
4) практическое знакомство с операциями объединения и дополнения конечных мно- жеств;
5) формирование умения решать задачи на нахождение суммы, на нахождение остатка;
6) уточнение пространственных представлений.
Ч А С Т Ь Б
Среди предложенных вариантов ответов укажите один правильный.
Б1. К «открытию» правил счета подводят упражнения вида:
1) счет неоднородных предметов;
2) счет парами, тройками или другими группами;
3) счет предметов, расположенных по замкнутому контуру;
4) счет предметов, расположенных по строкам или по столбцам;
5) счет по представлению;
6) счет по размеру.
28
Б2. Упражнения на сравнение множеств по их численности целесообразно начи-
нать со случая, когда:
1) оба множества образованы из одних и тех же предметов;
2) каждое из множеств составлено из однородных предметов (например, в первом – треугольники, а во втором – круги);
3) каждое из множеств составлено из разнородных предметов, имеющих только один признак различия (например, форма);
4) каждое из множеств составлено из разнородных предметов, имеющих два признака различия (например, форма и цвет);
5) оба множества состоят из произвольных предметов;
6) правильного ответа нет.
Ч А С Т Ь В
Заполните пропуски в заданиях, если они есть.
В1. Счет – это . . . отображение множества предметов, которые пересчитываются, на отрезок натурального ряда чисел, начиная с числа один.
В2. Сходство количественного и порядкового счета состоит в том, что с помощью как одного, так и другого способа счета можно получить ответы сразу на два вопроса: . . . ? и . . . ?
Зачетно-экзаменационные материалы для промежуточной аттестации (экзамен)
1. Методика преподавания математики как наука. Связь МПМ с другими науками.
2. Начальный курс математики как учебный предмет в 1–4 классах (цели, содержание и построение).
3. Классификация учебных задач и особенности их построения при обучении матема- тике.
4. Основные математические понятия, изучаемые в начальном курсе математики. Их характеристика.
5. Специфика принципов обучения математике в начальных классах.
6. Подготовительный этап при обучении математическому понятию в начальной школе.
7. Этап закрепления при обучении математическому понятию в начальной школе.
8. Натуральные числа и число нуль в аксиоматической теории и методика их форми- рования.
9. Натуральные числа и число нуль в теории множеств и методика их формирования.
10. Число как результат измерения величины.
11. Методы и приемы начального обучения математике.
12. Сущность метода моделирования на уроках математики в начальной школе.
13. Средства начального обучения математике. Наглядные пособия, ИКТ.
14. Структура учебников по математике в начальной школе и учебно-методические по- собия для учителя и учащихся. Требования к учебным пособиям.
15. Типология и структура уроков математики в зависимости от целей и задач урока.
16. Календарно-тематическое планирование по математике. План-конспект урока по математике.
17. Основные документы, регламентирующие подготовку учителя к уроку математики в начальной школе.
18. Контроль и оценка результатов изучения математики в начальных классах.
19. Учебные задания и организация самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках математики.
20. Учебная деятельность младших школьников и ее организация в дочисловой пе- риод.
29 21. Особенности организации внеурочной деятельности по математике.
22. Методика изучения нумерации чисел в концентре «Десяток».
23. Методика изучения числа нуль.
24. Методика изучения нумерации чисел в концентре «Сотня».
25. Особенности методики изучения нумерации чисел от 11 до 20.
26. Методика изучения нумерации чисел в концентре «Тысяча».
27. Методика изучения нумерации чисел в концентре «Многозначные числа».
28. Методика раскрытия конкретного смысла действия сложения.
29. Методика раскрытия конкретного смысла действия вычитания.
30. Методика раскрытия конкретного смысла действия умножения.
31. Методика раскрытия конкретного смысла действия деления.
32. Методика изучения свойств арифметических действий.
33. Методика изучения взаимосвязи компонентов и результата действия сложения.
34. Методика изучения взаимосвязи компонентов и результата действия умножения.
35. Методика составления таблиц сложения и соответствующих случаев вычитания.
