Файл: Актуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применение разработанных материалов по средствам мультимедийной и интерактивной технике будет, способствовать повышению качества усвояемого материала учащимися, повышению активности учащихся на уроках. Для применения данных материалов, необходимо: компьютер с выходом в сеть Интерне. При условии использования образовательных Интернет источников, проектора с экраном или интерактивную доску, жалюзи на окнах, на случай солнечной погоды, а также непосредственно электронные используемые материалы, мультимедийные презентации и учебно-справочные используемые материалы. Подобным способом, можно применять электронные используемые материалы на уроках информатики и ИКТ с помощью мультимедийной и интерактивной техники.
Применение ИД может улучшить планирование, темп и течение урока, так как файлы и страницы можно подготовить заранее.
Для того чтобы эффективно проводить занятия с применением интерактивной доски был разработан алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с применением интерактивной доски.
-
Определить тему, цель и тип занятия. -
Продумать этапы урока, на которых необходимы инструменты интерактивной доски. -
Из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства. -
Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. -
Отобранные используемые материалы оценить по времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все используемые материалы, учесть интерактивный характер материала. -
Составить временную развертку (поминутный план) урока. -
Из найденного материала собрать презентационную программу. Для этого написать ее сценарий. -
Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с применением интерактивной доски. -
Апробировать урок.
Перечень типовых программных и информационных источников, которые позволяет использовать интерактивная доска.
-
Офисное программное предоставление. -
Информацию на CD и DVD. -
Интернет. -
Визуальную информацию (видео, фото, рисунки, диаграммы и др. графические объекты). -
Звуковые файлы. -
Программное предоставление для ИД. -
Специальное программное предоставление.
Простота использования и разнообразие этих источников увлекает учащихся больше, чем классические занятия. Однако, педагогам часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов.
При создании занятия с применением интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.
-
Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности. -
При отборе материала для зрительного ряда избегать дальних планов и мелких деталей. -
Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану. -
Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков, выделение маркером.
Таблица 3. Инструменты интерактивной доски и направления их воздействия на учащихся
Инструмент | Воздействие |
Цвет | Разнообразие расцветок, доступных на ИД, позволяет педагогам выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать отличие, демонстрировать ход размышления. Примером может быть работа с географической картой или схемой пищеварительной системы организма. |
Записи на экране | Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сберечь, еще раз просмотреть или распечатать. |
Аудио- и видео- вложения | Зрительно усиливают подачу материала. |
Перемещение объектов | Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое. |
Выделение отдельных частей экрана | Текст, схему или рисунок на ИД можно выделить. Это помогает педагогам и учащимся фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. |
Вырезать и вставить | Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия – отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь. |
Страницы | Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из школьников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке. |
Поворот объекта | Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения. |
Соединение с электронным микроскопом | Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения. |
Фон страницы | Выбор фона или фонового рисунка из коллекции усиливает восприятие. |
Временное скрытие части экрана | Применение временного затенения экрана (шторки) для скрытия правильного ответа. |
Сравнительная характеристика эффективности некоторых этапов образовательного процесса, проводимых с помощью ИД и других технических средств и классических уроков.
