Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 3) Рост колониальных империй и международной торговли увеличили количество контактов европейцев с народами, чьи обычаи и ценности сильно отличались от европейских.
К интеллектуальным предпосылкам относятся:
1) Развившаяся в эпоху Просвещения идея о том, что можно с помощью разума организовать и упорядочить жизнь людей.
2) Успехи естествознания в изучении мира природы, которые давали возможность предположить, что применяя те же методы к изучению мира людей, можно узнать законы, которые им управляют.
2. Классики социологии: О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм,
М.Вебер.
Развитие подлинной социологии в качестве самостоятельной науки началось с опубликования трудов Огюста Конта (1798-1857). В выдвинутой и обоснованной О. Контом концепции социология трактовалась в качестве единой общественной науки, призванной выявить особенности и закономерности социального организма как целостной развивающейся системы. Цель социологии состоит в том, чтобы на основе познания социальных законов облегчить развитие человечества, просвещая его, а главным источником и движущей силой исторического процесса являются прогресс человеческого разума, научной мысли.
Конт обосновал внутреннюю структуру новой науки, разделив её на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика призвана выявить и объяснить особенности основных компонентов социальной системы – семьи, собственности, разделения труда, государства, а также языка и религии. Социальная динамика должна исследовать и объяснять законы изменения и развития социальной системы. Основными методами социологии являются наблюдение, эксперимент и сравнительно- исторический анализ.
Развитие науки и знания идет от прошлого к сложному, от общего к специфическому. Каждая новая наука имеет, полагал О.Конт, более высокий порядок изучаемых явлений и включает как необходимую часть предыдущую. Иерархия наук (закон классификации науки выглядит следующим образом: социология – биология – химия – физика – астрономия
– математика).
Место социологии, по мнению Конта, на вершине этой иерархии, ибо она изучает самые сложные явления взаимодействия индивиды. Закон трех состояний сочетается с законом классификации наук в том смысле, что положительное мышление, сформировавшееся в математике, астрономии, физики, химии и биологии, должно охватывать и социальную сферу и


12 привести к созданию положительной науки об обществе – социологии.
Предмет этой науки – общество в целом. Причем законы этого развития носят точный строгий характер, как и законы математики, физики и химии.
Эти законы могут не только показать сущность общества и его прошлое, но и предсказать будущее.
Идеи О. Конта во многом пересмотрены современной социологией, однако он оказал большое влияние на социологов XIX века.
Следующим значимым социологом XIX века является английский учёный

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). Он наиболее характерный представитель эволюционистского направления социологии, в котором общество рассматривается наподобие живого организма всё более приспосабливающегося к среде обитания с течением времени.
Общество, как и организм, представляет собой систему, отдельные элементы которой выполняют определённые функции, необходимые для существования общества как единого целого.
Элементами общества являются социальные институты, которые представляют собой механизмы самоорганизации совместной жизни людей.
Г. Спенсер выделил и описал следующие виды институтов: домашние (семья, брак и т. п.), обрядовые (этикет, обычаи, обряды и т. п.), политические, церковные, профессиональные (цеха, гильдии и т. п.) и промышленные.
Иной подход к обществу предложил немецкий учёный Карл Маркс
(1818-1883 гг.). Его философскую систему определяют как исторический материализм. К. Маркс отрицал социологию как науку, однако разработал ряд концепций, которые вошли в социологию. По мнению немецкого учёного социология отвечает интересам буржуазии, давая лживые объяснения и скрывая истинное положение дел в обществе.
К. Маркс стремился создать научную теорию развития общества на основании изучения общества современной ему Англии в соответствии с принципом – анатомия человека является ключом к анатомии обезьяны.
Общество представляет собой связанную целостность. Облик общества определяет способ производства материальных благ, который К. Маркс называет «базой». Остальные сферы общества – политика, право, религия, искусство, философия – зависят от данной базы и называются
«надстройкой», хотя так же оказывают влияние на базу. Определённый тип базы с соответствующей ей надстройкой Маркс называет общественно- экономической формацией и выделяет последовательно сменяющие друг друга формации – первобытно-общинную, рабовладельческую, капиталистическую, коммунистическую. Данная типология применима лишь к Западной Европе. К. Маркс упоминает ещё об азиатской формации.
В процессе производства материальных благ немецкий учёный

