Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 351

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47

Вышивальщица

Вязальщик

Закройщик

Раскройщик

Портной

Швея

Пошивщик кожгалантерейных изделий

Обувщик (по индивидуальному пошиву обуви, по ремонту обуви)

Конструктор (обуви, одежды)

Парикмахер

Кондитер

Повар

Пекарь

Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре

Слесарь-монтажник приборного оборудования

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Слесарь по ремонту автомобилей

Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов

Слесарь-электромонтажник
Декоративно-прикладная и художественно-эстетическая направленность:

Художник (декоратор, оформитель, художник-конструктор
(дизайнер))

Ювелир-гравер

Изготовитель изделий (из тканей, дерева, керамики, кожи, лозы, металла, янтаря)

Художник-реставратор

Реставратор архивных и библиотечных материалов

Реставратор художественных изделий и декоративных предметов

48

Ландшафтный архитектор

Фотограф
2.
Особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
нарушениями слуха в освоении предметной области «технология»,
подходы их реализации.
Учебный предмет «Технология» способствует удовлетворению особых образовательных потребностей, свойственных всем категориям обучающихся с ОВЗ. Особые образовательные потребности, общие для всех категорий обучающихся с ОВЗ, включают:
− потребность во введении специальных разделов обучения и специфических средств обучения;
− потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы, расширении и укреплении разнообразного социального опыта, активизации сотрудничества и личностного общения обучающихся со сверстниками, другими детьми и взрослыми;
− потребность в согласованном участии в образовательном процессе команды квалифицированных специалистов и родителей ребенка, обеспечении непрерывности образовательно-коррекционного процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия, предусмотренные программой коррекционной работы;
− потребность в учёте специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений обучающихся; использование, при необходимости, специальных методов, приёмов и средств, обеспечивающих реализацию
«обходных путей» обучения;
− потребность в обеспечении качественной профориентационной работы в соответствии с индивидуальными особенностями здоровья обучающихся, их интересами и возможностями;


49
− потребность в организации системы комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательной организации (в том числе на основе сетевого взаимодействия).
Наряду с особыми образовательными потребностями, свойственными для всех детей с ОВЗ, обучающиеся с нарушением слуха имеют специфические для своей категории особые образовательные потребности:
– целенаправленное развитие словесной речи в процессе учебной и производственно-трудовой, творческой деятельности; активизация и развитие речевого поведения;
– развитие восприятия и воспроизведения устной речи (при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования) в процессе овладения навыками по предмету – на материале слов, фраз, предложений, включающих тематическую и терминологическую лексику;
– учет индивидуальных слухоречевых возможностей обучающихся с нарушением слуха, разумное сочетание форм речи (устной, письменной, тактильной, жестовой), тщательный отбор учебного и речевого материала
(при необходимости – его адаптация), уточнение значений слов и понятий (в т.ч. с помощью калькирующей жестовой речи);
– совершенствование владения жестовой речью с целью ее качественного использования для реализации социокультурных, познавательных и коммуникативных задач;
– систематическая коррекция самостоятельно приобретенных обучающимися представлений об окружающей действительности, явлениях жизни; помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании предметного, метапредметного и личностного значимого содержания образования, индивидуального жизненного опыта;
– использование здоровьесберегающих технологий, в т.ч. создание комфортной психоэмоциональной среды, мотивирующей речевое общение и

50 развитие познавательной сферы в области производственного труда обучающихся с нарушением слуха.
Вышеперечисленные образовательные потребности являются основными, базовыми для данной категории обучающихся. Как известно, обучающиеся данной нозологической группы представляют собой разнородную группу по степени, характеру и времени снижения слуха, а также по уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию дополнительных нарушений.
Так, внутри категории обучающихся с нарушением слуха выделяются: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные.
Каждая группа обучающихся с нарушением слуха имеет свои специфические особые образовательные потребности, связанные со степенью потери слуха, особенностями слухоречевого, личностного и познавательного развития. Среди обучающихся с нарушением слуха есть и школьники с множественными нарушениями.
И в содержании рабочей программы по предмету, и в структуре уроков технологии необходимо предусмотреть удовлетворение особых образовательных потребностей – как общих, характерных для всех категорий обучающихся с нарушениями слуха, так и групповых и индивидуальных.
Так, например, рекомендуется включать в структуру урока фонетическую зарядку. Обычно она проводится в начале урока с целью активизации и закрепления произносительных обучающихся с нарушениями слуха. В рамках разных этапов урока целесообразно предусмотреть реализацию работы в направлении формирования у обучающихся лексического и грамматического строя речи, развития (совершенствования) слухового и слухозрительного восприятия и воспроизведения устной речи.
Например, в программе модуля «Компьютерные системы и комплексы» должны быть указаны коррекционно-развивающие задачи изучения предмета в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушениями слуха. Одной из основных


