Файл: Программа дисциплины методика преподавания начального курса матемтики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34
Выполненная студентом работа определяется на проверку преподавателю в установ- ленные сроки. Если у преподавателя есть замечания, работа возвращается и после исправле- ний либо вновь отправляется на проверку, если исправления существенные, либо предъявля- ется на зачете, где происходит ее защита.
Презентация – творческая работа студента, выполняется в формате PowerPoint.
В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здо- ровья большое значение имеет индивидуальная учебная работа (консультации) – дополнитель- ное разъяснение учебного материала.
Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способству- ющим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между препо- давателем и обучающимся инвалидом или лицом с ограниченными возможностями здоровья.
7. М
АТЕРИАЛЬНО
-
ТЕХНИЧЕСКАЯ
БАЗА
,
НЕОБХОДИМАЯ
ДЛЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(
МОДУЛЮ
)
Наименование специальных помещений
Оснащенность специальных помещений
Перечень лицензионного про- граммного обеспечения
Учебная аудитория № 9 для про- ведения занятий лекционного типа
Мебель: учебная мебель
Технические средства обучения: экран, проектор, компьютер
Оборудование: учебная доска, учебно-наглядные пособия
Microsoft Windows 8, 10 "№73–
АЭФ/223-ФЗ/2018
Cоглашение
Microsoft ESS 72569510" 06.11.2018
Microsoft Office Professional Plus
"№73–АЭФ/223-ФЗ/2018
Cоглашение Microsoft ESS 72569510"
06.11.2018
Учебная аудитория № 9 для про- ведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуаль- ных консультаций, текущего кон- троля и промежуточной аттеста- ции
Мебель: учебная мебель
Технические средства обучения: экран, проектор, компьютер
Оборудование: учебная доска, учебно-наглядные пособия
Microsoft Windows 8, 10 "№73–
АЭФ/223-ФЗ/2018
Cоглашение
Microsoft ESS 72569510" 06.11.2018
Microsoft Office Professional Plus
"№73–АЭФ/223-ФЗ/2018
Cоглашение Microsoft ESS 72569510"
06.11.2018
Для самостоятельной работы обучающихся предусмотрены помещения, укомплекто- ванные специализированной мебелью, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-об- разовательную среду университета.
Наименование помещений для самостоятельной работы обучаю- щихся
Оснащенность помещений для самостоятельной работы обучаю- щихся
Перечень лицензионного про- граммного обеспечения
Помещение для самостоятельной работы обучающихся (читальный зал Научной библиотеки)
Мебель: учебная мебель
Комплект специализированной мебели: компьютерные столы
Оборудование: компьютерная техника с подключением к инфор- мационно-коммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-об- разовательную среду образова- тельной организации, веб-ка- меры, коммуникационное обору- дование, обеспечивающее доступ к сети интернет (проводное со- единение и беспроводное соеди- нение по технологии Wi-Fi)
Microsoft Windows 8, 10 "№73–
АЭФ/223-ФЗ/2018
Cоглашение
Microsoft ESS 72569510" 06.11.2018
Microsoft Office Professional Plus
"№73–АЭФ/223-ФЗ/2018
Cоглашение Microsoft ESS 72569510"
06.11.2018
Помещение для самостоятельной работы обучающихся (ауд. 18)
Мебель: учебная мебель
Комплект специализированной мебели: компьютерные столы
Оборудование: компьютерная техника с подключением к инфор- мационно-коммуникационной
Microsoft Windows 8, 10 "№73–
АЭФ/223-ФЗ/2018
Cоглашение
Microsoft ESS 72569510" 06.11.2018
Microsoft Office Professional Plus
"№73–АЭФ/223-ФЗ/2018
Cоглашение Microsoft ESS 72569510"
06.11.2018
35
Наименование помещений для самостоятельной работы обучаю- щихся
Оснащенность помещений для самостоятельной работы обучаю- щихся
Перечень лицензионного про- граммного обеспечения сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-об- разовательную среду образова- тельной организации, веб-ка- меры, коммуникационное обору- дование, обеспечивающее доступ к сети интернет (проводное со- единение и беспроводное соеди- нение по технологии Wi-Fi)
9.
