Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 347
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68
Социологическое исследование имеет ряд этапов:
1. Подготовительный этап - включает в себя формулировку проблемы, определение целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовку программы исследования, определение генеральной и выборочной совокупности, разработку и тиражирование инструментария, формирование исследовательской группы, определение сметы исследования и графика работ, соответствующую организационную и материально-техническую подготовку.
2. Полевой этап – сбор эмпирической социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования.
3. Этап подготовки и обработки первичной информации – проверка и подготовка для обработки с помощью специального программного обеспечения материалов, собранных на этапе полевых исследований. Затем происходит обработка собранных материалов, как правило, выражающаяся в выявлении различных корреляций.
4. Заключительный этап – это обобщение данных, их объяснение и истолкование, получение практических выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования.
В зависимости от глубины и целей исследования выделяют виды прикладного социологического исследования:
1. Разведывательное исследование – это пробное социологическое исследование, осуществляемое с целью проверки качества подготовки исследовательского инструментария. В ходе его уточняются цели, задачи, гипотезы социологического исследования, осуществляется доработка и исправление инструментария.
2. Описательное исследование – в ходе него осуществляется определение и сравнение изучаемых параметров объекта исследования, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.
3.
Аналитическое исследование – самый сложный тип социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого объекта, но и выяснение причин социальных явлений и процессов.
2. Программа социологического исследования: понятие и
функции.
Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными
69 целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Программа конкретного социологического исследования выполняет три основные функции: теоретико-методологическую; методическую; организационную.
Программа социологического исследования состоит из двух частей: методологической и методико-процедурной.
Методологическая часть программы социологического исследования направлена на вычленение и осмысление возникшей проблемы, формулировку проблемной ситуации и проблемы.
Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема – это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование.
Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо выразить интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании противоречие в социологических понятиях.
Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок.
Проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения – кадровых, финансовых, технических, организационных.
После формулирования проблемы исследования выделяют объект и предмет исследования, определяют цели и задачи, излагают гипотезы и варианты решения проблемы. Объект – это явление или определенная сфера социальной действительности, выступающие как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность социолога.
Предмет исследования – это часть объекта исследования, его стороны, свойства, характеристики, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании.
Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта, позволяет выбрать те стороны и свойства изучаемого объекта, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.
Цель прикладного социологического исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская
70 деятельность социолога. Четкое определение цели исследования позволяет вычленить четкие задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы.
Гипотеза – это форма предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимодействиях с другими объектами, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а поэтому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе последующего эмпирического исследования.
Гипотеза представляет собой предварительный, нуждающийся в проверке и подтверждении вариант решения выдвинутой проблемы.
Методико-процедурный раздел исследовательской программы включает в себя:
1. определение общего плана исследования;
2. построение требуемого планом типа выборки;
3. определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Подлежащая эмпирическому изучению общность людей называется генеральной совокупностью. Отобранные по определённым правилам из генеральной совокупности люди образуют выборочную совокупность (или выборку).
В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности.
В методически-процедурной части программы определяются методы исследования, т.е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта. Определяется также методика – система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (то есть отражающей именно те качества, которые и предполагалось изучить в ходе исследования) и репрезентативной
(то есть, характеризующей всю генеральную совокупность) информации.
Здесь же выбирается и обосновывается тип инструментария, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами социологического исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.)
71
В этой же части программы излагается процедура прикладного социологического исследования, т.е. определяются основные этапы проведения исследования, содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов, предполагаемые результаты действий на каждом из этих этапов. Кроме того, здесь же конструируется и техника социологического исследования, представляющая собой сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации.
3. Методы сбора эмпирической информации.
Существуют 4 основных метода сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов.
Опрос – метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы в соответствии с целями и задачами исследования.
Опрос применяется как самостоятельный способ сбора информации в случаях, когда респондент является единственным источником информации, и как дополнительный метод, когда информация может быть получена из других источников. Применение опроса как самостоятельного метода или возможность сочетания с другими методами определяется на уровне программы социологического исследования.
Виды опроса по способу получения информации и способу ее интерпретации:
• анкетный опрос;
• социологическое интервью;
• экспертный опрос;
• социометрический опрос.
Выбор метода определяется спецификой проблемы и объекта исследования. В практике социологического исследования используются разные виды и методики опросов. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.
Анкетный опрос – один из основных видов опроса, характеризующийся письменной формой ответов респондента на поставленные и жестко зафиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном прямом присутствии анкетера или опосредованном заочном способе взаимодействия социолога и респондента. Особенность – использование анкеты, заполняемой респондентом самостоятельно.
Виды анкетного опроса по способу распространения анкет:
1. почтовые – вид анкетного опроса, отличительной особенностью которого является рассылка анкет и получение ответов на них по почте.
72 2. прессовые – вид заочного анкетного опроса, когда анкета передается путем ее публикации в средствах массовой информации.
