Файл: Формирование и анализ состояния имущества предприятия (на примере оао Бежицкий хлебокомбинат).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 323
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Анализ формирования и состояния имущества
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
В 1934 году в городе Бежица был построен небольшой хлебозавод по выпуску весового ржаного хлеба и небольшого ассортимента булочных изделий. Суточная мощность его была около 16 тонн. Труд рабочих был несоизмеримо тяжелым, т.к. все технологические операции выполнялись вручную. Печи топились дровами, затем углем. В дальнейшем завод реконструировался: был расширен основной цех и построено небольшое административное здание.
В годы войны здание завода сильно пострадало от пожара. После освобождения Брянщины в 1943 году оно было восстановлено. Уже в 1944 году была превышена довоенная выпечка хлеба.
В 1969-70 гг. хлебозавод был полностью реконструирован с использованием новой техники. Вместо печей ФЛТ-2 были смонтированы технологические линии с непрерывным способом приготовления ржаного теста с расстойно-печными агрегатами ХПА-40.
В 1972 году был построен новый хлебозавод № 2 хлебокомбината по выпуску булочных изделий с бестарным хранением муки и более современным оборудованием.
C 1992 года предприятие зарегистрировано как Открытое Акционерное Общество «Бежицкий хлебокомбинат». Общество действует на основании Устава (Приложение А).
Предприятие ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» находится по адресу г. Брянск, ул. Ульянова, 60. Организационно-правовая форма предприятия: акционерное общество открытого типа. Учредителями являются: государство - 51%, юридические лица (ПАО «Сбербанк) – 46%, физические лица – 3%. Размер уставного капитала: 96420 руб. Дочерних предприятий нет.
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» - крупное предприятие Брянской области по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. Ассортимент вырабатываемой продукции в 2020 году составил 317 наименований: в т. ч. хлеб ржано-пшеничный, булочные, кондитерские и прочие изделия - 300 наименований, мукомольная продукция -17 наименований. За 2020 год освоено 24 наименования новых видов продукции:
-
хлеба «Русь», «Фруктовый», «Пикник», булочки «Тартильяни», «с сосиской», -
торты песочные «Мюнхенский пай» и «Листопад», торт «Любава», корж «Молочный», -
сухари «Новинка с отрубями», чиабатты «Румяная» и «Классическая».
Структура выпускаемой продукции динамично изменяется в зависимости от существующего спроса на рынке, особых потребительских предпочтений, а также от поведения конкурентов. Рынок хлебобулочной продукции претерпевает значительные изменения. Происходит переориентация потребления с традиционных видов продукции (хлеба ржано-пшеничного и батона) на более высокорецептурные и соответственно более дорогие, виды продукции.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2015 – 2020 гг. представлены в таблице 2. Информационной базой для расчета служит отчетность предприятия (Приложение Б)
По результатам абсолютных показателей видно, что их динамика неоднозначна. Существенно в 2019 году выросла чистая прибыль (почти в 33 раза) и прибыль до налогообложения (в 10 раз). Прибыль от продаж увеличилась в меньшей степени на 80%. При этом на 11,2% выросла выручка предприятия в 2019 году по сравнению с 2018 г. Себестоимость продаж изменилась в большей степени на 12,5%.
В 2020 году ситуация изменилась, на 2% упала выручка предприятия, себестоимость продаж при этом выросла на 2%. Это снизило прибыль от продаж на 70 %. В результате превышения прочих доходов над прочими расходами прибыль до налогообложения снизилась в меньшей степени на 54%.
Таблица 2 - Основные показатели деятельности
за 2018-2020 гг.
