Файл: Организация физической подготовки личного состава фпс гпс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
ЛЕКЦИЯ
Для проведения занятий со слушателями, обучающихся по программе повышения квалификации «Организация и проведение профессиональной подготовки личного состава ФПС ГПС»
ТЕМА «Организация физической подготовки личного состава ФПС ГПС»
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Организационная часть лекции: принимается рапорт о готовности обучающихся к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие (5 мин.).
2. Введение (5 мин.).
3. Вопросы лекции:
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности (20 мин.).
2. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания (25 мин.).
3. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования (30 мин.).
4. Заключение (5 мин.).
Литература, использованная при подготовке лекции:
Основная
1. Кузнецов В. С., Колодницкий Г.А. Теория и история физической культуры (СПО) [Текст] : учебник. – М. : Кнорус, 2018. Серия: Среднее профессиональное образование. – 448 с.
Дополнительная
1. Аганов, С. С. Диагностика профессионально важных физических качеств обучающихся в вузах МЧС России [Текст] / С. С. Аганов. – М. : ИР
МЧС России, 2004. – 17 с.
2. Грузных, Г. М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в подготовке спасателей [Текст] / Г. М. Грузных. – Омск, 2006. –
119 с.
3. Жилкин, А.И. Легкая атлетика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведени / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 5-е изд., испр. –
М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
2 4. Журавин, М. Л. Гимнастика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М. Л. Журавин и др. ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 448 с.
5. Лыжный спорт [Текст] : учебник для вузов / РГПУ им. А.И. Герцена; ред. В. В. Фарбей, Г. В. Скорохватова. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2008.
6. Могилевская, Т. Е. Оздоровительная гимнастика с фитболом
[Текст] : методические рекомендации для обучающихся всех специальностей
/ Т. Е. Могилевская. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России,
2018. – 26 с., ил.
7. Могилевская, Т. Е. Педагогическая технология формирования прикладных физических качеств обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России в период стажировки Текст] /
Т. Е. Могилевская, Д. Р. Гареев // Ученые записки университета имени П. Ф.
Лесгафта. – 2018. – 12 (166). – С. 162-165.
8. Могилевская, Т. Е. Прикладные виды спорта в самостоятельной физической подготовке слушателей заочной формы обучения [Текст] /
Т. Е. Могилевская // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. –
2015. – Т. 1. № 1 (6). – С. 311-313.
9. Могилевская, Т. Е. Профессиональная адаптация как фактор становления специалиста Государственной противопожарной службы МЧС
России [Текст] / Т. Е. Могилевская, Е. А. Попцова // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. К. А. Рямовой, А. В.
Дружинина. – 2018. – С. 85-91.
10. Могилевская, Т. Е. Физическая культура [Текст] : метод. рекомендации по организации самост. работы / Т. Е. Могилевская,
Д.Р. Гареев, Е.В. Кокшаров. – Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС
России, 2019. – 56 с.
11. Могилевская, Т. Е. Формирование индивидуальных черт и свойств личности курсантов МЧС посредством регулярной физической подготовки
[Текст] / Т. Е. Могилевская, Н. В. Петрова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2016. – Т. 2. № 1 (7). – С. 164-168.
12.
Могилевская, Т. Е., Кокшаров, Е. В. Теоретические аспекты физической культуры [Текст] : учебное пособие / Т. Е. Могилевская,
Е. В. Кокшаров. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2019. –
3 145 с. ил.
13. Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы [Тест] : приказ МЧС России от
30.03.2011 г. № 153.
14. О внесении изменений в приказ МЧС России от 30.03.2011 г. №153
[Текст] : приказ МЧС России от 26.07.2016 г. № 402.
15. Об организации проведения ежедневных спортивных занятий в образовательных учреждениях МЧС России, соединениях и воинских частях войск гражданской обороны [Текст] : приказ МЧС России от 26.04.2010 г.
№199.
16. Организация проведения соревнований по спасательному спорту
[Текст] : учебно-метод. пособие. – Екатеринбург : УрИ ГПС МЧС России,
2009. – 70 с.
