Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 351
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47
•
Вышивальщица
•
Вязальщик
•
Закройщик
•
Раскройщик
•
Портной
•
Швея
•
Пошивщик кожгалантерейных изделий
•
Обувщик (по индивидуальному пошиву обуви, по ремонту обуви)
•
Конструктор (обуви, одежды)
•
Парикмахер
•
Кондитер
•
Повар
•
Пекарь
•
Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре
•
Слесарь-монтажник приборного оборудования
•
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
•
Слесарь по ремонту автомобилей
•
Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов
•
Слесарь-электромонтажник
Декоративно-прикладная и художественно-эстетическая направленность:
•
Художник (декоратор, оформитель, художник-конструктор
(дизайнер))
•
Ювелир-гравер
•
Изготовитель изделий (из тканей, дерева, керамики, кожи, лозы, металла, янтаря)
•
Художник-реставратор
•
Реставратор архивных и библиотечных материалов
•
Реставратор художественных изделий и декоративных предметов
48
•
Ландшафтный архитектор
•
Фотограф
2.
Особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
нарушениями слуха в освоении предметной области «технология»,
подходы их реализации.
Учебный предмет «Технология» способствует удовлетворению особых образовательных потребностей, свойственных всем категориям обучающихся с ОВЗ. Особые образовательные потребности, общие для всех категорий обучающихся с ОВЗ, включают:
− потребность во введении специальных разделов обучения и специфических средств обучения;
− потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы, расширении и укреплении разнообразного социального опыта, активизации сотрудничества и личностного общения обучающихся со сверстниками, другими детьми и взрослыми;
− потребность в согласованном участии в образовательном процессе команды квалифицированных специалистов и родителей ребенка, обеспечении непрерывности образовательно-коррекционного процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия, предусмотренные программой коррекционной работы;
− потребность в учёте специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений обучающихся; использование, при необходимости, специальных методов, приёмов и средств, обеспечивающих реализацию
«обходных путей» обучения;
− потребность в обеспечении качественной профориентационной работы в соответствии с индивидуальными особенностями здоровья обучающихся, их интересами и возможностями;
49
− потребность в организации системы комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательной организации (в том числе на основе сетевого взаимодействия).
Наряду с особыми образовательными потребностями, свойственными для всех детей с ОВЗ, обучающиеся с нарушением слуха имеют специфические для своей категории особые образовательные потребности:
– целенаправленное развитие словесной речи в процессе учебной и производственно-трудовой, творческой деятельности; активизация и развитие речевого поведения;
– развитие восприятия и воспроизведения устной речи (при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования) в процессе овладения навыками по предмету – на материале слов, фраз, предложений, включающих тематическую и терминологическую лексику;
– учет индивидуальных слухоречевых возможностей обучающихся с нарушением слуха, разумное сочетание форм речи (устной, письменной, тактильной, жестовой), тщательный отбор учебного и речевого материала
(при необходимости – его адаптация), уточнение значений слов и понятий (в т.ч. с помощью калькирующей жестовой речи);
– совершенствование владения жестовой речью с целью ее качественного использования для реализации социокультурных, познавательных и коммуникативных задач;
– систематическая коррекция самостоятельно приобретенных обучающимися представлений об окружающей действительности, явлениях жизни; помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании предметного, метапредметного и личностного значимого содержания образования, индивидуального жизненного опыта;
– использование здоровьесберегающих технологий, в т.ч. создание комфортной психоэмоциональной среды, мотивирующей речевое общение и
50 развитие познавательной сферы в области производственного труда обучающихся с нарушением слуха.
Вышеперечисленные образовательные потребности являются основными, базовыми для данной категории обучающихся. Как известно, обучающиеся данной нозологической группы представляют собой разнородную группу по степени, характеру и времени снижения слуха, а также по уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию дополнительных нарушений.
Так, внутри категории обучающихся с нарушением слуха выделяются: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные.
Каждая группа обучающихся с нарушением слуха имеет свои специфические особые образовательные потребности, связанные со степенью потери слуха, особенностями слухоречевого, личностного и познавательного развития. Среди обучающихся с нарушением слуха есть и школьники с множественными нарушениями.
И в содержании рабочей программы по предмету, и в структуре уроков технологии необходимо предусмотреть удовлетворение особых образовательных потребностей – как общих, характерных для всех категорий обучающихся с нарушениями слуха, так и групповых и индивидуальных.
Так, например, рекомендуется включать в структуру урока фонетическую зарядку. Обычно она проводится в начале урока с целью активизации и закрепления произносительных обучающихся с нарушениями слуха. В рамках разных этапов урока целесообразно предусмотреть реализацию работы в направлении формирования у обучающихся лексического и грамматического строя речи, развития (совершенствования) слухового и слухозрительного восприятия и воспроизведения устной речи.
Например, в программе модуля «Компьютерные системы и комплексы» должны быть указаны коррекционно-развивающие задачи изучения предмета в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушениями слуха. Одной из основных
51 задач освоения модуля является развитие у обучающихся речи и коммуникативных навыков на материале уроков.