13 выделяет отношения между двумя группами людей – владеющих средствами производства и лишёнными их. Данные группы он называет классами.
Интересы данных классов противоположны. Борьба данных классов между собой приводит к смене общественно-экономических формаций.
К. Маркс оказал большое влияние на развитие, как интеллектуальной мысли, так и всего мира. В середине XX в. третью мира управляли правительства, руководствовавшие идеологией марксизма.
В конце XIX века большую известность получили труды французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1916 гг.), который вошёл в историю социологии как основатель концепции социологизма.
Согласно данной концепции социология имеет свой предмет – социальные факты, который можно объяснять только с помощью других социальных фактов. Социология является основой всех других гуманитарных наук, так как все они изучают феномены, возникающие благодаря жизни людей в обществе, а социология изучает само общество.
Э. Дюркгейм определял социальные факты как «всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространённый в данном обществе, имеющий, однако своё собственное существование, независимое от индивидуальных проявлений».
Социальные факты следует рассматривать как вещи, то есть, как являющиеся внешними по отношению к индивидам и оказывающими на них принуждающее воздействие.
Совокупность социальных фактов образует социальную реальность, которая первична по отношению к конкретным индивидам – в этом заключается смысл концепции социологического реализма. Индивид, рождаясь, застаёт эту реальность, входит в неё, приспосабливается к ней, затем умирает, а реальность остаётся.
Э. Дюркгейма интересовал вопрос – как возможно общество? Что заставляет людей жить вместе? Он утверждал, что социальная связь (он называл её социальной солидарностью), объединяющая людей в общество, бывает двух типов:
- механическая. Люди связаны благодаря сходству – сходные занятия, сходные представления. Присуща архаическим неразвитым обществам. В таких обществах индивидуальность человека подавляется и поглощается коллективом.
- органическая. Люди связаны благодаря разделению труда, так как зависят от результатов трудовой деятельности других людей. Присуща современным развитым обществам.
В соответствии со своей программой социологии Э. Дюркгейм провёл


14 исследование проблемы самоубийств. Самоубийства как социальные факты он объяснил другими социальными фактами – теснотой социальных связей людей. Чем более тесные связи связывают индивида с другими людьми, и чем они многочисленнее, тем меньше человек склонен к самоубийству.
Религиозная этика иудаизма, католичества, протестантизма и других религий отличается по степени предписывания вовлечённости индивидов в жизнь общностей. Французский социолог установил, что среди иудеев самоубийств меньше, чем среди католиков, а среди католиков меньше, чем среди протестантов.
Э. Дюркгейм является основателем первой научной школы в социологии. Вокруг него сплотилась группа учёных, которые, используя разработанную им методологию социологии, провели ряд исследований.
О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм считали, что социология должна использовать методологию естественных наук для изучения общества, являясь сторонниками позитивизма. В конце XIX-начале XX века в
Германии, где была развита традиция философии, возникло интеллектуальное течение, приверженцы которого отрицали возможность исследования общества с помощью методов естественных наук. Данная позиция в социологии обозначается как антипозитивизм.
Наиболее ярким представителем данного течения в начале XX века являлся Макс Вебер (1864-1920 гг.), которого считают основателем
«понимающей социологии». Он указывал на то, что предметы естественных наук (атомы, животные и т. п.) не обладают самосознанием и абстрактным мышлением и этим принципиально отличаются.
Социологи, в отличие от представителей естественных наук, могут и должны исследовать значения, которые индивиды вкладывают в свои взаимодействия с другими индивидами. Поэтому социология не может добиться результатов в объяснении взаимодействий между людьми с помощью использования методов естественных наук.
Целью исследований в социологии является конструирование
«идеальных типов».
Выбрать предмет изучения из хаоса событий мира людей возможно для социолога с помощью концепции «отнесения к ценности». Исследователь должен определить свойственные каждой исторической эпохе ценности.
Ценность, выраженная в теоретической конструкции, называется
«идеальным типом». Такие понятия как капитализм, социализм, церковь, экономический обмен, являются идеальными типами. Они позволяют использовать причинно-следственные объяснения в социологии. Следствием является отклонение реальности от идеального типа, а причину социология должна определить.


