Файл: Организация физической подготовки личного состава фпс гпс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18 глазами и различными движениями руками, с грузом, с преодолением препятствий; бег по ограниченному коридору.

Упражнения на возвышенной опоре (гимнастическая скамья, бревно, столбики): стойка, переход в положение сед, ходьба, бег с выполнением различных заданий.
Упражнения, оказывающие преимущественное воздействие на систему
полукружных каналов:

Быстрые движения головой в различных направлениях: повороты и наклоны головой вперед и назад, налево, направо, влево и вправо в темпе, одно-два движения в секунду.

Круговые движения головой в левую и правую стороны в максимальном темпе.

Прыжки на месте с поворотами налево и направо на 90-360° и более.

Круговые движения туловища влево и вправо.

Кувырки вперед, назад.

Гимнастическое колесо.
Упражнения, оказывающие преимущественное воздействие
на отолитовый аппарат:

Ходьба и бег с ускорениями и внезапными остановками с последующей переменой положения тела или изменениями направления передвижения.

Прыжки на одной и двух ногах на месте, а также с продвижением в различных направлениях.

Быстрые приседания.

Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу.

Прыжки вверх на двух и одной ноге.

Прыжки со скакалкой.

Прыжки вверх на батуте.

Выпады вперед и в стороны.

Толкание ядра.
Упражнения комбинированного воздействия:

Прыжки на двух ногах и прыжки со сменой ног с продвижением лицом и спиной вперед с одновременным выполнением поворотов налево и направо на 180-360°.

Прыжки приставными шагами: лицом, спиной или боком вперед с поворотами налево и направо.

Серия кувырков в сочетании с прыжками с поворотами вокруг вертикальной оси.

Упражнения на батуте.

Пробегание на скорости лабиринта.

Занятия конным, велосипедным, гребным спортом, акробатикой, спортивной гимнастикой, прыжками в воду, прыжками на батуте, слаломом.

19 7
Психические качества

Упражнения в острых эмоциональных ситуациях, в условиях нервно-психического напряжения, при наличии опасности: выполнение различных упражнений, имеющих элементы риска, на металлической конструкции, преодоление полосы препятствий в усложненных условиях;

Упражнения, содержащие элементы новизны, риска и опасности при изменении и усложнении условий их выполнения: передвижение на значительной высоте по узкой опоре, через разнообразные препятствия; соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, акробатические упражнения, спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах, упражнения на специальных снарядах;

Упражнения, требующие принятия самостоятельных решений: спортивные игры, выполнение приемов и действий по внезапно подаваемым командам и сигналам;

Упражнения, связанные с большими и продолжительными физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями, на фоне утомления, в условиях состязаний: бег на средние и длинные дистанции, поднимание тяжестей и силовые упражнения на максимальное количество раз;

Достаточно трудные упражнения, содержащие элементы риска, в целях воспитания привычки самоконтроля за своим состоянием, формирования навыков преодоления скованности, произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях сильного эмоционального напряжения.
8
Устойчивость к воздействию неблагоприятных метеорологических факторов производственной среды

Выносливость и устойчивость к высоким температурам достигаются с помощью физических упражнений, сопровождающихся значительным теплообразованием (продолжительный интенсивный бег, интенсивное передвижение на лыжах, игра в баскетбол), также путем выполнения упражнений в условиях высокой температуры и затрудненной теплоотдачи (ходьба, бег, спортивные игры с мячом при температуре
30°С и более, то же самое, но в теплом тренировочном или воздухонепроницаемом костюме). Эффективными средствами являются купания в бассейне с подогретой до 30°С водой, прием теплых ванн, душа.

Выносливость и устойчивость к низкой температуре обеспечиваются с помощью физических упражнений, выполняемых в условиях низкой температуры в облегченной одежде. Эффективным средством является местное и общее закаливание холодным воздухом и водой (обтирания, обливания, холодный душ, круглогодичные купания).

