Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 351

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

77 закономерностями функционирования и развития соответствующих социальных структур.
Длительность конфликтов может быть самая различная – от нескольких минут или дней до нескольких лет. Отсюда и выделение конфликтов на: кратковременные, длительные, постоянные
(или хронические).
Напряженность конфликта зависит от глубины социальных проблем, числа участников, их агрессивности или, наоборот, толерантности. Здесь выделяют разные группы конфликтов в зависимости от целей исследователя.
По количеству участников (объему) конфликты делятся на межличностные, групповые конфликты и конфликты между личностью и группой. Говорят также о межгосударственных, межконфессиональных, идеологических конфликтах.
По способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными.
Наконец, конфликты различаются по движущим силам, в качестве которых могут выступать потребности индивидов и социальных групп, их интересы или ценности и т.д.
2. Причины и последствия социальных конфликтов.
Одним из важнейших параметров изучения конфликтов является анализ причин возникновения конфликтов в обществе. В конфликтологии рассматриваются так называемые конфликтогены, т.е. такие действия отдельных личностей, которые являются причиной случайных конфликтов.
Но в социологии, как правило, случайные конфликты не анализируются.
Принято делить конфликты на психологические и социальные.
Психологические причины исходят из свойств человеческого характера, но затрагивают при этом интересы многих людей, целые социальные группы.
Психологические причины конфликтов обычно проявляются как:
1. несовместимость, антипатия;
2. стремление к лидерству, к власти над людьми, которое может быть прикрыто социально позитивной оболочкой и представлено как стремление к порядку или, например, к улучшению условий труда, повышению его производительности.
3. проявление агрессивности;
4. проявление эгоизма (обман, перекладывание ответственности на другого, утаивание информации) и др.
Социальные причины конфликтов могут предстать в виде:
1. столкновений статусов,
2. борьба за смену ценностей, идей;

78 3. противоречий между материальными интересами и др.
Социальные конфликты могут развиваться по-разному. Каждый имеет свои причины, характер, длительность, напряженность, количество участников и движущие силы. Конфликт в своем развитии проходит определенные стадии или этапы. Обычно в социальном конфликте выделяют
4 стадии его развития: предконфликтная, конфликтная, разрешение конфликта, постконфликтная.
1. Предконфликтная - это стадия накопления и обострения противоречий из-за расхождения интересов и ценностей субъектов взаимодействия. На этой стадии конфликт существует в латентной форме.
2. Конфликтная стадия - характеризуется конфликтным поведением, т.е. действиями, направленными на противоборство с намерениями, целями, интересами противоположной стороны. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением ими всех ресурсов борьбы. Однако, на стадии конфликта может произойти перелом, в случае, если произойдёт "переоценка ценностей", т.е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике. Тогда "фаза переоценки ценностей" может стать "фазой выбора" программы поведения, состоящей из 3 альтернатив:
1) достижение своих целей за счёт другой группы -т.е. доведение конфликта до предела;
2) снижение уровня напряжённости за счёт частичных уступок, что переведёт конфликт в латентную форму;
3) поиски способов полного разрешения конфликта.
Третья стадия конфликта - разрешение конфликта, осуществляется путём изменения объективной ситуации, давшей начало конфликту, а также изменением субъективного образа ситуации в сознании враждующих сторон.
Полное разрешение конфликта означает его прекращение на объективном и субъективном уровне, кардинальное решение конфликтной ситуации. При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые временно разумными аргументами, либо санкциями.
В современной конфликтологии сформулированы следующие условия разрешения конфликтов:
1) Своевременный и точный диагноз причин конфликта. Это предполагает вычленение объективных противоречий, интересов, целей и очерчивание "деловой зоны" конфликтной ситуации. Создаётся модель выхода из конфликтной ситуации.
2) Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон.


79 3) Совместный поиск компромисса, т.е. путей преодоления конфликта.
Решающее значение приобретает конструктивный диалог между противоборствующими сторонами.
Четвёртая стадия (постконфликтная) предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряжённости в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.
3. Управление конфликтом.
Существуют способы разрешения конфликтов, к ним относятся переговоры, компромиссы, обращения в суд, поиск взаимных или общих интересов противоборствующих сторон, нанесение поражения противнику и др. Впрочем, каждый из способов может нести в себе как позитивные черты, так и негативные черты. Так конфликт внутри группы может разрешиться распадом группы, а может и консолидацией группы.
Каждый социальный конфликт происходит в определенных условиях.
Тем не менее можно выделить определенные пути выхода из конфликтов:
1. Реставрация, то есть возвращение общества к доконфликтному состоянию.
2. Невмешательство, то есть выжидание, что «все само собой образуется».
3. Обновление. Это активный выход из конфликта путем отказа от старого и развития нового. Для реализации этого пути необходимо видеть перспективу, чувствовать рождающееся новое, иметь волю и решимость к изменениям, уметь планировать, выполнять намеченное.
Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невозможно по причине инертности человеческого сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам. Кроме общей стратегии для разрешения конфликта следует наметить цели и средства. Также реализация любого пути разрешения социального конфликта предполагает наличие плана или программы, в которой учитываются цели и задачи средства, а также намеченный комплекс мер по выходу из кризиса.