О
СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ КУРСА
Аксиоматическое понятие числа – элемент упорядоченного множества или как член нату- ральной последовательности (наглядно – это лента чисел в классе. Здесь речь идет о том, что для каждого элемента множества существует элемент непосредственно иду-
щий за ним, для каждого элемента существует элемент, за которым непосредственно следует данный элемент. Иными словами, дети должны усвоить предшествующее и последующее число, его место в ряде других чисел (- 1 … + 1).
Арифметические действия – это сложный и многогранный вопрос, который включает:
➢ раскрытие конкретного смысла арифметических действий;
➢ раскрытие свойств действий;
➢ раскрытие связей и зависимостей между компонентами и результатами действий и между самими действиями;
➢ формирование вычислительных умений и навыков;
➢ формирование умений решать арифметические задачи.
Арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на про- стые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить не- сколько действий (2 и более), связанных между собой (независимо от того, будут ли это разные или одинаковые действия), называется составной. Главная функция А.з. – научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и иско- мым в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение.
Интегративных характер методической деятельности учителя (математическая, психо- логическая и педагогическая подготовка) включает в себя:
➢ содержание математических понятий, законов, свойств, способов действий;
➢ закономерности процесса обучения и воспитания, отраженные в дидактических принципах и различных подходах к его рассмотрению;
➢ психологические закономерности развития ребенка и усвоения им знаний, уме- ний и навыков.
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям – задачи, включающие две пере- менных и одну или несколько постоянных величин, причем даны два значения одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значе- ния этой переменной являются искомыми. Эти задачи решаются только способом
нахождения значения постоянной величины
Задачи на нахождение четвертого пропорционального – задачи, в которых даны три вели- чины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью – две из них переменные и одна постоянная (цена, количество, стоимость; масса одного предмета, число предметов, общая масса; емкость одного сосуда, число сосудов, общая емкость; выработка за единицу времени, время работы, общая выработка; расход материи на одну вещь, число вещей, общий расход материи; скорость, время, расстояние; длина
36
прямоугольника, его ширина и площадь; урожай с единицы площади, площадь, весь
урожай).
Задачи, связанные с движением, т.е. задачи с величинами: скорость, время, расстояние.
Концентрическое расположение материала обусловлено возможностями младших школь- ников:
➢ обучение начинается с небольшой области чисел (доступной детям и известной им до школы);
➢ область чисел постепенно расширяется, вводятся новые понятия;
➢ обеспечивается систематическое повторение и углубление изученного (поскольку ранее полученные знания, умения и навыки находят применение в новой области чи- сел).
Малокомплектная школа – школа, где учитель ведет занятия одновременно с двумя или тремя классами. В течение урока работа с учителем и самостоятельная работа детей чередуются несколько раз: в то время, когда учащиеся одного класса работают под непосредственным руководством учителя, учащиеся других классов работают само- стоятельно
Методика преподавания математики – это наука, которая с одной стороны обращена к кон- кретному содержанию (отбору, упорядочиванию его в соответствии с поставленными задачами), с другой стороны, обращена к человеческой деятельности, процессу усво- ения этого содержания, управление которым осуществляет учитель.
Методы обучения математике: с т.зр. организации совместной деятельности учителя и уче- ника: объяснение материала учителем, беседа, самостоятельная работа учащихся; с т.зр. способа приобретения знаний детьми различают методы: догматический, эври- стический и исследовательский. с т.зр. пути, по которому движется мысль учащихся, то говорят об: индуктивном, де- дуктивном методах и аналогии.
Нумерация чисел – изучение названия чисел, его обозначения печатной и письменной цифрой и его место в ряде других чисел.
Основная задача курса МПМ – формирование общих способов методических действий, кото- рые учитывают содержание начального курса математики и психолого-педагогиче- ские особенности его усвоения младшими школьниками.
Особенности построения начального курса математики: главное содержание курса со- ставляет арифметический материал; основой начального курса является арифметика натуральных чисел и основных величин: включение элементов геометрии и алгебра- ической пропедевтики, которые включены в систему арифметических знаний, способ- ствуя более высокому уровню усвоения понятий о числе, арифметических действиях и математических отношениях (элементы алгебры и геометрии не составляют особых разделов курса математики, а органически связываются с арифметическим материа- лом); арифметический материал вводится концентрически; одновременно и в тесной связи изучаются: величины, дроби, алгебраический и геометрический материал.
Особенности урока математики обусловлены особенностями самого учебного предмета.
