Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1061
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 125. Стартер: а — детали стартера; б — муфта свободного хода; в — ролики и толкатели; г — работа
муфты свободного хода
буждения. Закрепленные в щеткодержателе щетки прижи- маются к коллектору пружинами. Для приведения во вра- щение коленчатого вала двигателя стартер оборудован при- водом, соединяющим вал стартера с зубчатым венцом махо- вика. Стартер включают при помощи выключателя зажига- ния. Работа стартера основана на взаимодействии магнит- ных полей обмоток возбуждения и якоря при прохождении по ним электрического тока.
Привод стартера должен обеспечивать соединение шес- терни стартера с венцом маховика только на время пуска двигателя. После пуска вал стартера должен немедленно отключаться, в противном случае венец маховика будет вра- щать якорь стартера с очень большой частотой и витки об- мотки якоря могут под действием центробежной силы вый- ти из пазов.
На изучаемых автомобилях применяют стартер с дистан- ционным управлением и электромагнитным включением
(рис. 126). Привод состоит из реле включения, тягового реле с двумя обмотками — втягивающей и удерживающей, ры- чага с вилкой, кольца, пружины, шлицованной втулки и муф- ты. Втягивающая обмотка включена последовательно обмот- ке якоря, а удерживающая — параллельно.
Рис. 126. Схема включения стартера
260
Привод стартера должен обеспечивать соединение шес- терни стартера с венцом маховика только на время пуска двигателя. После пуска вал стартера должен немедленно отключаться, в противном случае венец маховика будет вра- щать якорь стартера с очень большой частотой и витки об- мотки якоря могут под действием центробежной силы вый- ти из пазов.
На изучаемых автомобилях применяют стартер с дистан- ционным управлением и электромагнитным включением
(рис. 126). Привод состоит из реле включения, тягового реле с двумя обмотками — втягивающей и удерживающей, ры- чага с вилкой, кольца, пружины, шлицованной втулки и муф- ты. Втягивающая обмотка включена последовательно обмот- ке якоря, а удерживающая — параллельно.
Рис. 126. Схема включения стартера
260
Муфта свободного хода состоит (рис. 125 б, в, г) из веду- щей обоймы, перемещающейся на шлицах вала, и ведомой обоймы с шестерней и четырьмя клинообразными выемка- ми. В клинообразных выемках помещены ролики с пружи- нами. Вращение ведущей обоймы вызывает перемещение роликов в узкую часть выемки и заклинивание ведомой обой- мы на ведущей. Если вращать по ходу ведомую обойму от- носительно ведущей, то ролики перемещаются в более ши- рокую часть выемок и ведомая обойма будет свободно вра- щаться на ведущей.
Для включения стартера необходимо повернуть ключ зажигания вправо до отказа, при этом замыкается цепь об- мотки реле включения. Созданное обмоткой реле магнитное поле приводит к замыканию контактов реле, в результате втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле вклю- чаются в электрическую цепь. Под действием магнитного поля обмоток втягивается сердечник тягового реле и рыча- гом, связанным с ним, вводит в зацепление шестерню при- вода с венцом маховика. Одновременно медный контактный диск на другом конце стержня после включения шестерни замкнет силовую электрическую цепь стартера.
При повороте ключа зажигания в исходное положение цепь удерживающей обмотки размыкается, и сердечник тя- гового реле, а с ним рычаг и медный диск включения вер- нутся в исходное положение, стартер выключится.
На автомобиле КамАЗ в стартере применен привод с хра- повичным механизмом свободного хода. Привод перемеща- ется по шлицам вала якоря. Он состоит из корпуса, ведущей и ведомой полумуфт, пружины, втулки со спиральными шли- цами и механизма для центробежного разъединения полу- муфт. Стартер следует включать на время не более 5 с. При необходимости стартер можно включать повторно с интерва- лом не менее 0,5 мин. Этот промежуток времени необходим для восстановления работоспособности аккумуляторной бата- реи. Включать стартер можно не более 3 раз подряд.
