Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39
1   2   3   4   5   6   7   8

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОО,
РЕАЛИЗУЮЩИХ АООП ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1.
Роль и место предметной области технология в адаптированных
основных общеобразовательных программах обучающихся с
нарушениями слуха.
Учебный предмет «Технология» является составной частью предметной области «Технология», является обязательным предметом на уровне основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха, предполагает преемственность в подходах и частично в содержании обучения с предметом «Предметно-практическое обучение», реализуемом на уровне начального общего образования.
Учебный предмет Технология, содержащийся в обязательной части учебного плана, может быть дополнен часами технологии в части учебного плана, разрабатываемой участниками образовательных отношений, а также часами, включенными во внеурочную деятельность. При необходимости содержание предмета может быть представлено и в коррекционно- развивающей области учебного плана для достижения целей коррекции и социализации обучающегося. Содержание предмета «Технология» может быть также частично представлено в программах дополнительного образования, а также включаться в план воспитательной работы образовательной организации (участие в конкурсах, мастер-классах, чемпионате Абилимпикс и т.д.).
Предметная область «Технология» наравне со всеми образовательными областями и входящими в их структуру предметами ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов образования в процессе осуществления обучающимися с нарушениями слуха предметно- практической и проектно-технологической деятельности.

40
Предмет «Технология» необходим обучающимся с нарушением слуха для комплексной реабилитации, содействует полноценному формированию личности, готовой учиться, трудиться, общаться наравне с людьми без нарушений в развитии.
Предмет является обязательным и крайне важным для глухих и слабослышащих обучающихся, так как направлен на решение следующих задач:
– формирование трудовых навыков, культуры труда и знаний о профессиях и производственных процессах в единстве с формированием речи и жизненных компетенций,
– развитие коммуникативных навыков и обогащение социального опыта;
– развитие и коррекция познавательной и личностной сферы с целью дальнейшей интеграции обучающихся в общество;
– совершенствование слухового и слухозрительного восприятия;
– профессиональное самоопределение, практическое овладение технологическими процессами в разных направлениях деятельности с целью формирования представлений о конкретной трудовой деятельности и о своих индивидуальных профессиональных возможностях;
– формирование универсальных учебных действий;
– усвоение правил техники безопасности при организации любой деятельности.
Результативность освоения программы по «Технологии» во многом зависит от успешности освоения программ обучающимися с нарушением слуха по другим учебным предметам: русскому (родному) языку, развитию речи, обществознанию, математике, информатике и др. На успешность овладения учебным материалом уроков технологии на уровне основного общего образования существенно влияют знания, умения и навыки, полученные обучающимися с нарушением слуха в результате освоения предмета «Предметно-практическое обучение» на уровне начального общего


41 образования, направленного на практическое усвоение лексики и речевых конструкций, необходимых для межличностного общения обучающихся названой нозологической группы, для решения ими жизненных задач.
С учетом ориентирования государственной политики в сфере образования на вариативность учебных планов и программ, с целью наиболее эффективной технологической подготовки обучающихся с нарушением слуха, рекомендуется использовать модульную систему обучения, включающую инвариантные и вариативные модули.
Представим направления инвариантных модулей содержания учебного материала предмета «Технология»:
− модуль «Научно-техническая информация и технологическая документация» (направлен на овладение навыками работы с технической информацией: чертежами, схемами, эскизами, технологическими картами, с инструкциями к техническим объектам и др.);
− модуль «Технологические процессы и системы» (направлен на овладение социальными и функциональными основами техники и технологий, освоение ручного и электрифицированного инструмента, станков и оборудования; изучение современной техники и технологических процессов по сферам экономики (производство, сфера услуг, сельское хозяйство, строительство и пр.);
− модуль «Исследование материалов и структур» (направлен на овладение исследовательскими умениями на примере изучения свойств различных материалов: металла, древесины, синтетических материалов, тканей; приобретение опыта использования изученных свойств для обработки и создания проектных изделий и др.);
− модуль «Моделирование и конструирование» (направлен на овладение моделированием: создание моделей от замысла, эскиза, чертежа до воплощения на практике; овладение конструированием: при изготовлении механизмов, одежды и пр.);

42
− модуль «Методы решения конструкторских и изобретательских задач» (нацелен на развитие у обучающихся способности к изобретательству и рационализаторской деятельности; ознакомление с основами интеллектуальной собственности и др.);
− модуль «Высокие технологии» (направлен на ознакомление с перспективами развития науки, техники и технологий, ознакомление с передовыми технологиями, их ролью в жизнедеятельности человека, в том числе в быту);
− модуль «Управление и контроль за технологиями» (направлен на овладение умениями управлять техникой и технологиями; на воспитание ответственности за безопасное использование технических систем и технологических процессов, в том числе в быту и др.);
− модуль «Проектирование и выполнение проектов» (направлен на формирование умений осуществлять целеполагание, определять проблему, выдвигать гипотезу, планировать деятельность, моделировать и конструировать, оценивать качество продукта, осуществлять презентацию готового проекта и пр.).
Выбор образовательной организацией вариативных модулей должен осуществляться на основе приоритетных отраслей и технологий, которые определяют сферу будущей профессии выпускников. Вариативные модули технологической подготовки могут быть представлены в трех направлениях современного производства: инженерно-технологического, агротехнологического, сервис-технологического (сфера услуг) либо предполагать интегративное изучение содержание учебного материала
(например, робототехника, технология работы с малой техникой, технологии отделочных работ и т.п.).
Выбор образовательной организацией профессиональных модулей должен основываться на перечне рекомендуемых видов деятельности, содержащихся в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 4
«августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по


