Файл: Актуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Многие такие уроки и пытаются назвать мультимедийными. Но это термин не научный, а больше разговорный.

Подобным способом, мультимедийный урок — это урок, когда есть деятельность учителя и школьников с применением медиасредств.

Традиционную обязанность консультировать педагогов по вопросам использования ИКТ, возлагаемую на учителей информатики, могут выполнять любые педагоги, освоившие те или иные технологии. Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу учащихся, помогают формировать образное мышление.

Применение медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как и использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Молодым педагогам проще разобраться в этом, но очень тяжело для учителей с большим стажем работы, поэтому обучение таких учителей ложится на плечи, или учителя информатики или учителя, воспитателя, разбирающегося в мультимедийных технологиях.

Выделяют 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

  • Презентации, демонстрация и прогнозирование. Как использовать соответствующее программное предоставление и другие источники вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.

  • Повышение активности школьников на уроке. Как применение интерактивной доски может увеличить динамичность школьников на уроке.

  • Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски. Как применение интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.

Презентации, демонстрация и прогнозирование.

Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это — визуальный источник, который может помочь педагогам сделать уроки живыми и привлекательными для школьников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это происходит в режиме реального времени[5].


Повышение активности школьников на уроке.

Многие учителя, трудящиеся с мультимедийной и интерактивной техникой, утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Данные становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, у школьников повышается мотивация к изучению предмета.

Увеличение темпа урока.

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни, а так же учитель может выводить на экран заранее приготовленные используемые материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач[6].

Учителя, начавшие функционировать с интерактивной доской, фиксируют положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с применением интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно трудятся на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир.

Интерактивная доска позволяет демонстрировать для аудитории школьников:

  • особое обучающее программное предоставление;

  • содержание дисков CD, DVD и других носителей;

  • интернет-сайты;

  • графические файлы (изображения, рисунки, фотографии, скриншоты).

Энтузиазм школьников определенно увеличился и можно предположить, что это произошло, потому что можно предоставить им более интересные источники информации. Давайте вспомним, что делают ученики до и после уроков: они смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Отсюда понятно отсутствие интереса школьников к простым учебникам и простой меловой доске — это устаревший и неинтересный способ подачи информации для них. Вероятно, что уроки с применением интерактивной доски могут донести до школьников гораздо более широкие диапазоны информации. Многие из источников, доступные для проекции на интерактивной доске (цвет, движение, звук), просто невозможно использовать на традиционном уроке.

Внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебный процесс, позволяет повысить результативность и уровень обучения информатике и ИКТ, в требованиях ее правильной реализации. Обучение, в котором вводится современная техника, позволяет реализовать гораздо больший потенциал не только учителя, но и учащихся, та как зачастую скучные уроки приобретают новый смысл, и мотивационная функция обучения возрастает практически в два раза, что приводить к высоким темпам работы, лучшему усвоению знаний, а также высокой степени подготовленности учащихся.



Чтобы обоснованно и эффективно использовать мультимедийные средства обучения в учебном процессе, необходимо учитывать их основные положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны использования мультимедийных средств обучения связаны с тем, что происходит:

  • Совершенствование методов и технологий отбора и обучения образовательного контентаж;

  • Изменения в ситеме традиционных форм обучения.

  • Организация новых форм взаимодействия в учебном процессе;

  • Повышение эффективности обучения учащихся путем индивидуализации и дифференциации с применением дополнительных мотивационных рычагов;

  • Причины обучения для самообучения, саморазвития студентов;

  • изменить содержание и характер деятельности детей и учителей;

  • Теоретическая подготовка с практическими занятиями;

  • Оперативный контроль и анализ итогов;

  • увеличение объема информации за определенный период времени;

  • Подбор информации в логике знаний и понимания ученика.

Использование мультимедийных средств обучения способствует повышению эффективности учения, это связано с тем, что:

  • развивает у детей более глубокий подход к обучению;

  • стимулирует расположение к учебным занятиям;

  • развивает навыки совместной работы;

  • стимулирует когнитивные аспекты учения;

  • разгружает умственную деятельность от рутинных компонентов;

  • повышает мотивацию детей к учению;

  • создает психологический комфорт для школьников;

  • способствует переходу от пассивного к активному способу реализации деятельности учащихся, которые становятся полноправными субъектами образовательной деятельности.

Отрицательные аспекты использования мультимедийных средств обучения заключаются в том, что:

− сворачиваются социальные контакты,

− сокращаются социальные взаимодействия и общение,

− формируется индивидуализм,

− затрудняется переход от знаковой формы представления знания на экран дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличающуюся от логики организации системы знаков.