36. Методика составления таблиц умножения и соответствующих случаев деления.
37. Приемы сложения и вычитания в концентре «Десятка» и методика их изучения.
38. Методика составления таблицы сложения чисел с переходом через «Десяток» и со- ответствующих случаев вычитания.
39. Методика изучения приемов сложения в концентре «Сотня».
40. Методика изучения приемов сложения в концентре «Тысяча».
41. Методика изучения приемов вычитания в концентре «Сотня».
42. Методика изучения умножения в концентре «Сотня».
43. Методика изучения деления в концентре «Сотня».
44. Методика изучения частных случаев умножения и деления в концентре «Сотня».
45. Методика изучения приемов внетабличного умножения в концентре «Сотня».
46. Методика изучения приемов внетабличного деления в концентре «Сотня».
47. Методика изучения деления с остатком.
48. Методика изучения письменного алгоритма сложения.
49. Методика изучения письменного алгоритма вычитания.
50. Методика изучения письменного алгоритма умножения (3 этапа).
51. Методика изучения письменного алгоритма деления (3 этапа).
52. Формирование вычислительных навыков.
53. Арифметическая задача. Виды арифметических задач.
54. Общие приемы работы над задачей, функции текстовых задач.
55. Планируемые результаты достижений обучения математики (определение и крат- кая характеристика).
56. Роль наглядных средств обучения геометрии и величинам на уроках математики в начальной школе.
57. Основные задачи и принципы обучения геометрии в начальной школе.
58. Методика формирования геометрических представлений и начальных понятий
(цели, содержание по классам, основные понятия) в начальной школе.
59. Методика изучения точки, прямой и кривой линии.
60. Методика изучения отрезка прямой.
61. Методика изучения многоугольника (все виды).
62. Методика изучения углов (малка).
63. Методика введения прямого угла.
64. Методика изучения круга.
65. Понятие периметра многоугольника. Ломаная линия, длина ломаной линии.
66. Геометрическое построение. Необходимые средства обучения геометрическому материалу в начальных классах.
67. Расширение знаний детей о геометрических понятиях (окружность, симметрия,
30 геометрические тела и пр.).
68. Практическая направленность в изучении геометрических понятий.
69. Основные виды работ, направленные на развитие пространственного мышления младших школьников.
70. Формирование представлений о величинах в начальной школе (основные вели- чины и методика их изучения).
71. Знакомство с величинами в первом классе.
72. Методика изучения свойств величин в начальной школе (на примере).
73. Методика изучения единиц измерения величин в начальной школе (последователь- ность, инструменты, приборы).
74. Методика изучения арифметических действий над величинами в начальной школе.
75. Методика изучения понятия длины отрезка.
76. Методика изучения понятия массы
77. Методика изучения понятия объема, емкости.
78. Методика изучения понятия времени.
79. Методика изучения понятия площади (палетка) геометрической фигуры.
80. Методика ознакомления учащихся со скоростью и его измерением.
Критерии оценивания результатов обучения
Оценка
Критерии оценивания по экзамену
Высокий
уровень «5»
(отлично)
оценку «отлично» заслуживает студент, освоивший знания, уме-
ния, компетенции и теоретический материал без пробелов; выпол-
нивший все задания, предусмотренные учебным планом на высоком
качественном уровне; практические навыки профессионального
применения освоенных знаний сформированы
Средний
уровень «4»
(хорошо)
оценку «хорошо» заслуживает студент, практически полностью
освоивший знания, умения, компетенции и теоретический мате-
риал, учебные задания не оценены максимальным числом баллов, в
основном сформировал практические навыки
Пороговый
уровень «3»
(удовлетвори-
тельно)
оценку «удовлетворительно» заслуживает студент, частично с
пробелами освоивший знания, умения, компетенции и теоретиче-
ский материал, многие учебные задания либо не выполнил, либо они
оценены числом баллов близким к минимальному, некоторые прак-
тические навыки не сформированы
Минимальный
уровень «2»
(неудовлетвори-
тельно)
оценку «неудовлетворительно» заслуживает студент, не освоив-
ший знания, умения, компетенции и теоретический материал, учеб-
ные задания не выполнил, практические навыки не сформированы
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
– при необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене;
– при проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с огра- ниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями;
– при необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными воз- можностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
31
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучаю- щихся.