Выносливость и устойчивость к резким перепадам температуры достигаются с помощью упражнений, выполняемых в условиях резких


20 колебаний температуры (физические упражнения зимой выполняются в помещении, а затем на открытом воздухе, и наоборот; упражнения выполняются на солнце и в тени, интенсивный бег на солнце чередуется с медленной ходьбой в тени). Контрастный душ.
1   2   3

2.2.
Оздоровительные и вспомогательные средства физического
воспитания
Для большего эффекта занятий физическими упражнениями с целью повышения резерва здоровья, физической и умственной работоспособности, сопротивляемости организма воздействиям окружающей среды рекомендуется использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Одним из средств использования оздоровительных сил природы является закаливание.
Закаливание – это тренировка всего организма, его терморегуляционного механизма, к действию различных метеорологических факторов. При этом приспособительные реакции, прежде всего, происходят в нервной и эндокринной системах, во внутренних органах на тканевом и клеточном уровнях, благодаря чему организм безболезненно способен переносить чрезмерное воздействие жары, холода и т.д.
К закаливающим процедурам относятся:
1. Закаливание солнцем. При правильном дозировании имеет следующие воздействия на организм:
– положительно влияет на нервную систему;
– повышает устойчивость организма к воздействию солнечной радиации;
– улучшает обменные процессы;
– совершенствует деятельность внутренних органов;
– повышает работоспособность мышц;
– усиливает сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Длительность пребывания на солнце не должна превышать 2–3 часов.
2. Закаливание воздухом является наиболее доступной формой закаливания, которая обеспечивает:
– устойчивость организма к переохлаждению;
– защиту от простудных заболеваний;
– улучшает функции дыхания, работы сердца и сосудов, обмена веществ.

21
Способы закаливания воздухом:
– сон при открытых окнах или форточках;
– занятия зимними видами спорта;
– воздушные ванны, хождение босиком по траве, росе, земле.
3. Закаливание водой – эффективное средство укрепления здоровья, которое:
– благоприятно действует на ЦНС;
– совершенствует аппарат терморегуляции;
– снимает утомление;
– придает бодрость;
– повышает настроение.
К закаливающим водным процедурам относятся:
Обтирание – наиболее щадящее средство закаливания. Оно выполняется хорошо отжатой губкой или мокрым полотенцем сначала обтирают руки, затем шею, грудь, спину, ноги, используется вода комнатной температуры. В течение 2-3 недель температура воды постепенно снижается.
После привыкания к обтиранию переходят к обливанию.
Обливание – способ закаливания, выражающийся в перепаде температур. Температура воды при обливании рук, груди, спины должна быть вначале 33-34

С. Через каждые 3–4 дня температуру воды снижают на
1

, постепенно доводя до 15 – 12

С. После обливания производится активное растирание тела полотенцем до появления ощущения тепла. Используя обливание из-под крана, можно получить хороший закаливающий эффект, который достигается по схеме: утром обливание по пояс, вечером – только стопы.
Душ – закаливающее средство, интенсивно тренирующее механизм терморегуляции и повышающее тонус нервной системы.
От разности температуры воды различают:
– сильноконтрастный душ – перепад температуры воды более 15º.;
– среднеконтрастный душ – перепад температуры 10º;
– слабоконтрастный душ – перепад температуры менее 10º.
Вспомогательные средства. Материально-техническое обеспечение учебного процесса является необходимым условием для качественной подготовки специалистов в соответствии с требованиями рабочих учебных планов и программ.


22
Вспомогательные средства ППФП представляют собой комплекс материальных и технических средств, включающих:
1. Учебные и учебно-вспомогательные помещения;
2. Учебно-тренировочный полигон;
3. Пожарную технику;
4. Пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование;
5. Средства защиты органов дыхания и зрения.
Обеспечение высших учебных заведений ГПС МЧС России данными средствами осуществляется в соответствии со штатами и устанавливаемыми
МЧС России нормами табельной положенности.
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ. В процессе ППФП для решения ее задач важно использовать все многообразие средств: физические упражнения, прикладные виды спорта, оздоровительные силы природы и гигиенические факторов, а также вспомогательные средства ППФП.
Вопрос 3. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств,
психофизиологических функций, к которым профессия (специальность)
предъявляет повышенные требования
3.2. Роль избранного вида спорта в формировании психофизических
качеств пожарного-спасателя
Совершенствованию определенных физических и психических качеств содействуют также различные виды спорта. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта называют профессионально- прикладными. Для подготовки пожарного-спасателя профессионально- прикладными являются пожарно-прикладной и спасательный спорт.
Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования ППФП обучаемых вузов МЧС России, который является эффективным средством комплексного формирования психофизических качеств и прикладных навыков будущего специалиста. Приведем характеристику прикладной действенности некоторых видов спорта (табл. 6).

