Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 345
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
84
• задать определенный порядок расположения и хранения контейнеров с сыпучими продуктами (например, слева направо: чай, кофе, сахар и т.д.) и хранения продуктов в холодильнике;
• не оставлять посуду с длинными ручками (сковорода, ковш, турка и другие) на краю стола или плиты.
Во время обработки продуктов питания слепые обучающиеся должны их осязательно обследовать для того, чтобы понять, как порезаны и почищены овощи, правильно ли лежат ингредиенты в посуде. В связи с этим, обучающиеся должны строго следить за гигиеной рук и чистотой на кухне. За готовностью блюда помогают следить часы (можно использовать специальный таймер), а самый надежный способ узнать, готов ли продукт, — попробовать его. Открывая духовку, нужно отворачиваться, чтобы не обжечь лицо. Кроме того, важно уметь пользоваться прихватками. Узнать о том, кипит ли вода в кастрюле, слепые обучающиеся могут с помощью слухового анализатора. Вода особым образом бурлит, а крышка начинает приподниматься и звенеть под воздействием горячего пара. Следует учить обучающихся обращать внимание на звуки при приготовлении блюд (звук при закипании каши, изменение звука при жарке, когда из продукта перестанет выпариваться вода и продукт начинает жариться).
Модуль «Растениеводство».
На уроках растениеводства для обучающихся с нарушениями зрения применяются следующие формы работы: теоретические занятия, практические работы в мастерской и теплице, выполнение работ на пришкольном участке, экскурсии, проектная деятельность, исследовательская работа и другие. Специфической чертой работы слепых обучающихся на пришкольном участке является обязательное объединение в пару со слабовидящим обучающимся, так как существуют виды работ, для выполнения которых слепому обучающемуся потребуется очень много времени или, с которыми он самостоятельно не справится. Обучение ведется на основе принципов последовательности и преемственности, а также
85 сезонности полевых работ. Последовательность соблюдается в изложении нового материала: биологические особенности, агротехника (подготовка почвы, посев или посадка, уход за растениями, сбор урожая, закладка на хранение, переработка). Ведущие межпредметные связи модуля: биология, математика, химия.
Освоение обучающимися различных разделов программы по растениеводству характеризуется спецификой зрительного нарушения:
1)
Определение состава почвы. Слабовидящие обучающиеся при определении состава почвы выявляют наличие органической составляющей почвы, посредством применения увеличительных луп. Слепые обучающиеся опираются на сохранные анализаторы (осязание, обоняние).
2)
Полив. Обучающиеся с нарушениями зрения учатся поливать растения в горшках. Необходимость полива определяют на ощупь или по цвету земли (использование лупы): если земля темная, влажная на ощупь – то растению не требуется полив. При поливе цветочных растений открытого грунта из лейки слепые работают в паре со слабовидящими, при этом слабовидящий обучающийся определяет норму полива для одного растения.
Для этого используют лейку с насадкой, чтобы вода равномерно распределялась по почве.
3)
Процесс посева семян рассадным способом. Посев осуществляется в посевные ящики индивидуально: слабовидящие сеют в бороздки, слепые – россыпью. При этом у слепых левая рука контролирует, а правая осуществляет процесс посева. Данный прием работы позволяет формировать у слепых способность ориентироваться в малом пространстве, развивает мелкую моторику рук.
4)
Пикировка рассады. Для формирования навыка пикировки рассады используются одноразовые пластиковые стаканчики. С данной работой справляются как слепые, так и слабовидящие обучающиеся.
86 5)
Навыки ухода за растениями. Формирование навыков по уходу за растениями происходит успешно как у слабовидящих, так и у слепых обучающихся.
При изучении и обследовании растения или предмета
(сельскохозяйственный инструмент) у обучающихся с глубокими нарушениями зрения может возникнуть страх прикоснуться к данному объекту. Во избежание данной ситуации при обследовании объектов учителю рекомендуется применять прием сопряженных действий.
Выбор видов работ для практических занятий осуществляется строго индивидуально. Особое внимание обращается на соблюдение условий безопасной работы, охрану и гигиену осязания и остаточного зрения.
