Файл: Примерная рабочая программа к учебнику В. О. Никишина, А. В. Стрелкова, О. В. Томашевича, Ф. А. Михайловского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 Ч)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основные виды деятельности обучающихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
1 | Вводный урок. Что изучает история | Урок изу- чения нового матери- ала | Сформировать у обучающих- ся представление о предме- те и задачах исторической науки, понятии «всемирная история» и её периодизации, понятии «исторический ис- точник» и видах источников (вещественные, письмен- ные), связях истории с други- ми науками, с понятием «ис- торическая карта» | На элементарном уровне раскрывать предмет и задачи исторической на- уки, различать виды исторических источников и основные формы изу- чения прошлого. Определять хроно- логические рамки истории Древнего мира и характеризовать её как часть всеобщей истории | |
2 | Счёт лет в истории | Комби- ниро- ванный урок | Сформировать у обучаю- щихся представление о хро- нологических датах как части исторических знаний, а также первоначальные умения счета лет в истории | Объяснять значение опорных поня- тий темы, использовать их при реше- нии хронологических и познаватель- ных задач. Чертить линию времени, находить и расставлять на ней даты по условию заданий. С помощью линии времени выполнять элемен- тарные действия с датами и решать хронологические задачи | |
31
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч) | |||||
3 | Появле- ние людей на Земле | Комби- ниро- ванный урок | Сформировать представле- ние о выделении человека из мира животных, об от- личиях древнейших людей от современных, о древ- нейших орудиях труда, об овладении огнём, показать значение трудовой деятель- ности в развитии древней- шего человека | Выделять и формулировать в тексте учебника разные версии происхож- дения человека, объяснять причины их разнообразия. Выделять в учебной информации главные признаки яв- ления, использовать их для анализа новых источников. Показывать на карте территорию заселения и стоян- ки древнейших людей. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий, определять продолжительность процессов. Опи- сывать внешний вид первобытных людей, условия их обитания и заня- тия, важнейшие открытия с помощью текстовых и наглядных источников. Формулировать определение понятия «человек разумный». Обобщать и сис- тематизировать информацию учебни- ка, делать выводы о значении овладе- ния огнём для развития человечества | |
4 | Жизнь древних охотников | Комби- ниро- ванный урок | Сформировать представле- ние о расселении людей на Земле, условиях жизни, ос- новных занятиях и орудий | Показывать на карте пути освоения первобытными людьми новых зе- мель. Объяснять причины миграций людей в каменном веке. Описывать | |
32
№ урока | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основные виды деятельности обучающихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
| | | ной деятельности «челове- ка разумного» при резком изменении климата на пла- нете (до, во время и после Великого оледенения) | условия обитания, внешний вид, за- нятия, орудия труда древних людей с помощью текстовых и наглядных источников, сравнивать их на разных этапах существования человечества (до, во время и после оледенения), делать выводы о достижениях чело- вечества в период каменного века | |
5 | Искусство и религия перво- бытных людей | Комби- ниро- ванный урок | Показать духовное развитие первобытного человека, объяснить понятия «искус- ство» и «религия», показать начальную связь искусства и религии, одновремен- ность их возникновения | Объяснять причины появления ре- лигиозных взглядов и ритуалов, рас- крывать связь искусства и религии в первобытном обществе, используя новые понятия. Оценивать мифы как памятники духовной культуры древних народов и исторические ис- точники | |
6 | Древние земледе- льцы и скотоводы | Комби- ниро- ванный урок | Охарактеризовать воз- никновение скотоводства и земледелия как грандиоз- ный скачок в истории | Описывать жизнь и занятия людей в родовой общине по примерному плану. Обобщать информацию и де- лать выводы о качественных изме- | |
33
| | | первобытного общества, изучить вопрос о ремесле, изучить родоплеменной строй | нениях в образе жизни и занятиях людей и причинах неравномерного развития древних обществ с появле- нием земледелия | |
7 | От перво- бытности к цивили- зации | Комби- ниро- ванный урок | Охарактеризовать откры- тие человеком металлов, появление обмена, денег, торговли, имущественного неравенства, дать первич- ное понятие цивилизации и её признаков | Объяснять причины перехода от ка- менного века к бронзовому. Опреде- лять причины и следствия появления неравенства между людьми. Ана- лизировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки, формулировать опреде- ления понятий «первобытность» и «цивилизация». Оценивать вклад первобытного общества в историю и культуру человечества | |
8 | Повтори- тельно- обобщаю- щий урок по теме «Жизнь перво- бытных людей» | Урок повто- рения и обоб- щения | Обобщить и систематизи- ровать знания обучающихся по истории первобытного общества | Выполнять разноуровневые итоговые задания по курсу. Формулировать об- щие выводы | |