15
В отличие от Э. Дюркгейма реально существующими М. Вебер считал отдельных индивидов, а не общество, которое подобно другим идеальным типам является лишь идеей – в этом суть концепции социологического номинализма.
Социологию интересуют действия индивидов в которые вложен определённый смысл и которые по своему смыслу отнесены к поведению других людей. М. Вебер называет их социальными действиями.
Идеальным типом является целерациональное действие, в котором для достижения цели индивидом сознательно применяются адекватные, по его мнению, и мнению окружающих, средства. Другие идеальные типы действий:
- ценностно-рациональное – совершаемое индивидом исходя из определённых принципов,
- традиционное – совершаемое в силу устоявшейся традиции;
- аффективное – совершаемое под влиянием нахлынуюших эмоций.
Немецкий учёный утверждал, что социология должна быть ценностно- нейтральной. То есть исследователь должен только объяснять факты, но не оценивать их как полезные или бесполезные, хорошие или плохие, нужные или ненужные.
3. Зарубежная социология XX – начала XXI вв.
В конце XIX-начале XX веков происходит институализация социология – открываются кафедры и факультеты социологии в высших учебных заведениях, вводятся звания профессоров социологии, появляются печатные издания, посвящённые исключительно социологической проблематике.
Становление эмпирической социологии связано с деятельностью
Чикагской школы социологии, возникшей на кафедре социологии в
Чикагском университете, основанной в 1892 году.
Учёные исследовали реальные социальные проблемы города Чикаго.
Некоторые национальные диаспоры иммигрантов, проживающих компактно, были вовлечены в криминальную деятельность, стремительная урбанизация порождала бедность, неравномерность развития города и т. д.
В 1918-1920 годах Уильям Томас (1863 –1947 гг.) и Флориан
Знанецкий (1882—1958 гг.) опубликовали работу «Польский крестьянин в
Европе и Америке», в которой использовали метод анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий), анализ документов официальных учреждений, интервью. Данное исследование ознаменовало возникновение эмпирической социологии, которую характеризуют следующие черты:

16 1) наличие конкретной социальной проблемы исследования;
2) использование эмпирических методов исследования;
3) выработка в результате исследования практических рекомендаций для решения социальной проблемы.
В дальнейшем социологи Чикагской школы широко использовали метод исследования отдельного случая (другое название метода – кейс-стади) и использовали включённое наблюдение, предполагающее, что социолог становится участником социальной ситуации. Названия работ говорят характеризуют проблематику исследований – «Шайка», «Гетто», «Бродяга»,
«Неприспособленная девушка».
Развитие эмпирических исследований привело к тому, что некоторые социологи стали ставить под сомнение необходимость теоретических исследований.
В 1935 году американский исследователь Джордж Гэллап (1901-1984 гг.) основал Американский институт общественного мнения, положив начало систематическому изучению общественного мнения с применением математических методов анализа.
В XX веке развитие социологии шло по нескольким линиям, заложенным её классиками.
1) Функционализм (в качестве синонима в отечественной социологии используется также название – структурный функционализм), развивший идеи Конта, Спенсера и Дюркгейма.
2) Критическая теория и теория конфликта, развившие идеи Маркса.
3) Символический интеракционизм, феноменология, этнометодология, развивавшиеся в направлении, сходном с концепцией «понимающей социологии» М. Вебера.
Наиболее влиятельной теорией в социологии в 30-70 годы XX века являлся функционализм, разработанный американским учёным Толкоттом
Парсонсом (1902-1979 гг.).
Функционализм рассматривает общество как систему, имеющую определённую структуру, каждый элемент которой выполняет определённую функцию, необходимую для существования всего общества. В фокусе интереса функционалистов находятся условия поддержания равновесия в обществе, а не его развитие.
Для существования общества, как и любой системы, необходимо удовлетворение 4-х базовых потребностей.
Данные потребности удовлетворяют чётко специализированные подсистемы общества:
1) Адаптация. Адаптацию к физическому окружению обеспечивает экономика.
2) Достижение целей. Организацию ресурсов для достижения целей