Файл: Актуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Введение
Актуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности, включая и школы, уже недостаточно приобрести проектор или экран. Мы живем в век информации, одним из направлений которой является процесс компьютеризации образования, в котором практикуется возможностей применения мультимедийных и интерактивных приемов и методов: для улучшения процессов развития зрительных, визуальных, образных и теоретических мыслей; для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся; коммуникативных способностей; укрепляющее значимость учебно-воспитательных процессов во всех уровнях учебной программы. Поэтому в этом процессе компьютер является центральной фигурой. Также имееются дополнительные источники (оборудования), которые помогут перейти на новый уровень образования. Все это облегчается внедрением мультимедийных и интерактивных технологий, таких как мультимедийные проекторы и интерактивные доски, а также компьютеры для учебных программ.

Интерактивные доски, мультимедийные проекторы и др. начали появляться в соответствии с проектом по развитию школьного образования. Следовательно, их использование в информатике и образовании в области ИКТ на сегодняшний день не является чем-то новым, и вполне вероятно, что впервые будет реализовано техническое оснащение школ в целом и компьютерных наук в частности. быстрее, чем дидактическая поддержка этого процесса.

В нынешних учебных заведенияхх применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в классе широко распространено. И правильное применение компьютера в образовательном процессе, который представляет собой высшую техническую среду обучения, позволяет процессу обучения проходить в новых условиях, когда учитель больше не является единственным источником информации для обучающихся. Подобным способом, учитель получает выгоду от нового передового технического инструмента: интерактивной доски, которая заменяет доску и мел.


Появилась возможность использовать интерактивные и мультимедийные технологии и ИТ-устройства, но степень и свойство использования предполагают необходимость дальнейшего изучения проблемы. На сегодняшний день большинство педагогов не прояснили суть мультимедийных концепций, тем более технологий, которые четко структурированы. Важно продолжить обсуждение темы использования мультимедиа и интерактивных технологий в образовании и на уроках ИКТ.

Цель дипломной работы: разработать способы обучения информатике и ИКТ с применением мультимедийной и интерактивной техники.

Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.

Предмет исследования: способы обучения информатике и ИКТ с применением мультимедийной и интерактивной техники.

Гипотеза исследования: внедрение и создание методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

В ходе выполнения дипломной работы были поставлены следующие задачи:

  • по теме дипломной работы проанализировать научную литературу;

  • отобрать содержание обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики;

  • рассмотреть методическую основу учебного материала для проведения уроков информатики в условиях использования мультимедийной и интерактивной техники;

  • рассмотреть способы обучения информатике школьников, предусматривающие применение мультимедийной и интерактивной техники;

  • экспериментально проверить разработанную систему обучения.

В ходе написания дипломной работы были использованы следующие способы:

  • анализ научной литературы;

  • рассмотреть методической основы материалов по теме дипломного проекта;

  • проведение эксперимента.

Новизна дипломной работы заключается в том, чтобы рассмотреть мультимедийные и интерактивные технологии как средство обучения информатике, обосновать ее применение в учебной программе и разработать новые способы обучения информатике и ИКТ.

Практическая значимость работы состоит в том, что в работе рассмотрены преимущества использования мультимедийной и интерактивной техники, выступающих в качестве средств, позволяющих использовать мультимедийные учебные презентации и интерактивные учебные пособия для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний по информатике и ИКТ в рамках обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ». В ходе исследования усовершенствована система обучения информатике и ИКТ с применением мультимедийной и интерактивной техники, что было выражено в:



  • создании учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники;

  • разработке методов обучения информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники.[1]




  1. Возникновение мультимедийных и интерактивных технологии и их применение




    1. История возникновения и применения мультимедийных и интерактивных технологии в мире


Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, видеографика, мультипликация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графичное изображение и анимацию (мультипликацию).

История появления мультимедиа технологии

Проводя краткий исторический экскурс, стоит отметить, что ещё более 30 лет назад мультимедиа ограничивалась пишущей машинкой «Консул», которая не только печатала, но и могла привлечь внимание заснувшего оператора мелодичным треском. Несколько позднее компьютеры уменьшились до бытовой аппаратуры, что позволило собрать их в гаражах и комнатах. Новым веянием в развитии мультимедиа явился компьютерный гороскоп 1980 года, который при помощи динамика и программируемого таймера синтезировал расплывчатые устные прогнозы на каждый день, а, кроме того, ещё перемещал по экрану звёзды. Появление самого термина - мультимедиа - также произошло в то время. Причём, скорее всего, он служил ширмой, отгораживающей лаборатории от взглядов непосвящённых.