34
№ урока | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основные виды деятельности обучающихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
Раздел II. Древний Восток (17 ч) | |||||
9 | Возник- новение госу- дарства в Древнем Египте | Комби- ниро- ванный урок | Изучить местоположение и природные условия Древ- него Египта, ознакомить учащихся с причинами и условиями возникно- вения древнеегипетской цивилизации, показать влияние географического фактора на его историчес- кое развитие | Показывать на карте долины великих рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, его дельту. Описывать природные условия Египта. Оценивать роль реки в зарождении и развитии цивили- зации Египта. Устанавливать хро- нологическую последовательность важнейших событий истории Древ- него Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации | |
10 | Жизнь древних египтян | Комби- ниро- ванный урок | Сформировать у обуча- ющихся представление o показать жизни разных слоёв населения Египта, сообщить сведения о быте и занятиях египтян | Описывать и сравнивать условия жизни и труда представителей разных социальных групп древнеегипетского общества на основе разных источни- ков | |
35
11 | Могу- щество и упадок державы фараонов | Комби- ниро- ванный урок | Сформировать представление об отношениях Египта с со- седними государствами, о на- шествии гиксосов и его пос- ледствиях, об организации и вооружении древнеегипетс- кой армии, о завоевательных походах и важнейших деяни- ях фараонов | Самостоятельная работа с текстом учебника и картой, фрагментами исторических источников, высказы- вание оценочных суждений о завое- ваниях фараонов, их деятельности | |
12 | Религия древних египтян | Комби- ниро- ванный урок | Сформировать у обучаю- щихся представление о ре- лигии и мифологии древ- них египтян, устройстве древнеегипетских храмов, роли и значении жрецов | Описывать образы богов и раскры- вать их символическое значение. Описывать устройство древнеегипет- ских храмов. Характеризовать роль и значение древнеегипетских жрецов в обществе | |
13 | Культура Древнего Египта | Комби- ниро- ванный урок | Сформировать у обуча- ющихся представление o важнейших особенностях и достижениях культуры Древнего Египта | Актуализировать знания о различ- ных видах исторических источников. Оценивать историческое значение дешифровки древнеегипетской письменности Ф. Шампольоном. Формулировать определение понятия «культура». Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта. Опи- сывать выдающиеся памятники куль- туры Древнего Египта | |
36
№ урока | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основные виды деятельности обучающихся | Дата прове- дения (план/ факт) |
14 | Древнее Междуре- чье | Комби- ниро- ванный урок | Сформировать у обуча- ющихся представление о природе и населении Междуречья, об условиях и причинах возникновения второй древнейшей циви- лизации | Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, за- нятия жителей, выделять сходство и отличия. Определять характерные признаки цивилизации Междуречья как речной цивилизации. Описывать памятники культуры Междуречья | |
15 | Вавилон- ский царь Хаммура- пи и его законы | Комби- ниро- ванный урок | Изучение важнейшего исторического источни- ка — законов Хаммурапи, а также истории Древнева- вилонского царства | Объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и учебного текста. Анализировать приведённые в тексте учебника фраг- менты законов Хаммурапи и обоб- щать результаты исследовательской работы в комплексной характерис- тике Вавилона при царе Хаммурапи; высказывать аргументированное суждение о значении его законов | |
16 | Фини- кийские морепла- ватели | Комби- ниро- ванный урок | Показать развитие госу- дарств и народов в условиях железного века, изучить важнейшие открытия | Сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, оп- ределять последствия освоения чело- вечеством обработки железа. Объ- | |
37
| | | и культурные достижения финикийцев | яснять причины более раннего на- ступления железного века в странах Западной Азии. Показывать на карте территорию Финикии, крупнейшие города, торговые пути, финикийские колонии. Описывать занятия жите- лей Финикии в контексте природ- но-географических условий страны. Высказывать суждения о вкладе фи- никийцев в мировую культуру | |
17 | Древняя Палестина | Комби- ниро- ванный урок | Показать особый вклад древних евреев в мировую культуру — создание первой монотеистической религии, углубить знания учащихся o Библии | Показывать на карте территорию Древней Палестины, города, госу- дарства. Описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, анализировать фрагменты исторических источ- ников, сравнивать религию евреев и египтян | |
18 | Ассирий- ская де- ржава | Комби- ниро- ванный урок | Показать причины возвы- шения Ассирии, рассказать о военной технике ассирий- цев, вскрыть грабительский характер ассирийских заво- еваний и причины гибели Ассирии | Показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и за- воевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века. Описывать армию ассирийцев, сопоставляя её вооружение и приё- | |