3. телетайпные – вид анкетного опроса, при котором распространение инструментария социологического исследования и документов его сопровождающих осуществляется с помощью электронной почты, отправляется в дочерние социологические центры
4. Интернет-опросы – вид анкетного опроса, при котором анкеты размещаются на сайтах в Интернете.
5. раздаточные – вид анкетного опроса, при котором анкетер непосредственно раздает и собирает анкеты. В зависимости от числа опрашиваемых респондентов различают индивидуальные и групповые опросы.
Социологическое интервью – наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы по определенному плану, основанный на непосредственном личном контакте социолога и респондента.
Фокус-группа – вид группового социологического интервью.
Метод экспертных оценок – вид социологического опроса, специфика которого состоит в том, что в качестве респондентов выступает группа специалистов в той или иной области человеческой деятельности.
Социометрический опрос – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы
Наблюдение – метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. От обыденного чувственного опыта наблюдение отличается тем, что оно всегда носит целенаправленный характер, определяется специальной программой, и его результаты фиксируются в специальных документах – протоколах наблюдения.
Виды наблюдения в зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения:
1. контролируемое – вид наблюдения, который предполагает серию наблюдений за одним и тем же объектом, выделяются единицы наблюдения, объект теоретически структурирован;
2. неконтролируемое – вид наблюдения, которое предполагает наблюдение за реальной жизненной ситуацией, описание процесса, явления, социальной среды и атмосферы, в которой происходит наблюдаемое событие без заранее определенных единиц наблюдения.
Виды наблюдения в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта:
73 1. включенное – исследователь в той или иной степени включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемым объектом, принимает участие в его деятельности;
2. невключенное – исследователь не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей, не вмешивается в ход событий.
Также выделяют самонаблюдение и оперативное наблюдение.
Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором исследователи пользуются не только данными наблюдения о поведении индивидов, но и их суждениями и оценками фактов.
Оперативное наблюдение – особый вид наблюдения, при котором наблюдаемое событие имеет короткую продолжительность.
Это демонстрации, митинги. Каждый наблюдатель имеет свое задание, определенные единицы наблюдения.
Эксперимент – метод прикладного социологического исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или изменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) факторов.
В социальном эксперименте выделяют следующие элементы:
1. экспериментальная группа;
2. экспериментальный фактор (независимая переменная);
3. экспериментальная ситуация.
Основным требованием социального эксперимента является добровольность его участников и гарантия от негативных последствий.
Выделяют следующие виды социальных экспериментов по характеру экспериментальной ситуации:
1. полевые – проводятся в привычных для изучаемого объекта условиях;
2. лабораторные – проводятся в специально оборудованных лабораториях.
По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяют:
1. параллельный – разновидность исследовательской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов в одно и том же временном отрезке.
2. последовательный – обходиться без специально выделенной контрольной группы, одна и та же группа выступает в качестве контрольной до введения независимой переменной и в качестве экспериментальной – после того, как независимой переменная оказала на нее предусмотренное действие. Доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух
74 состояний исследуемого объекта в различное время: до и после воздействия экспериментального фактора.
Социальный эксперимент – метод решения научных задач путем измерения показателей деятельности и поведения социальной группы, в результате воздействия на нее некоторых управляемых и контролируемых факторов.
Социологическое исследования начинается, как правило, с изучения документов, т. е. таких элементов культуры, в которые содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов.
Документ – предмет, любой знак или образная информация, зафиксированная на материальном носителе.
Документы, которые могут быть использованы в качестве первичных источников социальной информации, весьма разнообразны и классифицируются по разным основаниям (критериям).
Виды анализа документов:
1. качественный;
2. качественно-количественный (контент-анализ).
Качественный анализ – чтение, понимания и интерпретация документа.
Качественный анализ включает два этапа:
1. внешний анализ – анализ внешних особенностей документа (языка, стиля, обстоятельств создания, место создания, мотивы создания, особенности отражения событий);
2. внутренний анализ – анализ содержания текста (как и почему так организован текст, жанр и действующие лица, их взаимоотношения, что на первом плане, а что на втором, каковы языковые средства и какие оттенки значений они приносят в текст).
Недостаток качественного анализа – высокая вероятность субъективизма.
Контент-анализ – интерпретация качественных и количественных характеристик текста, частотное распределение используемых в нем слов.
Это количественный метод сбора информации, алгоритмизирующий перевод объективной текстовой информации в количественные показатели с последующей обработкой и обобщением.
Методы сбора социологической информации делят на количественные и качественные. Количественные — это статистические методы, предполагающие использование математического аппарата для обработки полученных данных (например, контент-анализ). Качественные – предполагают использование для получения информации понимание и интерпретацию смыслов (например, качественный анализ документов).
75
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Лекция 9. Социологическая теория конфликта
План лекции
1. Понятие, виды и функции социального конфликта.
2. Причины и последствия социальных конфликтов.
3. Управление социальным конфликтом.
1. Понятие, виды и функции социальных конфликтов.
Социальный конфликт (от лат. – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
В основе возникновения конфликта лежат объективно существующие
противоречия между отдельными индивидами, группами, организациями.
