Файл: Дипломная работа по специальности 5В070300 Информационные системы.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 453
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как плохо структурированные сайты.
Существует несколько видов структурирования информационного материала на Web-сайте: линейная, иерархическая узкая глубокая и широкая не глубокая, смешанная структура.
Линейная структура
Линейная структура материал весь располагается последовательно друг за другом рисунок 1.
Рисунок 1. Линейная структура
Иерархическая структура. Чаще всего структура Web-сайта представляет собой иерархию. При этом сначала создают категории высшего уровня, а затем материал в логическом порядке размещают в категории, которые находятся ниже. Иерархические структуры бывают двух видов: узкая глубокая и широкая неглубокая рисунок 2. [15]Узкая глубокая иерархия характеризуется тем, что на верхнем уровне она имеет мало категорий. Для получения нужной информации пользователь вынужден переходить на несколько уровней вниз рисунок 3.
Рисунок 2. Иерархическая структура
Широкая неглубокая иерархия
Эта структура обладает достаточно понятной навигацией, но предполагает достаточно долгий путь к нижним уровням, из-за чего информация, размещенная там, нередко не доходит до потенциального пользователя.
Рисунок 3. Широкая неглубокая иерархия
Характеризуется большим количеством категорий, как на верхнем, так и на последующих уровнях. Сразу дает полное представление об информации, размещенной на сайте, но затрудняет поиск на нижних уровнях структуры
Ни первый, ни второй способ организации информации не является оптимальным. Лучше, когда иерархическая структура состоит из 3-4 уровней.
Смешанная структура
Позволяет обеспечить переход к нужной информации сразу с нескольких страниц, что гарантированно ведет к ее получению пользователем. В подобной структуре акцент лучше сделать на одну-две страницы, в противном случае это приведет к путанице рисунок 4.
Рисунок 4. Смешанная структура
Существуют ситуации, когда представить информацию одним из описанных выше методов не представляется возможным. В этом случае применяют несколько схем одновременно. Однако такой подход имеет недостаток – он требует от пользователя концентрации внимания и дополнительных усилий. Чтобы помочь пользователю
, составляют карту Web-сайта (site-map). Наш сайт будет представлять собой широкую иерархию с элементами нелинейной структуры. Первый уровень иерархии составляют основные рубрики «Главная страница», «Информация о сайте», «Каталог статей», «Блог», «Форум», «Гостевая книга», «Администрация», «Фотоальбом», «Информатика», «Начальные классы», «Страничка психолога». [28]
Для сбора материала и разработки сайтов необходимо грамотно подобрать материал, отвечающий требованиям достоверности, информативности, доступности, понятности. Материал должен быть структурирован соответствующим образом с учетом дидактических принципов построения. При сборе материала нужно руководствоваться принципами педагогического дизайна. Этот этап также включает работы по эффективной организации учебного процесса, подготовку дополнительных материалов (указаний, инструкций, подсказок и так далее).
Разработка дизайна, функциональности страниц и программных решений образовательного сайта. Этот этап не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Особенно, если анализ ситуации в Интернете показал наличие жёсткой конкуренции в борьбе за целевую аудиторию. Кроме решений задач по достижению имиджевой индивидуальности сайта, необходимо учитывать множество дополнительных (иногда, чисто технических) требований - usability (практичность) сайта, «прозрачность» (понятность) навигации, применение различных технологий оформления, скорость загрузки страниц, качество графики, а также требования эргономики.
Под веб-дизайном понимается оформление сайта. Прежде всего, в графическом редакторе осуществляется разработка внешнего вида сайта (главной страницы и ключевых страниц), создание индивидуальной графики, выбор цветового и шрифтового решения. Очень хорошо представить, как будет смотреться страница в готовом виде, и сделать несколько набросков на бумаге. Конечно, при профессиональном подходе к созданию сайта эти работы должен выполнять художник или человек с художественными способностями. Результатами этих работ должны быть файлы эскизов страниц или макет сайта. На этом же этапе производится оптимизация графики для веб-страниц, с учетом которой максимальное качество изображения должно сохраняться при минимальном размере файла. На основе созданной структуры сайта в ходе разработки дизайна особое внимание стоит уделить оформлению навигации сайта на основании принципов простоты, удобства, читабельности. Пользователи должны быстро и легко перейти на любую страницу веб-сайта, в том числе и начальную. Следует учитывать, что дизайн в смысле разумного устройства сайта значительно важнее, чем его «красивость».
