Файл: Организация физической подготовки личного состава фпс гпс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100, 400 м.

Воспитание выносливости. Выносливость – способность человека противостоять физическому утомлению длительное время в процессе мышечной деятельности. Выносливость проявляется в двух основных формах:
1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Также различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счет высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объемов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и сложно- координационных двигательных действий, ускоряются восстановительные процессы в организме, что, несомненно, является залогом успешной профессиональной деятельности. Методы воспитания общей и специальной выносливости приведены в таблице 3.
Специальная выносливость – это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов. Проявлением специальной выносливости для пожарного-спасателя будет скоростная и силовая выносливость.
Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и

12 вегетативным системам его обеспечения – сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системам.
Таблица 3
Методы воспитания выносливости
Название метода
Характеристика выполнения
Величина усилий
(% от инд. макс.)
Метод стандартного упражнения
На одном уровне усилий
30
–40
Метод переменного упражнения
На разных усилиях
70
–80
Метод круговой тренировки
50
–70
Игровой метод
15
–60
Соревновательный метод
Сходный с выполнением в избранном виде спорта
95
–100
Контрольные упражнения (тесты), определяющие уровень развития
выносливости.
Для определения уровня развития силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: подтягивания на перекладине, сгибание- разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре на брусьях, подъем переворотом, подъем силой, силовое комплексное упражнение, поднимание ног к перекладине из положения вис и т.д.
Воспитание ловкости. Ловкость – способность человека быстро, точно, целесообразно, экономично решать двигательные задачи.
Основу ловкости составляют координационные способности, которые классифицируют как:
1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений;
2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических качеств;
5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности


13 занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Методы воспитания координационных способностей приведены в таблице 4.
Таблица 4
Методы воспитания координационных способностей
Название метода
Характеристика выполнения
Величина усилий
Метод переменного упражнения
На разных усилиях
Вариативная
Соревновательный метод Сходный с выполнением в избранном виде спорта
95–100
Игровой метод
На разных усилиях
Вариативная
Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:
1. Время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.
2. Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей.
3. Координационная сложность выполняемых двигательных заданий
(действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека.
4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).
5. Стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности – количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ. Необходимость специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду на сегодняшний день чрезвычайно

14 высока.
Важно применять не только оздоровительные, но и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.
Вопрос 2. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и
методами физического воспитания
При подборе средств ППФП необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип максимальной реализации задач ППФП.
2. Принцип адекватности и наибольшего переноса качеств и навыков, необходимых специалисту в его профессиональной деятельности.
3. Принцип комплексности решения задач физической подготовки.
Для высшего учебного заведения МЧС России средства ППФП подбираются с учетом особенностей образовательного процесса и специфики будущей профессиональной деятельности обучаемых.
К средствам ППФП относятся:
– физические упражнения;
– прикладные виды спорта;
– оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
– вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
Средства ППФПможно отобразить в виде схемы, представленной на рис. 1.
Физические упражнения
Общеразвивающие
Прикладные
Прикладные виды спорта
Спортивные игры
Виды спорта и системы упражнений
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы
Закаливание
Гигиенические мероприятия
Вспомогательные средства
Тренажеры
Технические приспособления
Рис. 1. Средства профессионально-прикладной подготовки
С
ре дс тв а
ПП
Ф
П


15
2.1.
Средства, формирующие прикладные психофизические качества
будущего специалиста ГПС МЧС России
Физические и психические качества будущего специалиста ГПС МЧС
России формируются с помощью средств ППФП. В таблице 5 представлены общеразвивающие и прикладные упражнения физической подготовки, содействующие формированию прикладных психофизических качеств.
Таблица 5
Средства для формирования прикладных психофизических качеств

Психофизические качества
Примерные упражнения
1
Общая выносливость

Упражнения преимущественно в умеренном и среднем темпах с длительной работой больших мышечных групп, с активной деятельностью всех систем организма: продолжительный бег, кроссы, марш-броски, передвижение на лыжах, плавание, спортивные игры.

Медленный бег от 1–2 ч при ЧСС 130-150 уд./мин.;

Длительный кроссовый бег до 3 ч при ЧСС 150–160 уд./мин.;

Темповый кроссовый бег от 20 мин до 1 ч при ЧСС 160–180 уд./мин.;

Фартлек («игра скоростей») от 30 мин до 2 ч при ЧСС 130–180 уд./мин.;

Медленный бег или бег с чередованием с ходьбой до 2 ч при ЧСС
120–130 уд./мин.;

Повторный бег на длинных отрезках;

Интервальный бег на отрезках 200–1000 м.
2
Статическая и силовая выносливость

Специальные упражнения: метание гранаты, диска, ядра и др. весом от 0,5 до 10 кг; наклоны в медленном темпе из различных исходных положений с предметами (с гимнастической палкой, с гантелями, с набивным мячом, с грифом, со штангой);

Упражнения, требующие значительного напряжения мышц: поднимание и переноска тяжести (шанцевого инструмента, пожарно- технического оборудования, «пострадавших»), силовые упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые на количество раз;

Лазание по канату, поднимание и опускание туловища, лежа с закрепленными ногами (то же с отягощением).

