Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 346
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Министерство образования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра политологии, социология и социального управления
СОЦИОЛОГИЯ: КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей
М и н с к 2 0 1 3
2
УДК 308
А в т о р ы :
Кандричина И.Н., Седнина М.А.
Р е ц е н з е н т ы :
Ю.В. Александренков, доцент кафедры «Информационные технологии в управлении» МИДО БНТУ, кандидат социологических наук, доцент.
Е.С. Бабосова, старший научный сотрудник института социологии НАН
Беларуси, кандидат социологических наук.
Белорусский национальный технический университет пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь
Тел.(017)292-77-52 факс (017)292-91-37
E-mail: emd@bntu.by http://www.bntu.by/ru/struktura/facult/ ftug/chairs/polit/
Регистрационный № БНТУ/ФТУГ04-17.2013
© Кандричина И.Н., Седнина М.А., 2013
© Кандричина И.Н., Седнина М.А., компьютерный дизайн, 2013
© БНТУ, 2013
3
Содержание:
Содержание:............................................................................................................3
Лекция 1. Социология как наука, ее предмет, структура и основные функции5
Лекция 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система ..................................................................................................................24
Лекции 4. Личность как система. Процесс социализации личности. ..............33
Лекция 5. Социальная структура и стратификация...........................................40
Лекция 6. Социальные институты и социальные организации. .......................52
Лекция 7. Социальный контроль и социальное управление.............................57
Лекция 8. Виды и типы социологического исследования ................................67
Лекция 9. Социологическая теория конфликта ................................................. 75
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ..................................................... 80
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ.............................. 81
4
Введение
Социология представляет собой научную дисциплину об обществе, о законах функционирования и развития социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями. Являясь одной из основных дисциплин социально-гуманитарного блока, она призвана заложить основы научного мировоззрения, глубокого понимания социально-политических процессов, зарождение конфликтных ситуаций в обществе и способов их разрешения, процессов социализации, особенностей социальной стратификации и социальной мобильности, специфического поведения отдельных лиц, групп и социальных общностей, ориентироваться в особенностях функционирования общественного мнения. Программа курса
«Социология» направлена на усвоение комплекса социологических знаний, имеющих как воспитательно-идеологическое, так и практическое значение, и необходимых для профессиональной деятельности специалиста.
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов фундамента социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной социологической мысли.
Основными задачами преподавания дисциплины являются:
− изучение теоретических основ социологии;
− формирование навыков практического применения полученных знаний при анализе современных духовных, социокультурных, социально- политических и экономических проблем и процессов;
− овладение практическими навыками и приемами, необходимыми для участия в социальной деятельности;
− подготовка творчески и критически мыслящих специалистов, способных предвидеть социальные проблемы, прогнозировать их развитие и находить наиболее оптимальные средства и способы их разрешения.
Данное методическое пособие по дисциплине «Социология» содержит тематический план и конспект лекций, необходимые для самостоятельной подготовки студента.
5
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Социология как наука, ее предмет, структура и
основные функции
План лекции
1.
Предмет и объект социологии.
2.
Место социологии в системе наук об обществе.
3.
Структура и функции социологии.
1.
Предмет и объект социологии.
Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.
Общество является объектом познания целого комплекса общественных наук, среди которых, в первую очередь, следует назвать социологию, историю, социальную антропологию, политические и экономические дисциплины, социальную психологию. Каждая наука выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект, или предмет изучения.
Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны.
В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подсистемы общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостную функционирующую и развивающуюся социальную систему.
Существует множество определений предмета социологии. Иногда говорят, что существует столько определений предмета социологии, сколько существует социологов. Приведём некоторые из них:
Эмиль Дюркгейм – «Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».
Питирим Сорокин – «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, с другой стороны».
В. А. Ядов – «Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и
6 взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения».
Иногда в толковании предмета социологии разграничивают и даже противопоставляют два подхода: макросоциологический и микросоциологический. В соответствии с первым подходом, социология исследует социальные структуры, общество в целом. В соответствии со вторым - социология является наукой о социальном поведении, о непосредственном социальном взаимодействии. В действительности, между этими толкованиями нет противоречия, поскольку социальные структуры существуют только посредством социальных действий, а социальные действия определяются социальными структурами. Энтони Гидденс (р. 1938) делает вывод, что «социология – наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека».
2. Место социологии в системе наук об обществе.
Науки делятся на естественные (изучают мир природы, в том числе и человека как природное существо, например - биология) и гуманитарные
(изучают мир человека как качественно отличный от мира природы, например - филология). Среди гуманитарных наук выделяется группа социальных наук, которые изучают различные аспекты совместной жизнедеятельности людей. К социальным наукам относят социологию, историю, социальную антропологию, социальную психологию, экономику, политологию.
Социология связана с другими социальными науками:
1) с историей. История изучает единичное и уникальное – Февральская революция, социология общее и повторяющееся – Февральская революция.
2) с социальной антропологией. Социальная антропология изучает небольшие доиндустриальные общества. Социология изучает современные индустриальные и постиндустриальные общества.
3) с социальной психологией. Социальная психология изучает поведение человека в малой социальной группе. Социология также изучает поведение людей в малых социальных группах и взаимодействие людей, однако помимо этого изучает поведение человека как члена больших социальных групп, структуру данных групп и обществ.
4) с экономикой. Экономика изучает способы производства, обмена и распределения товаров и услуг, что обеспечивает материальное благополучие общества и оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в нём. На стыке социологии и экономики возникла экономическая социология.
Экономическая социология изучает взаимодействия между людьми и
7 структуры, возникающие в ходе производства, обмена и распределения товаров и услуг.
