ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных. «Новые слова» Сам образуй новые слова: шарф из шерсти-шерстяной стакан из стекла-стеклянный. «Расскажи, из чего какой?» Сок из апельсинов-апельсиновый Лавка из дерева-деревянная.
«Скажи ласково» Гриб-грибочек Ложка-ложечка. Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме. «Большой и маленький дом» У Маши в большом доме - чашка, а в маленьком - чашечка.
Коррекционная задача: Коррекция навыков межличностного взаимодействия
Игра «Жизнь в лесу».
Цель: общение при помощи жестов и мимики, непосредственное выражение позитивного
отношения друг к другу, снятие напряжения.
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в
лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, по этому мы
придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами
(воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда – начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер
и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; Животные чистят свои шкурки и т.д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т.д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
Игра «Добрые эльфы».
Цель: развитие жестовых и мимических средств коммуникации, воображения, снятия
напряжения.
Педагог/психолог садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали,
что их сон – дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимыми. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую – эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы – подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.
Игра «Передай движение».
Цель: формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и
уподобляться ему.
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Коррекционная задача: Социализация, формирование навыков общения со сверстниками
Упражнение «Мишка топает» («Зайка прыгает»)
Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит: "Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай." Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: "Мишка топает. (Зайка прыгает)". Можно предложить ребенку поиграть с игрушкой. Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц). Взрослый говорит: "Мишка топает, топ-топ. Саша топает, топ-топ". Поддержите ребенка в его начинании:" Ты молодец. Вот как топаешь".
Игра «Кулачками тук-тук»
Взрослый сжимает кулаки, показывая их ребенку и говорит:"Вот какие кулачки. А у Саши есть кулачки?" Ребенок постукивает (или вы кулачками ребенка и произносит: "Тук-тук".
«Сова-большая голова»
Читаем потешку "Совушка- сова" и выполняем круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повороты влево - вправо. Предложите ребенку повторить за вами.
«Подметаем пол»
Ходить слегка наклонившись и делать руками движения имитирующие подметание пола. Для убедительности можно взять метлу или веник, а на полу разложить конструктор или смятую бумагу.
«Здравствуй, солнышко!»
Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки. Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку "Здравствуй, солнышко!" кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).
Коррекционная задача: Формирование произвольности поведения и саморегуляции
Установление эмоционального контакта, восприятия 1 Стереотипная игра ребенка.
Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»
Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции./
Игра «Ручки»,«Смешиваем краски», «Повтори»
Цель: ребенок должен научиться смотреть на то лицо, которое зовет его по имени.
Материал: отсутствует.
Обучение:
Несколько раз в течение занятия (дома в течение всего дня) называйте имя ребенка громким, но спокойным голосом. Если ребенок посмотрит на взрослого, необходимо дать ему небольшое вознаграждение. Если ребенок не реагирует, то взрослый должен переместиться в поле его зрения и снова повторить его имя. Взрослый начинает с того, что сначала подходит близко к ребенку и пару минут повторяет его имя. Необходимо его хвалить, если он повернет голову в сторону взрослого, хотя и не встретиться с взглядом. Если ребенок начинает реагировать, то взрослый постепенно увеличивает расстояние между собой и ребенком, когда называется имя.
«Садись по речевому требованию»
Цель: ребенок должен научиться садится по речевому требованию
(понимание речевых требований).
Материал: 3 стула (из них 1 детский стульчик).
Обучение:
Взрослый ставит стулья так, чтобы 2 из них стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом упражнении участвовать должны 2 человека (специалист и родитель). Специалист (взрослый) садится на отдельный стул напротив ребенка и помощника (родитель). Ребенок и помощник должны встать пред своими стульями. Глаза ребенка должны находиться на уровне рта сидящего специалиста. Специалист говорит чистым и сильным голосом: «Садись!». Помощник должен сесть сам и помочь сесть ребенку. Специалист хвалит ребенка за это. Упражнение должно повторяться многократно, пока ребенок не поймет речевого требования и больше не будет нуждаться в поддержке помощника.
«Соотносит одинаковые предметы»
Цель: ребенок должен научиться находить среди 4 одинаковых предметов тот, который взрослый показывает ему.