261
Контрольно-измерительные приборы
Для контроля за работой системы смазки и охлаждения двигателя, заряда аккумуляторной батареи, наличия топли- ва в баке применяют контрольно-измерительные приборы, к которым относятся: указатели температуры воды, давления масла, уровня топлива в баке, амперметр и аварийные сиг- нализаторы температуры воды и давления масла.
Амперметр. Для контроля за зарядом аккумуляторной батареи применяют амперметр. Амперметр показывает силу зарядного и разрядного тока в амперах и включается в цепь аккумулятор — генератор последовательно. Состоит ампер- метр из следующих основных частей: корпуса, латунной шины, контактных винтов, постоянного магнита, якоря с осью, стрелки и шкалы (рис. 127). Стрелка закреплена на оси вместе с якорем. Якорь под действием искусственного
Рис. 127. Амперметр
262
магнита при отсутствии тока в шине удерживается вдоль него, а стрелка находится у нулевого деления шкалы. При прохождении электрического тока по латунной шине якорь стремится установиться вдоль созданного вокруг шины маг- нитного потока, поворачиваясь на определенный угол вмес- те со стрелкой. Размер и направление угла поворота якоря со стрелкой зависят от силы и направления тока в шине. От- клонение стрелки к знаку «+» показывает заряд батареи, и к знаку «–» — разряд.
Амперметр не включен в цепь стартера и звукового сиг- нала, так как ток, потребляемый этими приборами, имеет большое значение, на которое амперметр не рассчитан.
Указатель температуры охлаждающей жидкости. Для обеспечения нормальной работы двигателя водитель должен контролировать температуру охлаждающей жидкости в по- лости охлаждения и при необходимости корректировать ее при помощи жалюзи. Контроль за температурой охлаждаю- щей жидкости осуществляется указателем температуры, со- стоящим из датчика, укрепленного в головке цилиндров, и самого указателя на щитке приборов (рис. 128).
Основные детали датчика: корпус, термистер и пру- жина. Термистер изготовлен в виде диска, и его проводи- мость меняется с изменением температуры. При повыше- нии температуры проводимость увеличивается, а при охлаждении — уменьшается.
В указателе имеются три катушки, одна из них включена последовательно термистеру, а две другие через резистор соединены с массой. Сопротивление последних двух кату- шек практически не изменяется, поэтому сила тока также постоянна. Стрелка указателя закреплена на оси вместе с постоянным магнитом, находящимся под действием резуль- тирующего магнитного поля катушек.
При изменении температуры охлаждающей жидкости магнит со стрелкой отклоняются под действием изменив- шегося результирующего поля. Магнитоэлектрические ука-
263
Амперметр не включен в цепь стартера и звукового сиг- нала, так как ток, потребляемый этими приборами, имеет большое значение, на которое амперметр не рассчитан.
Указатель температуры охлаждающей жидкости. Для обеспечения нормальной работы двигателя водитель должен контролировать температуру охлаждающей жидкости в по- лости охлаждения и при необходимости корректировать ее при помощи жалюзи. Контроль за температурой охлаждаю- щей жидкости осуществляется указателем температуры, со- стоящим из датчика, укрепленного в головке цилиндров, и самого указателя на щитке приборов (рис. 128).
Основные детали датчика: корпус, термистер и пру- жина. Термистер изготовлен в виде диска, и его проводи- мость меняется с изменением температуры. При повыше- нии температуры проводимость увеличивается, а при охлаждении — уменьшается.
В указателе имеются три катушки, одна из них включена последовательно термистеру, а две другие через резистор соединены с массой. Сопротивление последних двух кату- шек практически не изменяется, поэтому сила тока также постоянна. Стрелка указателя закреплена на оси вместе с постоянным магнитом, находящимся под действием резуль- тирующего магнитного поля катушек.