Модуль «Технологии получения, обработки и использования информации»
На уроках по технологиям получения, обработки и использования информации обучающимся с нарушениями зрения могут быть предложены следующие специальные задания (В.В. Соколов):
Тема «Основы работы в windows»: «Отработайте навык перемещения по ярлыкам Рабочего Стола»; «Выясните, сколько ярлыков на Рабочем Столе вашего компьютера»; «Научитесь воспринимать на слух и считывать с брайлевского дисплея информацию о количестве, порядковом номере и названии ярлыка».
Тема: «Ввод и редактирование текста»: «Введите названия календарных месяцев, разделяя их запятыми, начиная с месяца «январь» и заканчивая –
«декабрем». После этого, используя клавиатурные команды, переставьте слова так, чтобы они шли в алфавитном порядке. Затем, разделите список слов на строки так, чтобы на одной строке находились только те слова, которые начинаются с одной и той же буквы. Например, слова «май» и
«март» должны находиться на одной строке, и других слов на этой строке быть не должно»; «Введите через запятую названия любых пяти рек.
Используя клавиатурные команды скопируйте эти пять названий в конец
87 документа так, чтобы они шли в обратном порядке»; «Наберите первые пятнадцать букв русского алфавита так, чтобы каждая буква была отдельным абзацем. Скопируйте эти буквы в конец документа, отделив их от первоначальных букв пустым абзацем. Выполните задание используя клавиатурные команды, а затем выполните его, еще раз используя только брайлевский дисплей»; «Введите в строку название дней недели, разделяя их запятыми. После этого, переставьте слова так, чтобы дни недели шли в обратном порядке. Выполните задание используя клавиатурные команды, а затем выполните его, еще раз используя только брайлевский дисплей.
Тема: «Работа в сети Интернет с помощью программ Jaws for windows и NVDA»: «Самостоятельно создайте HTML-страницу с тремя четверостишьями любого стихотворения используя как можно больше изученных тегов и их атрибутов; «Создайте HTML-документ, содержащий три заголовка разных уровней, три ссылки, две таблицы и два списка.
Сохраните его в корневую папку диска «D:» под именем «secondstr.htm».
Текст документа может быть произвольным»; «Создайте игру в загадки в виде многофайлового HTML-документа. Основной документ должен содержать загадки, вспомогательные – разгадки. В каждом файле с разгадкой предусмотрите возможность возврата в основной файл с загадками».
Модуль «Гончарное дело и керамика».
На уроках «Гончарное дело и керамика» обучающиеся осваивают приемы работы с пластическим материалом и глиной, рассчитанные на осязательное восприятие и развитие мелкой ручной моторики, например:
− разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины;
− отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают;
88
− сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями;
− скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями или ладонью и поверхностью стола круговыми движениями;
− раскатывание – формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад;
− вдавливание – изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами;
− разрезание – деление куска глины с помощью стеки;
− соединение деталей – прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.
Рассмотрим различия в методике обучения моделированию изделия для слепых и слабовидящих обучающихся на примере урока гончарного дела.
Таблица 1.
Ход урока гончарного дела по теме «Лепка подсвечника из жгутов» для слепых и слабовидящих обучающихся.
Слепые обучающиеся
Слабовидящие обучающиеся
Беседа с обучающимся, какие подсвечники встречались ему, форма, высота, размер, какие они были на ощупь. Проводится осязательное обследование нескольких образцов подсвечников.
Беседа с обучающимся, какие подсвечники встречаются и какой он видит свою работу, используя технику жгутов? Учитель использует наглядный материал, приветствуется проявление фантазии и дизайнерские идеи, не отступая от поставленной задачи.
Подготавливаем необходимые инструменты: стакан, кисть, шликер, клеенку, воду, губку, скалку.
Подготавливаем необходимые инструменты: миска небольшая, клеенка, шликер, кисть, скалка.
Замешиваем глину до нужной пластичности, отбиваем ее, чтобы выгнать лишний воздух из массы.
