Файл: 1. Эксплуатационная часть.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, при введении новых производственных процессов, изменении технологии, а также при выходе новых правил по технике безопасности и производственной санитарии. Организация труда по охране труда на железно-дорожном транспорте возлагается на начальников и главных инженеров предприятий, управлений железных дорог, управлений Министерства путей сообщений (МПС). Содержание инструктажей и темы занятий периодического обучения по охране труда определяют на предприятии с учетом конкретных местных условий для различных профессий.

На предприятиях, а также в его отдельных цехах, сменах, бригадах, постах должны быть заведены журналы регистрации инструктажа и обучения по охране труда. С лицами, вновь принимаемыми на работу, а также с учащимися, направляемыми на практику, проводят: вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку или подготовку непосредственно на производстве и первичную проверку знаний.

Цель вводного инструктажа – ознакомить с общими положениями по охране труда, условиями работы и правилами внутреннего распорядка на предприятии. Вводный инструктаж проводит инженер по технике безопасности или главный инженер предприятия до начала работы в период оформления.

Первичный инструктаж на рабочем месте знакомит работника с конкретной производственной обстановкой на данном рабочем месте и безопасным приемам труда. Его проводят руководители подразделений или инструктор, в непосредственное подчинение которых поступают вновь принятые работники, прослушавшие вводный инструктаж, а также переведен-ные на другую работу, и учащиеся, прибывшие для прохождения производственной практики. Первичный инструктаж проводится в рабочее время в форме беседы, непосредственно на рабочем месте перед началом работы в первый день прихода работника. Работники, имеющие квалификацию, а также выпускники учебных заведений и практиканты, прежде чем приступить к работам, связанным с движением поездов и обслуживанием установок и механизмов, при которых предъявляются повышенные требования по технике безопасности, должны пройти стажировку под наблюдением и ответствен-ностью руководителя работ или опытного работника с целью освоения местных условий и практических навыков работы.

В процессе работы с железнодорожниками проводят: целевой инструк-таж, внеочередной инструктаж, периодические занятия и периодическую про-верку знаний по охране труда.


Целевой инструктаж проводят с рабочими, младшим обслуживающим персоналом, а при необходимости – с инженерно-техническими работниками с целью разъяснения мер безопасности при выполнении работ и ознакомления с приказами и указаниями по охране труда. Инструктаж проводит руководитель работ – мастер, бригадир – непосредственно на рабочем месте. Инструктаж проводят перед вступлением на дежурство, поездкой, выдачей наряда на производство работ, при изменении метеорологических условий и так далее.

Внеочередной инструктаж проводят при разборе несчастных случаев или нарушения требований техники безопасности, которое привело, но могло привести к несчастному случаю, а также в связи с внедрением новой технологии и изучением новых правил и инструкций по технике безопасности. Внеочередной инструктаж проводят инженерно-технические работники, руководители работ или инструктор в форме беседы или в необходимых случаях непосредственно на рабочем месте в форме указаний о безопасных приемах работ. Внеочередной инструктаж должен быть проведен не позднее трех дней после совершившегося нарушения.

Периодические занятия по охране труда рабочих и инженерно-технических работников проводятся с целью изучения вопросов техники безопасности и производственной санитарии в связи с внедрением новой техники и технологии, введением новых правил, инструкций, а также повторного изучения вопросов охраны труда. Занятия проводятся в нерабочее время. Периодичность занятий по охране труда по планам технической учебы для различных профессий в зависимости от местных условий устанавливает руководитель предприятия.

Проверку знаний по охране труда производят постоянно действующими на предприятии комиссиям в сроки, установленные приказом МПС или соответствующими отраслевыми факторами техники безопасности. Лицам, прошедшим проверку знаний по технике безопасности и производственной санитарии, присваивается определенная квалификационная группа по технике безопасности и выдается именное удостоверение установленной формы.

Работа по охране труда проводится планомерно. Разрабатываются организационно-технические мероприятия, направленные на дальнейшее оздоровление условий труда. План этих мероприятий согласовывается админи-страцией предприятия и профсоюзной организацией. При составлении соглашения по охране труда нужно учитывать, что в него включаются только те мероприятия, которые направлены на дальнейшее улучшение и оздоровление условий труда.



За нарушение правил и норм по охране труда, невыполнение обязательств по коллективным договорам или при воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов согласно действующему законодательству виновные лица могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность предусматривается типовыми правилами внутреннего трудового распорядка и Уставом о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

Административная ответственность предполагает ответственность виновных должностных лиц перед органами государственного надзора в виде штрафа, налагаемого техническими инспекторами, санитарными врачами.

Материальная ответственность должностных лиц предусматривает обязанность возмещение ущерба, причиненного предприятию в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом. Уголовная ответственность предусматривается в тех случаях, когда нарушения законодательства по охране труда содержат признаки преступного действия. Характер и тяжесть ответственности определяются в зависимости от конкретных обстоятельств нарушения.


    1. Вредные факторы электромагнитного излучения


Развитие науки и техники обусловило появление различных искусственных магнитных полей. Устройства, генерирующие, передающие и использующие электрическую энергию, создают в окружающей среде электромагнитные поля. Основными источниками электромагнитных излучений являются воздушные линии электропередач и открытые распределительные устройства, радиотехнические объекты, телевизионные и радиолокационные станции, термические цеха на машиностроительных предприятиях.