Показатели | Отчетный период | Изменения, % | |||||
2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2019г. – 2018г. | 2020г. – 2019г. | 2020г. – 2018г. | ||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. | 858884 | 954944 | 937586 | 11,2 | -1,8 | 9,2 | |
2. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. | 594472 | 668877 | 681927 | 12,5 | 2,0 | 14,7 | |
3. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 156422 | 150507 | 104274 | -3,8 | -30,7 | -33,3 | |
4. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. | 335978 | 332710 | 347783 | -1,0 | 4,5 | 3,5 | |
6. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 23262 | 41851 | 12485 | 79,9 | -70,2 | -46,3 | |
6. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | 2960 | 28992 | 13398 | в 10 раз | -53,8 | 352,6 | |
7. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | 676 | 22021 | 10539 | в 32,6 раза | -52,1 | 1459,0 | |
8. Собственный капитал, тыс. руб. | 203453 | 224852 | 226274 | 10,5 | 0,6 | 11,2 | |
9. Дебиторская задолженность, тыс. руб. | 68767 | 66186 | 114471 | -3,8 | 73,0 | 66,5 | |
10. Кредиторская задолженность, тыс. руб. | 77310 | 48251 | 53289 | -37,6 | 10,4 | -31,1 | |
11. Среднесписочная численность, чел. | 715 | 772 | 763 | 8,0 | -1,2 | 6,7 | |
12. Рентабельность продаж, % | 2,7 | 4,4 | 1,3 | 61,8 | -69,6 | -50,8 | |
13. Производительность труда, тыс. руб./чел. | 1201 | 1237 | 1229 | 3,0 | -0,7 | 2,3 | |
14. Юридический адрес организации | 241035,г. Брянск, ул. Ульянова, 60. | ||||||
15. Организационно-правовая форма | Открытое акционерное общество | ||||||
16. Вид деятельности | Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения | ||||||
17. Режим налогообложения | Общий | ||||||
18. Руководитель организации (Ф.И.О.) и | Пилипушко Сергей Николаевич | ||||||
19. Главный бухгалтер (Ф.И.О.) | Алымова Татьяна Николаевна |
Наглядно показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика показателей финансовых результатов деятельности
предприятия
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» всего за 2020г. произвел 16461 тонну хлебобулочной и кондитерской, а также 15349 тонн продукции мукомольного производства. Снижение объемов производства хлебобулочной и кондитерской продукции в 2020г. в сравнении с 2019г. составило - 7,3%, снижение объемов мукомольного производства за аналогичный период - 10,6% . Причиной данного снижения является уменьшение заявок на продукцию отторговых сетей.
Среднегодовая стоимость активов предприятия снизилась в 2019 году на 1,4 %, а в 2020 выросла на 4,5%, что свидетельствует, с одной стороны о повышении его экономического потенциала, с другой стороны при падении выручки и прибыли, это отрицательно скажется на показателях эффективности.
Предприятие имеет необходимый набор производственных помещений и технологического оборудования, которые обеспечивают выполнение всех требований к производству хлеба и хлебобулочных изделий. Ежегодно на модернизацию производства и улучшение санитарно-гигиенического состояния предприятия расходуется 3 миллиона рублей. На производстве придерживаются традиционных технологий производства хлеба, используют натуральное сырьё. За качеством сырья и качеством выпускаемой продукции осуществляется постоянный лабораторный контроль производственными лабораториями, оборудованными на каждом хлебозаводе. Много внимания уделяется предприятием современным требованиям к разработке и выпуску диетических видов хлеба.
Основной задачей ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» является производство натуральной, вкусной, качественной продукции для удовлетворения потребностей населения на территории центральной части РФ.
На предприятии выпускаются:
- хлебобулочные изделия улучшенного качества, обогащённые за счёт различных не хлебопекарных культур - гречневой муки, кунжута, овсяной муки, лука, сыра. У изделий улучшается аромат, повышается их питательная ценность, они обогащаются минеральными веществами витаминами,
- хлеба, обогащенные пищевыми волокнами (отрубями), пищевые волокна играют существенную роль в нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта, нормализуют холестериновый обмен, являются профилактическим средством для рака толстой кишки, диабета, геморроя, панкреатита, ожирения,
- изделия, обогащенные йодом, которые так необходимы для профилактики дефицита йода, профилактики развития заболеваний щитовидной железы.
В настоящее время на хлебокомбинате освоен выпуск кондитерских изделий: пряников, печений, кексов. При их производстве особое внимание уделяют применению натурального сырья, использованию традиционных технологий и рецептур, повышению их вкусовых и питательных свойств.
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» имеет три промышленных площадки:
- хлебозавод №1 , расположенный по адресу: г. Брянск, ул.Ульянова, д.60,
- хлебозавод №2, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Литейная, д.80,
- хлебозавод №3, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, д.142,
- мельничный комплекс, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Молодой гвардии, д.136.