Существуют определённые методические и педагогические аспекты и задачи разработки веб-сайта:
1) информационные – расширение информационной базы за счет свободного доступа к информации;
2) коммуникативные – обмен опыта с преподавателями и другими пользователями посредством общения с помощью чатов и форумов;
3) методические – знакомство с разными формами представления информации, организация самостоятельной деятельности.
Решение указанных задач выводит школу на новый уровень, наполняя ее инновационными, информационно-коммуникативным содержанием, что отвечает требованиям информатизации и модернизации общества, способствует формированию и развитию информационной, коммуникативной, методической и предметной компетентностей.
Требования к созданию сайта. Как создать сайт и что разместить. Нам предлагается создание официального сайта школы, это значит, что в нем будет размещено, должно быть утверждено администратором школьного сайта. Нельзя нарушать законы Республики Казахстан. Нужно соблюдать правила этического характера. В частности, запрещается размещать на сайте материалы, оскорбляющие нравственность, унижающие человеческое достоинство, призывающие к насилию, разжигающие межнациональную или религиозную рознь. Администратор школьного сайта имеет право прекратить размещение сайта, страниц без объяснения причин. Чаще всего начинающие авторы нарушают закон об авторском праве. Все изображения и материалы, которые будут размещены на сайте, должны быть созданы обучающимися, нельзя забывать, что у каждой картинки или материала взятого из Интернета есть автор. Если для написания, какого-то материала потребуются статьи из газет, обязательно нужно указать автора. Очень важный момент при работе с материалами - соблюдение авторских прав. Нужно относиться с уважением к чужому труду.
А также очень важное замечание, прежде чем опубликовать чью-либо фотографию заранее спросите согласие. Веб-страница должна быть одобренной.
2.2 Разработка структуры сайта
Собранный информационный материал необходимо структурировать по логическим частям, каждая из которых в дальнейшем будет представлять отдельный HTML-файл.
Мы воспользуемся специализированным HTML-редактором FrontPage. Возьмём лист бумаги и напишите основные идеи сайта. Определим информационную часть сайта (статическая составляющая) и активную часть, которая требует от пользователя выполнения действий, например, заполнения форм, просмотр ресурсов:
1) Сгруппируем идеи по содержанию;
2) Сгруппируем идеи по возможностям;
3) Определим приоритет каждой из идей;
4) Создание карты сайта.
Из созданной структуры сайта создадим карту сайта. Карта сайта — это своеобразная диаграмма, позволяющая визуально представить веб-страницы еще до их построения. [26,31] Для наглядности нарисуйте на листе бумаги прямоугольники, соответствующие каждой веб-странице. Начинайте с домашней (она же загрузочная) страницы index.htm, разместив, её в верхней части листа, затем ниже разместите прямоугольники, соответствующие основным разделам. В следующем ряду добавьте подразделы. Продумайте логические связи (ссылки) между страницами и разделами рисунок 5.
Рисунок 5. Карта сайта
3 Разработка веб-сайта КГУ «Средней школы №15 села Трудовое».
КГУ «Средняя школа №15 села Трудовое» акимата Осакаровского района создана в 1934 году. Действующий в настоящее время руководитель, директор школы: Куковская Светлана Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории, высшего уровня квалификации учителя географии и естествознания. Кадровый состав педагогических работников составляет 21 человек. Школа является государственным учреждением, площадь которой составляет 1000 кв.м. Имеются 16 кабинетов из них: лингафонный кабинет, мультимедийный кабинет, кабинет физики новой модификации, кабинет информатики. Вместимость ученических мест 504 учащихся. На данный момент в школе обучается 75 человек.