23
Таблица 6
Роль избранного вида спорта в формировании психофизических качеств и прикладных навыков

Виды спорта
Прикладные навыки
Психофизические качества
Воздействие на функциональные системы
1
Циклические виды спорта: легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции), лыжные гонки, плавание, велоспорт, гребля
Рациональная ходьба, бег, умение терпеть, умение преодолевать вертикальные, горизонтальные и водные преграды
Воспитывают выносливость к динамической работе, вынужденным позам, вестибулярную и эмоциональную устойчивость, устойчивость к гиподинамии, неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды, интоксикации, воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, терпения, самостоятельности, стойкости
Обеспечивают высокий уровень динамической работоспособности, функционирования и надежности сердечно- сосудистой, дыхательной систем и системы теплорегуляции, общей адаптационной способности и резистентности организма
2 Виды спорта, требующие сложной сенсомоторной координации (пожарно- спасательный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, теннис, бадминтон, все виды борьбы, бокс)
Навыки и умения оперативных и коллективных действий
Общая выносливость, ловкость, ловкость рук, пальцев, простая и сложная двигательная реакция, быстрота и точность движений, умение дозировать силовые напряжения, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, решительность, чувство
Обеспечивают высокий уровень общей работоспособности, функционирования ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, зрительного, слухового, тактильного, анализаторов


24 коллективизма, помехоустойчивость, коммуникативность
3
Виды спорта на координацию движений и выносливость
(гиревой спорт, спортивное скалолазание, горный туризм)
Навыки в лазании, в работе на высоте, в страховке и самостраховке, овладение приемами саморегуляции эмоционального состояния
Общая, силовая и статическая выносливость, координация движений, двигательная реакция, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, гипоксии, чувство пространства, движения, наблюдательность, объем, распределение, переключение внимания, оперативные память, мышление, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, самообладание, смелость, решительность, стойкость, чувство коллективизма
Обеспечивают высокую общую физическую работоспособность, высокий уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, анаэробных механизмов, вестибулярного аппарата, общей резистентности организма
4
Виды спорта, требующие предельно напряженной нервной деятельности
(стрельба пулевая, из лука, шахматы)
Навыки выполнения двигательных заданий в условиях, требующих предельного напряжения нервной деятельности
Статическая выносливость мышц рук, спины, туловища, реакция слежения, концентрация и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание, терпение, решительность
Обеспечивает хорошее состояние ЦНС, зрительного анализатора, способность дозировать небольшие силовые напряжения
5
Виды спорта по управлению различными средствами передвижения
(автомобильный, мотоспорт и др.)
Навыки по управлению различными средствами передвижений
Силовая и статическая выносливость мышц рук, туловища, все виды реакции, скорость и точность движений,
Обеспечивают высокий уровень функционирования ЦНС, зрительного и слухового анализаторов,

25 сенсомоторная координация, вестибулярная устойчивость, чувство скорости, наблюдательность, объем, распределение, переключение и устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, выдержка, самообладание, смелость, решительность вестибулярного аппарата
6
Многофункциональные виды спорта
(функциональное многоборье пожарных и спасателей, служебное двоеборье, триатлон, пятиборье, десятиборье и др.)
Умение переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро восстанавливатьс я и мобилизоваться
Общая и силовая выносливость, сила, координация и быстрота движений, сенсомоторная реакция, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, переключение и распределение внимания, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание, стойкость
Обеспечивают высокую общую работоспособность, высокий уровень функционирования и надежности сердечно- сосудистой и дыхательной систем, систем терморегуляции, зрительного и двигательного анализаторов
3.3. Оценка уровня физической подготовленности студентов СПО
Контрольные тесты для проверки уровня физической подготовленности студентов основного и подготовительного отделения приведены в табл. 7, 8.