Создавая реальную основу для возникновения конфликтов, социальные противоречия вовсе не совпадают с ними, а конфликты противоречиями не исчерпываются. Конфликт в широком смысле означает противоречие, переходящее в противоборство.
Конфликт возникает в случае, если: а) противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов; б) степень противоречий достаточно высока; в) противоречия доступны для понимания, т.е. индивиды и группы осознают эти противоречия; г) противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительное время накапливаются перед тем, как перейти в социальный конфликт.
В общем, отличие противоречий от конфликтов состоит в том, что если противоречие существует объективно, независимо от сознания и воли людей, то конфликт субъективен, его суть состоит в том, что он осознается субъектом (отдельным человеком или группой людей, втянутых в конфликтные действия).
Конфликтные взаимодействия могут выполнять как позитивные, так и негативные функции. К позитивным функциям относятся:
1. Конструктивная - процесс развертывания противоборства способствует устранению недостатков в действиях организаций;
2. Стимулирующая (инновационная) - конфликтная ситуация играет роль стимулятора изменений в различных сферах общественной жизни, воплощаясь в научных открытиях, появлении нового стиля в искусстве и т.п.;
3. Информационная - способствует распространению ранее закрытой информации;
4. Функция социализации - способствует усвоению индивидами социального опыта, знаний, недоступных в обычных условиях.
План лекции
1. Понятие, виды и функции социального конфликта.
2. Причины и последствия социальных конфликтов.
3. Управление социальным конфликтом.
1. Понятие, виды и функции социальных конфликтов.
Социальный конфликт (от лат. – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
В основе возникновения конфликта лежат объективно существующие
противоречия между отдельными индивидами, группами, организациями.
Создавая реальную основу для возникновения конфликтов, социальные противоречия вовсе не совпадают с ними, а конфликты противоречиями не исчерпываются. Конфликт в широком смысле означает противоречие, переходящее в противоборство.
Конфликт возникает в случае, если: а) противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов; б) степень противоречий достаточно высока; в) противоречия доступны для понимания, т.е. индивиды и группы осознают эти противоречия; г) противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительное время накапливаются перед тем, как перейти в социальный конфликт.
В общем, отличие противоречий от конфликтов состоит в том, что если противоречие существует объективно, независимо от сознания и воли людей, то конфликт субъективен, его суть состоит в том, что он осознается субъектом (отдельным человеком или группой людей, втянутых в конфликтные действия).
Конфликтные взаимодействия могут выполнять как позитивные, так и негативные функции. К позитивным функциям относятся:
1. Конструктивная - процесс развертывания противоборства способствует устранению недостатков в действиях организаций;
2. Стимулирующая (инновационная) - конфликтная ситуация играет роль стимулятора изменений в различных сферах общественной жизни, воплощаясь в научных открытиях, появлении нового стиля в искусстве и т.п.;
3. Информационная - способствует распространению ранее закрытой информации;
4. Функция социализации - способствует усвоению индивидами социального опыта, знаний, недоступных в обычных условиях.
76
К негативным функциям относятся:
1. Деструктивная - способствует разрушению социальной структуры, в рамках которой возник конфликт: семьи, спортивной команды, государства и т.д.;
2. Дисфункциональная - проявляется в ослаблении деятельности социальной структуры, отвлекая внимание соперничающих сторон от выполнения своих основных функций: конфликты в спортивной команде приводят к снижению результатов и т.д.;
3. Дезинтеграционная - возникает в результате острого противостояния сторон и проводит к распадению единого коллектива на части.
Конфликты классифицируются также в зависимости от объекта и субъекта конфликтной деятельности.
В зависимости от объекта различают конфликтные действия: в области экономики, труда, политики, семейного быта, религии и т.д. Иногда эти виды конфликта называют формами.
В зависимости от субъекта конфликты можно подразделить: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, этнонациональные, международные.
По масштабам и распространенности в социологии выделяют конфликты: локальные, региональные, страновые (в пределах одной страны), межстрановые, глобальные.
По характеру все конфликты подразделяются на:
1. Конфликты, имеющие контактный, открытый характер. Примерами таких конфликтов служат полемика, насилие, война, классовая борьба;
2. Конфликты, имеющий скрытый, бесконтактный для противоборствующей стороны характер. Это, например, интриги, заговоры, секретная дипломатия и т.д.
По степени укорененности в объективных процессах общественного развития конфликты подразделяются на структурные и неструктурные.
Структурные конфликты представляют неотъемлемую составную часть нормального процесса развития социальных систем и общностей, их периодически возникающих изменений и выступают как неизменный фактор преобразования социальных объектов, идет ли речь об исторических эпохах развития общества, социальных структурах, их политическом оформлении
(олигархия, тоталитаризм, демократия и т.п.) или различных социальных общностях (этнос, нация, социальный слой, территориальная, религиозная или субкультурная общность). Этот тип социальных конфликтов коренится в объективных тенденциях общественного развития.
Неструктурные конфликты носят чаще всего характер событий случайных или субъективно обусловленных, не связанных с