Файл: Результаты сбора и обработки информации в процессе научно исследовательской работы в соответствии с поставленными задачами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 367

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Рекомендуемая трактовка понятия «конкурентоспособность предприятия»
Литературный источник другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности
Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы выступающими на рынке предприятиями
Савельева, Н.А.
Конкурентоспособность – это результат реализации конкурентных преимуществ. Она отражает способности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и выступает условием его эффективного функционирования
Шифрин М.Б.
Большинство представленных в таблице 1 определений понятия
«конкурентоспособность предприятия» являются обобщенными. В научной литературе встречаются такие трактовки понятия «конкурентоспособность предприятия», которые предлагает достаточно большая группа авторов. Все они утверждают, что конкурентоспособное предприятие – это объект, способный обеспечивать прибыль.
В соответствии с этим тезисом задача повышения конкурентоспособности предприятия отождествляется этими авторами с задачей повышения эффективности его функционирования.
При этом под эффективностью понимается соответствие запланированных результатов функционирования поставленным конечным целям деятельности предприятия.
Конкурентоспособность предприятия является достаточным условием создания конкурентоспособной продукции (услуг), в то время как конкурентоспособность продукции – необходимым условием формирования и обеспечения конкурентоспособности предприятия (рисунок 1).

15
Рисунок 1 – Взаимосвязь категорий конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции
Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика предприятия, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого предприятия. Она определяется совокупностью потребительских свойств товара, услуги – конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это оцененное его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары
(услуги), превосходящие по критериям конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность продукции (услуг)
Достаточное условие
Необходимое условие


16

Раздел 2. Результаты анализа информации, собранной в процессе
научно-исследовательской работы в соответствии с поставленными
задачами
2.1. Анализ уровня теоретической и методологической разработанности
процессов и явлений, напрямую относившихся в теме выпускной
квалификационной работы
Для раскрытия темы курсовой работы рассмотрим такие понятия как
«конкурентоспособность», «конкуренция», «стратегия», «конкурентная стратегия», «реализация стратегии» и другие.
Конкуренция – это процесс, в котором происходит взаимодействие предприятий на рынке, где происходит соперничество с целью наилучшей реализации и сбыта своей продукции.
В нашем современном мире, привлечь внимание потребителей способны только совершенные предприятия. Предприятие должно восхищать своих клиентов, чтобы они в свою очередь считали предприятие выдающимся. Именно поэтому не стоит зацикливать внимание только на удовлетворении потребностей клиентов. Деятельность предприятия должна быть совершенной и тогда клиенты потянутся к нему, и будут не только появляться, и исчезать с поля видимости, а станут постоянными.
Стратегия – это действия и долгосрочные планы, которые формируются в зависимости от поставленных задач. Под «стратегией» понимается программа действий, определяющих направление и распределение ограниченных ресурсов для достижения поставленных целей.
Предприятие может занимать лидирующие позиции на рынке, благодаря сформированной стратегии, которая координирует и распределяет ресурсы предприятия, не смотря на различные условия внешней среды.
Конкурентная стратегия – это принцип, по которому формируется поведение предприятия на рынке в условиях большой конкуренции.

17
Реализация стратегии – это действия, которые способствуют увеличению работоспособности предприятия и руководствуются всем, что необходимо для осуществления поставленных планов.
Взаимосвязь понятий «конкуренция» и «стратегия» представлена на рисунке 2.
Стратегия
Конкуренция

искусство руководить действиями коллектива для достижения общих, главных целей;

теория и практика подготовки предприятия к конкурентной борьбе;

система приоритетов, включающая создание и удержание конкурентных преимуществ на рынке

экономическое соперничество между различными фирмами и отраслями за выгодные условия производства и продажи производимых товаров и услуг;

процесс управления конкурентными преимуществами для достижения целей в борьбе с конкурентами;

эффективно действующий механизм соревнования на рынке
Рисунок 2 - Сущность конкурентной стратегии
Конкурентоспособность – способность, которая позволяет достичь поставленных целей и создать превосходство перед другими конкурентами на рынке сбыта.
Любая компания обладает как недостатками, так и определёнными преимуществами перед другими, которые могут либо способствовать развитию, либо наоборот приведут к потере позиций на рынке. Компания, обладающая конкурентным преимуществом, имеет определённое превосходство перед конкурентами.
Конкурентная стратегия - заключается в разработке стратегии для повышения уровня конкурентоспособности, это комплекс принципов деятельности предприятия и его перспективных целей. Конкурентная
Конкурентная стратегия

стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли;

образ долговременных действий фирмы в борьбе с конкурентами;

набор различных действий с целью доставить потребителю определённое сочетание ценностей


18 стратегия разрабатывается в виде плана или программы и направлена на достижение основных целей компании.
В конкурентном анализе происходит оценка и анализ преимуществ данного предприятия и предприятий соперников на рынке.
В стратегии же строится план, разработанный в комплексе, который предназначен для достижения целей предприятия и осуществления миссии.
Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы оставаться неизменными в течение длительного времени, но при этом быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было внести в них изменения.
Стратегическое планирование предполагает определение миссии фирмы, анализ ее внешней среды и внутренних возможностей, определение текущих и перспективных целей, основных путей их решения. Миссия фирмы представляет собой главную цель, девиз, определяющие ее имидж.
Основными целями компании являются: расширение ассортимента продукции, проникновение на новый рынок, получение прибыли, повышение и удержание доли рынка, и др. Цели должны быть достижимыми, конкретными, непротиворечивыми.
Основой конкурентной стратегии компании является наличие достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, оценка внутреннего потенциала предприятия и выработка конкурентных преимуществ на рынке определенной отрасли.
Можно заключить, что существует зависимость между выбором стратегии и успехом компании на рынке. Целью конкурентной стратегии является наличие превосходства перед конкурентами в предложении товаров, и получение за счет этого конкурентного преимущества и лидерства на рынке. Конкурентная стратегия может включать, как наступательные, так и оборонительные действия, а также тактические действия, предпринимаемые при изменениях на рынках.
Анализ и формирование конкурентной стратегии - это процесс:

19
- анализа собственных уязвимых зон и разработки оборонительной стратегии (думать об обороне имеет смысл лишь в тех сегментах, в которых компания занимает главенствующее положение, в остальных же случаях она должна думать об атаке главных конкурентов, а не обороне своих позиций);
- анализа уязвимых зон ключевых конкурентов и разработки стратегии их акцентированной атаки;
- поиска новых рыночных ниш и разработки программ их создания и закрепления в них - стратегия «голубого океана» (в терминах Кима Чана и
Рене Моборна).
Экономистами-исследователями сформулировано 4 основных типа стратегий. Рассмотрим стратегии в таблице 2.
Таблица 2 – Основные типы стратегий
Название
Характеристика
Стратегия концентрированного роста стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка и развития продукта;
Cтратегия интегрированного роста стратегия обратной вертикальной интеграции
(приобретение новой собственности, усиление контроля над поставщиками, создание дочерних организаций);
Стратегия диверсификационного роста стратегия горизонтальной диверсификации
(реализуется в том случае, когда предприятие дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках конкретной отрасли);
Стратегия сокращения стратегия ликвидации, стратегия сокращения чего- либо
Классик теории конкурентоспособности М. Портер предложил три основных типа конкурентных стратегий:
- лидерство по издержкам (или ценовая конкуренция);
- дифференциация (или конкуренция по ассортименту);
- нишевая.
Рассмотрим значения каждой стратегии:
1) Стратегия низких издержек. Цель стратегии: использование низких цен, как основы борьбы с конкурентами и поддержание постоянного уровня превосходства по издержкам над конкурентами для завоевания доли рынка


20 по их ценам или привлечения дополнительной прибыли от продажи товаров по рыночным ценам.
2) Стратегия дифференциации.
Хорошим достоинством данной стратегии является ее безопасность.
Безопасность состоит в том, что потребители сохраняют устойчивую лояльность к продукции предприятия. Создание продуктов и услуг, уникальных в своем роде всегда привлекает потребителей, что и является целью стратегии дифференциации. Так как продукт уникален, предприятие может использовать повышенную (премиальную) цену. В этом и есть конкурентное преимущество, которое притормаживает другие конкурирующие предприятия. Не стоит забывать о том, что есть риск производства новых продуктов конкурентов, которые могут составить угрозу, если те будут удовлетворять потребности потребителей в той же мере. Это может нарушить устойчивую лояльность к предприятию.
Предприятия конкурентов могут начать копировать и имитировать продукт. И проблемой такого предприятия тогда станет поддержание уникальности продукта для заинтересованности потребителя. Изменение предпочтений, вкусов и запросов может так же послужить угрозой.
3) Стратегия фокусирования.
Данная стратегия сориентирована на узкую часть рынка, в отличие от стратегии лидерства низких издержек и дифференциации. Преимущество перед конкурентами можно достичь путем низких издержек на заданной части рынка, но такой продукт должен иметь свои отличительные особенности от конкурентов. Целевой сегмент и ниша определяются в зависимости от особых требований к товару, его отличных характеристик и географического положения. Индивидуальная товарная марка снижает затраты по маркетингу, распределению и рекламе, концентрируясь на прямых продажах. Создание преимущества по издержкам и фокусирования дает нужные результаты. За определенные дополнения к продукту, покупатели готовы платить большие цены, что ведет к реализации стратегии

21 и завоеванию лидерства рынка.
Российским ученым Л.Г. Раменским, различают стратегии обеспечения конкурентоспособности организации: виолентную, патиентную, коммутантную, эксплерентную (таблица 3).
Таблица 3 - Характеристики видов конкуренции по Л.Г. Раменскому
Характеристики стратегии
Стратегии патиентная эксплерентная виолентная коммутантная
Размер компании крупные, средние, мелкие средние, мелкие крупные мелкие
Тип производства специализиро- ванное, серийное эксперимен- тальное массовое, крупносерийное универсальное, мелкосерийное
Динамика развития средняя высокая высокая, средняя низкая
Ориентация на потребности относительно ограниченные, специфические инновацион- ные массовые стандартные локальные ограниченные
Устойчивость компании в рыночной среде высокая низкая высокая низкая
Уровень конкуренции низкий средний высокий средний
Факторы преимущества в конкуренции выгоды от дифференциа- ции продукта опережение в нововведениях высокая производительно сть, низкие удельные затраты гибкость
Ассортимент узкий отсутствует средний узкий
Относительная доля расходов на
НИОКР средняя высокая, преобладаю- щая высокая отсутствует или малая
Тип нововведения приспособи- тельный прорывной, кардинальный улучшающий отсутствует
Данные стратегии реализуют через функциональные маркетинговые службы, путём разработки соответствующих стратегических планов и перспектив.
Стратегии разрабатываются, основываясь не только на теорию, но и на опыт и знания разработчиков. При этом продумать стратегию до конца не возможно. Поэтому в ходе её реализации постоянно требуется ее корректировать в соответствии с меняющейся ситуацией на рынке.