При изменении температуры охлаждающей жидкости магнит со стрелкой отклоняются под действием изменив- шегося результирующего поля. Магнитоэлектрические ука-
263
Рис. 128. Указатель температуры охлаждающей жидкости
затели не создают помех радиоприему, точны и надежны в работе.
Кроме указателя температуры на изучаемых автомоби- лях устанавливают аварийные сигнализаторы, предупреж- дающие водителей о недопустимом повышении температу- ры жидкости в системе охлаждения.
Аварийный сигнализатор состоит из датчика, устанавли- ваемого в верхнем бачке радиатора, и сигнальной лампы на щитке приборов (рис. 129). Датчик сигнализатора состоит из корпуса с латунной гильзой, в которой размещен неподвиж- ный контакт, соединенный с массой, и подвижной контакт,
264
Рис. 129. Аварийный сигнализатор температуры жидкости в системе охлаждения:
1 — сигнальная лампа; 2 — датчик сигнализатора; 3 — биметаллическая пластина; 4 — контакты
закрепленный на упругой биметаллической пластине, изо- лированной от массы и соединенной с зажимом снаружи кор- пуса. Провод от зажима соединен с сигнальной лампой на щитке приборов. Контакты датчика при нормальной темпе- ратуре охлаждающей жидкости находятся в разомкнутом состоянии.
При достижении температуры выше расчетной (105° С —
ΓΑ3-53-12, 115°С — ЗИЛ-130 и 92...98 °С — КамАЗ) биме- таллическая пластина изгибается настолько, что контакты замыкаются, включая в цепь лампу сигнализатора.
Указатель давления масла в системе смазки двигателя состоит из датчика и указателя (рис. 130).
Датчик состоит из корпуса с диафрагмой, крышки и пол- зункового реостата. Подвижной контакт реостата связан с
Рис. 130. Указатель давления масла
266
При достижении температуры выше расчетной (105° С —
ΓΑ3-53-12, 115°С — ЗИЛ-130 и 92...98 °С — КамАЗ) биме- таллическая пластина изгибается настолько, что контакты замыкаются, включая в цепь лампу сигнализатора.
Указатель давления масла в системе смазки двигателя состоит из датчика и указателя (рис. 130).
Датчик состоит из корпуса с диафрагмой, крышки и пол- зункового реостата. Подвижной контакт реостата связан с
Рис. 130. Указатель давления масла
266
диафрагмой. При увеличении давления под диафрагмой она прогибается, а вместе с ней перемещается по реостату под- вижной контакт, изменяя сопротивление.
Указатель по своему устройству подобен указателю тем- пературы охлаждающей жидкости. Для уменьшения влия- ния температуры на точность показания прибора одна из ка- тушек соединена с массой через резистор, являющийся тем- пературным компенсатором.
Для дополнительного контроля за давлением масла ус- танавливают сигнализатор аварийного давления масла
(рис. 131), который состоит из контрольной лампы на щит- ке приборов и датчика. Датчик состоит из корпуса, диафраг- мы, контактного устройства, пружины и изолированного вывода. При давлении в системе смазки ниже установлен- ного предела контакты сомкнутся и лампа загорится. При повышении давления диафрагма прогибается и контакты раз- мыкаются — лампочка гаснет.
Рис. 131. Контрольная лампа аварийного давления масла:
а — малое давление; б — давление в пределах нормы
267
Указатель по своему устройству подобен указателю тем- пературы охлаждающей жидкости. Для уменьшения влия- ния температуры на точность показания прибора одна из ка- тушек соединена с массой через резистор, являющийся тем- пературным компенсатором.
Для дополнительного контроля за давлением масла ус- танавливают сигнализатор аварийного давления масла
(рис. 131), который состоит из контрольной лампы на щит- ке приборов и датчика. Датчик состоит из корпуса, диафраг- мы, контактного устройства, пружины и изолированного вывода. При давлении в системе смазки ниже установлен- ного предела контакты сомкнутся и лампа загорится. При повышении давления диафрагма прогибается и контакты раз- мыкаются — лампочка гаснет.