Материал: 4 пары одинаковых предметов (кубики, карандаши, коробки, ложки).
Обучение:
Взрослый кладет на стол 4 различных предмета. Тот же состав предметов держит у себя на коленях, чтобы ребенок не мог видеть. Взрослый поднимает вверх один из предметов и просит ребенка найти такой предмет. Взрослый просит со словами: «Саша, дай мне карандаш!» Взрослый показывает на его предметы, если ребенок поднимает предмет или показывает на него, то взрослый хвалит его и кладет оба предмета в коробку. Повторять этот процесс следует, пока все предметы не окажутся в коробке.
«Понимать указания, состоящие из нескольких слов»
Цель: ребенок должен научиться следовать указаниям, состоящим из нескольких слов (понимать сложные предложения).
Материал: 4 обычных предмета: чашка, ложка игрушечный автомобиль, мяч.
Обучение:
Взрослый сажает ребенка на место, куда он должен будет возвращаться после выполнения каждого задания. Взрослый должен держать наготове вознаграждения, которое получит ребенок, возвратившись на место. Сначала взрослый дает ребенку лишь одно указание, как, например, «Принеси мяч!» Когда ребенок его выполнит, взрослый дает ему второе указание «Сядь сюда!». Если ребенок отвлекается, то взрослый подводит ребенка к стулу и повторяет просьбу. Два указания ребенок должен выполнить отдельно. Когда ребенок их поймет, взрослый объединяет оба предложения и выполняет их вместе с ребенком. Если ребенок ошибается при выполнении первой части задания, то взрослый спрашивает: «Что следующее?», - чтобы привлечь ребенка к заданию. В случае необходимости взрослый дает ребенку акустический или визуальный сигнал для второй части задания. Если ребенок следует указанию, вторая часть которого звучит «Потом сядь!», можно усложнить просьбу: «Принеси чашку и поставь ее на стол!» Необходимо следить за тем, чтобы ребенок понимал наименования предметов.
Коррекционная задача: Коррекция поведенческого компонента
«Кусание своих рук»
Цель: ребенок должен научиться сообщать о своем неудовольствии и научиться заменять кусание на другой способ действия.
Обучение:
Взрослый внимательно наблюдает за ребенком во время занятий. Если ребенок начинает себя кусать, взрослый быстро схватывает его руку, когда он несет ее ко рту, и отводит ее под стол и говорит: «Руку вниз!» Взрослый требует, чтобы ребенок ему подражал. Взрослый качает головой и говорит: «Нет, не работать!» или «Нет, хочу конфетку!» - в зависимости от того, какое у ребенка настроение. Когда ребенок начинает подражать, взрослый говорит: «Хорошо, Саша, я помогу тебе» или «Хорошо, Саша, я дам тебе конфетку».
«Биение по голове или головой о стену (стол)»
Цель: ребенок должен выработать у себя реакцию неприятия своего поведения (при этом, не снимаются требования к ребенку во время занятия).
Обучение:
Взрослый располагает стол и стул ребенка во время занятий так, чтобы он не мог достать головой стены. Когда ребенок начинает биться головой о поверхность стола, взрослый отодвигает к себе учебный материал и отворачивается от ребенка. Взрослый считает до десяти, поворачивается опять к ребенку и возвращает материал. Сначала взрослый помогает ребенку. Хвалит, если ребенок продолжает упражнение. Взрослый каждый раз реагирует, подобным образом, если ребенок бьется головой, при этом нельзя прерывать задание, пока оно не закончится. Если ребенок в этот день чрезмерно возбудим, то можно сократить упражнение, но также ребенок должен знать, что за биение головой занятие не прервалось. Данное упражнение необходимо повторять продолжительное время (в течение 2 недель) и взрослый должен отмечать для себя как часто ребенок бьется головой. Важно ребенку уделять много внимания и часто хвалить, если он не бьется головой.
Коррекционная задача: Развитие навыков связной речи
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Цель: Игра способствует развития тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей - разглядывание и зучение новых предметов.
Содержание: Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.
Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.
Фантазировать: где это пригодится и т.д.Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками. Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и… вернуться к волшебному сундучку.
Игровое упражнение «Если бы.»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как :
«Если бы я был волшебником, то.»
«Если бы я стал невидимым.»