На одном уроке рассматриваются одновременно: арифметический, алгебраический и
геометрический материал, что влияет на построение урока математики и методику его проведения; и во взаимосвязи теоретические и практические вопросы, т.е. на каждом уроке математики предусматривается работа над усвоением знаний идет од- новременно с выработкой умений и навыков; реализуется несколько дидактических целей: а) ведется заблаговременная подготовительная работа (по отношению к одному ма- териалу), б) проводится ознакомление с новым и его первичное закрепление по отношению к другому,
37 в) проводится закрепление с целью обобщения и систематизации знаний, с целью вы- работки прочных умений и навыков (по отношению к третьему — ранее изученному материалу).
одновременно осуществляется контроль и учет ЗУН учащихся.
Свойства арифметических действий (главная сфера применения свойств – это раскрытие на их основе вычислительных приемов):
➢ переместительное свойство сложения и умножения;
➢ свойства прибавления числа к сумме;
➢ свойства вычитания числа из суммы;
➢ свойства прибавления суммы к сумме;
➢ свойства вычитания суммы из суммы;
➢ свойства умножения числа на сумму и суммы на число;
➢ свойства деления суммы на число;
➢ свойство умножения числа на произведение;
➢ свойство деления числа на произведение
Специфика дидактических принципов МПМ, которые носят общий характер, но при обуче- нии конкретному содержанию появляется своя специфика:
➢ принцип доступности – преподнести материал с определенной степенью труд- ности (в частности, обязательно при изучении нового понятия провести подготови- тельную работу для актуализации уже имеющихся знаний; знакомство (на практиче- ской основе); закрепление (с использованием комментирования, пояснения);
➢ принцип систематичности и сознательности – работать с понятиями (свой- ствами и пр.) не от случая к случаю, а целенаправленно и в системе, добиваясь уровня понимания детьми изучаемого явления;
➢ принцип оптимизации – построение учебного процесса таким образом, чтобы при наименьших затратах учебного времени добиваться наилучшего результата обу- чения (в частности, изучать взаимосвязанный, взаимозависимый материал);
➢ принцип активности – использовать в организации учебного процесса различ- ные методы и приемы, способствующие повышению интереса младших школьников не только на уроке, но и в самостоятельной деятельности (поиск материала, составле- ние задач и пр.).
Средства обучения(при помощи чего) делают процесс овладения знаниями, умениями и навыками более эффективным: учебник, учебные пособия для учащихся (тетради на печатной основе, карточки с математическими заданиями, справочники и т.п.), ин- струменты (линейка, угольник, циркуль и др.), специальные наглядные пособия (пред- меты и их изображения, модели геометрических фигур, счетные палочки, разрезные цифры и т.п.), а также технические средства обучения.
Тематическое планирование составляется опытными учителями-методистами в соответ- ствии с конкретной программой и систематически публикуется в методической лите- ратуре. Опираясь на это планирование и учитывая особенности своего класса, учитель составляет свой календарно-тематический план
Теоретико-множественное понятие числа – количественная характеристика класса экви- валентных (равномощных) множеств. (Счет – это установление взаимнооднозначного соответствия между элементами множеств и отрезком натурального ряда чисел. При этом выполняются правила:
1. предметы (элементы) не должны повторяться;
2. считать можно с любого элемента; нельзя пропускать элементы множества, употребляя порядковые числа (первый, вто-
рой, третий…).
Типы уроков математики выделяются в зависимости от основной дидактической цели, ко- торая подчиняет все другие цели, выделяются следующие типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений, навыков; урок контроля и учета
38 знаний, умений, навыков.
Учебные наглядные пособияпринято делить на натуральные (тетради, карандаши, палочки,
кубик, чертежно-измерительные инструменты и и т.п.) и изобразительные (предмет-
ные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изоб-
ражениями предметов или фигур, карточки с изображениями математических сим-
волов (цифр, знаков действий, знаков отношений «>», «О, « = », схематические ри-
сунки, чертежи); общеклассные (демонстрационные) и индивидуальные; изготовлен- ные типографским способом или на фабрике, и самодельные, изготовленные учите- лем или детьми.
Число нуль трактуется в начальном курсе как количественная характеристика класса пустых множеств. Включение числа и цифры нуль – позволяет расширить числовую область и создать надлежащие условия для овладения учащимися область целых неотрица- тельных чисел.