51 задач освоения модуля является развитие у обучающихся речи и коммуникативных навыков на материале уроков.
3.
Организация деятельности обучающихся в различных формах.
Методы и приемы обучения.
Организация деятельности по учебной дисциплине «Технология» в каждой конкретной образовательной организации (ОО) должна осуществляться, исходя из следующего:
– потребностей рынка труда региона (города, района);
– географических и экономических особенностей региона (города, района) и его инфраструктуры;
– наличия образовательных учреждений профессионального образования, готовых предоставить базу для проведения уроков технологии и профессиональной ориентации обучающихся с нарушением слуха;
– материально-технической базы самой образовательной организации, реализующей программу по предмету «Технология» для обучающихся с нарушением слуха;
– наличия педагогических кадров для осуществления данной деятельности;
– запросов родителей/законных представителей обучающихся;
– состояния здоровья обучающихся.
Этапы организации (дорожная карта по организации уроков технологии)

Анализ рынка труда региона, его запросов, анализ имеющихся в регионе профессиональных образовательных учреждений, анализ психофизических возможностей обучающихся с нарушениями слуха, их потребностей и запросов родителей/законных представителей обучающихся; анализ материально-технической базы и кадрового состава самой ОО; изучение и анализ нормативно-правовой документации; определение профессиональных модулей, которые войдут в рабочую программу по

52 предмету «Технология», с учетом анализа контингента обучающихся и всех условий ОО и региона.

Продумывание администрацией ОО и рабочей группой, разрабатывающей АООП ООО обучающихся с нарушением слуха, всех необходимых условий для реализации программы по технологии:
− форм организации деятельности (обязательная урочная, внеурочная деятельность, дополнительное образование, внеклассные мероприятия, участие в профессиональных конкурсах и мастер-классах, общественно- полезный труд);
− способов выполнения деятельности (самостоятельная индивидуальная работа, групповая работа, работа в паре);
− кадровых условий (преподаватели специальных дисциплин, мастер производственного обучения, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, переводчик жестового языка (ЖЯ) — при необходимости);
− материально-технической базы (визуальные средства представления информации: «бегущая строка» или монитор, специальные средства оповещения глухих людей об опасности с низкочастотным сигналом, звукоусиливающая аппаратура, набор визуальных лексических средств
(терминов), жестовый словарь терминов на электронных носителях и т.д.);
− педагогических подходов (общие, специальные и специфические принципы обучения, обеспечение доступности обучения, определение основных средств обучения, реализация коррекционной направленности обучения, необходимость привлечения тьютора или переводчика ЖЯ для проведения уроков технологии);
− способов контроля и отслеживания результатов обучения, разработка специальных дидактических и методических пособий и т.д.


53

Организация сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными учреждениями, готовыми сотрудничать с ОО и обучать на своей базе обучающихся с нарушением слуха; подписание договоров, разработка и утверждение внутренних локальных актов ОО.

Организация обучения специалистов профессиональных учреждений методам работы с обучающимися с нарушением слуха.

Составление рабочей программы по предмету, включающей инвариантные и вариативные модули по предмету «Технология».
Отдельная общеобразовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и несет ответственность за реализацию образовательных программ, включая ту часть (части), которую реализует организация-партнер.
Участие в сетевом взаимодействии позволяет использовать новые формы работы и форматы взаимодействия, обмена образовательными результатами; обеспечивает расширение вариативности содержания образования и ресурсных возможностей образовательной организации, в том числе восполнения недостаточности материально-технического и кадрового обеспечения.
Специфика использования методов обучения технологии обучающихся с нарушением слуха
В процессе образовательно-коррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушения слуха, на уроках технологии используются общие и специфические методы обучения. Важной особенностью применения общих методов является их целесообразное сочетание с целью формирования
(развития, совершенствования) устной и письменной речи обучающихся.
Так, в системе обучения школьников с нарушением слуха словесные методы должны сопровождать как практические, так и наглядные методы.
Особенностью использования словесных методов является их необходимая и

