Файл: Формирование и анализ состояния имущества предприятия (на примере оао Бежицкий хлебокомбинат).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 323

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Анализ формирования и состояния имущества

ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
В 1934 году в городе Бежица был построен небольшой хлебозавод по выпуску весового ржаного хлеба и небольшого ассортимента булочных изделий. Суточная мощность его была около 16 тонн. Труд рабочих был несоизмеримо тяжелым, т.к. все технологические операции выполнялись вручную. Печи топились дровами, затем углем. В дальнейшем завод реконструировался: был расширен основной цех и построено небольшое административное здание.

В годы войны здание завода сильно пострадало от пожара. После освобождения Брянщины в 1943 году оно было восстановлено. Уже в 1944 году была превышена довоенная выпечка хлеба.

В 1969-70 гг. хлебозавод был полностью реконструирован с использованием новой техники. Вместо печей ФЛТ-2 были смонтированы технологические линии с непрерывным способом приготовления ржаного теста с расстойно-печными агрегатами ХПА-40.

В 1972 году был построен новый хлебозавод № 2 хлебокомбината по выпуску булочных изделий с бестарным хранением муки и более современным оборудованием.

C 1992 года предприятие зарегистрировано как Открытое Акционерное Общество «Бежицкий хлебокомбинат». Общество действует на основании Устава (Приложение А).

Предприятие ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» находится по адресу г. Брянск, ул. Ульянова, 60. Организационно-правовая форма предприятия: акционерное общество открытого типа. Учредителями являются: государство - 51%, юридические лица (ПАО «Сбербанк) – 46%, физические лица – 3%. Размер уставного капитала: 96420 руб. Дочерних предприятий нет.

ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» - крупное предприятие Брянской области по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. Ассортимент вырабатываемой продукции в 2020 году составил 317 наименований: в т. ч. хлеб ржано-пшеничный, булочные, кондитерские и прочие изделия - 300 наименований, мукомольная продукция -17 наименований. За 2020 год освоено 24 наименования новых видов продукции:

  • хлеба «Русь», «Фруктовый», «Пикник», булочки «Тартильяни», «с сосиской»,

  • торты песочные «Мюнхенский пай» и «Листопад», торт «Любава», корж «Молочный»,

  • сухари «Новинка с отрубями», чиабатты «Румяная» и «Классическая».

Структура выпускаемой продукции динамично изменяется в зависимости от существующего спроса на рынке, особых потребительских предпочтений, а также от поведения конкурентов. Рынок хлебобулочной продукции претерпевает значительные изменения. Происходит переориентация потребления с традиционных видов продукции (хлеба ржано-пшеничного и батона) на более высокорецептурные и соответственно более дорогие, виды продукции.


Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2015 – 2020 гг. представлены в таблице 2. Информационной базой для расчета служит отчетность предприятия (Приложение Б)

По результатам абсолютных показателей видно, что их динамика неоднозначна. Существенно в 2019 году выросла чистая прибыль (почти в 33 раза) и прибыль до налогообложения (в 10 раз). Прибыль от продаж увеличилась в меньшей степени на 80%. При этом на 11,2% выросла выручка предприятия в 2019 году по сравнению с 2018 г. Себестоимость продаж изменилась в большей степени на 12,5%.

В 2020 году ситуация изменилась, на 2% упала выручка предприятия, себестоимость продаж при этом выросла на 2%. Это снизило прибыль от продаж на 70 %. В результате превышения прочих доходов над прочими расходами прибыль до налогообложения снизилась в меньшей степени на 54%.
Таблица 2 - Основные показатели деятельности

за 2018-2020 гг.

Показатели


Отчетный период

Изменения, %

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2019г. – 2018г.

2020г. – 2019г.

2020г. – 2018г.

1. Выручка от продаж, тыс. руб.

858884

954944

937586

11,2

-1,8

9,2

2. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

594472

668877

681927

12,5

2,0

14,7

3. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

156422

150507

104274

-3,8

-30,7

-33,3

4. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.