Замешиваем и отбиваем глиняную массу, заворачиваем ее в целлофан, чтобы она не сохла.
Переворачиваем стакан, обворачиваем его клеенкой, отщипываем кусочек глины и начинаем раскатывать двумя руками колбаску, делаем таких 10 колбасок, берем следующий кусочек глины, формируем шарик, скалкой раскатываем, чтобы получился кружок и кладем его на дно перевернутого стакана, края чуть загибаем, смазываем шликером и начинаем
Приготавливаем перевернутую миску, обворачиваем ее клеенкой, из шарика раскатываем кружок и кладем его на дно миски, заворачиваем края.
89 собирать изделие, жгут каждый промазываем шликером и ряд за рядом приклеиваем один за другим. Когда закончили проклеивать жгуты, переворачиваем изделие и аккуратно вытаскиваем стакан и клеенку, проверяем неровности, исправляем
(обучающиеся могут добавить простой доступный дополнительный декор, например: долепить бусинки или цветочки) и оставляем до полного высыхания.
На следующем уроке обучающиеся замывают свое изделие, губкой или кистью, делая свою работу гладкой.
Если работа делается в один обжиг, то обучающийся ее декорирует подглазурными красками. Для слепых обучающихся использовать двойной обжиг, изделие становиться ни такое хрупкое. Для слепых обучающихся используется техника «Мрамор».
Обучающемуся выдается два вида краски на выбор, и он кистью капельным путем начинает прокрашивать. Работа ведется под контролем осязания. Где мокро там покрасилось. Далее обучающийся берет другой цвет и делает тоже самое по всей поверхности (эта методика подходит для слепых, потому что характер прокраски хаотичный и не требует идеальной прокраски).
Закончив декор, обучающийся опускает изделие в ведерко с бесцветной глазурью или покрывает его кистью, после этого изделие подвергается обжигу.
Накатываем жгутиков и сворачиваем их в форму улитки, смазываем шликером и начинаем уже скрученные кольца приклеивать к друг другу, после первого ряда формируем второй ряд, закончив работу, подсушиваем изделие строительным феном и снимаем с формы. Далее наступает время для фантазии декора (можно слепить голову какого- нибудь животного, прилепить лапки, хвостик, ушки или украсить цветами).
Оставляем изделие на сушку, после высыхания отправляем его на замывку, водой и губкой убираем все неровности и приступаем к росписи изделия подглазурными красками, на палитру обучающийся наливает, нужные ему для работы, цветные глазури и наносит их на изделие, когда роспись окончена аккуратно кистью покрывает бесцветной глазурью и отправляет в печь на лещадку. Каждый обучающийся ждет обжига своего изделия.
90
Во внеурочной деятельности для обучающихся с нарушениями зрения предметная область «Технология» может быть реализована через:
• коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка»;
• курсы внеурочной деятельности («Картонажно-переплетное дело», «Основы массажа», «Психология выбора профессии» и т.д.);
• факультативы
(«Основы программирования»,
«Основы журналистики» и другие);
• классные часы («Знакомство с профессией «Юрист», «Повар- кондитер», «Экономист» «Социальный работник» и другие);
• конкурсы («Креативный бутерброд» (модуль «Технологии обработки продуктов питания») и другие);
• кружки: «Робот» (модуль «Робототехника»), «Мастерицы»
(модуль «Технологии обработки материалов»), «3Д моделирование» (модуль
«3D моделирование», «Огород своими руками» (модуль «Растениеводство»),
«Академия домашних волшебников» (модуль «Обслуживающий труд») и другие.
4.
Специальные условия обучения технологии обучающихся с
нарушениями зрения.
1.
Кадровое обеспечение
Учитель, реализующий программу предметной области «Технология» для обучающихся с нарушениями зрения должен иметь:
• высшее педагогическое образование по преподаваемому предмету с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области тифлопедагогики, подтверждённой дипломом установленного образца;
• высшее педагогическое образование по специальности «Специальное
(дефектологическое) образование», «Тифлопедагогика» и переподготовку по преподаваемому предмету.