54 достаточная адаптация с учетом уровня развития речи обучающихся (или отдельных групп обучающихся). Рекомендации по применению словесных, наглядных, практических методов и их сочетаний в обучении технологии обучающихся с нарушением слуха представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методы обучения технологии обучающихся с нарушениями слуха
Методы
Особенности применения
Примерные этапы и виды работы словесные
Используются активно в сочетании с наглядными и практическими методами.
Тексты для восприятия обучающимися тщательно подбираются с учетом уровня развития речи обучающихся, адаптируются или составляются учителем.
Для усвоения словаря таблички с терминами и словами по теме, с шаблонами фраз, необходимых для оценки работы или составления сообщения о работе, рекомендуется размещать перед глазами обучающего, в кабинете или мастерской. Таблички убираются после того, как обучающиеся усвоили речевой материал.
Организационный момент.
Составление плана работы.
Формулировка цели работы.
Усвоение терминологического, тематического и бытового словаря.
Слуховое и слухозрительное восприятие слов и фраз.
Проговаривание слов и фраз.
Беседа по теме, по способу или результату выполнения действия.
Чтение статьи учебника (пособия).
Оценка собственной работы и работы одноклассника
(учителя).
Составление письменного отчета или рассказа о выполненной работе
(может подкрепляться иллюстрациями).
Формулировка ответов на вопросы с целью практического овладения различными грамматическими формами и речевыми конструкциями.
Различные упражнения на составление развернутых высказываний по теме
(вставить слово,
«деформированный текст», дополнить предложение и т.д.).
Контрольная (самостоятельная) работа, тест.
Чтение инструкций, правил безопасности, их обсуждение. наглядные
Используются активно для демонстрации объектов и их признаков, обозначения действий с обязательным сопровождением речи учителя или обучающегося.
Возможно использование дактилологии и жестовой речи с целью соотнесения слова и жеста, для усвоения наиболее сложных понятий, для объяснения наиболее сложных тем/разделов программы, с целью разъяснения смысла сложных синтаксических конструкций в текстах учебников (пособий), с целью проверки понимания обучающимися слов, фраз, тематического материала.
Введение
(усвоение) терминологического, тематического и житейского словаря.
Усвоение этапов выполнения работы.
Изображение этапов усвоения работы.
Рассматривание иллюстраций с последующим объяснением этапов выполнения работы.
Составление отчета (сообщения) о работе с помощью иллюстраций.
Изучение наглядного объекта.
Просмотр видеоролика (фильма) с последующим обсуждением.
Демонстрация собственной деятельности с параллельным проговариванием действий, этапов работы и др.


55 практические Активно используются с обязательным сопровождением словесной речью, в сочетании со словесными методами. Каждый вид деятельности озвучивается и проговаривается.
Изучение свойств натуральных предметов.
Овладение способами выполнения различного труда, вида деятельности.
Выполнение конкретной работы самостоятельно, в паре или в группе.
Выполнение действий в соответствии с письменными инструкциями.
Выполнение практических и лабораторных работ.
Условием успешной организации уроков технологии с обучающимися с нарушением слуха является правильное планирование урока, важной составляющей которых предстаёт создание речевой ситуации, требующей от обучающегося словесной коммуникации со сверстниками или учителями.
Специальная методика обучения школьников с нарушением слуха предполагает опору на остаточный слух во время урока, постоянное развитие у обучающихся слухового и слухозрительного восприятия устной речи; реализацию дифференцированного подхода при отборе речевых средств и материалов урока.
В соответствии с дифференцированным и индивидуальным подходами предполагается и целесообразное использование специфических средств обучения на уроке: дактилологии и калькирующей жестовой речи. При условии использования данных средств, жестовая и словесная лексика постоянно соотносятся и уточняются по смыслу, в связи с чем учитель
(тьютор или переводчик ЖЯ) должен обладать достаточным объемом компетенций в области лингвистики и педагогики. Исходя из специфических целей обучения школьников с нарушением слуха, не рекомендуется полностью заменять все словесные методы жестовым языком и сопровождать все этапы урока жестовым переводом, имеющим иную лингвистическую структуру.
Работа со словом, оформлением мысли нормативным русским языком
— обязательное и наиболее специфическое направление деятельности на уроках технологии, имеющее своей целью достижение метапредметных,

56 личностных и академических результатов, соответствующих цензовому уровню образования.
Задачами работы со словом является усвоение тематической, терминологической, а также бытовой лексики. При проведении работы над лексикой учитывается уровень слухового восприятия и развития речи обучающихся, а также этап урока и цель работы над лексикой. В соответствии с этим учитель выстраивает последовательность видов работы на уроке. Она может включать демонстрацию конкретного предмета с проговариванием его названия, объяснение значения слова, предъявление иллюстрации или таблички со словом с просьбой к обучающимся произнести лексему и объяснить ее значение, многократное повторение
(проговаривание) слова, включение лексической единицы в контекст, в предложение, в обращение к учителю или однокласснику; словарный диктант на слухозрительной основе (на слух и с лица говорящего), использование при необходимости специфических средств обучения – дактилологии и калькирующей жестовой речи. Для наиболее эффективного усвоения лексики подготавливаются таблички со словами, которые имеют надстрочные знаки с целью правильного произнесения обучающимися речевого материала (знак ударения и надстрочные знаки, обозначающие замену звука при произнесении: оглушение согласного в середине или в конце слова, произнесение А вместо О в безударной позиции и т.д.).
Таблички с терминологической лексикой рекомендуется оставлять в зоне видимости обучающихся на протяжении изучения всего тематического раздела. После изучения раздела необходимо осуществлять проверку усвоения обучающимися тематической и терминологической лексики, для чего возможно привлечение учителя-дефектолога.
Рекомендуется предварительная разработка лексического аппарата любого модуля, включающего тематическую лексику. Например, по модулю
«Компьютерные системы и комплексы» – импликация, терминологическую лексику (например, логика, программное обеспечение), бытовую