335978

332710

347783

-1,0

4,5

3,5

6. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

23262

41851

12485

79,9

-70,2

-46,3

6. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

2960

28992

13398

в 10 раз

-53,8

352,6

7. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

676

22021

10539

в 32,6 раза

-52,1

1459,0

8. Собственный капитал, тыс. руб.

203453

224852

226274

10,5

0,6

11,2

9. Дебиторская задолженность, тыс. руб.

68767

66186

114471

-3,8

73,0

66,5

10. Кредиторская задолженность, тыс. руб.

77310

48251

53289

-37,6

10,4

-31,1

11. Среднесписочная численность, чел.

715

772

763

8,0

-1,2

6,7

12. Рентабельность продаж, %

2,7

4,4

1,3

61,8

-69,6

-50,8

13. Производительность труда, тыс. руб./чел.

1201

1237

1229

3,0

-0,7

2,3

14. Юридический адрес организации

  241035,г. Брянск, ул. Ульянова, 60.  

15. Организационно-правовая форма

Открытое акционерное общество

16. Вид деятельности

Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения

17. Режим налогообложения

 Общий

18. Руководитель организации (Ф.И.О.) и

Пилипушко Сергей Николаевич 

19. Главный бухгалтер (Ф.И.О.)

Алымова Татьяна Николаевна 



Наглядно показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия представлены на рисунке 3.





Рисунок 3 - Динамика показателей финансовых результатов деятельности

предприятия
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» всего за 2020г. произвел 16461 тонну хлебобулочной и кондитерской, а также 15349 тонн продукции мукомольного производства. Снижение объемов производства хлебобулочной и кондитерской продукции в 2020г. в сравнении с 2019г. составило - 7,3%, снижение объемов мукомольного производства за аналогичный период - 10,6% . Причиной данного снижения является уменьшение заявок на продукцию отторговых сетей.

Среднегодовая стоимость активов предприятия снизилась в 2019 году на 1,4 %, а в 2020 выросла на 4,5%, что свидетельствует, с одной стороны о повышении его экономического потенциала, с другой стороны при падении выручки и прибыли, это отрицательно скажется на показателях эффективности.

Предприятие имеет необходимый набор производственных помещений и технологического оборудования, которые обеспечивают выполнение всех требований к производству хлеба и хлебобулочных изделий. Ежегодно на модернизацию производства и улучшение санитарно-гигиенического состояния предприятия расходуется 3 миллиона рублей. На производстве придерживаются традиционных технологий производства хлеба, используют натуральное сырьё. За качеством сырья и качеством выпускаемой продукции осуществляется постоянный лабораторный контроль производственными лабораториями, оборудованными на каждом хлебозаводе. Много внимания уделяется предприятием современным требованиям к разработке и выпуску диетических видов хлеба.

Основной задачей ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» является производство натуральной, вкусной, качественной продукции для удовлетворения потребностей населения на территории центральной части РФ.

На предприятии выпускаются:

- хлебобулочные изделия улучшенного качества, обогащённые за счёт различных не хлебопекарных культур - гречневой муки, кунжута, овсяной муки, лука, сыра. У изделий улучшается аромат, повышается их питательная ценность, они обогащаются минеральными веществами витаминами,


- хлеба, обогащенные пищевыми волокнами (отрубями), пищевые волокна играют существенную роль в нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта, нормализуют холестериновый обмен, являются профилактическим средством для рака толстой кишки, диабета, геморроя, панкреатита, ожирения,

- изделия, обогащенные йодом, которые так необходимы для профилактики дефицита йода, профилактики развития заболеваний щитовидной железы.

В настоящее время на хлебокомбинате освоен выпуск кондитерских изделий: пряников, печений, кексов. При их производстве особое внимание уделяют применению натурального сырья, использованию традиционных технологий и рецептур, повышению их вкусовых и питательных свойств.

ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» имеет три промышленных площадки:

- хлебозавод №1 , расположенный по адресу: г. Брянск, ул.Ульянова, д.60,

- хлебозавод №2, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Литейная, д.80,

- хлебозавод №3, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, д.142,

- мельничный комплекс, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Молодой гвардии, д.136.