3.1 Задачи и цели сайта
Перед разработкой веб-сайта определимся с задачами, которые должен решать веб-сайт:
1) Предоставить информацию о школе, истории создания, основной деятельности, её руководителях и преподавателях;
2) Публикация новостей школы;
3) Информация о расписании школы;
4) Публикация информации о будущих и прошедших соревнованиях с дополнительной информацией;
5) Информация о достижениях школы: наградах, завоеванных на соревнованиях;
6) Фотоальбом, где можно добавить и посмотреть фотографии школы, учеников и учителей, а также фоторепортажи с соревнований;
7) Форум, на котором посетитель сайта сможет почерпнуть полезную информацию, а также пообщаться с руководителями и преподавателями школы;
8) Контактные данные, для того, чтобы заинтересованные родители смогли связаться со школой. [23]
Разработка структуры сайта. После того, как были определены цели, которые должен решать сайт, были определены задачи веб-сайта:
Первая задача: предоставить информацию о школе её руководителях и воспитанниках, направлении деятельности. Эта информация наиболее важна для посетителя, именно её ищут родители, когда выбирают школу своему ребёнку. Предоставить информацию о расписании занятий школы. Разделим информацию на возрастные группы и поместим в разделе «Информация о школе» в виде таблицы с дополнительной информацией о прикладных курсах, кружках, секциях. Поэтому её следует расположить на главной странице веб-сайта, домашней странице контактные данные. В этом разделе находятся и все контактные данные школы: адрес, телефоны, адрес электронной почты.
Вторая задача: информация о администрации школы: директор школы, зав по учебной части, зав по учебно-воспитательной работе поместим в разделе «Администрация».
Третья задача: публикация материала школы. Решается созданием раздела «Главная страница». Здесь будут публиковаться новости школы. Нужно предоставить возможность добавлять новости без редактирования HTML-кода странички. Наилучшим образом с этим справляются специальные новостные скрипты, написанные на языке PHP. С одной стороны, это накладывает ограничения на выбор хостинга (требуется поддержка PHP), а с другое – позволяет неподготовленному пользователю (например, администратору школы) добавлять новости, не разбираясь в технологиях FTP и HTML. Также нужно предоставить возможность посетителям сайта комментировать новости, т.е. выражать свое мнение по этим событиям.
Четвёртая задача: информация о преподавателях школы, личных данных, поурочные разработки и так далее.
Пятая задача: информация о заслугах, достижениях школы. Главные достижения школы – её ученики. Поэтому в этом разделе будем публиковать список отличившихся воспитанников с краткой характеристикой, их наградами и фотографией в разделе « Фотоальбомы», будем выкладывать фотографии о прошедших соревнований, о выпускных вечерах. Основные требования к разделу: должна быть возможность закачивать фотографии на сервер через сайт неподготовленным пользователем (учителем). Второе требование: фотографии должны быть структурированы в папках, посвященных событиям, для удобства просмотра. [18]
Существует несколько видов структурирования информационного материала на Web-сайте: линейная, иерархическая узкая глубокая и широкая не глубокая, смешанная структура.
Линейная структура
Линейная структура материал весь располагается последовательно друг за другом рисунок 1.
Рисунок 1. Линейная структура
Иерархическая структура. Чаще всего структура Web-сайта представляет собой иерархию. При этом сначала создают категории высшего уровня, а затем материал в логическом порядке размещают в категории, которые находятся ниже. Иерархические структуры бывают двух видов: узкая глубокая и широкая неглубокая рисунок 2. [15]Узкая глубокая иерархия характеризуется тем, что на верхнем уровне она имеет мало категорий. Для получения нужной информации пользователь вынужден переходить на несколько уровней вниз рисунок 3.
Рисунок 2. Иерархическая структура
Широкая неглубокая иерархия
Эта структура обладает достаточно понятной навигацией, но предполагает достаточно долгий путь к нижним уровням, из-за чего информация, размещенная там, нередко не доходит до потенциального пользователя.
Рисунок 3. Широкая неглубокая иерархия
Характеризуется большим количеством категорий, как на верхнем, так и на последующих уровнях. Сразу дает полное представление об информации, размещенной на сайте, но затрудняет поиск на нижних уровнях структуры
Ни первый, ни второй способ организации информации не является оптимальным. Лучше, когда иерархическая структура состоит из 3-4 уровней.
Смешанная структура
Позволяет обеспечить переход к нужной информации сразу с нескольких страниц, что гарантированно ведет к ее получению пользователем. В подобной структуре акцент лучше сделать на одну-две страницы, в противном случае это приведет к путанице рисунок 4.