3.
Организация деятельности обучающихся в различных формах.
Методы и приемы обучения.
Организация деятельности по учебной дисциплине «Технология» в каждой конкретной образовательной организации (ОО) должна осуществляться, исходя из следующего:
– потребностей рынка труда региона (города, района);
– географических и экономических особенностей региона (города, района) и его инфраструктуры;
– наличия образовательных учреждений профессионального образования, готовых предоставить базу для проведения уроков технологии и профессиональной ориентации обучающихся с нарушением слуха;
– материально-технической базы самой образовательной организации, реализующей программу по предмету «Технология» для обучающихся с нарушением слуха;
– наличия педагогических кадров для осуществления данной деятельности;
– запросов родителей/законных представителей обучающихся;
– состояния здоровья обучающихся.
Этапы организации (дорожная карта по организации уроков технологии)
•
Анализ рынка труда региона, его запросов, анализ имеющихся в регионе профессиональных образовательных учреждений, анализ психофизических возможностей обучающихся с нарушениями слуха, их потребностей и запросов родителей/законных представителей обучающихся; анализ материально-технической базы и кадрового состава самой ОО; изучение и анализ нормативно-правовой документации; определение профессиональных модулей, которые войдут в рабочую программу по
52 предмету «Технология», с учетом анализа контингента обучающихся и всех условий ОО и региона.
•
Продумывание администрацией ОО и рабочей группой, разрабатывающей АООП ООО обучающихся с нарушением слуха, всех необходимых условий для реализации программы по технологии:
− форм организации деятельности (обязательная урочная, внеурочная деятельность, дополнительное образование, внеклассные мероприятия, участие в профессиональных конкурсах и мастер-классах, общественно- полезный труд);
− способов выполнения деятельности (самостоятельная индивидуальная работа, групповая работа, работа в паре);
− кадровых условий (преподаватели специальных дисциплин, мастер производственного обучения, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, переводчик жестового языка (ЖЯ) — при необходимости);
− материально-технической базы (визуальные средства представления информации: «бегущая строка» или монитор, специальные средства оповещения глухих людей об опасности с низкочастотным сигналом, звукоусиливающая аппаратура, набор визуальных лексических средств
(терминов), жестовый словарь терминов на электронных носителях и т.д.);
− педагогических подходов (общие, специальные и специфические принципы обучения, обеспечение доступности обучения, определение основных средств обучения, реализация коррекционной направленности обучения, необходимость привлечения тьютора или переводчика ЖЯ для проведения уроков технологии);
− способов контроля и отслеживания результатов обучения, разработка специальных дидактических и методических пособий и т.д.
53
•
Организация сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными учреждениями, готовыми сотрудничать с ОО и обучать на своей базе обучающихся с нарушением слуха; подписание договоров, разработка и утверждение внутренних локальных актов ОО.
•
Организация обучения специалистов профессиональных учреждений методам работы с обучающимися с нарушением слуха.
•
Составление рабочей программы по предмету, включающей инвариантные и вариативные модули по предмету «Технология».
Отдельная общеобразовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и несет ответственность за реализацию образовательных программ, включая ту часть (части), которую реализует организация-партнер.
Участие в сетевом взаимодействии позволяет использовать новые формы работы и форматы взаимодействия, обмена образовательными результатами; обеспечивает расширение вариативности содержания образования и ресурсных возможностей образовательной организации, в том числе восполнения недостаточности материально-технического и кадрового обеспечения.
Специфика использования методов обучения технологии обучающихся с нарушением слуха
В процессе образовательно-коррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушения слуха, на уроках технологии используются общие и специфические методы обучения. Важной особенностью применения общих методов является их целесообразное сочетание с целью формирования
(развития, совершенствования) устной и письменной речи обучающихся.
Так, в системе обучения школьников с нарушением слуха словесные методы должны сопровождать как практические, так и наглядные методы.
Особенностью использования словесных методов является их необходимая и
54 достаточная адаптация с учетом уровня развития речи обучающихся (или отдельных групп обучающихся). Рекомендации по применению словесных, наглядных, практических методов и их сочетаний в обучении технологии обучающихся с нарушением слуха представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методы обучения технологии обучающихся с нарушениями слуха
Методы
Особенности применения
Примерные этапы и виды работы словесные
Используются активно в сочетании с наглядными и практическими методами.
Тексты для восприятия обучающимися тщательно подбираются с учетом уровня развития речи обучающихся, адаптируются или составляются учителем.
Для усвоения словаря таблички с терминами и словами по теме, с шаблонами фраз, необходимых для оценки работы или составления сообщения о работе, рекомендуется размещать перед глазами обучающего, в кабинете или мастерской. Таблички убираются после того, как обучающиеся усвоили речевой материал.
Организационный момент.
Составление плана работы.
Формулировка цели работы.
Усвоение терминологического, тематического и бытового словаря.
Слуховое и слухозрительное восприятие слов и фраз.