17. Подготовка газодымозащитника [Текст] : учебно-метод. пособие / сост. В. М. Батюшев, М. В. Стахеев. – Екатеринбург : УрИ ГПС МЧС России,
2010. – 66 с.
18. Программа подготовки личного состава подразделений
Государственной противопожарной службы МЧС России от 29.12.2003 г.
19. Раевский,
Р.
Т.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов [Текст] : учеб. пособие /
Р. Т. Раевский. – М. : Высшая школа, 1985. – 123 с.
20. Раевский,
Р.
Т.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. – М. : – высшая школа, 1985. – 161 с.
21. Слушкина, Е.А. Физическая культура. Лыжная подготовка [Текст] : учебное пособие / Е.А. Слушкина, Е.В. Кокшаров, В.Г. Слушкин. –
Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. – 76 с.
22. Спортивные игры : совершенствование спортивного мастерства
[Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.
Портнов, В.П. Савин и др.; под. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 3- изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
23. Теребнев, В. В. Пожарно-строевая подготовка [Текст] : учеб пособие / В. В. Теребнев, В. А. Грачев. – Екатеринбург : Калан-Форт, 2008. –
350 с.
Вопрос 1. Личная и социально-экономическая необходимость
специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду
4
Развитие науки, техники, производственного процесса предъявляют к специалисту все более высокие профессиональные требования. Научно- техническое развитие производства имеет для человека не только положительное, но и отрицательные последствия: это недостаток двигательной активности, высокая эмоциональная напряженность в процессе труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Без специальной психофизической подготовки организму не справиться с утомлением, нервно-психической усталостью и эмоциональным возбуждением, приводящим к плохой работоспособности, профессиональным заболеваниям.
В теории и практике физического воспитания специальная подготовка специалиста к будущей профессиональной деятельности получила название
профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). ППФП –
специфический вид физического воспитания, непосредственно и органически связанный с настоящей или будущей профессиональной деятельностью.
Основное назначение – направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.
Целью ППФП – достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности, которая сократит срок профессиональной адаптации молодых специалистов, научит их осуществлять профилактику профессиональных заболеваний и травм, использовать средства физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления профессиональной работоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
• формирование у студентов необходимых прикладных знаний;
• формирование и совершенствование прикладных умений и навыков;
• воспитание прикладных психофизических качеств;
• воспитание прикладных специальных качеств.
1.1. Оздоровительные и профилированные методы физического
воспитания при занятиях различными видами двигательной активности
Под методами понимается способ применения средств физической
5 подготовки. Эффективность применения того или иного метода возможна лишь при комплексном использовании научно и практически оправданных методов физической подготовки с учетом особенностей используемых средств, контингента занимающихся и условий занятий.
Методы физической подготовки делятся на две большие группы: общепедагогические и специфические.
1.
Общепедагогические методы:
• словесные методы,
• наглядные методы.
2.
Специфические методы:
• методы строгой регламентации выполнения упражнения;
• игровой метод,
• соревновательный метод.
Общепедагогические (словесно-сенсорные) методы
Словесные методы. Непосредственно в процесс занятий физическими упражнениями включаются преимущественно те словесные методы, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним относятся в частности: приказ, распоряжение, инструктирование, сопроводительные пояснения, команды, словесные оценки, словесные отчеты и взаиморазъяснения, самопроговаривание, самоприказы и другие основанные на внутренней речи методы самообучения и самовоспитания.
Наглядные методы. Наглядность в физической подготовке понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широком смысле, применяют целый комплекс методов.
Эти методы можно условно подразделить на следующие подгруппы:
1.
Методы непосредственной наглядности. К ним относится прежде всего методически организованный показ самих упражнений.
2.
Методы опосредованной наглядности. Демонстрация наглядных пособий, где воссоздаются отдельные фазы двигательных действий, характеристики движений и условия их выполнения. Различают следующие виды демонстраций: предметно-модельная и макетная демонстрация, видео- демонстрация, избирательно-сенсорная демонстрация.
3.
Методы
направленного
«прочувствования»
движений».
6
Чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата. Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков.
4.
Методы «срочной информации» предусматривают экстренное получение выполняющим физические упражнения объективных сведений о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров
(например, измерение ЧСС).
