Файл: Программа дисциплины методика преподавания начального курса матемтики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 его проблеме. При этом следует сразу же составлять библиографическое описание используе- мых источников, т.е. фиксировать выходные данные: автор, название, место и год издания, издательство, страницы.
1   2   3

3. Составление тезисов как логико-информационной опоры. На основе анализа про- читанного и просмотренного материала по данной теме следует составить тезисы по основ- ным смысловым блокам, с пометками, собственными суждениями и оценками.
4. Составление плана. Правильно построенный план помогает систематизировать ма- териал и обеспечить последовательность его изложения.
Наиболее традиционной является следующая структура реферата: титульный лист; содержание; введение; главы/подглавы (раскрывающие основное содержание); заключение; список использованных источников (не менее 5); приложения (по усмотрению автора).
Во Введенииобосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели ра- боты и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, указываются исполь- зуемые материалы и дается их краткая характеристика с точки зрения полноты освещения из- бранной темы. Объем введения не должен превышать 1–1,5 страницы.
Основная часть реферата может быть представлена двумя или несколькими главами, которые могут включать 2–3 параграфа (подпункта, раздела).
В этой части реферата достаточно полно и логично излагаются главные положения в используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому. Материал в реферате рекомендуется из- лагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников без оформления внутритекстовых библиографических ссылок. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. Работа должна быть написана грамотным литературным языком.
Заключение. В этой части обобщается изложенный в основной части материал, форму- лируются общие выводы с учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме, рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора реферата.
Заключение по объему не должно превышать 1–2 страниц.
Список использованных источников (список литературы). В нём указывается реально использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется согласно правилам библиографического описа- ния.
Оформляется реферат в соответствии с требованиями ГОСТа.
Основные правила оформления и изложения материала:
– титульный лист реферата оформляется в соответствии с действующими стандартами;
– все источники сопровождаются библиографическим описанием;
– прямое заимствование текста без указания источника в реферате не допускается;
– приводимая цитата из источника берется в кавычки;
– в реферате должна применяться стандартизованная терминология, принятая в науч- ной или технической литературе;
– термины и словосочетания, многократно применяемые в реферате, после первого упо- требления допускается заменять аббревиатурой и текстовыми сокращениями;
– в реферат допускается включать таблицы, графики, схемы, если они отражают основ- ное содержание работы или сокращают текст реферата;
– названия фирм, учреждений, организаций и предприятий должны именоваться так, как они именуются в источнике.
Критерии оценки качества реферата преподавателем.
Подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями реферат оценивается преподавателем по следующим критериям:
– достижение поставленной цели и задач исследования;
– уровень эрудированности автора по изученной теме (знание автором состояния изу- чаемой проблематики, цитирование источников, степень использования в работе результатов исследований);


24
– личные заслуги автора реферата (новые знания, которые получены помимо образова- тельной программы, новизна материала и рассмотренной проблемы, научное значение иссле- дуемого вопроса);
– культура письменного изложения материала (логичность подачи материала, грамот- ность автора);
– культура оформления материалов работы (соответствие реферата всем стандартным требованиям);
– степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достовер- ность примеров, иллюстративного материала, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению);
– использование литературных источников.
Объем реферата не более 20–25 страниц текста, напечатанных в формате word шрифтом
14 кегль через полтора интервала. Формат бумаги А4, верхнее и нижнее поля – по 20 мм, левое
– 30 мм, правое – 10–15 мм.
Темы рефератов, эссе
1. Основные требования ФГОС НОО к изучению арифметического материала (по конкретным разделам).
2. Виды универсальных учебных действий младших школьников, формируемых при изучении арифметического материала (структура видов и их содержание).
3. Методические приемы работы над текстовыми задачами в начальной школе.
4. Самостоятельная работа как средство повышения успеваемости в начальных клас- сах.
5. Формирование творческого мышления в процессе внеклассной работы по матема- тике.
6. Развитие математической речи учащихся начальных классов.
7. Формирование пространственных представлений у младших школьников.
8. Индивидуальный подход к обучению младших школьников на уроках математики.
9. Особенности проведения уроков математики в дочисловой период.
10. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения ма- тематике.
11. Особенности развития математических способностей младших школьников.
12. Дидактическая игра в процессе обучения математике.
13. Основные признаки развивающей образовательной среды.
14. Основные требования ФГОС НОО к изучению геометрического материала (по кон- кретным разделам).
15. Виды универсальных учебных действий младших школьников, формируемых при изучении геометрического материала (структура видов и их содержание).
16. Методические приемы работы над величинами в начальной школе (по конкретной величине).
17. Самостоятельная работа как средство повышения успеваемости в начальных клас- сах.
18. Особенности организации внеурочной деятельности по математике.
19. Особенности работы над единицами измерения в начальной школе.
20. Развитие математической речи учащихся начальных классов.
21. Формирование пространственных представлений у младших школьников.
22. Индивидуальный подход к обучению младших школьников в процессе изучения величин.
23. Особенности проведения уроков математики в дочисловой период.
24. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе измерения и построения геометрических моделей.