Учитель должен своевременно (не реже, чем 1 раз в 3 года) проходить курсы повышения квалификации по преподаваемому предмету.
91
Учитель, реализующий программу предметной области «Технология» для обучающихся с нарушениями зрения должен обладать следующими специальными компетенциями:
Знать:
• клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями зрения;
• особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения при освоении предметной области «Технология»;
• офтальмоэргономические и офтальмогигиенические требования к организации учебного процесса при проведении уроков/занятий по технологии;
• требования к организации безопасного пространства для обучающихся с нарушениями зрения;
• основы системы рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
• назначение и принципы функционирования тифлотехнических устройств, применяемых в бытовой, учебной и профессиональной деятельности;
• требования, предъявляемые к изготовлению, адаптации и демонстрации наглядных пособий для слепых и слабовидящих обучающихся;
• адаптированную рабочую программу по учебному предмету
«Технология» для обучающихся с нарушениями зрения;
• современные перспективные профессии, доступные для слепых и слабовидящих обучающихся.
Уметь:
• обеспечивать организацию постоянного и безопасного пространства для обучающихся с нарушениями зрения;
• создавать специальные рабочие места для обучающихся с нарушениями зрения;
92
• разрабатывать адаптированные рабочие программы учебного предмета «Технология» для обучающихся с нарушениями зрения на уровне основного общего образования;
• выбирать для изучения, в рамках учебного предмета «Технология», модули, отвечающие особым образовательным потребностям и особенностям психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения, их профессиональным интересам, способностям и склонностям, а также материально-техническим и кадровым условиям образовательной организации;
• формировать у обучающихся с нарушениями зрения специфические
УУД, обеспечивающие их информационную, коммуникативную и социально-бытовую компетентность и готовность к профессиональному самоопределению;
• разрабатывать и адаптировать наглядные пособия для обучающихся с нарушениями зрения;
• осуществлять выбор тифлотехнических устройств и тифлоинформационных технологий в соответствии с изучаемыми модулями;
• выявлять профессиональные интересы, склонности и способности обучающихся с нарушениями зрения.
Владеть:
• методикой осязательного и зрительно-осязательного обследования объектов;
• современными тифлоинформационными технологиями;
• умениями и навыками использования тифлотехнических устройств бытового, учебного и профессионального назначения;
• формами, методами и приемами работы по формированию у обучающихся с нарушениями зрения хозяйственно-бытовых и начальных профессиональных навыков;
• специальными приемами обучения навыкам моделирования;
93
• умениями и навыками постановки и решения коррекционных задач, связанных с развитием и коррекцией осязания и мелкой моторики, зрительного восприятия, коммуникативных навыков, навыков пространственной ориентировки и т.д.;
• специальными приемами формирования гибкой системы надпрофессиональных навыков с учетом специфики развития обучающихся при слепоте и слабовидении.
2. Материально-техническое обеспечение.
• организация безопасного и постоянного учебного пространства помещений, в которых проводятся занятия и пришкольного участка;
• зонирование учебного пространства (зоны учебных и практических работ и т.д.);
• специально оборудованное рабочее место обучающегося: снабжение парт и столов ограничительными бортиками; ограничение подвижного механизма станков и швейных машинок; обеспечение обучающихся по системе Л. Брайля двухместными партами для комфортного размещения объемных специальных учебных принадлежностей; снабжение парт прикрепленными емкостями или углублениями для хранения мелких инструментов; техническое оснащение рабочего места для работы с компьютером; матовые рабочие поверхности для слабовидящих обучающихся и другое;
• специальные принадлежности для чтения и письма по системе Л.
Брайля, рельефного черчения и рисования;
• специальное оборудование для реализации модулей, выбранных образовательной организацией, в соответствии с федеральным проектом
«Современная школа»;
• инструменты с рельефной индикацией;
• тифлотехнические устройства бытового и учебного назначения
(тифлофлешплеер, говорящая мультиварка, говорящие пищевые весы, определитель цвета и т.д.)