Проговаривание слов и фраз.
Беседа по теме, по способу или результату выполнения действия.
Чтение статьи учебника (пособия).
Оценка собственной работы и работы одноклассника
(учителя).
Составление письменного отчета или рассказа о выполненной работе
(может подкрепляться иллюстрациями).
Формулировка ответов на вопросы с целью практического овладения различными грамматическими формами и речевыми конструкциями.
Различные упражнения на составление развернутых высказываний по теме
(вставить слово,
«деформированный текст», дополнить предложение и т.д.).
Контрольная (самостоятельная) работа, тест.
Чтение инструкций, правил безопасности, их обсуждение. наглядные
Используются активно для демонстрации объектов и их признаков, обозначения действий с обязательным сопровождением речи учителя или обучающегося.
Возможно использование дактилологии и жестовой речи с целью соотнесения слова и жеста, для усвоения наиболее сложных понятий, для объяснения наиболее сложных тем/разделов программы, с целью разъяснения смысла сложных синтаксических конструкций в текстах учебников (пособий), с целью проверки понимания обучающимися слов, фраз, тематического материала.
Введение
(усвоение) терминологического, тематического и житейского словаря.
Усвоение этапов выполнения работы.
Изображение этапов усвоения работы.
Рассматривание иллюстраций с последующим объяснением этапов выполнения работы.
Составление отчета (сообщения) о работе с помощью иллюстраций.
Изучение наглядного объекта.
Просмотр видеоролика (фильма) с последующим обсуждением.
Демонстрация собственной деятельности с параллельным проговариванием действий, этапов работы и др.
55 практические Активно используются с обязательным сопровождением словесной речью, в сочетании со словесными методами. Каждый вид деятельности озвучивается и проговаривается.
Изучение свойств натуральных предметов.
Овладение способами выполнения различного труда, вида деятельности.
Выполнение конкретной работы самостоятельно, в паре или в группе.
Выполнение действий в соответствии с письменными инструкциями.
Выполнение практических и лабораторных работ.
Условием успешной организации уроков технологии с обучающимися с нарушением слуха является правильное планирование урока, важной составляющей которых предстаёт создание речевой ситуации, требующей от обучающегося словесной коммуникации со сверстниками или учителями.
Специальная методика обучения школьников с нарушением слуха предполагает опору на остаточный слух во время урока, постоянное развитие у обучающихся слухового и слухозрительного восприятия устной речи; реализацию дифференцированного подхода при отборе речевых средств и материалов урока.
В соответствии с дифференцированным и индивидуальным подходами предполагается и целесообразное использование специфических средств обучения на уроке: дактилологии и калькирующей жестовой речи. При условии использования данных средств, жестовая и словесная лексика постоянно соотносятся и уточняются по смыслу, в связи с чем учитель
(тьютор или переводчик ЖЯ) должен обладать достаточным объемом компетенций в области лингвистики и педагогики. Исходя из специфических целей обучения школьников с нарушением слуха, не рекомендуется полностью заменять все словесные методы жестовым языком и сопровождать все этапы урока жестовым переводом, имеющим иную лингвистическую структуру.
Работа со словом, оформлением мысли нормативным русским языком
— обязательное и наиболее специфическое направление деятельности на уроках технологии, имеющее своей целью достижение метапредметных,
56 личностных и академических результатов, соответствующих цензовому уровню образования.
Задачами работы со словом является усвоение тематической, терминологической, а также бытовой лексики. При проведении работы над лексикой учитывается уровень слухового восприятия и развития речи обучающихся, а также этап урока и цель работы над лексикой. В соответствии с этим учитель выстраивает последовательность видов работы на уроке. Она может включать демонстрацию конкретного предмета с проговариванием его названия, объяснение значения слова, предъявление иллюстрации или таблички со словом с просьбой к обучающимся произнести лексему и объяснить ее значение, многократное повторение
(проговаривание) слова, включение лексической единицы в контекст, в предложение, в обращение к учителю или однокласснику; словарный диктант на слухозрительной основе (на слух и с лица говорящего), использование при необходимости специфических средств обучения – дактилологии и калькирующей жестовой речи. Для наиболее эффективного усвоения лексики подготавливаются таблички со словами, которые имеют надстрочные знаки с целью правильного произнесения обучающимися речевого материала (знак ударения и надстрочные знаки, обозначающие замену звука при произнесении: оглушение согласного в середине или в конце слова, произнесение А вместо О в безударной позиции и т.д.).
Таблички с терминологической лексикой рекомендуется оставлять в зоне видимости обучающихся на протяжении изучения всего тематического раздела. После изучения раздела необходимо осуществлять проверку усвоения обучающимися тематической и терминологической лексики, для чего возможно привлечение учителя-дефектолога.
Рекомендуется предварительная разработка лексического аппарата любого модуля, включающего тематическую лексику. Например, по модулю
«Компьютерные системы и комплексы» – импликация, терминологическую лексику (например, логика, программное обеспечение), бытовую