Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 347

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

94 3. Учебно-методическое обеспечение.
• специальные учебники и учебные пособия (для слепых - напечатанные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля и содержащие рельефные иллюстрации; для слабовидящих – крупношрифтовые, яркоконтрастные);
• специальные рабочие тетради для слепых и слабовидящих обучающихся;
• адаптированный дидактический материал и наглядные пособия;
• адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования, построенная по модульному принципу.
Важно отметить, что на сегодняшний день, учебно-методическое обеспечение преподавания учебного предмета «Технология» обучающимся с нарушениями зрения в отечественной тифлопедагогической практике не достаточно разработано. В частности, отсутствуют специальные учебники, учебные пособия и рабочие тетради по предмету «Технология» для слепых и слабовидящих обучающихся. Примерные адаптированные рабочие программы учебного предмета «Технология» для слепых и слабовидящих обучающихся на уровне основного общего образования находятся в стадии разработки.
4.
Информационно-компьютерное обеспечение.
• персональные компьютеры, отвечающие актуальным требованиям конфигурации и мощности, с широкополосным бесперебойным выходом в сеть Интернет, стандартной клавиатурой, высококачественным монитором с диагональю 17- 19 дюймов и активной акустической системой с возможностью подключения индивидуальных наушников (манипулятор
«мышь» должен отсутствовать);
• операционная система Windows актуальной версии, стандартный пакет офисных приложений Microsoft Office актуальной версии (текстовый и табличный процессоры), базовый Интернет-браузер и файловый менеджер, программа распознавания оптических символов (OCR), программный

95
DAISY- плеер, а также программа невизуального доступа к информации на экране компьютера, реализующая полный доступ к установленному прикладному программному обеспечению;
• брайлевский дисплей, видеокамера для чтения плоскопечатных текстов, тифлофлэшплеер с обеспечением возможности их использования каждым обучающимся;
• один или несколько сетевых брайлевских принтеров группового использования, с возможностью печати с каждого учебного компьютера.

96
1   2   3   4   5   6   7   8

ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОО,
РЕАЛИЗУЮЩИХ АООП ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.
Роль и место предметной области технология в адаптированной
основной общеобразовательной программе для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекционно-
развивающая направленность обучения по предметной области
«Технология».
Изучение предметной области «Технология» обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) подразумевает достижение целей обучения, характеризующих эту предметную область, с одновременным решением образовательных и коррекционных задач, обусловленных спецификой образовательных потребностей данной категории обучающихся.
Реализация коррекционно-развивающей направленности обучения по предметной области «Технология» лиц с НОДА предполагает:
• обучение правильным и рациональным действиям при выполнении трудовых заданий с учетом двигательных возможностей обучающегося, поэтапное их усложнение;
• развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, мышления и коммуникативных возможностей, усвоение элементарного технического словаря в процессе овладения доступными и безопасными приемами ручного и механизированного труда, а также способами управления отдельными видами техники;
• овладение доступными общетрудовыми
(планирование, организация работы, самоконтроль, соблюдение правил техники безопасности и др.) и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, в том числе с использованием

97 электронных технологий и инструментов, применяющихся в современном производстве и сфере обслуживания;
• формирование профессионального самоопределения обучающихся с НОДА в условиях современного рынка труда на основе понимания его специфики и собственных предпочтений, способностей и ограничений;
• воспитание трудолюбия, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Освоение предметной области «Технология» на уровне основного общего образования осуществляется в 5-9 классах из расчёта в 5–8 классах —
2 часа в неделю, в 9 классе — 1 час в неделю.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на освоение обучающимися с НОДА общетрудовых умений и навыков. При проведении практических занятий осуществляется деление классов на группы в соответствии с двигательными возможностями обучающихся, а также организация пропедевтической работы: включение тренировочных упражнений для освоения приемов работы перед каждой новой темой практического занятия.
Примерным тематическим планированием предусмотрена вариативность программного содержания предметной области «Технология».
Инвариантные образовательные модули: «Охрана труда и техника безопасности», «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование и макетирование», «Компьютерная графика».
Вариативные образовательные модули: «Растениеводство» и
«Животноводство» включаются в программу учебного предмета с учетом материально-технического обеспечения образовательной среды, образовательных потребностей обучающихся с НОДА, специфики социально-экономической, культурно-образовательной и научной


98 инфраструктуры, в которой реализуется основная образовательная программа основного общего образования.
Для реализации содержания предметной области «Технология» в общеобразовательной организации могут разрабатываться авторские программы, учитывающие национальные и региональные особенности местного социально-производственного окружения и соответствующие им технологии, виды и объекты труда.
Для достижения целей и задач реализации рабочей программы по предмету «Технология» рекомендуется выстроить содержание учебной деятельности обучающихся с НОДА в структуре трех блоков [4]:
1.
Содержание, позволяющее ввести обучающихся с НОДА в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий;
2.
Содержание, позволяющее обучающимся с НОДА получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей;
3.
Содержание, позволяющее обеспечить обучающегося с НОДА информацией о:
− профессиональной деятельности в контексте современных производственных технологий;
− производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда;
− законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества.
Такой подход позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия обоснованных решений с учетом оценки собственных возможностей и ограничений.

99
Основными принципами и подходами при реализации предметной области «Технология», как и при реализации иных предметных областей
АООП ООО являются:
1.
Принцип дифференцированного (индивидуального) подхода – предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с
НОДА. Неоднородность возможностей освоения обучающимися с НОДА содержания дисциплины «Технология» обуславливают: уровень развития двигательных, речевых и интеллектуальных возможностей, степень сохранности слуха и зрения, наличие соматических ограничений. Для осуществления индивидуального подхода при обучении трудовым операциям детей с тяжелыми двигательными нарушениями необходимо использовать вспомогательные средства (в том числе специализированные электронные и ассистивные технологии), облегчающие процессы выполнения действий и усвоения двигательных навыков. К выполнению заданий, требующих более сложной деятельности, обучающимся с НОДА необходимо приступать только после формирования прочных умений и навыков на предыдущем по сложности этапе.
2.
Принцип доступности – предполагает построение процесса обучения на уровне познавательных возможностей обучающихся с НОДА, использование при построении обучения информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы и технологии, дистанционные образовательные технологии (ДОТ), здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие достижение максимально возможных для обучающегося результатов обучения.
3.
Принцип вариативности
– предполагает возможность использования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения при сохранении инвариантного минимума образования, доступного и безопасного с учетом двигательных и иных возможностей каждого обучающегося с НОДА. Реализуется при составлении тематического планирования и выборе объектов работы путем подбора разноуровневых


100 заданий, форм организации образовательного процесса и способов подачи информации, которые наиболее успешно обучающиеся осваивают в группе, малой группе, в парах, индивидуально.
4.
Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, всех участников образовательного процесса – предполагает взаимодействие и согласованность их действий в достижении цели изучения предметной области «Технология» обучающимися с НОДА.
Коррекционно-развивающая направленность содержания предметной области «Технология» реализуется через развитие гибких компетенций и профессиональных, технических компетенций (Soft Skills и Hard Skills), которые, в совокупности, способствуют более полной реализации образовательных потребностей обучающихся с НОДА. Данные навыки, с одной стороны, отвечают за успешное участие обучающегося с НОДА в рабочем процессе и высокую производительность его труда, а, с другой стороны, непосредственно влияют на успешность самого человека, развивая возможности к коммуникации и проявлению креативности, способности к командному решению проектных задач (коллаборации), критическое мышление.
Предметная область «Технология» интегрирует в своем содержании знания и умения всех предметов основного общего образования.
2.
Особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в освоении
предметной области «Технология». Подходы их реализации.
В ходе реализации предметной области «Технология» необходимо учитывать наличие у обучающихся НОДА целого ряда нарушений моторики, речи, зрения и слуха, недостаточный уровень сформированности пространственных представлений и зрительно-моторной координации.
Нарушения захватывающей и манипулятивной функции кисти руки, наличие гиперкинезов, ограничение возможности к передвижению (использование

101 коляски, ортопедических приспособлений) необходимо учитывать при выборе форм и приемов обучения трудовым операциям. Степень выраженности указанных затруднений значительно увеличивается при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостаточностью зрительно-моторной координации, что в значительной степени мешает выполнению трудовых операций с инструментами, оборудованием, работе с компьютером. Зачастую для таких обучающихся необходим подбор индивидуальных вспомогательных средств, без которых выполнение ими практических операций затруднено или невозможно, а также помощь тьютора или ассистента.
Значительное влияние на освоение трудовых операций оказывает снижение темпа деятельности, присущее большинству обучающихся с
НОДА. Для обучающихся с НОДА характерен целый ряд особенностей в формировании личности, обусловленных как тяжестью имеющихся нарушений, так и спецификой социального окружения, в котором развивается ребенок: пониженный фон настроения, ограниченность социальных контактов, заниженная самооценка, ориентированность на предоставление помощи и др. Наличие и тяжесть особенностей в формировании личности вызывают дополнительные трудности при освоении содержания предметной области «Технология» и диктуют ряд условий при организации педагогического процесса.
К особым образовательным потребностям обучающихся с НОДА, которые необходимо учитывать при реализации программы предметной области «Технология», относятся:
• потребность в регламентации образовательной деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями и необходимостью соблюдения ортопедического режима;
• потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных и


102 ассистивных технологий (при наличии выраженных двигательных и речевых нарушений);
• потребность в индивидуализации обучения с учетом структуры и тяжести имеющихся нарушений;
• потребность в предоставлении услуг ассистента или тьютора;
• потребность в создании особой пространственной и временной организации образовательной среды;
• потребность в обеспечении индивидуально подобранными специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным учебным местом с учетом структуры и тяжести имеющихся нарушений, необходимости соблюдения ортопедического режима.
Реализацию содержания рабочей программы предметной области
«Технология» следует ориентировать на освоение групп профилей, соответствующих особенностям и возможностям обучающихся с НОДА и обеспечивающим выпускнику конкурентоспособность на региональном рынке труда. При выборе нагрузки и оценке возможностей овладения трудовыми навыками обучающимися с НОДА, а также при проведении профориентационной работы целесообразно ориентироваться на Приказ
Минтруда России от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», регламентирующий трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и лиц с НОДА. [1]. Информация, содержащаяся данном документе, поможет сориентировать семью и самого обучающегося с НОДА в выборе доступных для него видов трудовой и профессиональной деятельности с учетом структуры выявленных нарушений (см. Рис.1).

103
Рис.1.
Перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности
Классификационные
Нарушение признаки трудовой и профессиональной деятельности слуха зрения
ВК
1
НК
2
ОДА с использо- ванием кресел- колясок
3 интел- лекта крово- обра- щения
1 Функции верхних конечностей.
2 Функции нижних конечностей.
3 Функции опорно-двигательного аппарата.
По характеру рабочей нагрузки на инвалида и его усилий по реализации трудовых задач
Умственный
+
+
+
+
+
+
Физический
+
+
Легкий физический
+
+
+
+
По характеристикам цели трудовой и профессиональной деятельности, организации трудового процесса:
Творческий
+
+
+
+
+
+
Стандартный
+
+
+
+
+
Нестандартный
+
+
+
+
+
+
Оперативный
(управляющий)
+
+
+
+
+
Операторский
(информационное взаимодействие с техникой)
+
+
+
+
+
Эвристический
+
+
+
+
+
+
Динамический
+
+
+
Статический
+
+
+
+
Однообразный
(монотонный)
+
+
+
+
+
+
Разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.)
+
+
+
+
+
+
Подготовка информации, оформление документации, учету
+
+
+
+
+
Операторский
(операторы, аппаратчики)
+
+
+
По форме организации трудовой и профессиональной деятельности
Регламентированный (с определенным распорядком работы)
+
+
+
+
+
Нерегламентированный
(со свободным распорядком работы)
+
+
+
+
+
+
Индивидуальный
+
+
+
+
+
+
Коллективный
(совместный)
+
+
+
+
+
+