Рис. 131. Контрольная лампа аварийного давления масла:
а — малое давление; б — давление в пределах нормы
267
Указатель уровня топлива в баке предназначен для кон- троля за уровнем топлива в баке. Электромагнитный указа- тель состоит из датчика и указателя (рис. 132, а). Датчик помещен на топливном баке и состоит из ползункового рео- стата, расположенного снаружи бака, и поплавка с рычагом, находящегося внутри бака. При уменьшении уровня топли-
Рис. 132 а. Указатель уровня топлива
268
ва сопротивление, включаемое реостатом, уменьшается, а при увеличении уровня — увеличивается. Указатель устро- ен так же, как и указатель температуры охлаждающей жид- кости.
Сила тока и магнитное поле левой катушки будет зави- сеть от положения ползунка реостата (рис. 132, б). При пол-
Рис. 132 б. Принципиальная схема работы указателя уровня топлива
269
Сила тока и магнитное поле левой катушки будет зави- сеть от положения ползунка реостата (рис. 132, б). При пол-
Рис. 132 б. Принципиальная схема работы указателя уровня топлива
269
ном баке обмотка реостата включена полностью, а сила тока в левой катушке будет небольшой.
Результирующее магнитное поле трех катушек повернет магнит со стрелкой на отметку «П» (полный бак). С умень- шением уровня топлива сопротивление уменьшается. Сила тока левой катушки увеличивается, и результирующее маг- нитное поле будет перемещать магнит со стрелкой в сторону нулевой отметки.
Приборы освещения, световой и звуковой
сигнализации
Система освещения предназначена для обеспечения дви- жения автомобиля в темное время суток. В нее входят фары
(блок-фары), задние фонари, фонари освещения заднего но- мерного знака, фонари освещения салона и багажного отделе- ния, лампы освещения моторного отсека и вещевого ящика.
Система световой сигнализации предназначена для пре- дупреждения других участников движения об изменении направления движения автомобиля (при поворотах и манев- рировании), о торможении автомобиля, а также об аварий- ном его останове. В нее входят передние сигнальные фона- ри, которые могут быть частью блок-фар, задние сигналь- ные фонари, являющиеся частью задних фонарей, боковые повторители сигналов поворота, контрольные лампы в ком- бинации приборов, электронное реле-прерыватель и выклю- чатели. Отражатели сигнальных фонарей поворота имеют оранжевый цвет, стоп-сигнала — красный.
Правые и левые указатели поворота включаются рыча- гом, расположенным под рулевым колесом. При этом все правые и левые сигнальные и контрольные лампы горят мигающим в пределах 60...120 раз в минуту светом за счет специального электронного реле-прерывателя, включенного
270
Результирующее магнитное поле трех катушек повернет магнит со стрелкой на отметку «П» (полный бак). С умень- шением уровня топлива сопротивление уменьшается. Сила тока левой катушки увеличивается, и результирующее маг- нитное поле будет перемещать магнит со стрелкой в сторону нулевой отметки.
Приборы освещения, световой и звуковой
сигнализации
Система освещения предназначена для обеспечения дви- жения автомобиля в темное время суток. В нее входят фары
(блок-фары), задние фонари, фонари освещения заднего но- мерного знака, фонари освещения салона и багажного отделе- ния, лампы освещения моторного отсека и вещевого ящика.
Система световой сигнализации предназначена для пре- дупреждения других участников движения об изменении направления движения автомобиля (при поворотах и манев- рировании), о торможении автомобиля, а также об аварий- ном его останове. В нее входят передние сигнальные фона- ри, которые могут быть частью блок-фар, задние сигналь- ные фонари, являющиеся частью задних фонарей, боковые повторители сигналов поворота, контрольные лампы в ком- бинации приборов, электронное реле-прерыватель и выклю- чатели. Отражатели сигнальных фонарей поворота имеют оранжевый цвет, стоп-сигнала — красный.
Правые и левые указатели поворота включаются рыча- гом, расположенным под рулевым колесом. При этом все правые и левые сигнальные и контрольные лампы горят мигающим в пределах 60...120 раз в минуту светом за счет специального электронного реле-прерывателя, включенного
270
в электрическую цепь. После выхода автомобиля из поворо- та рычаг выключения под рулевым колесом автоматически возвращается в исходное положение. Если контрольная лампа в комбинации приборов будет мигать с удвоенной частотой, это означает, что не горит одна из сигнальных ламп или неисправно реле-прерыватель.
При вынужденной остановке на проезжей части из-за неисправности автомобиля нажатием специальной кнопки включается аварийная сигнализация. В этом случае преры- вистым светом будут гореть сразу все сигнальные лампы указателей поворотов, а также сигнальная лампа в комбина- ции приборов. Аварийная сигнализация включается при лю- бом положении ключа выключателя зажигания, так как ее цепь проходит, минуя этот выключатель.
Блок-фара автомобиля ВАЗ-2109 (рис. 133) включает в себя прямоугольную фару с лампами основного и габарит- ного света, сблокированную с фонарем указателя поворота с рассеивателем оранжевого цвета. Спереди фары к пластмас- совому корпусу приклеен рассеиватель из бесцветного стек- ла, с внутренней стороны которого выполнена сложная сис- тема призм и линз.
В задней части корпуса фары установлен рефлектор, из- готовленный из стали. Для создания зеркальной отражаю- щей поверхности он покрыт термостойким специальным лаком и тонким слоем алюминия. В рефлекторе перед лам- пой устанавливается экран, обеспечивающий более четкую границу пучка ближнего света. Лампа типа АКГ12-60+55 головного света фары галогенная; колба ее заполнена пара- ми галогена (йода или брома) и инертным газом (смесь ар- гона и азота или криптона и ксенона). Эта лампа обладает повышенной световой отдачей и более высокой температу- рой нагрева нитей, а повышенное давление внутри колбы увеличивает срок ее службы. Жировые загрязнения лампы приводят к потемнению стекла, уменьшению светоотдачи, она перегревается и быстро выходит из строя. Поэтому при
271
При вынужденной остановке на проезжей части из-за неисправности автомобиля нажатием специальной кнопки включается аварийная сигнализация. В этом случае преры- вистым светом будут гореть сразу все сигнальные лампы указателей поворотов, а также сигнальная лампа в комбина- ции приборов. Аварийная сигнализация включается при лю- бом положении ключа выключателя зажигания, так как ее цепь проходит, минуя этот выключатель.
Блок-фара автомобиля ВАЗ-2109 (рис. 133) включает в себя прямоугольную фару с лампами основного и габарит- ного света, сблокированную с фонарем указателя поворота с рассеивателем оранжевого цвета. Спереди фары к пластмас- совому корпусу приклеен рассеиватель из бесцветного стек- ла, с внутренней стороны которого выполнена сложная сис- тема призм и линз.
В задней части корпуса фары установлен рефлектор, из- готовленный из стали. Для создания зеркальной отражаю- щей поверхности он покрыт термостойким специальным лаком и тонким слоем алюминия. В рефлекторе перед лам- пой устанавливается экран, обеспечивающий более четкую границу пучка ближнего света. Лампа типа АКГ12-60+55 головного света фары галогенная; колба ее заполнена пара- ми галогена (йода или брома) и инертным газом (смесь ар- гона и азота или криптона и ксенона). Эта лампа обладает повышенной световой отдачей и более высокой температу- рой нагрева нитей, а повышенное давление внутри колбы увеличивает срок ее службы. Жировые загрязнения лампы приводят к потемнению стекла, уменьшению светоотдачи, она перегревается и быстро выходит из строя. Поэтому при
271
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 37