Обучение с мультимедийными средствами обучения по сравнению с классическими методами обучения имеет следующие преимущества:

  1. Данные предоставляется частями.

  2. Выбор материала происходит на уровне логики знаний обучающихся.

  3. Обучение формируется на уровне индивидуального понимания.

  4. Процессы моделирования, конструирования и прогнозирования проблем способствует становлению учащихся.

  5. Способность развитой деятельности учащихся (стратегия, исследование, проект, этап).

  6. Обозначает мотивацию для «неожиданных результатов».

  7. Тексты, графики, диаграммы, мультипликация и т. д.



Одним из критериев  успешности деятельности на уроке является взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Применение в школе проекторов оживило процесс обучения, показ всевозможных презентаций, мультимедийных пособий – всего лишь способ подачи материала. А для действительно успешного взаимодействия учителя с учеником идеально подходят интерактивные доски.

Интерактивная доска - это устройство, использующееся с проектором и ПК. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Используя маркер или палец, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения. Любая интерактивная доска имеет программное предоставление, которое, в зависимости от того, для каких целей предназначена доска, включает в себя разнообразный набор возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения итогов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций с управляемыми объектами, вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу с доской.

Виды интерактивных досок

Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 г., и именно педагоги стали первыми активно использовать данные технологии.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который подключается к специальному проектору, передающему изображение на поверхность — доску. С помощью прикосновения к доске можно управлять изображением. Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой — проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной — проектор устанавливается за доской.

С изображением на интерактивной электронной доске можно функционировать: рисовать, делать пометки, писать и так далее. Всё это можно сохранять в файле желаемого расширения, и впоследствии продолжать работу. Записывать и рисовать можно различными способами: специальными маркерами, электронными перьями или просто рукой. Это зависит от технологий, используемых в интерактивных досках.


Рисунок 1. Интерактиный доски

 

Выделяют следующие типы технологий интерактивных досок:

1) Сенсорная аналого-резистивная технология

Для работы с сенсорной аналого-резистивной доской не обязательно иметь специальные маркеры и, хотя в комплекте поставки могут быть разноцветные маркеры и ластик, можно пользоваться пальцем или указкой. Именно это обусловило самое важное преимущество досок данного типа для сферы образования — невозможность сорвать занятие, спрятав маркер или питающую его батарейку. При использовании сухих маркеров аналого-резистивная доска позволяет переводить в электронную форму материал урока, проводимого традиционным образом.


2) Электромагнитная технология

При использовании электромагнитной технологии интерактивная доска имеет твердую поверхность. Электронное перо (маркер) питается от батарей или получает энергию по проводу, которым привязано к доске. Перо в некоторых моделях способно различать градации силы нажатия, что удобно для применения в программах рисования. Кончик пера может располагаться на некотором удалении от поверхности (не более 10 мм), благодаря чему на доски можно навешивать плакаты и функционировать поверх них. Помимо маркеров изготовитель может предлагать электронный ластик.

3) Лазерная технология

Функционировать пальцем или обычным маркером с лазерной интерактивной доской не получится — нужен специальный маркер, который для уменьшения ошибок желательно держать перпендикулярно поверхности доски. Основное достоинство технологии в том, что сама доска может быть сделана из любого материала, хоть толстого стального листа. Принципиальный недостаток лазерной технологии — докладчик может случайно перекрыть луч лазера, в последствии чего процесс измерения координат нарушается. На лазерную доску можно вешать плакаты и функционировать поверх них.

4) Ультразвуковая/ инфракрасная технология

Электронный маркер работает от батарейки, как и электронный ластик. Основной недостаток ультразвуковой/инфракрасной технологии тот же, что у электромагнитной и лазерной — необходимо использовать специальный электронный маркер.

5) Микроточечная технология

Позволяет сделать доску полностью беспроводной. На поверхности маркерной доски нанесены почти незаметные невооруженным глазом точки, встроенная в маркер камера по ним определяет координаты точки касания. Bluetouth-передатчик, также встроенный в электронный маркер, передает координаты точки касания в компьютер, а доска не требует при этом ни питания, ни беспроводного подключения.

6) Емкостная технология

Позволяет управлять пальцем, но при этом поверхность доски остается очень прочной и износостойкой. Место касание определяется по изменению электрической емкости поверхности доски. Эта технология позволяет распознавать одновременно несколько касаний пальцем, благодаря чему может функционировать три человека одновременно и для управления объектами на экране можно использовать обе руки.

 Технологии постоянно развиваются и сейчас производители предлагают интерактивные доски, сочетающие в себе преимущества различных технологий, например, ультразвуковых и сенсорных досок.