5.
П
ЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
,
НЕОБХОДИМОЙ
ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(
МОДУЛЯ
)
5.1 Учебная литература:
основная:
1.
Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций
: [16+] / А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2016. – 456 с. – (Вузовское образование). – Ре- жим доступа: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116490
(дата обращения:
15.07.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 5-691-01422-6. – Текст : электронный.
2.
Тихоненко, А. В. Подготовка учителя к обучению геометрии в начальной школе : учебное пособие : [16+] / А. В. Тихоненко, Ю. В. Трофименко, Е. А. Проценко ; под ред. А. В.
Тихоненко ; Таганрогский государственный педагогический институт. – Таганрог : Таганрог- ский государственный педагогический институт, 2011. – 280 с. : ил. – Режим доступа:
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=615396
(дата обращения: 15.07.2021). –
Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-87976-684-4. – Текст : электронный.
3.
Тихоненко, А. В. Изучение понятия величины в начальной школе : учебное пособие
/ А. В. Тихоненко. – Таганрог : Таганрогский государственный педагогический институт,
2010.
–
268 с.
: ил., табл., схем.
–
Режим доступа:
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=615623
(дата обращения: 15.07.2021). –
Библиогр.: с. 267-268. – ISBN 978-5-87976-611-0. – Текст : электронный.
4.
Тихоненко, А. В. Обучение решению текстовых задач в начальной школе: учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» / А. В. Тихоненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Таганрог : Таганрогский государственный педагогический институт, 2006. – 210 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614564
(дата обращения: 15.07.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 5-87976-405-2. – Текст : электронный.
5.
Пенчанский, С. Б. Основы начального курса математики в примерах и задачах : учеб- ное пособие / С. Б. Пенчанский. – Минск : РИПО, 2018. – 240 с. : ил. – Режим доступа:
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497498
(дата обращения: 15.07.2021). –
Библиогр. в кн. – ISBN 978-985-503-830-7. – Текст : электронный.
дополнительная:
1. Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе. – М.: Акаде- мия, 2014. – 496 с. – (Сер. Бакалавриат). – 25 экз.
2. Забрамная, С.Д. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения: 1 класс: пособие для педагогов, дефектологов, психологов / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - Москва : Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2014. - 128 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-691-02083-4 ; То же [Электронный ресурс].
-
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429799'>http://biblioclub.ru/index.php?page=book&
id=429799 3. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М., 2000.
32 4. Бантова М.А., Бельтюкова П.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 2011.
5. Богданович М.В. Урок математики в начальной школе. – Киев, 2011.
6. Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов, 2011.
7. Лавриненко Г.А. Как научить детей решать задачи. – Саратов, 2001.
8. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М.,
2008.
9. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика (1-4 классы) учебник. – М.,
2012.
10. Программа 1-4 (начальные классы) / Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М.,
2001.
11. Типовые программы 1-4 классов общеобразовательной школы. – М., 2012.
12. Учебники (и учебные пособия) по математике, методические пособия для учите- лей, дидактические материалы для учащихся.
5.2. Периодическая литература
1. Базы данных компании «Ист Вью»
http://dlib.eastview.com
2. Электронная библиотека GREBENNIKON.RU https://grebennikon.ru/
5.3. Интернет-ресурсы, в том числе современные профессиональные базы данных
и информационные справочные системы
Электронно-библиотечные системы (ЭБС):
1. ЭБС «ЮРАЙТ»
https://urait.ru/
2. ЭБС «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ОНЛАЙН» www.biblioclub.ru
3. ЭБС «BOOK.ru» https://www.book.ru
4. ЭБС «ZNANIUM.COM» www.znanium.com
5. ЭБС «ЛАНЬ» https://e.lanbook.com
Профессиональные базы данных:
1.