5) с политологией (на Западе иное название – политические науки).
Изучает политическое мышление, поведение людей и политические организации, что обеспечивает интеграцию общества и задаёт вектор его развития. На стыке социологии и политологии возникла политическая социология. Предмет политической социологии во многом совпадает с предметом политологии. Иногда звучит мнение, что они полностью идентичны.
Необходимо отметить ещё связь социологии:
6) с философией. Философия разрабатывает наиболее общие положения, касающиеся природы социальной реальности и возможностей её познания.
Социальная философия представляет собой раздел философского знания, посвященный осмыслению структуры общества и его развития с наиболее общей и абстрактной точки зрения. Поэтому между ней и социологией есть как общие, так и отличительные моменты. Общим является то, что и та и другая области познания связаны с изучением структуры общества, законов его развития и функционирования. Отличие же заключается в самом подходе к этому объекту. Социальная философия представляет собой общую теорию социального устройства и развития, а социология стремится дать конкретную картину этого развития, изучая общество не умозрительно, а на основе общенаучных методов исследования, с применением методов сбора и анализа эмпирической информации.
7) со статистикой. Социологи используют статистические методы для анализа информации о количественных характеристиках социальных структур и социального поведения. Данные статистики являются важным источником информации для социологии.
3. Структура и основные функции социологии.
Современная социология, изучая различные фрагменты социальной реальности, используя разные исследовательские подходы и методологию, имеет определённую структуру.
В зависимости от цели исследования выделяют академическую социологию (цель – приращение знания, например – изучение ценностей белорусов) и прикладную (цель – решение практических задач, например – исследование алкоголизации населения с целью выработки мер для снижения её уровня).
В зависимости от масштаба изучаемых явлений выделяют микросоциологию (изучает процессы межличностного взаимодействия, например - влияние пола на отношение между врачом и пациентом) и
8 макросоциологию (изучает социальные структуры и процессы, например - преступность в Беларуси).
В зависимости от используемых методов выделяют теоретическую
(используются общефилософские и общенаучные методы для создания теории) и эмпирическую социологию (используются сбор и анализ эмпирических данных).
Элементами наиболее общей трехуровневой структуры социологии является общая социологическая теория, специальные социологические теории и конкретно-социологические исследования.
1. Общая социологическая теория дает представление об обществе как целостном организме, системе социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические подходы к социологическому анализу.
В частности, формулируются требования системного анализа, стратификационно-классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явлений во взаимосвязи с другими.
2. Специальные социологические теории (или теории среднего уровня) уточняют положения общей социологической теории применительно к отдельным видам, механизмам социального взаимодействия. ССТ конкретизируют положения общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить процесс.
Согласно американскому социологу Роберту Мертону теории среднего уровня - это "теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений" .
3. Конкретно-социологический анализ (теория, методика и техника конкретно-социологических исследований). Это измерение конкретных социальных процессов на основе тех подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общая социологическая теория и ССТ.
Функции науки определяют её значение. К функциям социологии относят:
• познавательная или гносеологическая – связана с изучением социальной реальности, с накоплением логически и теоретически обоснованного знания об обществе, фактах и законах его строения, функционирования и изменения;
9
• прогностическая – связана с выработкой научно обоснованных прогнозов изменений в рамках различных социальных структур, изучаемых тенденций их развития;
• практическая – связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и социальных технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в рамках функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом);
• мировоззренческая – связана с явной или неявной поддержкой различных идей социально-политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера, ибо социология, как и любая другая общественная наука, просто не может уклониться от оценок тех событий и явлений, которые она изучает и идеальную типизацию которых предполагает.
Социология вносит существенный вклад в формирование мировоззрения студентов, определяя своеобразное видение не только социального мира, но и мира в целом.
10
Лекция 2. История социологии
План лекции
1. Предпосылки формирования социологии.
2. Классики социологии: О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм,
М.Вебер.
3. Зарубежная социология XX – начала XXI вв.
4. Развитие отечественной социологии.
1. Предпосылки формирования социологии.
С давних времён люди пытались объяснить способы организации совместной жизнедеятельности людей, а также деятельность людей в соответствии с данными способами.
В первобытных дописьменных обществах знание о совместной жизнедеятельности людей существовало в форме мифов, объясняющих и санкционирующих наличие определённых социальных групп и их устройство, а также задающих нормы поведения. Конечной причиной происходящих событий являлась воля богов или результат их взаимодействия. С появлением письменности мифы были кодифицированы, появились более сложные объяснительные схемы.
Возникли тексты, авторы которых в ходе критической рефлексии анализировали совместную жизнедеятельность людей, и пытались выявить определённые закономерности (Конфуций, Платон, Аристотель, Ибн
Хальдун, Вико, Монтескье). Они не отрицали существования богов, но объясняли социальную жизнь не злоупотребляя ссылками на них. Некоторые историки социологии связывают её появление с возникновением рационального знания об устройстве совместной жизнедеятельности людей.
Однако в то время вопрос о создании отдельной науки, занимающейся данным вопросом, не ставился.
Появление социологии именно в 30-е годы XIX века имело социальные и интеллектуальные предпосылки.
Социальные:
1) Серия политических революций XIX века, начиная с Великой
Французской революции 1789 года. Европа была ввергнута в хаос. Многие мыслители стали искать новые основания порядка и стабильности в обществе.
2) Индустриальная революция, начавшаяся в Англии в конце 18 века, вызвала грандиозные перемены в обществе. Массы людей переселялись в города, меняли свой привычный уклад и ритм жизни.