«Если весна не наступит никогда.»
Игровое упражнение «Закончи сам»
«Скажи ласково» Гриб-грибочек Ложка-ложечка. Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме. «Большой и маленький дом» У Маши в большом доме - чашка, а в маленьком - чашечка.
Коррекционная задача: Коррекция навыков межличностного взаимодействия
Игра «Жизнь в лесу».
Цель: общение при помощи жестов и мимики, непосредственное выражение позитивного
отношения друг к другу, снятие напряжения.
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в
лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, по этому мы
придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами
(воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда – начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер
и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; Животные чистят свои шкурки и т.д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т.д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
Игра «Добрые эльфы».
Цель: развитие жестовых и мимических средств коммуникации, воображения, снятия
напряжения.
Педагог/психолог садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали,
что их сон – дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимыми. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую – эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы – подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.
Игра «Передай движение».
Цель: формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и
уподобляться ему.
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Коррекционная задача: Социализация, формирование навыков общения со сверстниками
Упражнение «Мишка топает» («Зайка прыгает»)
Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит: "Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай." Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: "Мишка топает. (Зайка прыгает)". Можно предложить ребенку поиграть с игрушкой. Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц). Взрослый говорит: "Мишка топает, топ-топ. Саша топает, топ-топ". Поддержите ребенка в его начинании:" Ты молодец. Вот как топаешь".
Игра «Кулачками тук-тук»
Взрослый сжимает кулаки, показывая их ребенку и говорит:"Вот какие кулачки. А у Саши есть кулачки?" Ребенок постукивает (или вы кулачками ребенка и произносит: "Тук-тук".
«Сова-большая голова»
Читаем потешку "Совушка- сова" и выполняем круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повороты влево - вправо. Предложите ребенку повторить за вами.
«Подметаем пол»
Ходить слегка наклонившись и делать руками движения имитирующие подметание пола. Для убедительности можно взять метлу или веник, а на полу разложить конструктор или смятую бумагу.
«Здравствуй, солнышко!»
Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки. Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку "Здравствуй, солнышко!" кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).
Коррекционная задача: Формирование произвольности поведения и саморегуляции
Установление эмоционального контакта, восприятия 1 Стереотипная игра ребенка.
Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»
Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции./
Игра «Ручки»,«Смешиваем краски», «Повтори»
-
Формирование мотивов деятельности (в том числе учебной)
«Реагировать на свое собственное имя»
Цель: ребенок должен научиться смотреть на то лицо, которое зовет его по имени.
Материал: отсутствует.
Обучение:
Несколько раз в течение занятия (дома в течение всего дня) называйте имя ребенка громким, но спокойным голосом. Если ребенок посмотрит на взрослого, необходимо дать ему небольшое вознаграждение. Если ребенок не реагирует, то взрослый должен переместиться в поле его зрения и снова повторить его имя. Взрослый начинает с того, что сначала подходит близко к ребенку и пару минут повторяет его имя. Необходимо его хвалить, если он повернет голову в сторону взрослого, хотя и не встретиться с взглядом. Если ребенок начинает реагировать, то взрослый постепенно увеличивает расстояние между собой и ребенком, когда называется имя.
«Садись по речевому требованию»
Цель: ребенок должен научиться садится по речевому требованию
(понимание речевых требований).
Материал: 3 стула (из них 1 детский стульчик).
Обучение:
Взрослый ставит стулья так, чтобы 2 из них стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом упражнении участвовать должны 2 человека (специалист и родитель). Специалист (взрослый) садится на отдельный стул напротив ребенка и помощника (родитель). Ребенок и помощник должны встать пред своими стульями. Глаза ребенка должны находиться на уровне рта сидящего специалиста. Специалист говорит чистым и сильным голосом: «Садись!». Помощник должен сесть сам и помочь сесть ребенку. Специалист хвалит ребенка за это. Упражнение должно повторяться многократно, пока ребенок не поймет речевого требования и больше не будет нуждаться в поддержке помощника.
«Соотносит одинаковые предметы»
Цель: ребенок должен научиться находить среди 4 одинаковых предметов тот, который взрослый показывает ему.
Материал: 4 пары одинаковых предметов (кубики, карандаши, коробки, ложки).