Известно, что различные электромагнитные волны, в том числе и световые, имеют общую природу. Поэтому их представляют в виде электромагнитной шкалы. Она включает в себя шесть диапазонов: радиоволны, инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое, рентгеновское и -излучение. Эта классификация определяется механизмом образования волн или возможностью длительного их восприятия человеком. Радиоволны обусловлены переменными токами в проводниках и электронными потоками. Инфракрасное, видимое и ультрафиолетовое излучение исходят от атомов, молекул и ускоренных заряженных частиц. Рентгеновское излучение возникает при внутренних процессах, а -излучение имеет ядерное происхождение. Некоторые диапазоны перекрываются, так как волны одной и той же длины могут образовываться в разных процессах. Так, наиболее коротковолновое ультрафиолетовое излучение перекрывается длинноволновым рентгеновским. В технике принято условное разделение электромагнитных колебаний на частотные диапазоны.

Таблица 5.1

Диапазон частот

Частота колебаний

Длина волны

Низкие частоты (НЧ)

0,003 Гц…30 кГц

107-10 км

Высокие частоты (ВЧ)

30 Гц…30 МГц

104-10 м

Ультравысокие частоты (УВЧ)

30 МГц…300 МГц

10-1 м

Сверхвысокие частоты (СВЧ)

300 МГц…300 ГГц

103-1 мм


На железнодорожном транспорте имеется ряд систем и объектов, воздействующих через электромагнитные поля на окружающую среду и жизнедеятельность людей. К ним относятся: системы линий электропередач и протяженные сети тягового электроснабжения при электротяге постоянного и переменного тока, тяговые и трансформаторные подстанции, посты секционирования, линии продольного энергоснабжения напряжением от 0,25 до 35 кВ, многопрофильные линии связи и телемеханики, системы обеспечения на подвижном составе. Кроме того, рельсы путей, являясь обратными проводниками тягового тока, представляют собой источник излучений электромагнитных полей. Интенсивность поглощения энергии электрических полей организмом человека определяется мощностью поля, продолжительностью облучения и длиной волны колебаний. Чем выше мощность поля, короче длина волны и продолжительнее время облучения, тем выше отрицательное воздействие поля на организм человека.

Основным способом защиты от электромагнитных излучений является расстояние, а также сооружение различных экранов. Плотность и мощность потока излучения уменьшается по мере удаления от источника по экспоненциальному закону. Величину, обратную коэффициенту затухания, называют глубиной проникновения поля в поглощающую среду. Глубина проникновения зависит от свойства проводящей среды и от угловой частоты. Размеры охранных земель вдоль линий электропередач определяются в зависимости от напряжения. Снижение уровня напряженности электромагнитного поля достигается также путем выбора геометрических параметров линий электропередачи, применения заземленных тросов, расположение под линиями высоких более низких напряжений. Рассматриваются варианты замены воздушных линий кабельными, что обеспечит практически полную безопасность, однако выполнение этого мероприятия задерживается из-за большой стоимости, так как подземная прокладка высоковольтных линий дороже воздушных в 10 раз.


Защитные мероприятия по охране жизненно важных объектов от влияния электромагнитных полей включают в себя устройство различных экранов – зеленых насаждений, конструктивных элементов, зданий и специально построенных сооружений. Ослабление воздействия электромагнитных полей на окружающую среду производится строительными конструкциями. Материалы стен и перекрытий зданий в разной степени поглощают и отражают электромагнитные волны. Например, масляная краска обладает свойствами отражать до 30% электромагнитной энергии. Напряженность электромагнитного поля в зданиях, имеющих металлическую кровлю в районе линий электропередач напряжением 330-500 кВ, может быть снижена установкой металлической сетки на крышах этих зданий. Заземление проводят на металлических кровлях и других металлических объектах не менее. Чем в двух точках.

Инженерно-технические мероприятия по защите работающих от воздей-ствия радиочастот включают: рациональное размещение оборудования; ограничение поступления энергии электромагнитного излучения на рабочие места за счет экранирования; индивидуальную защиту персонала, защитные очки, щитки, шлемы, комбинезоны. Проблема защиты от электромагнитных излучений в видеоприборах, широко используемых населением, решена только частично.


    1. Техника безопасности при техническом обслуживании аппаратуры комплексного локомотивного устройства безопасности


Обслуживание и ремонт локомотивной аппаратуры КЛУБ должны выполняться с соблюдением «Типовой инструкции по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава», «Правил техники безопасности и производственной санитарии в хозяйстве сигнализации и связи железнодорожного транспорта», «Инструкции по технике безопасности и производственной санитарии для электромехаников и электромонтеров сигнализации и связи железнодорожного транспорта».

К обслуживанию и ремонту устройств КЛУБ допускаются лица, прошедшие: медицинское освидетельствование; обучение безопасным методам работы и способам оказания первой медицинской помощи; инструктажи и проверку знаний по охране труда.

При техническом обслуживании аппаратуры КЛУБ необходимо выполнять следующие правила техники безопасности: при обслуживании устройств КЛУБ запрещается подниматься и спускаться с локомотива во время его движения, включать и выключать какие-либо приборы контроля и управления, не относящиеся к обслуживаемым устройствам; ремонт устройств КЛУБ и замена блоков должны