Рассмотрим, за счет чего происходит повышение эффективности урока на некоторых этапах образовательного процесса:
Таблица 4. Сравнительная характеристика эффективности этапов образовательного процесса с использованием ИД и «классического» урока
Этап урока | Урок с применением ИД | «Классический» урок |
Проверка домашнего задания | Домашнее задание переводится в электронный вид. Работа ученика выводится на ИД, а ученик поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на ИД выводятся другие варианты, и ученики имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи. | Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его. При этом тратится значительно больше времени на подготовку к ответу. Если же задача решена несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается. |
Объяснение нового материала | Материал, которого нет в учебнике, готовится и раздается ученикам в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные формулы или схемы или понятия и способы решения и пояснительные примеры). Материал распечаток при этом выводится на ИД. Учитель на доске комментирует раздаточный материал, дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. | Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам, затем на доске приводятся примеры решения, которые ученики также записывают в тетради. Тратится время на диктовку. Кроме потери времени на конспектирование, здесь есть еще один недостаток: если ученик не очень внимателен, при списывании решения с доски он может допустить ошибки. |
Первичное закрепление материала | Отработку материала можно разнообразить примерами из различных ключей, для этого достаточно осуществить подборку необходимых материалов или примеров, объединить их в единый источник и выводить на доске заранее заготовленные используемые материалы. | Использование образовательных материалов ограничено наличием печатных изданий и размерами обычной доски. |
Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся | Учащиеся решают задания в тетрадях или на персональных компьютерах, затем решение проецируется на ИД, и учитель просит прокомментировать полученное решение (исключается бездумное списывание с доски, плюс экономия времени на воспроизведение решения). |
|
Постановка домашнего задания | Учащимся может быть задано не только общее, но и индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток. | Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске (все учащиеся получают одинаковое задание). |
Устная работа | На ИД поочередно выводятся заранее подготовленные задания. Ученики рассказывают решение задачи, выполняют дополнительные построения, строят графики и т.д. | Задания записаны на доске заранее. Большое количество информации на доске мешает некоторым ученикам сосредоточиться на конкретной задаче, на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждой конкретной задаче. |
Решение задач на построение | Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке значительно больше задач, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи. На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается. | Письменно решаются только 1-2 задачи (в очень редких случаях 3). Времени на разбор разных способов решения задачи, как правило, не остается. |
Подведение итогов урока | Вся информация, появляющаяся в процессе урока на ИД сохраняется, и можно быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты теории, сделать выводы. | Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач была стерт а, а значит, при подведении итогов урока единственное к чему может адресовать школьников учитель, - это их тетради. Если у ученика возникает в конце урока вопрос по какой-либо решенной задаче или при формулировке выводов, чертеж к задаче или этапы рассуждений приходится восстанавливать на доске заново. |
Дополнительные преимущества ИД | Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно. | |
Что меняется в методике обучения при использовании интерактивной доски?
Объяснительно-иллюстративный метод
-
Используется наглядный материал более высокого качества. -
Наглядный материал интерактивно управляется. -
Материал имеет большую привлекательность (как новый).
Исследовательско-поисковый метод
-
Интеграционный характер урока ведет к укреплению межпредметных связей. -
Появляются большие возможности для творчества учащихся. -
Возможность организовать проектную работу по созданию источников.
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и способностей учащихся
-
Разнообразие способов контроля – задания с последующей компьютерной проверкой, публичное обсуждение с демонстрацией результатов самостоятельной работы учащихся (групповой или индивидуальной), организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, схемам, рисункам) и многие другие.
Какие формы работы на уроке с применением интерактивной доски способствуют поддержке активности учащихся?
Мотивация и вовлеченность обучающихся на занятии может быть увеличена за счет использования ИД. Исследования показали, что ИД, используя разнообразные динамичные источники и улучшая мотивацию делают занятия увлекательными для учащихся.
-
Задачи исследовательского плана (компьютерные наблюдения, экспериментальные задачи исследования, лабораторные работы). -
Игровые ситуации (дидактические игры). -
Творческие задания. -
Применение дополнительных устройств – акт-камеры, видеокамеры, сканера, микроскопа и др.
В чем состоят отличия в подготовке урока с применением интерактивной доски?
Подбор необходимых цифровых источников занимает большое время.
-
Необходим очень высокий уровень ИКТ-компетентности. -
Необходима режиссура урока (учитель "привязан" к месту расположения ИД в классе, надо продумать как этого избежать, разнообразить). -
Поиск новых методов опроса детей (доска вносит ограничения). -
Сначала придумывается метод использования доски, потом создание урока (если наоборот, то доска притягивается "за уши" к задуманному).