Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 349
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60
2. Отклоняющееся (девиантное) поведение.
Девиация – это отклонение от общепринятых в социальной группе или обществе норм.
Девиантное поведение определяется несоответствием поступков социальным нормам и ожиданиям. Критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласие и споры, так как большую роль играет система ценностей, на основе которых делается оценка данного поступка.
В зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды отклоняющегося поведения.
1. Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам,- накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семье, компании друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы).
В социологии большое значение придается не только определению девиации как антинормативного поведения и выявлению его основных видов и форм, но и выяснению причин девиантных поступков.
Эмиль Дюркгейм объяснял отклоняющееся поведение аномией
(отсутствием норм), утверждая, что при наличии множества систем ценностей и норм поведения индивид не знает, какой из многих систем придерживаться.
Поэтому его поведение будет отклоняющимся относительно какой-либо системы ценностей.
Роберт Мертон утверждал, что отклоняющееся поведение является результатом разногласия между существующей в обществе системой ценностей, задающей цели деятельности индивидов, и институциональными возможностями их достижения. Например, ценностью и целью является богатство, институализированными способами его достижения – хорошее образование, устройство в процветающую фирму.
61
Но не все имеют возможность получить хорошее образование или устроиться в процветающую фирму из-за их изначального положения в социальной структуре. Поэтому индивиды выбирают одну из следующих стратегий поведения:
1.
Конформизм – примирение с конфликтом между целями и средствами их достижения, со своим положением в социальной структуре.
Так поступает большинство членов общества.
2.
Инновативность – достижение целей неинституализированными средствами, чаще всего криминальными.
3.
Ритуализм – следование способам достижения целей при полной потере из виду самих целей.
4.
Ретризм – отчуждение как от целей, так и от институализированных средств их достижения. Образование собственной субкультуры с иными целями и средствами. Так поступают алкоголики, наркоманы.
5.
Мятеж – отрицание целей и институализированных средств их достижения. Образование собственной субкультуры с иными целями и средствами.
Например, революционные движения, молодёжные субкультуры.
Теория культурного переноса утверждает, что индивиды, общаясь с нарушителями норм, усваивают их образцы поведения и, таким образом, становятся девиантами.
Поэтому молодые преступники, попав в тюрьму, вместо исправления могут наоборот упрочить свою склонность к правонарушениям, а родители стараются оградить своих детей от влияния «дурных компаний».
Теория конфликта исходит из деления общества на классы (или группы), в каждом из которых существует своя система ценностей и свои нормы поведения. Нормы поведения и система ценностей правящего класса навязываются всему обществу и направлены на сохранение существующего положения вещей, а поведение, которое угрожает доминированию правящего класса, объявляется девиантным. Члены общества вынуждены совершать преступления, чтобы выжить.
Преступления против собственности, совершённые обычными людьми, как правило, караются тюрьмой. Люди, облечённые властью, за свои преступления, влекущие за собой многомиллионные потери для государства, обычно отделываются штрафами или снятием с должности.
Теория стигматизации расширяет теорию конфликта в отношении девиации. Как и сторонники теории конфликта, они утверждают, что девиация является результатом определения.
62
Все люди совершают девиантные поступки - переходят на красный свет улицу, выбрасывают в неположенном месте мусор и т. п. Это называется первичной девиацией.
Многим такие поступки сходят с рук, однако если его поступок замечают и определяют его как девиантный, а человека как девианта – это создаёт предпосылку для вторичной девиации. К человеку окружающие начинают относиться как к девианту. Он воспринимает этот статус как главный, начинает организовывать свою деятельность в соответствии с ним и искать общения с людьми, судьба которых похожа на его собственную.
Виды девиантного поведения, традиционно изучаемого социологами – алкоголизм, наркомания, преступность, самоубийство.
3. Структура и функции управленческой деятельности.
Разделение труда в любом обществе идет по двум различным направлениям:
1. горизонтальное разделение, которое дифференцирует весь объем труда, выполняемый организацией, на отдельные «порции», задания, выдаваемые индивидами или группам (отделам). Каждое задание соответствует количеству индивидов в группе, а каждая индивидуальная
«порция» - их трудоспособности, трудовым навыкам, целям организации.
2. вертикальное разделение труда возникает из необходимости координации работы индивидов и групп.
Социальное управление – это деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.
Американский социолог Питер Друкер (1909 - 2005 гг.) считает, что управление - особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Чем крупнее организация, тем больший объем управленческой работы следует выполнить, чтобы добиться поставленных целей.
Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления социально-экономическими системами.
Вертикальное выделение ступени управленческой деятельности называется уровнем управления.
Как правило, в больших организациях выделяют три уровня управления, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
Высшее руководство (топ-менеджмент) формирует стратегические цели организации. Для их работы важна информация о достижении поставленных целей, результаты анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на них, различные плановые показатели.
63
На среднем уровне управления (начальники отделов) формируется оперативная стратегия реализации долгосрочных целей развития организации, так как работники этого уровня управляют конкретными направлениями деятельности организации.
На низшем уровне управления оказываются менеджеры, непосредственно обеспечивающие реализацию выработанной на высших уровнях стратегии. Это мастера цехов, смен, бригадиры и др.
Т. Парсонс также выделяет три категории руководителей в зависимости от выполняемых ими в организации функций:
1.) на техническом уровне люди занимаются ежедневными операциями, необходимыми для обеспечения планомерной эффективной работы;
2.) на управленческом уровне руководители занимаются координацией и направлением деятельности отдельных звеньев внутри организации;
3.) на институциональном уровне руководители разрабатывают перспективные планы, формулируют цели, т.е. адаптируют деятельность организации к внешней среде (природе и обществу).
Теоретик управления Генри Минцберг (р. 1939 г.) утверждает, что практически каждый руководитель, в зависимости от занимаемой должности и специфики деятельности фирмы играет в процессе управления определенную роль, которая сводится к определенному набору принципов, правил, процедур поведения и последовательности их выполнения. Он выделяет 10 ролей:
1. Главный руководитель – руководит фирмой, утверждает важнейшие производственные, экономические, социальные решения, выполняет церемониальные действия, осуществляет VIP-представительство.
2. Лидер – занимается руководством, инструктажем, мотивацией, контролем и оценкой деятельности подчиненных ему работников, формирует и реализует кадровую политику.
3. Посредник (связующее звено) - обеспечивает контакты между работниками, организует работу информационных систем и служб, налаживает информационные потоки.
4. Аналитик (приемник информации) - собирает и анализирует управленческую информацию, выявляет управленческие проблемы, анализирует причины их возникновения.
5. Информатор – передает внешнюю информацию, налаживает информационные контакты между уровнями, звеньями управления, отдельными работниками, реализует информационную политику, осуществляет защиту информации.
64 6. Представитель – передает внутреннюю информацию внешним пользователям: финансовым органам, акционерам, партнерам, клиентам. Его основная функция - PR-деятельность.
7. Предприниматель - отвечает за разработку и реализацию различных нововведений на предприятии, освоение новых продуктов, услуг, рынков, информационных систем, осуществляет управленческие решения, связанные с риском.
8. Устраняющий нарушения – разрабатывает и реализует мероприятия по корректировке деятельности фирмы при возникновении серьезных проблем или угроз деятельности предприятия, осуществляет антикризисное управление.
9. Распределитель ресурсов – отвечает за распределение между подразделениями, видами деятельности, проектами материальных, финансовых, трудовых, технических, научных ресурсов, принимает участие в формировании бюджета предприятия и его подразделений, контролирует их исполнение.
10. Переговорщик – отвечает за внутренние и внешние переговоры, участвует в заключении сделок, урегулировании конфликтов.
Основателем классической (административной) школы управления является Анри Файоль (1841 - 1925 гг.). Он сформулировал 14 принципов управления: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь; справедливость; порядок; стабильность рабочего места; инициатива; корпоративный дух.
Кроме совокупности взаимосвязанных ролей управленческую деятельность, социальное управление можно рассматривать как процесс, заключающийся не в одновременной, а в последовательной реализации управленческих функций – планирование, организация, мотивация и контроль. В таком случае под социальным управлением следует понимать процесс или динамическую систему с обратной связью.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
4. Стили управления.
Стили управления (лидерства) как социологическая проблема изучается с начала XX в. В настоящее время разработано несколько методологических подходов к исследованию стилей управления.
Подход с позиции личных качеств ориентирован на выявление свойств и личностных характеристик выдающихся людей, руководителей. Согласно личностной теории лидерства большинство лидеров обладают следующими качествами: высокий уровень интеллекта и обширные знания, впечатляющая
65 внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, уверенность в себе.
С точки зрения поведенческого подхода эффективность руководства определяется не столько личными качествами, сколько манерой поведения руководителя, его отношениями с подчиненными.
Дальнейшие исследования стилей руководства продемонстрировали, что для сохранения эффективности необходимо проявление руководителем гибкости в зависимости от ситуации.