Розничную торговлю хлебобулочными и кондитерскими изделиями предприятие в 2020 году осуществляло через собственные торговые точки:

- ларек «Горячий хлеб, расположенный по адресу: г. Брянск ул. Ульянова ,60,

- ларек «Свежий хлеб», расположенный по адресу: г. Брянск ул. Пушкина, д.12,

- ларек «Свежий хлеб», расположенный по адресу : г.Сельцо, ул. Свердлова,д.9.

- ларек «Горячий хлеб, расположенный по адресу: г. Брянск ул. Литейная,80,

- ларек «Свежий хлеб», расположенный по адресу : ул. Красноармейская, д.142.

Доставка продукции покупателям в течении 2020 года осуществлялась на собственных специализированных автомобилях, а также с привлечением наемного транспорта. По состоянию на 31.12.21 г. предприятие имеет на балансе 94 единицы транспортных средств, 78 из которых осуществляют доставку продукции до покупателей.

Хлебобулочные изделия в области производят восемь хлебопекарных предприятий с долей собственности Брянской области (семь акционерных обществ и ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»), ООО «Возрождение», хлебозавод Брянского ТПО Московского филиала ОАО « Железнодорожная Торговая Компания», ООО «Дэма», ОАО «ФАБРИКА-КУХНЯ», ООО «МЕЛЬНИЦА », а также мини-пекарни и индивидуальные предприниматели. Также хлебобулочная продукция производится и реализуется всеми крупными торговыми сетями города Брянска и области. Участников на рынке с каждым годом становится больше. Кроме указанных выше местных производителей, присутствует продукция производителей других регионов России и зарубежья. Конкурентами из других регионов являются:


1. АО «Проект «Свежий хлеб» (Курск). Продукция представлена в ТЦ Европа, АО Дикси-Юг, ТС Свенская ярмарка, ТС Меркурий, ООО Агротес, ТС Брянский хлеб, ТС Варяг.

  1. Хлебокомбинат «Юность»(г.Орел) . Продукция представлена в ГМ Лента.

  2. ООО Экохлеб (Воронеж). Продукция представлена в ГМ Линия, ГМ Лента.

  3. Хлебокомбинат хлебобулочных изделий «Родные просторы» ИП Шлиховой В.В.г.Воронеж . Продукция представлена в ГМ Лента.

  4. ООО Хлебный дом (Санкт-Петербург). Продукция представлена в ГМ Лента.

  5. Гомельхлебпром (РБ). Продукция представлена в Евроторг-Запад, ТС Фрегат.

Главными же конкурентами ОАО "Бежицкий хлебокомбинат" являются: ГУП «Брянский хлебокомбинат № 1» и ООО «Возрождение».

Как видно, на рынке хлеба и хлебобулочных изделий наблюдается достаточно серьезная конкуренция. Участников на рынке с каждым годом становится больше. Кроме указанных выше местных производителей, присутствует продукция производителей других регионов России и зарубежья.

Основными покупателями продукции общества являются торговая сеть города Брянска.

В 2020 году поставки продукции также осуществлялись в районы Брянской, Калужской , Орловской и Смоленской областей.

В течении 2020 года хлебобулочная , кондитерская продукция и продукция мельничного комплекса , а также прочие товарно-материальные ценностей отгружались 1525 клиентам.

Продукция мукомольного производства в течении 2020 года использовалась для собственного потребления, а также реализовывалась хлебопекарным предприятиям города Брянска, Брянской и Орловской областей.

Существует риск снижения объемов продаж из-за изменения емкости рынка и политики конкурентов. Снижение потребления хлеба сопровождается ростом потребления сдобной и кондитерской продукции. Общей тенденцией развития рынка мучных кондитерских изделий является развитие «в глубь», т.е. не разработка каких-то принципиально новых видов изделий, а совершенствование, придание изысканности, «усложнение» уже имеющихся традиционных изделий.

Спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается. Вместе с тем повышаются требования к качеству предлагаемой продукции, к ее конкурентоспособности. Основной фактор, характеризующий сегодня состояние хлебного рынка Брянской области - жесточайшая конкуренция. Только крупное производство может обеспечить высокий уровень конкурентоспособности, в том числе по ценовому фактору, а также эффективно защищать свои интересы во взаимоотношениях с основными контрагентами.