25 25. Особенности развития математических способностей младших школьников.
Темы для составления конспектов уроков математики
Числа и операции над ними
Основные виды учебной деятельности учащихся
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывать явления и события с использованием чисел.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выпол- нения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметиче- ского действия (сложения, вычитания, умножения, деления).
Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный.
Прогнозировать результат вычислений.
Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифмети- ческого действия.
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения число- вого выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).
Темы планов-конспектов уроков:
1. Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).
2. Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …
3. Принцип построения натурального ряда чисел.
4. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».
5. Состав чисел от 2 до … из двух слагаемых.
6. Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.
7. Приёмы вычислений в Концентре…
8. Переместительное свойство сложения.
9. Названия чисел при сложении (вычитании, умножении, делении). Использование этих терминов при чтении записей.
10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изучен- ного (умножения/деления).
11. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации вида: 10 + 7,
17 – 7, 17 – 10.
12. Общие приёмы вычитания с переходом через десяток: 1) приём вычитания по ча- стям (15 – 7 = 15 – 5 – 2); 2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Текстовые задачи
Основные виды учебной деятельности учащихся
Моделировать изученные зависимости.
Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.
Планировать решение задачи.
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
Объяснять (пояснять) ход решения задачи.
Использовать вспомогательные модели для решения задачи.
Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического
(в вычислении) характера.


26
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
Самостоятельно выбирать способ решения задачи
Темы планов-конспектов уроков:
1. Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.
2. Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.
3. Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения.
4. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
5. Задачи, содержащие зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли-продажи и др.
Нестандартные и занимательные задачи
Основные виды учебной деятельности учащихся
Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.
Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.
Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения за- нимательных или нестандартных задач (например, находить решение логических задач с по- мощью графов и таблиц истинности, задач на переливания и переправы – с помощью таблиц, задач на взвешивание – с помощью алгоритмов, представленных в виде блок-схем и т.д.).
Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.
Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения за- нимательной или нестандартной задачи.
Отличать заведомо ложные высказывания.
Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.
Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объ- единению совокупностей (множеств).
Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.
1. «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: классификация объектов по заданному условию;задания с высказываниями, содержащими ло- гические связки «все», «если…, то…», логические задачи.
2. Выполнение тематических проектов, например: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если цели урока соответствуют общим це- лям начального математического образования, конкретно указаны три вида планируемых ре- зультатов обучения в рамках урока, раскрыты широко и полностью. Все этапы урока напол- нены содержанием, описана методика изучения (закрепления) нового материала. Запланиро- вано достаточное количество различных видов универсальных учебных действий учащихся, описана технология их реализации и оценивания. Продумана обратная связь.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он цели урока соответствуют общим целям начального математического образования, конкретно указаны три вида планируемых результатов, но они раскрыты не полностью. Не все этапы урока наполнены содержанием, описана методика изучения (закрепления) нового материала. Запланировано достаточное ко- личество различных видов универсальных учебных действий учащихся, но не описана техно- логия их реализации.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если цели урока соответствуют общим целям начального математического образования, но не конкретны. Все этапы урока