Web of Science (WoS) http://webofscience.com/
2.
Scopus http://www.scopus.com/
3.
ScienceDirect www.sciencedirect.com
4.
Журналы издательства Wiley https://onlinelibrary.wiley.com/
5.
Научная электронная библиотека (НЭБ) http://www.elibrary.ru/
6.
Полнотекстовые архивы ведущих западных научных журналов на Российской платформе научных журналов НЭИКОН http://archive.neicon.ru
7.
Национальная электронная библиотека (доступ к Электронной библиотеке диссер- таций Российской государственной библиотеки (РГБ)
https://rusneb.ru/
8.
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина https://www.prlib.ru/
9.
Электронная коллекция Оксфордского Российского Фонда https://ebookcentral.proquest.com/lib/kubanstate/home.action
10.
Springer Journals https://link.springer.com/
11.
Nature Journals https://www.nature.com/siteindex/index.html
12.
Springer Nature Protocols and Methods https://experiments.springernature.com/sources/springer-protocols
13.
Springer Materials http://materials.springer.com/
14. zbMath https://zbmath.org/
15.
Nano Database https://nano.nature.com/
16.
Springer eBooks
: https://link.springer.com/
17.
"Лекториум ТВ" http://www.lektorium.tv/
18.
Университетская информационная система РОССИЯ http://uisrussia.msu.ru
Информационные справочные системы:
33 1.
Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по локальной сети с ком- пьютеров библиотеки)
Ресурсы свободного доступа:
1.
Американская патентная база данных http://www.uspto.gov/patft/
2.
Полные тексты канадских диссертаций http://www.nlc-bnc.ca/thesescanada/
3.
КиберЛенинка (
http://cyberleninka.ru/
);
4.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации https://www.minobrnauki.gov.ru/
;
5.
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/
;
6.
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/
;
7.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/
8.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (
http://fcior.edu.ru/
);
9.
Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образо- вание на русском" https://pushkininstitute.ru/
;
10.
Справочно-информационный портал "Русский язык" http://gramota.ru/
;
11.
Служба тематических толковых словарей http://www.glossary.ru/
;
12.
Словари и энциклопедии http://dic.academic.ru/
;
13.
Образовательный портал "Учеба" http://www.ucheba.com/
;
14.
Законопроект "Об образовании в Российской Федерации". Вопросы и ответы http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/voprosy_i_otvety
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы КубГУ:
1.
Среда модульного динамического обучения http://moodle.kubsu.ru
2.
База учебных планов, учебно-методических комплексов, публикаций и конферен- ций http://mschool.kubsu.ru/
3.
Библиотека информационных ресурсов кафедры информационных образователь- ных технологий http://mschool.kubsu.ru
;
4.
Электронный архив документов КубГУ http://docspace.kubsu.ru/
5.
Электронные образовательные ресурсы кафедры информационных систем и техно- логий в образовании КубГУ и научно-методического журнала "ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ" http://icdau.kubsu.ru/
6.
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
(
МОДУЛЯ
)
Изучение учебного курса «Методика преподавания начального курса математики» предполагает в значительной степени самостоятельную работу студентов с материалами
ФГОС НОО, поскольку объем аудиторных часов позволяет остановиться только на основных разделах курса.
Для написания реферата/эссе необходимо умение подбирать и анализировать литера- туру. Общее количество литературных источников, включая интернет ресурсы должно состав- лять не менее 10 наименований.
Рефераты/эссе выполняют на листах формата А4. Страницы текста, рисунки, формулы нумеруют, рисунки снабжают порисуночными надписями. Текст следует печатать шрифтом
№14 с интервалом между строками в 1,5 интервала, без недопустимых сокращений. В конце реферата должны быть сделаны выводы.
В конце работы приводят список использованных источников.
Реферат должен быть подписан студентом с указанием даты ее оформления.
Работы, выполненные без соблюдения перечисленных требований, возвращаются на доработку.