Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.
Организация деятельности обучающихся в различных формах.
Методы и приемы обучения.
Традиционной формой обучения предметной области «Технология» являются урок (учебное занятие) и внеурочная деятельность. В практике преподавания учебного предмета «Технология» обучающимся с нарушениями зрения, во всех видах деятельности используются такие же формы организации учебно-трудовой деятельности, что и для сверстников с сохранным зрением, однако их применение имеет специфику.
1)
Фронтальная работа. Данная форма предполагает выполнение одинаковых учебно-трудовых заданий под руководством учителя. Такая

75 форма используется на начальных этапах освоения трудовых операций.
Преимуществом этой формы является обеспечение возможности получения обучающимися представлений о целостном выполнении изделия или технологического процесса. Каждый обучающийся под руководством педагога осваивает все необходимые трудовые операции и получает конкретный результат. Специфика применения формы состоит в том, что обучающийся должен обследовать под руководством учителя каждый объект трудовой деятельности. Для этого применяется специальная методика осязательного или зрительно-осязательного обследования. Демонстрация технологических процессов должна сопровождаться подробным комментированием и использованием специально-адаптированных средств наглядности. Используемые мультимедийные презентации должны быть выполнены в соответствии с требованиями к их разработке для слабовидящих. Учитель должен показать способы выполнения каждой трудовой операции без зрительного контроля. Например, проверка степени прогрева утюга на слух: если положить утюг на влажную ткань, и он горячий, то послышится шипение (Н.А. Болькина)
2)
Подгрупповая работа. При реализации этой формы класс делится на подгруппы, при этом каждая получает отдельное задание. Класс может делиться на подгруппы по гендерному признаку в зависимости от выбранного модуля (девочки – «Технологии обработки продуктов питания», мальчики – «Технологии обработки материалов (металл, древесина и т.д.).
Преимущество формы состоит в том, что внутри подгруппы каждый обучающийся выполняет конкретную трудовую операцию, что позволяет самостоятельно освоить и отработать ее исполнение. Данная форма применяется для отработки тех трудовых операций, которые вызывают наибольшие затруднения, а также для совершенствования навыков контроля в процессе совместной деятельности. Специфика реализации формы может быть представлена разделением обучающихся на пары, состоящие из слепого


76 и слабовидящего обучающихся. Деятельность слепого обучающегося, в этих случаях, не должна обесцениваться или подменяться, он должен быть равноправным участником пары.
3)
Индивидуальная работа. При выборе этой каждый обучающийся получает своё задание, или индивидуальную дополнительную помощь учителя при выполнении общего задания. Преимуществом данной формы работы является учет возможностей и образовательных потребностей каждого обучающегося. Индивидуализация технологического обучения позволяет учитывать профессиональные интересы и склонности каждого обучающегося.
В методике преподавания учебного предмета «Технология» обучающимся с нарушениями зрения используется 4 группы общедидактических методов, имеющих специфику реализации:
1.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, устный и письменные инструктажи и другое. Применяя эту группу методов в работе со слепыми и слабовидящими обучающимися, учителю следует убедиться, что они имеют адекватные представления об объектах, процессах и действиях, описываемых с помощью словесных методов. Вследствие бедности чувственного опыта, у обучающихся с нарушениями зрения часто отмечается неполнота и искаженность представлений, а также их несоответствие уровню возрастного развития. Необходимо обращать особое внимание на формирование у обучающихся технологических понятий и правильное их толкование.
2.
Наглядные методы: демонстрация и обследование изучаемых объектов и процессов и другие. Рекомендуется максимально возможное использование натуральных наглядных пособий
(
объемных, изобразительных, графических и символических), при этом, к ним предъявляются специальные требования. Для демонстрации процесса изготовления объектов используется приём сопряженных действий.

77 3.
Практические методы: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная учебно-трудовая деятельность, поиск и обработка информации, приготовление различных блюд, моделирование и изготовление изделий, обработка материалов, работа с землей и другая деятельность по созданию проектов.
Важно отметить специфику овладения обучающихся с нарушениями зрения навыками моделирования, так как зачастую возникают трудности в формировании целостного образа изготовляемого объекта. Для формирования образов необходимо использовать разнообразные дидактические приемы. В данном случае важное значение имеет изучение натуральных объектов. Учитель демонстрирует и помогает обучающемуся обследовать строение, форму, размеры, величину, цвет, фактуру и другие признаки объекта. Важно учить обучающихся представлять как отдельные этапы, так и весь ход выполнения изделия. Для этого предлагаются специально-адаптированные (для слепых – рельефно-графические; для слабовидящих – яркоконтрастные, крупношрифтовые) альбомы или таблицы, в которых последовательно раскрываются все этапы выполнения изделия в форме наглядных образцов. Такая детализация процесса изготовления изделий, сопровождающаяся словесным объяснением, во время их изготовления, облегчает ориентацию обучающихся и способствует формированию целостного образа объекта. После того, как обучающиеся под руководством учителя научатся детализировать работу по элементам и представлять последовательность этапов изготовления изделия, у них вырабатываются самостоятельные приемы анализирующего восприятия, позволяющие им в соответствии с творческим замыслом планировать выполнение тех или иных изделий и оценивать их качество. Наличие у обучающихся четких образов оказывает существенное влияние на качество изготавливаемого объекта при моделировании (В.П. Ермаков).
Лабораторные работы для слепых обучающихся проводятся с применением специальных инструкционных карт, напечатанных по системе


