Файл: 1. 1 Коррекционная работа как раздел аооп (аоп).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дисциплина: Методика разработки и проведения коррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Захарян Татьяна Сергеевна

Преподаватель:

Пирогова Марина Михайловна

Задание 1. На основании изученного теоретического материала, рекомендованных литературных источников и информационных ресурсов сети Интернет подберите комплекс методик (для двух выбранных нозологий).

Поиск методик осуществляется согласно представленным коррекционным задачам (теоретический материал по теме 1.1 Коррекционная работа как раздел АООП (АОП).


1. Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Коррекционная задача: Развитие мелкой моторики рук

Для решения задач использую следующие средства:

  • Развитие графической моторики.

  • Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Для штриховки используются книги для раскрашивания.

  • Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

  • Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.

  • Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.

  • Раскрашивание картинки.

  • Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, слуховое восприятие).

Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

Массаж рук.

Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

  1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

  2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

  3. Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.

  4. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

  5. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.

  6. Интенсивное растирание каждого пальца.

  7. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.


Пальчиковый тренинг.

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.

  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.

  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.

  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.

  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.

  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – культурное наследие немецкого народа. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

  • Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

  • Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

  • Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

  • Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, предлагаю использовать разнообразные приемы не только в школе, но и дома с родителями:



  • Пальчиковая гимнастика;

  • Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)

  • Сминание пальцами комочков из бумаги;

  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;

  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;

  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

  • Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

  • Лепка из пластилина.

  • Конструирование

  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)

  • Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Коррекционная задача: Коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, мышления


Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Задания на устойчивость внимания

1 Корректурная проба

Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые символы в печатном тексте. Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая– подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

2 " Найди ошибки".

Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:

3. Развитие концентрации внимания.

Взрослый вместе с ребёнком должен разучить какое-нибудь стихотворение при включённом радио или телевизоре. Первое четверостишие надо учить при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличить громкость. Последнее четверостишие – разучивать при достаточно громком звуке.

4. Тренировка переключения и распределения внимания.

Ребёнку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку ( круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т.д. Даётся задание: одну фигуру зачёркивать вертикальной чертой, а другую фигуру подчёркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать. Для лучшей организации внимания необходимо между упражнениями проводить развивающие игры


5. Развитие внимания.

В ходе игры детям даётся сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: «Сейчас мы будем это рисовать». У детей не получится сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый тогда делит задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объём действий, которые ребёнок должен выполнить. Ребёнок воспринимает словесную инструкцию взрослого. Потом он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

Коррекционная задача: Развитие кругозора


Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире. Развивает логическое мышление.

Материалы: Набор картинок связанных одним общим признаком.

Ход игры: Показать ребенку карточку и сказать: «Посмотри, здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?»

Например:

1. Яблоко, груша, апельсин, огурец.

2. Собака, корова, лошадь, белка.

3. Стул, стол, диван, тарелка.

Дидактическая игра «Времена года»

Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Материал: Сюжетные картинки, связанные с различными временами года

1-я серия картинок. Сезонные изменения в природе.

2-я серия картинок. Животные, птицы.

3-я серия картинок. Люди, работы в саду и в поле.

4-я серия картинок. Развлечения детей.

Игровое задание.

Выбери из предложенных картинок, те которые относятся к зиме (весне, лету, осени), расскажи, почему ты выбрал именно эти картинки?

Дидактическая игра "Аналогии"

Развитие словесно - логического мышления, кругозора ребенка.

Игровая задача. Подобрать слово-аналог.

Правила игры. К перечисленным словам подбирать слово - аналог.

Ход игры.

Необходимо диктовать слова. Дети подбирают слово-аналог.

Корова- молоко, курица- :...

Книга - читать, радио - :...

Рыба - река, волк - :..


Пылесос - уборка, стиральная машина - :...

Яблоко - сад, огурец - :

Курица - цыпленок, медведь - :...

Игла - шить, пила- :...

Автобус - водитель, самолет - :...

Волк- волчонок, лиса-:

Девочка - мама, мальчик - :...


Коррекционная задача: Коррекция лексико-грамматического оформления речи и развитие связной речи



Задания: - назови слова обозначающие предметы соответствующих групп; узнай и назови по картинкам части тела и части некоторых предметов; - назови одним словом; - подобрать слова антонимы («сказать наоборот») и пары слов.

2. Исследование состояния предикативного словаря. Задания: - состояние глагольного словаря. Назови, что делают те, кто изображён на картинках.

3. Исследование атрибутивного словаря. Задания: - назови предмет и его цвет на картинке по показу; - назови форму предметов, изображённых на картинках. «Мяч какой формы?»
Словообразование. Задания: - образовать по картинкам пары слов. «Назови ласково»; - образование названий детёнышей животных по образцу, без зрительной опоры; - образование относительных прилагательных. Продолжи фразу по образцу, без зрительной опоры; - образование притяжательных прилагательных. Продолжи фразу по образцу, без зрительной опоры; - образование приставочных глаголов. Ответь «что делает мальчик?» с опорой на картинку; - образование глаголов совершенного вида. Составить предложения по картинкам. 

Задание: Посчитай», «Кому сколько?»«Продолжи счет». Игры на закрепление наречий : «Когда это делаем?»«Где сосед?»«Найди флажок». Игры по работе над предложениями с предлогами«Что где растет?»«Кто где сидит?»«Чего не хватает?»«Поможем Незнайке»Игры на обогащение активного и пассивного словаря по разным темам: лото «Овощи-фрукты»«Транспорт»«Дикие и домашние животные»«Профессии»«Цветы» и др.
Игра 
«Учимся говорить правильно». Подбери действие (с использованием КТ.)