Рисунок 4. Смешанная структура
Существуют ситуации, когда представить информацию одним из описанных выше методов не представляется возможным. В этом случае применяют несколько схем одновременно. Однако такой подход имеет недостаток – он требует от пользователя концентрации внимания и дополнительных усилий. Чтобы помочь пользователю
, составляют карту Web-сайта (site-map). Наш сайт будет представлять собой широкую иерархию с элементами нелинейной структуры. Первый уровень иерархии составляют основные рубрики «Главная страница», «Информация о сайте», «Каталог статей», «Блог», «Форум», «Гостевая книга», «Администрация», «Фотоальбом», «Информатика», «Начальные классы», «Страничка психолога». [28]
Для сбора материала и разработки сайтов необходимо грамотно подобрать материал, отвечающий требованиям достоверности, информативности, доступности, понятности. Материал должен быть структурирован соответствующим образом с учетом дидактических принципов построения. При сборе материала нужно руководствоваться принципами педагогического дизайна. Этот этап также включает работы по эффективной организации учебного процесса, подготовку дополнительных материалов (указаний, инструкций, подсказок и так далее).
Разработка дизайна, функциональности страниц и программных решений образовательного сайта. Этот этап не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Особенно, если анализ ситуации в Интернете показал наличие жёсткой конкуренции в борьбе за целевую аудиторию. Кроме решений задач по достижению имиджевой индивидуальности сайта, необходимо учитывать множество дополнительных (иногда, чисто технических) требований - usability (практичность) сайта, «прозрачность» (понятность) навигации, применение различных технологий оформления, скорость загрузки страниц, качество графики, а также требования эргономики.
Под веб-дизайном понимается оформление сайта. Прежде всего, в графическом редакторе осуществляется разработка внешнего вида сайта (главной страницы и ключевых страниц), создание индивидуальной графики, выбор цветового и шрифтового решения. Очень хорошо представить, как будет смотреться страница в готовом виде, и сделать несколько набросков на бумаге. Конечно, при профессиональном подходе к созданию сайта эти работы должен выполнять художник или человек с художественными способностями. Результатами этих работ должны быть файлы эскизов страниц или макет сайта. На этом же этапе производится оптимизация графики для веб-страниц, с учетом которой максимальное качество изображения должно сохраняться при минимальном размере файла. На основе созданной структуры сайта в ходе разработки дизайна особое внимание стоит уделить оформлению навигации сайта на основании принципов простоты, удобства, читабельности. Пользователи должны быстро и легко перейти на любую страницу веб-сайта, в том числе и начальную. Следует учитывать, что дизайн в смысле разумного устройства сайта значительно важнее, чем его «красивость».
Существуют определённые методические и педагогические аспекты и задачи разработки веб-сайта:
1) информационные – расширение информационной базы за счет свободного доступа к информации;
2) коммуникативные – обмен опыта с преподавателями и другими пользователями посредством общения с помощью чатов и форумов;
3) методические – знакомство с разными формами представления информации, организация самостоятельной деятельности.
Решение указанных задач выводит школу на новый уровень, наполняя ее инновационными, информационно-коммуникативным содержанием, что отвечает требованиям информатизации и модернизации общества, способствует формированию и развитию информационной, коммуникативной, методической и предметной компетентностей.
Требования к созданию сайта. Как создать сайт и что разместить. Нам предлагается создание официального сайта школы, это значит, что в нем будет размещено, должно быть утверждено администратором школьного сайта. Нельзя нарушать законы Республики Казахстан. Нужно соблюдать правила этического характера. В частности, запрещается размещать на сайте материалы, оскорбляющие нравственность, унижающие человеческое достоинство, призывающие к насилию, разжигающие межнациональную или религиозную рознь. Администратор школьного сайта имеет право прекратить размещение сайта, страниц без объяснения причин. Чаще всего начинающие авторы нарушают закон об авторском праве. Все изображения и материалы, которые будут размещены на сайте, должны быть созданы обучающимися, нельзя забывать, что у каждой картинки или материала взятого из Интернета есть автор. Если для написания, какого-то материала потребуются статьи из газет, обязательно нужно указать автора. Очень важный момент при работе с материалами - соблюдение авторских прав. Нужно относиться с уважением к чужому труду.
А также очень важное замечание, прежде чем опубликовать чью-либо фотографию заранее спросите согласие. Веб-страница должна быть одобренной.
2.2 Разработка структуры сайта
Собранный информационный материал необходимо структурировать по логическим частям, каждая из которых в дальнейшем будет представлять отдельный HTML-файл.
Мы воспользуемся специализированным HTML-редактором FrontPage. Возьмём лист бумаги и напишите основные идеи сайта. Определим информационную часть сайта (статическая составляющая) и активную часть, которая требует от пользователя выполнения действий, например, заполнения форм, просмотр ресурсов:
1) Сгруппируем идеи по содержанию;
2) Сгруппируем идеи по возможностям;
3) Определим приоритет каждой из идей;
4) Создание карты сайта.