Статические упражнения: равновесия, мосты, стойки (на лопатках, предплечьях, голове, руках); парные и групповые гимнастические упражнения; удержание туловища в положении прогнувшись; перетягивание каната, скалолазание и др.
3
Быстрота

Продолжительные скоростные упражнения: бег с ускорениями,

16 преодоление препятствий, подъем по штурмовой лестнице, плавание и передвижение на лыжах на короткие дистанции с небольшими интервалами;

Упражнения, требующие быстрой реакции на команды и сигналы, максимальной частоты отдельных движений, скоростных и скоростно- силовых действий: бег на дистанцию до 100 м, прыжки, преодоление отдельных препятствий, подъем по штурмовой лестнице, спортивные игры;

Максимально быстро сжать и разжать пальцы рук, теннисный мяч, эспандер; ловля отскочившего теннисного мяча, броски мяча в стену и ловля его пальцами рук.

Быстрое одновременное и поочередное разгибание и сгибание рук с различной амплитудой в самых различных направлениях; быстрое сгибание и разгибание рук в упоре, «бой с тенью», толкание и метание облегченных снарядов.

Максимально быстрые броски баскетбольного мяча о стену, ведение мяча с низким отскоком.

Темповые подскоки на месте без отягощения, с набивным мячом, гантелями; прыжки через короткую скакалку, скамейку, прыжки с места на дальность и др.

Бег с высоким подниманием бедра, бег по лестнице, бег с ходу.

Темповые прыжки с хлопками руками.

Лежа бросить набивной мяч от груди вверх, встать и поймать его.
4
Ловкость

Упражнения, связанные со сложной координацией движений, быстрым переключением от одних, точно согласованных действий, к другим и решением внезапных двигательных задач: упражнения на гимнастических и специальных снарядах, прыжки, акробатические упражнения, спуски и повороты на лыжах, спортивные игры.

Челночный бег 10х10 м, 4х20 м.

Различные сложные по координации движения руками: хлопки руками спереди и сзади под каждый шаг, чередуя движения рук в стороны с хлопком под согнутым коленом правой и левой ноги.

В ходьбе на каждый шаг симметричные движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз, назад.

Броски и ловля мяча, подброшенного вверх двумя руками и одной левой рукой, стоя на месте, в движении, с поворотом до 360°.

Движение мяча вокруг себя вправо и влево.

Броски баскетбольного мяча двумя руками от груди, из-за головы в стену с последующей ловлей мяча из положения стоя, на коленях, лежа на животе.

Жонглирование мячами стоя, присев, лежа; перебрасывание мяча с руки на руку по горизонтально нисходящей траектории, подбрасывание


17 малого мяча вверх из-под левой или правой ноги, из-за спины одной рукой и ловля другой, переброска правой рукой мяча из-за спины в левую, а левой – спереди по прямой в правую руку.

Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами; перебрасывание из руки в руку трех мячей, перебрасывание двух мячей одной рукой.

Упражнения с волейбольным и баскетбольным мячом: передачи волейбольного мяча; ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой; ударяя мячом об пол поочередно левой и правой рукой, обвести его вокруг себя, не сходя с места; перекатить мяч с ладони по руке через спину, по другой руке – на ладонь.

Упражнения с гимнастической палкой: балансировка гимнастической палкой на ладони, поднимая и опуская руку вверх, вниз; положить палку горизонтально на плечи перед собой, дать ей скатиться по рукам и поймать, прежде чем она упадет; поднять палку над головой, слегка наклониться вперед, разжать пальцы и поймать палку.
5
Сенсомоторная реакция

Специальные упражнения и дополнительные задания, требующие отработки сигналов и команд в быстро меняющейся обстановке: легкоатлетические эстафеты, упражнения со скакалкой, удары рукой
(ногой) по мячу, различные упражнения с ловлей и передачей мяча, спортивные и подвижные игры, различные виды единоборств.

Упражнения на простую реакцию (ответ в быстром темпе заранее известным движением на заранее известный сигнал): бег с низкого и высокого стартов по свистку, по команде «марш», по взмаху флажком; старты из различных положений с рывками на 10-15 м по сигналу; бег в среднем темпе с рывками по зрительному и слуховому сигналам преподавателя; ходьба и бег с выполнением различных заданий по зрительному и слуховому сигналам; игры «салки», баскетбол, ручной мяч.

Упражнения на реакцию выбора (быстрый выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных): эстафета с неожиданными препятствиями, бег под горку с преодолением неожиданных препятствий (ямы, бревна, висящей ветки), быстрое нападение с преодолением защитника.

Упражнения на реакцию слежения: ходьба и бег по ограниченной опоре, узкому коридору, линиям, спуски с гор на лыжах.
6
Равновесие, вестибулярная устойчивость
Упражнения на равновесие:

Стойка на носках, одной ноге в сочетании с различными движениями руками, туловищем, поворотом на одной и двух ногах; повороты прыжком.

Ходьба обычная, приставным и переменным шагом, ходьба спиной вперед, боком, с наклоном или поворотом головы, с закрытыми