78
Л. Брайля, рельефных иллюстраций, графических средств наглядности (схем, рисунков, чертежей и т. п.). Для слабовидящих обучающихся инструкционные карты должны иметь четкое контурное очертание изображений и не содержать излишних деталей (М.И. Земцова).
4.
Методы контроля освоения планируемых результатов: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий и творческих работ, создание проектов и другое.
В процессе преподавания обучающимся с нарушениями зрения учебного предмета «Технология» применяются следующие приемы:
• сопряженных действий («рука в руке»). Учитель встает за спину обучающегося, берет его руки в свои и совместными движениями рук выполняет операцию вместе с обучающимся. Этот прием, как правило, используется на начальном этапе освоения операции и позволяет осуществить показ ее выполнения. Необходимо применять данный прием в случае наличия у обучающегося затруднений при освоении трудовых операций;
• алгоритмизации выполнения трудовых действий. Обучение выполнению каждому трудовому действию ведется по алгоритму, в котором должна быть соблюдена четкая последовательность всех шагов – операций;
• комментируемого обучения. Учитель комментирует обследование объектов обучающимся, демонстрацию трудовых процессов, ход выполнения каждой операции и т.д.;
• «
от частного к общему».
Необходимо устанавливать последовательность выполнения трудовых заданий: последовательное выполнение операций, совершение действия, получение результата;
• «
от простого к сложному». Усложнение выполняемых заданий должно быть постепенным;
• привлечение остаточного зрения. Учитель опирается на зрительные возможности обучающихся, при выполнении трудовых операций и действий.
Например, если на рабочем месте устанавливается стационарная лупа, в

79 которую обучающийся видит свои руки и руки учителя во время сопряженных действий, можно осуществлять зрительный контроль трудовым процессом.
При освоении модулей по программе учебного предмета «Технология» обучающимися с нарушениями зрения можно выделить следующие этапы:
1.
Формирование информационных теоретических основ изучаемой технологии, в том числе с использованием цифровых ресурсов.
2.
Обследование всех объектов и предметов, относящихся к реализации данной технологии.
3.
Освоение ассестивных и тифлоинформационных технологий, тифлотехнических устройств, необходимых для реализации трудового процесса в рамках данной технологии.
4.
Демонстрирование целостного трудового процесса до получения результата, сопровождаемое подробными комментариями учителя.
5.
Показ отдельных трудовых операций с пояснениями учителя.
6.
Совместное выполнение с учителем каждой отдельной трудовой операции.
7.
Самостоятельное выполнение отдельных трудовых операций.
8.
Совместное выполнение с учителем учебно-трудового задания.
9.
Самостоятельная трудовая деятельность и получение результата при реализации технологии.
10.
Оценивание полученного результата технологии на основе самостоятельного контроля трудовой деятельности и качественного анализа учителя.
При освоении предметной области «Технология» необходимо формировать универсальные учебные действия (УУД), предусмотренные общеобразовательной программой и специфические для обучающихся с нарушениями зрения. Приведем примеры формирование специфических
УУД на отдельных модулях предметной области «Технология»:


80
Регулятивные действия (модуль «Методы и средства творческой проектной деятельности», проект «Праздничный бутерброд»):
- формирование представлений о современных и традиционных бытовых тифлотехнических средствах, приспособлениях, приборах и их применении в быту;
- развитие всех приемов самоконтроля на основе использования сохранных анализаторов (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус) в процессе освоения трудовых действий.
УУД (модуль «Технологии получения, обработки и использования информации»): познавательные: осознание важности освоения универсальных умений, связанных с выполнением практических работ с использованием электронных средств обучения для будущей профессиональной самореализации; коммуникативные: овладение способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах, с целью формирования навыков межличностного взаимодействия в трудовом коллективе; регулятивные: умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место с учетом зрительных возможностей; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно преодолевать трудные ситуации; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата посредством правильного выбора и применения соответствующих тифлоинформационных технологий.
УУД (модуль «Технологии обработки продуктов питания»): познавательные: владение приемами обработки продуктов питания без зрительного контроля и с использованием соответствующих тифлотехнических средств;