Из созданной структуры сайта создадим карту сайта. Карта сайта — это своеобразная диаграмма, позволяющая визуально представить веб-страницы еще до их построения. [26,31] Для наглядности нарисуйте на листе бумаги прямоугольники, соответствующие каждой веб-странице. Начинайте с домашней (она же загрузочная) страницы index.htm, разместив, её в верхней части листа, затем ниже разместите прямоугольники, соответствующие основным разделам. В следующем ряду добавьте подразделы. Продумайте логические связи (ссылки) между страницами и разделами рисунок 5.
Рисунок 5. Карта сайта
3 Разработка веб-сайта КГУ «Средней школы №15 села Трудовое».
КГУ «Средняя школа №15 села Трудовое» акимата Осакаровского района создана в 1934 году. Действующий в настоящее время руководитель, директор школы: Куковская Светлана Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории, высшего уровня квалификации учителя географии и естествознания. Кадровый состав педагогических работников составляет 21 человек. Школа является государственным учреждением, площадь которой составляет 1000 кв.м. Имеются 16 кабинетов из них: лингафонный кабинет, мультимедийный кабинет, кабинет физики новой модификации, кабинет информатики. Вместимость ученических мест 504 учащихся. На данный момент в школе обучается 75 человек.
3.1 Задачи и цели сайта
Перед разработкой веб-сайта определимся с задачами, которые должен решать веб-сайт:
1) Предоставить информацию о школе, истории создания, основной деятельности, её руководителях и преподавателях;
2) Публикация новостей школы;
3) Информация о расписании школы;
4) Публикация информации о будущих и прошедших соревнованиях с дополнительной информацией;
5) Информация о достижениях школы: наградах, завоеванных на соревнованиях;
6) Фотоальбом, где можно добавить и посмотреть фотографии школы, учеников и учителей, а также фоторепортажи с соревнований;
7) Форум, на котором посетитель сайта сможет почерпнуть полезную информацию, а также пообщаться с руководителями и преподавателями школы;
8) Контактные данные, для того, чтобы заинтересованные родители смогли связаться со школой. [23]
Разработка структуры сайта. После того, как были определены цели, которые должен решать сайт, были определены задачи веб-сайта:
Первая задача: предоставить информацию о школе её руководителях и воспитанниках, направлении деятельности. Эта информация наиболее важна для посетителя, именно её ищут родители, когда выбирают школу своему ребёнку. Предоставить информацию о расписании занятий школы. Разделим информацию на возрастные группы и поместим в разделе «Информация о школе» в виде таблицы с дополнительной информацией о прикладных курсах, кружках, секциях. Поэтому её следует расположить на главной странице веб-сайта, домашней странице контактные данные. В этом разделе находятся и все контактные данные школы: адрес, телефоны, адрес электронной почты.
Вторая задача: информация о администрации школы: директор школы, зав по учебной части, зав по учебно-воспитательной работе поместим в разделе «Администрация».
Третья задача: публикация материала школы. Решается созданием раздела «Главная страница». Здесь будут публиковаться новости школы. Нужно предоставить возможность добавлять новости без редактирования HTML-кода странички. Наилучшим образом с этим справляются специальные новостные скрипты, написанные на языке PHP. С одной стороны, это накладывает ограничения на выбор хостинга (требуется поддержка PHP), а с другое – позволяет неподготовленному пользователю (например, администратору школы) добавлять новости, не разбираясь в технологиях FTP и HTML. Также нужно предоставить возможность посетителям сайта комментировать новости, т.е. выражать свое мнение по этим событиям.
Четвёртая задача: информация о преподавателях школы, личных данных, поурочные разработки и так далее.
Пятая задача: информация о заслугах, достижениях школы. Главные достижения школы – её ученики. Поэтому в этом разделе будем публиковать список отличившихся воспитанников с краткой характеристикой, их наградами и фотографией в разделе « Фотоальбомы», будем выкладывать фотографии о прошедших соревнований, о выпускных вечерах. Основные требования к разделу: должна быть возможность закачивать фотографии на сервер через сайт неподготовленным пользователем (учителем). Второе требование: фотографии должны быть структурированы в папках, посвященных событиям, для удобства просмотра. [18]