80
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Предмет, объект и задачи социологии как науки.
2. Функции и структура социологического знания.
3. Роль социологии в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза.
4. Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии.
5. Основные этапы развития социологии как науки.
6. О.Конт – родоначальник социологии.
7. Социологические воззрения К.Маркса.
8. «Понимающая социология» М.Вебера.
9. Социологическая концепция Э.Дюркгейма.
10. Западная социология в ХХ веке.
11. Развитие социологии в Беларуси.
12. Понятие об обществе как системном образовании.
13. Основные признаки общества.
14. Культура: основные компоненты, типы, культурные универсалии.
15. Человек как биосоциальная система.
16. Структура личности.
17. Социальные типы личности.
18. Понятие социального статуса и социальной роли.
19. Социализация как социокультурный процесс.
20. Социальная структура и социальная стратификация, исторические системы социальной стратификации.
21. Социальная структура современного белорусского общества.
22. Социальная группа: понятие и типология.
23. Социальный институт: понятие, функции, цели, типы.
24. Социальный конфликт: понятие, причины. Основные конфликтные теории в ХХ веке.
25. Этапы возникновения и развития социального конфликта. Разрешение социального конфликта.
26. Функции социального контроля и способы его осуществления.
27. Социологическое исследование: структура, функции, виды.
28. Программа социологического исследования.
29. Репрезентативность выборки.
30. Методы сбора первичной социологической информации.


81
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1.
Агапов, П.В. Русская социология: [учебное пособие] / П. В.
Агапов, В. В. Афанасьев. - Москва: Канон+, 2010. - 350 с.
2.
Андриевская, С.В. Социология: учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей / С. В. Андриевская. - Новополоцк: ПГУ,
2011. - 239 с.
3.
Афанасьев, А.А. Западная социология XX века / В. В. Афанасьев.
- Москва: Канон+: Реабилитация, 2010. - 287 с.
4.
Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2010. -
603 c.
5.
Бабосов, Е.М. Социология конфликтов: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Е. М. Бабосов. - Минск:
БГУ, 2011. - 398 с.
6.
Бабосов, Е.М. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Е. М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, печ. 2010 (макет
2011) - 284 с.
7.
Бабосов, Е. М. Социология управления: пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 271 с.
8.
Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. - Минск: Право и экономика, 2010. - 453 c.
9.
Воеводина, Н.А. Социология и психология управления: учебное пособие / Н. А. Воеводина, И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева. - Москва: Омега-
Л, 2010. - с. – 198.
10. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для высших учебных заведений / Ю. Г. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 571, [1] с.
11. Гидденс Э. Социология / 2-е изд., полн. перераб. и доп. - : М.:
Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
12. Горелов, А. В. Социология в вопросах и ответах / А. В. Горелов. –
ЭКСМО, 2009. – 106 с.
13. Гречихин, В. Г. Социологические очерки / В. Г. Гречихин, В. Л.
Гречихина. - Москва: Канон+, 2010. - 255 с.
14. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И.
Кравченко. - Москва: Инфра-М, 2009. - 623 с.
15. Добреньков, В.И. Социология: учебник для высших учебных заведений по специальностям социологии / В.И. Добреньков, А.И.
Кравченко. - Москва: Инфра-М, 2010. - 623 с.
16. Екадумова, И.И. Социология / И.И. Екадумова, М.Н. Мазаник. -
Минск: ТетраСистемс, 2010. - 171 с.