43 перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
Учебный предмет «Технология» на уровне основного общего образования не преследует цели обеспечить достижения планируемых результатов профессионального образования.
В данной связи нецелесообразно переносить содержание и планируемые результаты выбранных профессиональных модулей из программ профессионального образования. При подготовке и реализации программы модуля следует учитывать психофизические возможности и уровень речевого развития обучающихся, а также стартовые возможности обучающихся с нарушением слуха в компетенциях, необходимых для полноценного освоения предлагаемого модуля.
Рекомендуется включать во все модули рабочей программы по технологии основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно сопровождаться необходимым минимумом теоретических сведений.
Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор школьников, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение. У обучающихся развивается техническое и художественное мышление, творческие способности личности, формируются экологическое мировоззрение и навыки делового общения.
При достаточном материальном обеспечении образовательной организации в одном классе возможна реализация двух направлений содержания рабочей программы по технологии, каждое из которых имеет практико-ориентированный характер. Например, параллельно возможно изучение разделов «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома». Выбор направления осуществляется не по гендерному принципу, а

44 обусловлен запросами обучающихся, их родителей
(законных представителей), а также кадровым и методическим обеспечением организации. Образовательная организация имеет право реализовывать оба направления посредством деления обучающихся на 2 группы – с учётом сделанного ими выбора. Равного по количеству человек распределения на группы не требуется. Примерное содержание программ при реализации двух параллельных направлений представлено в материалах проектов адаптированных основных образовательных программ основного общего образования для обучающихся с нарушением слуха.
4
С учетом необходимости усвоения глухими, слабослышащими, позднооглохшими и кохлеарно имплантированными обучающимися базовых академических, метапредметных и личностных компетенций, рекомендуется включить в первые 2-3 года обучения на уровне основного общего образования инвариантные модули «Технологии» с обязательным изучением техники безопасности и формированием необходимого словарного запаса
(терминологического словаря). Вариативные модули рекомендуется включать на 5-6 годах обучения на уровне основного общего образования.
В зависимости от выбранного модуля образовательная организация должна подготовить помещения для проведения уроков и осуществить закупку необходимого оборудования для занятий. Рекомендации по оснащению кабинетов технологии (мастерских, лабораторий, рабочих зон) содержатся в Методических рекомендациях по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных общеобразовательных организациях в
2021 году
(утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 22 января 2021 г. N Р-23).
5
Одним из перспективных направлений деятельности для обучающихся с нарушением слуха, которое может повлиять на будущий
4
https://ikp-rao.ru/frc-ovz/
5
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400210030/


45 профессиональный выбор, является освоение компьютерной техники. В зависимости от индивидуальных возможностей и уровня компьютерной грамотности обучающихся с нарушением слуха в содержание их технологического образования возможно включение разделов, связанных с программированием: как в инвариантные модули («Технологические процессы и системы» или «Высокие технологии»), так и в отдельные вариативные модули (например, «Цифровой мастер или «Компьютерные системы и комплексы»).
6
Примерным содержанием модулей могут стать разделы: «Системы счисления», «Логические основы ПК», «Аппаратное и программное обеспечение компьютеров», «Алгоритмы и элементы программирования», «Язык программирования Python». Модуль позволяет значительно расширить и углубить знания обучающихся о компьютерной технике, а также может содействовать практическому овладению конкретным языком программирования (Python). Данный профессиональный модуль, как вариативный, рекомендуется изучать в 9-10 классах (5-6 год обучения по программам основного общего образования), когда обучающимися уже усвоены знания по предмету «Информатика» за предыдущие годы обучения.
Рассмотрим далее рекомендуемые лицам с нарушением слуха направления профилей профессионального обучения.
Доступные для лиц с нарушением слуха направления профилей профессионального обучения
Информационно-коммуникационные технологии и технологическая направленность:

Техник-программист

Программист

Специалист по защите информации
6
Название и содержание вариативного профессионального модуля, изучаемого в рамках уроков технологии, образовательная организация разрабатывает самостоятельно, исходя из условий, перечисленных выше.

46

Инженер (по охране окружающей среды (эколог), -программист,
- проектировщик, -протезист, инженер садово-паркового хозяйства)
Культурно-просветительская и социально-психолого-педагогическая направленность:

Культорганизатор

Педагог дополнительного образования

Педагог-организатор

Педагог-психолог

Педагог социальный

Преподаватель (в колледжах, вузах)
Физкультурно-оздоровительная и медицинская направленность:

Зубной техник

Техник-протезист

Техник по техническим средствам реабилитации инвалидов

Механик протезно-ортопедических изделий

Массажист

Инструктор-методист (по адаптивной физической культуре; по лечебной физкультуре)

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре
Естественнонаучная, медико-биологическая направленность:

Санитар ветеринарный

Биолог
Финансово-экономическая и экспертная направленность:

Бухгалтер

Экономист

Товаровед

Оценщик (интеллектуальной собственности; имущества)
Обслуживающая и производственная направленность:

Вышивальщик по коже и меху