По мере накопления критической массы технологий, появляются бластеры, CD - ROM и другие плоды эволюции. Появляется Интернет, WWW, микроэлектроника. Становится очевидным, что человечество переживает стадию информационной революции: общественная потребность в средствах передачи и отображения информации вызывает к жизни новую технологию. За неимением более корректного термина используется определение мультимедиа. В наши дни это понятие может полностью заменить компьютер практически в любом контексте. На сегодняшний день в английском языке уже приживается новый термин - информационное приспособление (information appliance).


Описание и основные возможности мультимедиа технологии

Основа мультимедийных систем подготовлено условиями практики и развития теории. Тем не менее в последние годы прогресс в этом направлении был обеспечен, в частности, за счет расширения технических и системных средств. Во-первых, это прорыв в развитии персональных компьютеров: создание и массовое внедрение быстрорастущих технологий памяти и достижения в области видеотехники, лазерных дисков (аналоговых и CD-ROM). Важная роль также была ориентирована на разработку методов быстрого и эффективного сжатия (развертки данных). Конечно, появление мультимедийных систем привело к революционным изменениям в таких областях, как образование, компьютерное знание, во многих высококлассных специальностях, науки, искусства и компьютерные игры.

Современный мультимедийный персональный компьютер полностью оборудован стереосистемой Ahnelt Home в сочетании с монитором - телевизором. Он оснащен активными стереодинамиками, приводом CD-ROM, микрофоном и аудиоинтерфейсом. Помимо этого устройство содержит новые устройства для ПК - аудиоадаптер. Вот почему вы будете слышать чистый стереозвук через динамики со встроенными усилителями. Мультимедийные технологии на сегодняшний день относятся к наиболее перспективным областям информатики. Основная цель состоит создании продукта, который соответствует определению Европейской комиссии, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий ,"коллекция изображений, текстов и данных сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (симуляцией), включая интерактивный интерфейс и другие механизмы. Концепция организации памяти "MEMEX", предложенная американским ученым Ваннивером Бушем, еще в 1945 году является идеологической предпосылкой для этой концепции. Считается основой способности искать информацию по ее семантическому (смысловому) содержанию: например, порядок чисел, индексов или выражений, алфавитный порядок и системная форма. Вначале эта идея нашла свое выражение и свою компьютерную реализацию в виде гипертекстовой системы - системы, позволяющей работать с комбинациями текстовых материалов. Позже появилась гипермедиа - система, объединяющая графику, звук, видео и анимацию. Последний шаг был мультимедиа, объединяющий эти две системы. Тем не менее, в конце 1980-х годов, растущий интерес к использованию мультимедиа - технологий в гуманитарной области, особенно в исторической и культурной областях - связан с именем известного американского ученого-компьютерщика Билла Гейтса. Он является автором идеи успешного создания и реализации коммерческого мультимедийного продукта на основе базы данных инвентаризации офисных музеев с применением всех возможных «опор»: изображений, звука, анимации, системы. гипертекст. Этот продукт называется «National Art Galeri». London "и именно он определяет три основных принципа мультимедиа:


  • художественное оформление интерфейса и навигационные инструменты;

  • представление информации с применением комбинации различных читаемых человеком носителей. Мультимедийная среда, если исходить из самого термина multimedia от англ. multi - много, media - среда;

  • наличие нескольких сценариев в контенте продукта, в том числе созданных пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенного в контенте продукта информации.

Также активно используются в представлении информации и являются несомненным достоинством и особенностью технологии следующие возможности мультимедиа:

  • Возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Данная возможность особенно ценна в процессе презентаций произведений искусства и уникальных исторических актов;

  • Вероятность хранения большого объёма разнообразной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30 - 45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

  • Вероятность сопоставления и обработки изображения разнообразными программными средствами с научно - исследовательскими или познавательными целями;

  • Вероятность использования технологии гипертекста и гипермедиа - выделение в сопровождающем изображении, текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации;

  • Вероятность осуществления непрерывного аудиосопровождения (музыкального или любого другого), соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

  • Вероятность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп - кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

  • Вероятность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации. К примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графичной, анимационной демонстрацией геометрических построений её композиции и т. д.;

  • Вероятность подключения к глобальной сети Internet;

  • Вероятность работы с различными приложениями: текстовыми, графичными и звуковыми редакторами, картографичной информацией;

  • Вероятность создания собственных выборок из представляемой в продукте информации. Для этого предусмотрены специальные режимы - режим «карман» или «мои пометки»;

  • Вероятность создания «закладок» - так называемого «запоминания пройденного пути» на заинтересовавшей экранной «странице»;

  • Вероятность автоматического просмотра всего содержания продукта - «слайд - шоу»;

  • Вероятность создания анимированного и озвученного «путеводителя - гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»);

  • Включение в структуру продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

  • Возможности «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупнённое содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.[2]