Суть ситуационного подхода заключается в том, что выделяются какие- то базовые, общие для многих конкретных случаев управления факторы
(ситуационные переменные), приоритеты которых определяются для каждого случая в зависимости от конкретных обстоятельств в данный момент.
В качестве ситуационных факторов могут выступать:
1. потребности и личные качества подчиненных;
2. характер выполняемой работы (задания);
3. требования и воздействия внешней среды;
4. информация, которую имеют руководитель и подчиненные;
5. важность качества выполняемой работы;
6. степень структуризации работы;
7. степень мотивации подчиненных;
8. возможности руководителя использовать вознаграждения за работу и другие факторы.
Одним из первых исследовал эффективность стилей руководства Курт
Левин (1890 - 1947 гг.). Он изучал эффективность работы 10-летних мальчиков, распределенных по различным группам, во главе которых стояли взрослые руководители, придерживающиеся различных стилей руководства.
Он сформулировал и описал следующие стили управления:
• авторитарный стиль, означающий единоличную власть руководителя, который единолично принимает решения и отдаёт приказы по их исполнению подчинённым;
• демократический стиль предусматривает участие подчинённых в принятии решений;
• либеральный стиль подразумевает минимальное участие руководителя в управлении, группа имеет полную свободу принимать собственные решения.
Левин обнаружил, что авторитарные руководители добиваются выполнения большего объема работы, чем демократичные. Более поздние исследования не смогли до конца подтвердить выводы о том, что авторитарное руководство имеет более высокую продуктивность, но при
66 этом показали, что при нем имеет место более низкая удовлетворенность, чем при демократическом руководстве.
Американский социальный психолог Дуглас Мак-Грегор ((1906 - 1964 гг.) назвал предпосылки авторитарного руководства «теорией Х». Основные постулаты этой теории:
• люди изначально не любят работать и при любой возможности избегают работы;
• больше всего люди хотят защищенности;
• чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Из этих положений вытекает, что автократ централизует полномочия, структурирует работу подчиненных, не дает им свободы принятия решения, он руководит всей работой и, чтобы обеспечить ее выполнение, может оказывать психологическое давление на подчинённых.
Представления демократического руководителя Д. Мак-Грегор назвал
«теорией
У»: люди являются ответственными, творческими, самоорганизованными, мотивированными на высокопроизводительный труд
Дальнейшая дискуссия социологов, социальных психологов, специалистов по менеджменту дополнила эти теории.
Рэнсис Лайкерт (1903 - 1981 гг.) вывел 4 базовые системы стилей руководства:
• Система 1: эксплуататорско-авторитарная. Здесь руководитель – автократ, его стиль руководства ближе всего к стилю теории «Х».
• Система 2: благосклонно-авторитарная.
Руководитель – благосклонный автократ, он разрешает подчиненным принимать участие в некоторых решениях. Мотивация создается вознаграждением, лишь иногда используется наказание.
• Ситуация 3: консультативно-демократическая.
Руководитель оказывает значительное, но не полное доверие и выслушивает мнение подчиненных. Он использует двухстороннее общение, принимает некоторые их решения. Но самые важные вопросы рассматриваются «наверху».
• Система 4: демократическая. Эта система основана на участии всех в принятии решений. Руководитель полностью доверяет подчиненным.
Взаимоотношения руководителя и подчиненного дружеское и доверительное.
Общение двухстороннее, иногда не традиционно-иерархическое. Этот стиль адекватно описывает теория «У». По мнению Р.Лайкерта, наиболее действенная теория управления.
В качестве вывода необходимо отметить, что руководитель должен научиться пользоваться разными стилями и применять их в зависимости от конкретных условий.
67
Лекция 8. Виды и типы социологического исследования
План лекции
1.
Социологическое исследование.
Взаимосвязь структуры социологического исследования и программы социологического исследования.
2. Программа социологического исследования: понятие и функции.
3. Методы социологического исследования.
1. Социологическое исследование. Взаимосвязь структуры
социологического исследования и программы социологического
исследования.
Важнейшей составной частью процесса познания социальной действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории для изучения конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному социальному феномену.
Прикладные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Как и любое научное исследование, прикладное социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Во-первых, само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения. Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект и предмет исследования.
В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей- социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик
(государственная, коммерческая, либо некоммерческая организация) – вместе с исполнителем исследования определяет цели и задачи прикладного исследования. Для того чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средства – финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к получению нового знания об исследуемом объекте.