Файл: Методики изучения эмоциональной сферы у учащихся начальных классов. Подготовила Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель начальных классов маоу иволгинская сош.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 561

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методики изучения эмоциональной сферы у

учащихся начальных классов.

Подготовила: Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель начальных классов МАОУ Иволгинская СОШ

1. Методики, направленные на выявление страхов:

- Методика “Незаконченные предложения»

- Методика диагностики детских страхов (Захаров)

2. Методики, направленные на выявление тревожности:

- Тест-опросник Спилбергера-Ханина

- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

- Тест изучения школьной тревожности Филллипса

3. Методики, направленные на выявление депрессии:

- Шкала самооценки депрессии Цунга

4. Методики, направленные на выявление неврозов:

- Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”

5. Методики, направленные на выявление агрессии:

- Опросник “Баса - Дарки”

- Методика “Несуществующее животное”

6. Методики, направленные на выявление стрессоустойчивости:

- Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”

- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

7. Методики, направленные на диагностику эмоций:

- Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)

- Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард

- Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности

«Методики изучения волевой сферы»:

1. Методики, направленные на изучение темперамента:

- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (взрослый вариант)

- Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)

- Тест Стреляу

- Методика Айзенка «EPI»

- Методика Айзенка «EPQ»

- Протокол наблюдения

Методика “Незаконченные предложения”

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка. Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро. Инструкция для ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”. Обработка результатов:
Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

1. Отношение к отцу – 13, 21

2. Отношение к матери – 8, 24

3. Отношение к себе – 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29

4. Отношение к сверстникам – 2, 22, 26, 30

5. Отношение к детскому саду – 1, 16, 19, 23

6. Страхи и опасения – 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28

Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка Эксперимент идет в быстром темпе.
Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения___________

1. Мой детский сад…

2. Мой друг…

3. Если меня наказывают, то…

4. Я играю чаще всего…

5. Мои сны…

6. Боюсь…

7. Моя мечта…

8. Моя мама и я…

9. Сделал бы все, чтобы забыть…

10. Не люблю, когда меня…

11. Плачу, когда…

12. Когда меня спрашивают…

13. Мой папа и я…

14. Когда смотрю “ужасы” в кино…

15. Когда я один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня мама ругает…

18. Больше всего люблю…

19. Когда прихожу в детский сад…

20. Когда бывает темно…

21. Когда мой папа…

22. Ребята в детском саду…

23. Когда меня спрашивают на занятии…

24. Когда моя мама…

25. Когда все ругаются…

25. Когда я выхожу во двор…

27. Я всегда хотел…

28. Меня беспокоит…

29. Скрываю…

30. Старшие ребята…
Методика диагностики детских страхов (Захаров) Цель: выявление количества и группы детских страхов Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…” Инструкция для ребенка: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…” Обработка результатов: на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

Эти страхи можно разделить на несколько групп:

  1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

  2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

  3. Страх смерти (умереть)

  4. Животных и сказочных персонажей

  5. Кошмарных снов, темноты

  6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

  7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают

, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).

Протокол Инструкция: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

  1. остаться один

  2. заболеть

  3. умереть

  4. каких-то детей

  5. воспитателей

  6. того, что они тебя накажут

  7. бабу-ягу, кощея, бармалея

  8. страшных снов

  9. темноты

  10. волка, медведя, пауков, змей

  11. машины, поездов, самолетов

  12. бури, грозы, наводнения

  13. высоты

  14. в маленькой темной комнате, туалете

  15. воды

  16. огня, пожара

  17. войны

  18. врачей, кроме зубных

  19. крови

  20. уколов

  21. боли

  22. резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

Бланк ответов
Ф.И.О.________________________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________




Содержание

Группа

1

остаться один




2

заболеть




3

умереть




4

каких-то детей




5

воспитателей




6

того, что они тебя накажут




7

бабу-ягу, кощея, бармалея




8

страшных снов




9

темноты




10

волка, медведя, пауков, змей




11

машины, поездов, самолетов




12

бури, грозы, наводнения




13

высоты




14

в маленькой темной комнате, туалете




15

воды




16

огня, пожара




17

войны




18

врачей, кроме зубных




19

крови




20

уколов




21

боли




22

резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).






Тест-опросник Спилбергера-Ханина
Цель: дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность - СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ).

Описание: опросник по исследованию тревожности состоит из 40 утверждений: 20 предназначены для оценки СТ и 20 для оценки ЛТ. Соответственно эти утверждения представлены в 2-х бланках с разными инструкциями.

Процедура проведения: Исследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается сначала бланк с вопросами направленными на изучение ситуативной тревожности, а затем бланк с вопросами направленными на изучение личностной тревожности. В опроснике нужно оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выраженности.

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент (обычно). Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка результатов: подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой шкале. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20.По некоторым пунктам баллы начисляются в обратном порядке, это пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11. 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности.

3,5 – 4,0 балла – очень высокая тревожность;

3,0 – 3,4 – высокая тревожность;

2,0 – 2,9 – средняя тревожность;

1,5 – 1,9 – низкая тревожность;

0,0 – 1,4 – очень низкая тревожность.

Следует осторожно относиться к очень низкому уровню тревожности. Необходимо проанализировать отдельные пункты, характеристики.
Бланк ответов

Шкала ситуативной тревожности
Ф.И.О.___________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.






пп

Суждение

Нет,

это не так

Пожа-

луй так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4