81 коммуникативные: владение навыками позитивного взаимодействия при работе в подгруппах и парах; умение распределять трудовые операции при приготовлении блюда с учетом зрительных возможностей; регулятивные: умение организовывать рабочее место с использованием соответствующих бытовых тифлотехнических средств для обработки продуктов питания; находить конструктивные способы преодоления возникающих затруднений.
Модуль «Социальные технологии» предполагает формирование у обучающихся с нарушениями зрения нескольких групп специфических УУД: познавательные УУД дополняются группой специфических УУД, направленных на формирование информационной компетентности
(формирование умений самостоятельного поиска информации в сети
Интернет с помощью специального программного обеспечения); коммуникативные УУД дополняются группой специфических УУД, направленных на формирование коммуникативной компетентности
(формирование умения обращаться за помощью к одноклассникам при возникновении затруднений в решении учебных задач).
Специфика преподавания учебного предмета
«Технология» обучающимся с нарушениями зрения можно рассмотреть на примерах конкретных модулей, которые обладают широким кругом межпредметных связей.
Модуль «Социальные технологии»:
1.
Обществознание
– основные знания по социальным, межнациональным отношениям, экономике, межличностном общении;
2.
Информатика – основные знания по поиску и обработке информации;
3.
Коррекционный курс «Тифлотехника» – основные компетенции по применению тифлоинформационных технологий;
4.
Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» – компетенции, позволяющие иметь самостоятельность и независимость в


82 бытовом плане от работодателя, как основы трудоустройства
(самостоятельно перемещаться по зданию, организовать себе обед, не испытывать потребности в помощи при размещении и поиске личных вещей и т.д.);
5.
Коррекционный курс «Ориентировка в пространстве» – навыки самостоятельного пространственного передвижения и личной независимости, что также освобождает работодателя от дополнительных социальных обязательств.
Модуль «Социальные технологии» целесообразно изучать в 7-10 классах, так как времени, отведенного на его изучение по программе В.М.
Казакевича (3 часа в 5 классе и 3 часа в 6 классе) для обучающихся с нарушениями зрения крайне недостаточно.
На уроках социальных технологий для обучающихся с нарушениями зрения используются следующие практико-ориентированные формы работы:

Экскурсии на социально значимые объекты: реабилитационные центры, общественные организации инвалидов, МФЦ, службы занятости, фонды социального страхования, пенсионные фонды и т.д.

Самостоятельные социальные проекты, разработанные индивидуально обучающимся.

Волонтерская деятельность в рамках школы и за её пределами под руководством учителя.

Лекции с применением тифлокомментирования, тактильной и аудио- информации.

Практические работы: оформление документов, проведение социологических опросов и анкетирования, составление бизнес-планов, участие в ролевых играх: («Работодатель и кандидат на вакансию»,
«Социальный работник и клиент», «Инвалид и руководитель фонда» и т.д.).

Встречи со слепыми и слабовидящими людьми, добившихся социального признания и успехов.

Мастер-классы представителей социальных профессий.

83

Диспуты («Что такое социальная активность?», «Слепые и зрячие.
Кто кому чего должен?», «Социальная работа – это интересно?» и т. д.),
«мозговой штурм», решение ситуационных проблем социального характера.

Олимпиады по обществознанию и экономике.

Деятельность в сети Интернет и социальных сетях: умение вести свой блог, правила размещения информации, привлечение подписчиков и т.д.

Участие в общешкольном социальном проекте «Бизнес игра
«Деловой город». Быть участником или организатором своего дела, в рамках
ИП на базе школы (от идеи до практической реализации).

Кейс-технология. Это метод конкретных ситуаций – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных или бизнес-ситуаций. Обучающиеся исследуют ситуацию, разбираются в сути проблемы, предлагают решения.

Ученическое самоуправление, где обучающиеся на практике реализуют свои возможности и проявляют социальную активность.
Модуль «Технологии обработки продуктов питания»
На уроках технологии обработки продуктов питания важнейшей задачей является обучение соблюдению требований специальной техники безопасности и правильной (соответствующей требованиям для лиц с нарушениями зрения) организации пространства кухни.
Правила организации безопасного пространства:
• дверцы шкафов должны быть закрытыми;
• минимум выступающих предметов и элементов мебели на уровне головы;
• безопасное хранение колюще-режущих предметов;
• организация свободного пространства на полу для безопасного передвижения;
• определение на кухне для каждой вещи своего место;
• не ставить на край стола высокие предметы (фужеры, кувшины, бутылки и т.д.);