Специфические методы
Методы строгой регламентации выполнения упражнения отличают избирательность физических упражнений по их преимущественной направленности, точность регламентации и их анатомической локализации, возможность точно дозировать нагрузку и отдых. Методы строго регламентированного упражнения делятся на две большие группы:
1.
Методы обучения двигательным действиям:
•
Метод целостно-конструктивного упражнения.
Техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре.
• Метод расчлененно-конструктивного упражнения. Предполагает разделение целостного действия со сложной структурой на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в одно целое.
• Метод сопряженного воздействия. Техника двигательного действия совершенствуется в усложненных условиях (бег в воде, бег по глубокому снегу, плавание в обмундировании и т.д.).
2.
Методы воспитания физических качеств:
• Методы стандартного упражнения направлены на достижение и стабилизацию адаптационных перестроек в организме занимающихся.
Данное упражнение может быть непрерывным и интервальным.
• Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Упражнение может быть как непрерывным, так и интервальным.
• Метод круговой тренировки представляет собой последовательное
7 выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы (в зависимости от подготовленности занимающихся). Для каждого упражнения определяется место – «станция». Один круг может включать в себя 6 – 10 «станций».
Выполняя по одному упражнению на каждой «станции», занимающийся проходит круг от 1 до 3 раз.
• Игровой метод. Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Данный метод характеризуют в целом следующие черты:
– широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей;
– моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность.
В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению различных качеств личности.
•
Соревновательный метод.
Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.
Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.
8
Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем самым способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.
Прикладными для будущего специалиста ГПС МЧС России являются силовые, скоростно-силовые и координационные способности.
Воспитание силы. Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.
Известны следующие режимы мышечной работы:
1.
Динамический, который включает в себя преодолевающий
(укорочение мышцы при напряжении) и уступающий (удлинение мышцы при напряжении) подрежимы.
2.
Ауксотонический, который включает в себя изометрический
(напряжение мышцы, без изменения ее длины) и изотонический (сокращение мышцы при постоянном напряжении равном весу груза) подрежимы.
В таблице 1 представлены методы воспитания силы.
Контрольные упражнения (тесты), определяющие уровень развития
силовых способностей:
1. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например, жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).
9
Методы воспитания силы
Таблица 1
Название метода
Характеристика выполнения
Величина усилий (% от индивидуаль- ного максимума)
Число повто- рений (коли- чество раз)
Динамический режим работы
Метод максимальных усилий
Сходный выполнением избранном спорта с в виде
96
–
100 1
Метод усилий больших Повышение уровня усилий в подходах
80
–
95 2
–
3
Метод «до отказа»
На одном усилий уровне
60
–
80 до отказа
Повторный метод
На одном усилий со усилий уровне сменой
50
–
60 50
–
80 20
–
30 15
–
5
«Ударный» метод
С максимальной скоростью движений
15
–
35 5
–
8
Изометрический режим работы
Изометрический метод
На одном уровне усилий
100 5 с-10 с
Изотонический метод
75
–
90 6
–
8
Комбинированный метод
Сочетание динамического и изометрического режимов работы
Воспитание быстроты. Быстрота – способность человека, обеспечивающая ему выполнение двигательного действия в минимальный для данных условий промежуток времени.
Различают несколько форм проявления быстроты:
1. Быстрота простой и сложной двигательных реакций.
2. Быстрота одиночного движения.
3. Частота движений.
Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности
(табл.2).
10
Таблица 2
Методы воспитания быстроты
Название метода
Характеристика выполнения
Величина усилий
(% от индивидуального максимума)
Метод стандартного упражнения
На одном уровне усилий
90
–
95
Метод переменного упражнения
На разных усилиях
50
–
90
–
50
Сенсорный метод
50
–
70
–
90
Игровой метод
40
–
90
Соревновательный метод
Сходный с выполнением в избранном виде спорта
100
Вместе с тем в спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры называют скоростными способностями человека. Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходим еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.
Контрольные упражнения (тесты), определяющие уровень развития
скоростных способностей
Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).
В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хроно-рефлексометров, фиксирующих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны
(такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми