Файл: Актуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
История применения мультимедийных и интерактивных технологии в Казахстане
В настоящее время цифровые технологии стали играть доминирующую роль в сферах человеческой деятельности. Это привело к переосмыслению многих технологий в образовательном процессе. Интегрируя информационные и образовательные технологии, учителя расширяют возможности, а производительные механизмы, по-видимому, направляют на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Раньше работа учителя была связана с классной доской, офисом (столом) и мелом, сейчас же эти концепции были заменены концепциями проекторов, мультимедиа и маркеров.
На сегодняшний день государство предпринимает все необходимые меры для того, чтобы каждый учащийся получил конкурентоспособное знание на мировом рынке. Объем финансирования образования увеличивается из года в год. Новые и интересные идеи в области информационно-коммуникационных технологий разрабатываются и реализуются. Все это в конечном итоге создает новые требования для формирования личности, которая может работать в открытом информационном обществе, в котором крайне важно участие интеллектуального царства и цифровых технологий.
С 2005 года школы Республики Казахстан стали пополняться мультимедийными лингафонными кабинетами, а начиная с 2007 года стали оснащаться интерактивными досками (проекторами). С начала 2007-2008 учебного года в соответствии с поручением Главы государства в учебный процесс организаций образования внедряется система on-line обучения. В 2007 году 1000 школ республики были оснащены интерактивными кабинетами, обеспечены доступом к широкополосному Интернету с каналами связи не менее 512 кб/сек. В 2008 году данные школы были доукомплектованы лабораторными кабинетами физики, химии, биологии и одним универсальным кабинетом. Еще 721 учебных заведений оснащены одним интерактивным кабинетом и доукомплектованы четырьмя интерактивными кабинетами (один универсальный кабинет и кабинеты физики, химии и биологии) и подключены к широкополосному интернету. Из местного бюджета было приобретено 1359 кабинетов. Подобным способом, 3080 школ республики имеют интерактивные кабинеты. С 2007-2008 учебного года, согласно утвержденному расписанию, еженедельно, лучшими педагогами республики, проводятся интерактивные уроки. Кроме того каждая область проводит интерактивные уроки, семинары, форумы с учебными заведениями своего региона.
Несколько факторов влияют на процесс внедрения новых информационных технологий в знание: широкое внедрение информационных технологий в целом, большое количество пользователей компьютеров среди обучающихся и, как этот ключевой фактор, необходимость значительно улучшить свойство процесса образования. В то же время внедрение новых технологий по сути является междисциплинарным и сложным вопросом. И это не краткосрочный процесс или тенденция, а совершенно новая педагогическая область как наука, в которой внедряются инновационные способы, целью которых является повышение качества знаний подрастающего поколения учащихся, что приводит к повышению уровня знаний населения в целом.
Кроме того в системе образования уже давно ведутся работы по внедрению в практику обучения казахстанских учебников. И как это было раньше, так и сейчас нередко можно стать свидетелем споров о качестве учебной литературы. Не подлежит сомнению факт, что одним из наиболее важных факторов ускорения подачи, а, следовательно, скорого осознания практической значимости получаемых знаний и их дальнейшего совершенствования является всё более широкое применение мультимедийных сопровождений к учебной литературе.
Очевидно, что внедрение мультимедийных ключей информации в области образования тсановится необходимостью времени, поскольку современное общество в настоящее время развивается в свете достижений в области информационных технологий и появление новых ключей информации (компьютерные сети, цифровое телевидение).
Во-первых, цифровые технологии в образовании тесно связаны с мультимедийной концепцией. Точнее, по теме этой статьи - с мультимедийными демонстрациями и сопровождениями.
-
Особенности применения мультимедийных и интерактивных технологии в обучении
Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.
Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.
Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие используемые материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку. Как правильно распределить время на подготовку к уроку? Как приготовить «многоразовые» используемые материалы для урока? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.
«Интерактивные доски имеют ряд преимуществ по сравнению с другими средствами обучения», — это могут сказать учителя, использующие интерактивную доску на своем уроке. Наибольшего эффекта можно достичь, трудясь над подготовкой к уроку совместно с коллегами — это позволяет не только распределить обязанности и сэкономить время, но и улучшить свойство материалов. Учителя также фиксируют, что интерактивное программное предоставление берет на себя часть их работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сберечь все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок. Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках. Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для школьников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех школьников улучшаются с применением на уроке интерактивной доски, но большинство учителей фиксируют, что ученики становятся, более заинтересованы и более мотивированы на уроке, они (ученики) быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает свойство уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.[4]
Основные способы использования интерактивных досок:
-
делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений; -
демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям; -
применение групповых форм работы; -
совместная работа над актами, таблицами или изображениями; -
применение конференц-связи; -
управление ПК без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску); -
применение интерактивной доски как обычной, но с возможностью сберечь результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.; -
изменение текста в выводимых на экране актах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски; -
изменение любых актов или изображений на экране, применение любых пометок; -
сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет; -
сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради; -
демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса; -
демонстрация учебных видеороликов; -
формирование рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши; -
формирование рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке; -
при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика;
Важно понять, что интерактивная доска — не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим источником, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку. Учителя нуждаются и в других программных средствах, которые могут расширить сферы применения интерактивной доски.
Подводя итоги всему выше сказанному, отметим:
-
урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее; -
интерактивная доска позволяет использовать самые разные источники одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые используемые материалы; -
течение урока должно быть логическим и последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи; -
файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.
Применение интерактивной доски повышает уровень обучения на несколько ступенек вверх. На уроках информатики для школьников средних и старших классов, проводя презентацию средствами интерактивной доски, удобно делать различные пометки с небольшими комментариями прямо на ее плоскости. Также можно управлять программами непосредственно с доски.
Однако, возможно, применение такого устройства должно быть направлено на применение всех ее функциональных возможностей, хотя в данном случае можно использовать и обычный проектор. Но наглядность и представительность, которые приобретает урок, ни с чем не сравнить. Кроме того, повышается интерес школьников к материалу и вообще к информационным технологиям, особенно, когда их вызывают к доске[4].
Применение интерактивных досок поможет преподавателям раскрыть свои педагогические таланты, но не будет компенсировать их недостаток.
Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней — использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а самоуправление ПК можно производить с помощью специализированных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.
Как правило, такие ручки (маркеры) оснащены кнопками, которые дублируют левую и правую кнопки мыши. Узнать, какую функцию выполняют кнопки, легко можно экспериментальным путем: щелкнуть одну кнопку и посмотреть итог, щелкнуть другую кнопку и посмотреть итог. Обычно, по умолчанию однократное прикосновение стержнем ручки к поверхности интерактивной доски дублирует однократное нажатие левой кнопки мыши.
Как фиксируют многие учителя, трудящиеся с интерактивной доской, завучи по информатизации и другие знающие люди, в Казахстане и странах СНГ интерактивная доска чаще всего используется для просмотра презентаций.
На компьютере учителя запускается готовая презентация, а переходы между слайдами осуществляются с помощью управления маркером. Однократное прикосновение стержнем маркера к поверхности интерактивной доски приводит к переходу на следующий слайд. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски учителем в школе — демонстрация готовых презентаций.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Формирование и применение на уроке электронных презентаций на на сегодняшний деньшний день весьма актуально, как и создание общих методических принципов для них. Порой в демонстрациях встречались ошибки, касающиеся специфических вопросов и направлений. Создавалось впечатление, что демонстрация не проверялась, а сразу же представлялась широкой аудиторией.
Что же касается мультимедиа, то на этот счет, у многих понятия расходятся с правильным определением. Многие считают что, понятие «мультимедийный урок» или «мультимедиаурок» отсутствует. Можно рассматривать разные типы уроков и на любом из них можно использовать мультимедиа. Существуют три направляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя. Не всякое одновременное применение звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.