Розничную торговлю хлебобулочными и кондитерскими изделиями предприятие в 2020 году осуществляло через собственные торговые точки:
- ларек «Горячий хлеб, расположенный по адресу: г. Брянск ул. Ульянова ,60,
- ларек «Свежий хлеб», расположенный по адресу: г. Брянск ул. Пушкина, д.12,
- ларек «Свежий хлеб», расположенный по адресу : г.Сельцо, ул. Свердлова,д.9.
- ларек «Горячий хлеб, расположенный по адресу: г. Брянск ул. Литейная,80,
- ларек «Свежий хлеб», расположенный по адресу : ул. Красноармейская, д.142.
Доставка продукции покупателям в течении 2020 года осуществлялась на собственных специализированных автомобилях, а также с привлечением наемного транспорта. По состоянию на 31.12.21 г. предприятие имеет на балансе 94 единицы транспортных средств, 78 из которых осуществляют доставку продукции до покупателей.
Хлебобулочные изделия в области производят восемь хлебопекарных предприятий с долей собственности Брянской области (семь акционерных обществ и ГУП «Брянский хлебокомбинат №1»), ООО «Возрождение», хлебозавод Брянского ТПО Московского филиала ОАО « Железнодорожная Торговая Компания», ООО «Дэма», ОАО «ФАБРИКА-КУХНЯ», ООО «МЕЛЬНИЦА », а также мини-пекарни и индивидуальные предприниматели. Также хлебобулочная продукция производится и реализуется всеми крупными торговыми сетями города Брянска и области. Участников на рынке с каждым годом становится больше. Кроме указанных выше местных производителей, присутствует продукция производителей других регионов России и зарубежья. Конкурентами из других регионов являются:
1. АО «Проект «Свежий хлеб» (Курск). Продукция представлена в ТЦ Европа, АО Дикси-Юг, ТС Свенская ярмарка, ТС Меркурий, ООО Агротес, ТС Брянский хлеб, ТС Варяг.
-
Хлебокомбинат «Юность»(г.Орел) . Продукция представлена в ГМ Лента. -
ООО Экохлеб (Воронеж). Продукция представлена в ГМ Линия, ГМ Лента. -
Хлебокомбинат хлебобулочных изделий «Родные просторы» ИП Шлиховой В.В.г.Воронеж . Продукция представлена в ГМ Лента. -
ООО Хлебный дом (Санкт-Петербург). Продукция представлена в ГМ Лента. -
Гомельхлебпром (РБ). Продукция представлена в Евроторг-Запад, ТС Фрегат.
Главными же конкурентами ОАО "Бежицкий хлебокомбинат" являются: ГУП «Брянский хлебокомбинат № 1» и ООО «Возрождение».
Как видно, на рынке хлеба и хлебобулочных изделий наблюдается достаточно серьезная конкуренция. Участников на рынке с каждым годом становится больше. Кроме указанных выше местных производителей, присутствует продукция производителей других регионов России и зарубежья.
Основными покупателями продукции общества являются торговая сеть города Брянска.
В 2020 году поставки продукции также осуществлялись в районы Брянской, Калужской , Орловской и Смоленской областей.
В течении 2020 года хлебобулочная , кондитерская продукция и продукция мельничного комплекса , а также прочие товарно-материальные ценностей отгружались 1525 клиентам.
Продукция мукомольного производства в течении 2020 года использовалась для собственного потребления, а также реализовывалась хлебопекарным предприятиям города Брянска, Брянской и Орловской областей.
Существует риск снижения объемов продаж из-за изменения емкости рынка и политики конкурентов. Снижение потребления хлеба сопровождается ростом потребления сдобной и кондитерской продукции. Общей тенденцией развития рынка мучных кондитерских изделий является развитие «в глубь», т.е. не разработка каких-то принципиально новых видов изделий, а совершенствование, придание изысканности, «усложнение» уже имеющихся традиционных изделий.
Спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается. Вместе с тем повышаются требования к качеству предлагаемой продукции, к ее конкурентоспособности. Основной фактор, характеризующий сегодня состояние хлебного рынка Брянской области - жесточайшая конкуренция. Только крупное производство может обеспечить высокий уровень конкурентоспособности, в том числе по ценовому фактору, а также эффективно защищать свои интересы во взаимоотношениях с основными контрагентами.