82 17. Елсуков, А.Н. Предыстория социологии: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 05 "Социология" / А.Н. Елсуков, А.Н. Данилов. -
Минск: ТетраСистемс, печ. 2010 (макет 2011) - 190, с.
18. Елсуков, А.Н. Социология: краткий курс: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования /
А.Н. Елсуков. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 127 с.
19. Забродин, В.Ю. Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов: [учебное пособие] / В. Ю. Забродин. - Санкт-Петербург:
Питер Пресс, 2009. - 151c.
20. Желтов, В.В. История западной социологии: этапы, идеи, школы: учебное пособие для вузов / В.В. Желтов, М.В. Желтов. - Москва:
Академический проект: Гаудеамус, 2010. – 862 с.
21. Исаев, Б.А. Социология: учебное пособие для высших учебных заведений по специальности 040201 "Социология" и другим гуманитарным специальностям / Б.А. Исаев. - Санкт-Петербург: Питер: Лидер, 2010. - 224 с.
22. История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса: [учебное пособие для вузов / Р. Н.
Абрамов и др.]. - Москва: Академический проект: Гаудеамус, 2010. - 308 с.
23. История теоретической социологии. Предыстория социологии:
[учебное пособие для вузов / Ю. Н. Давыдов и др.. - Москва: Академический проект: Гаудеамус, 2010. - 274 с.
24. История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: [учебное пособие для вузов / Ю. Н. Давыдов и др.. - Москва: Академический проект:
Гаудеамус, 2010. - 370 с.
25. История теоретической социологии. Социология второй половины XX ― начала XXI века: [учебное пособие для вузов / Ю. Н.
Давыдов и др.. - Москва: Академический проект: Гаудеамус, 2010. - 526 с.
26. Канашевич, Н.М.Социология и экономика труда: курс лекций / Н.
М. Канашевич, А. И. Канашевич. - Могилев: МГУ, 2011. - 190 с.
27. Козырев, Г. И. Социология: учебное пособие по специальностям
«Социология» и «Социальная антропология» / Г. И. Козырев. - Москва:
Форум, 2010. - 319 с.
28. Кравченко, А. И. Социология: учебник по дисциплине
«Социология» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям и направлениям подготовки / А. И.
Кравченко, В. Ф. Анурин. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 431 с.
29. Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Л. М.


83
Куликов. - Москва: Финансы и статистика, 2010. - 333 с.
30. Лавриненко, В.Н. Социология: учебник / В. Н. Лавриненко -
Москва: Проспект, 2011. - 480 с.
31. Лапина, С. В.Социология управления: курс лекций / С. В. Лапина,
Г. Ф. Бедулина, И. А. Лапина. - Минск: Академия управления при
Президенте Республики Беларусь, 2010. - 166 с.
32. Осипова, Н.Г. Европейская социология: учебное пособие / Н. Г.
Осипова, В. В. Афанасьев. - Москва: Канон+, 2010. - 367 с.
33. Павленок, П. Д. Социология: учебное пособие / П. Д. Павленок,
Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев. - Москва: Дашков и Кº, 2010. - 732 с.
34. Политология и социология. Русская социологическая мысль: методические рекомендации для студентов, обучающихся по российским стандартам / Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет»,
Кафедра
«Гуманитарные дисциплины». - Могилев:
Белорусско-Российский университет, 2011. - 26 с.
35. Поляк, Н.А. Социология: семья и семейные отношения военнослужащих: пособие / Н. А. Поляк. - Минск: ВА РБ, 2011. - 39 с.
36. Полякова, Н.Л. Немецкая социология: [учебное пособие] /
Полякова Н. Л., Афанасьев В. В.. - Москва: Канон+: Реабилитация, 2010. -
447 с.
37. Рудко, Е.А. Социология: курс лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / Е. А. Рудко. - Витебск:
ВГТУ, 2010. - 106 с.
38. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
39. Социология: для студентов вузов / [С. И. Самыгин и др.]. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 189 с.
40. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений /
[В. Н. Лавриненко и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 447 с.
41. Социология: учебник: для высших учебных заведений [Ю. В.
Асочаков и др.]. - Москва: Проспект, 2009. - 351 с.
42. Социология: пособие: [для высшего образования по циклу социально-гуманитарных дисциплин] / Вооруженные Силы Республики
Беларусь, Учреждение образования «Военная академия Республики
Беларусь». - Минск: ВА РБ, 2010. - 110 с.
43. Социология: учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей / [В. Я. Кочергин и др.]. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 213 с.
44. Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследований / [А. В. Тихонов и др.]. - Москва: Канон+, 2010. - 606 с.

84 45. Титаренко, Л.Г. Социология общественного мнения: курс лекций
/ Л. Г. Титаренко. - Минск: БГУ, 2011. – 182 с.
46. Тощенко, Ж. Т. Социология труда: учебник для высших учебных заведений по специальностям «Социология» и «Экономика труда» / Ж. Т.
Тощенко - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 423 с.
47. Шавель, С.А. Общественная миссия социологии / С. А. Шавель. -
Минск: Беларуская навука, 2010. – 403 с.