Обучение:
Взрослый кладет на стол 4 различных предмета. Тот же состав предметов держит у себя на коленях, чтобы ребенок не мог видеть. Взрослый поднимает вверх один из предметов и просит ребенка найти такой предмет. Взрослый просит со словами: «Саша, дай мне карандаш!» Взрослый показывает на его предметы, если ребенок поднимает предмет или показывает на него, то взрослый хвалит его и кладет оба предмета в коробку. Повторять этот процесс следует, пока все предметы не окажутся в коробке.
«Понимать указания, состоящие из нескольких слов»
Цель: ребенок должен научиться следовать указаниям, состоящим из нескольких слов (понимать сложные предложения).
Материал: 4 обычных предмета: чашка, ложка игрушечный автомобиль, мяч.
Обучение:
Взрослый сажает ребенка на место, куда он должен будет возвращаться после выполнения каждого задания. Взрослый должен держать наготове вознаграждения, которое получит ребенок, возвратившись на место. Сначала взрослый дает ребенку лишь одно указание, как, например, «Принеси мяч!» Когда ребенок его выполнит, взрослый дает ему второе указание «Сядь сюда!». Если ребенок отвлекается, то взрослый подводит ребенка к стулу и повторяет просьбу. Два указания ребенок должен выполнить отдельно. Когда ребенок их поймет, взрослый объединяет оба предложения и выполняет их вместе с ребенком. Если ребенок ошибается при выполнении первой части задания, то взрослый спрашивает: «Что следующее?», - чтобы привлечь ребенка к заданию. В случае необходимости взрослый дает ребенку акустический или визуальный сигнал для второй части задания. Если ребенок следует указанию, вторая часть которого звучит «Потом сядь!», можно усложнить просьбу: «Принеси чашку и поставь ее на стол!» Необходимо следить за тем, чтобы ребенок понимал наименования предметов.
Коррекционная задача: Коррекция поведенческого компонента
«Кусание своих рук»
Цель: ребенок должен научиться сообщать о своем неудовольствии и научиться заменять кусание на другой способ действия.
Обучение:
Взрослый внимательно наблюдает за ребенком во время занятий. Если ребенок начинает себя кусать, взрослый быстро схватывает его руку, когда он несет ее ко рту, и отводит ее под стол и говорит: «Руку вниз!» Взрослый требует, чтобы ребенок ему подражал. Взрослый качает головой и говорит: «Нет, не работать!» или «Нет, хочу конфетку!» - в зависимости от того, какое у ребенка настроение. Когда ребенок начинает подражать, взрослый говорит: «Хорошо, Саша, я помогу тебе» или «Хорошо, Саша, я дам тебе конфетку».
«Биение по голове или головой о стену (стол)»
Цель: ребенок должен выработать у себя реакцию неприятия своего поведения (при этом, не снимаются требования к ребенку во время занятия).
Обучение:
Взрослый располагает стол и стул ребенка во время занятий так, чтобы он не мог достать головой стены. Когда ребенок начинает биться головой о поверхность стола, взрослый отодвигает к себе учебный материал и отворачивается от ребенка. Взрослый считает до десяти, поворачивается опять к ребенку и возвращает материал. Сначала взрослый помогает ребенку. Хвалит, если ребенок продолжает упражнение. Взрослый каждый раз реагирует, подобным образом, если ребенок бьется головой, при этом нельзя прерывать задание, пока оно не закончится. Если ребенок в этот день чрезмерно возбудим, то можно сократить упражнение, но также ребенок должен знать, что за биение головой занятие не прервалось. Данное упражнение необходимо повторять продолжительное время (в течение 2 недель) и взрослый должен отмечать для себя как часто ребенок бьется головой. Важно ребенку уделять много внимания и часто хвалить, если он не бьется головой.
Коррекционная задача: Развитие навыков связной речи
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Цель: Игра способствует развития тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей - разглядывание и зучение новых предметов.
Содержание: Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.
Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.
Фантазировать: где это пригодится и т.д.Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками. Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и… вернуться к волшебному сундучку.
Игровое упражнение «Если бы.»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как :
«Если бы я был волшебником, то.»
«Если бы я стал невидимым.»
«Если весна не наступит никогда.»
Игровое упражнение «Закончи сам»