Файл: Результаты сбора и обработки информации в процессе научно исследовательской работы в соответствии с поставленными задачами.pdf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 365
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
Одинаковых методов разработки стратегий нет, но исходя из существующего опыта, можно выбрать направление развития компании.
2.2. Анализа методик и методологий осуществления исследований в
рамках темы выпускной квалификационной работы
Существует множество различных методик оценки конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим самые популярные методы оценки из теории маркетинга.
Самый распространенный метод, взвешивающий внутренние и внешние процессы, влияющие на развитие компании, является SWOT- анализ. Он анализирует сильные и слабые стороны компании, а также угрозы со стороны внешней среды. SWOT: S - сильные стороны, W - слабые стороны, O - возможности, T - угрозы. Ниже представлен вариант SWOT – матрицы (таблица 4).
Таблица 4 – SWOT-матрица
Слабые стороны
Сильные стороны
Возможности использование возможностей для преодоления недостатков получение максимальной отдачи от использования возможностей
Угрозы укрепления потенциала для предотвращения внешних опасностей борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов
По анализу внутренней и внешней ситуации определяется, какие ресурсы имеет предприятие для реализации имеющихся возможностей, чтобы справиться с существующими угрозами.
Оценивая внешние факторы необходимо рассматривать следующие моменты: экономическую ситуацию в стране, развитие технологических процессов, изменится ли законодательство, социальные и демографические факторы. Оценивая внутренние факторы необходимо рассматривать следующие моменты: преимущества предприятия перед конкурентами, имеющиеся ресурсы, на какой стадии находится развитие бизнеса предприятия.
23
Следующий метод оценки конкурентоспособности, который рассмотрим, будет PEST анализ. При расшифровке названия данного метода, каждая буква является показателем определенной отрасли:
- «P» - политические (факторы политико-правового окружения предприятия);
- «E» - экономические (факторы экономического состояния рынка);
- «S» - социально – культурные (факторы экономического состояния рынка);
- «T» - технологические (факторы, характеризующие технологический прогресс в отрасли).
Рассмотрим, какие факторы включает в себя каждый показатель подробнее (таблица 5).
Таблица 5 - Составляющие факторы внешней среды PEST анализа
«P» - POLITICAL
тип управления государством;
стабильность правительства;
свобода слова и законодательства;
уровень бюрократии и коррупции;
тенденции к регулированию или дерегулированию;
законодательство в области труда и социальной помощи населению;
наиболее вероятные политические изменения на 3-5 лет.
«E» - ECONOMICAL
степень развития бизнес-структуры;
темпы роста экономики, % ставки, курс валют и уровень инфляции;
уровень безработицы, ситуация на рынке труда и стоимость труда;
степень глобализации экономики;
уровень располагаемого дохода населения;
степень развития банков;
наиболее вероятные изменения в экономике на 3-5 лет.
«S» - SOCIO-CULTURAL
численность населения,
половозрастная структура населения;
здоровье, образование, социальная мобильность;
привычки и характер поведения работников, отношение к работе;
общественное мнение, нормы поведения и ограничения;
уровень и стиль жизни;
наиболее вероятные социально- культурные изменения на 3-5 лет.
«T» - TEHNOLOGICAL
вклад технологий в развитие рынка;
развитие интернет и мобильных устройств;
активность и развитие научно- технических исследований;
степень использования, внедрения и передачи технологий;
наиболее вероятные изменения в
технологическом плане на 3-5 лет.
24
Ещё один метод оценки конкурентоспособности, это SNW-анализ, который предполагает анализ внутренней среды предприятия и отражает его нейтральные, сильные и слабые стороны. Данный метод рассматривает организационные, технические, кадровые, технологические условия работы и представляет собой результат принятия управленческих решений.
Составляющие факторы внутренней среды предприятия для проведения
SNW-анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Факторы внутренней среды для проведения SNW-анализа
Название фактора
Составляющие
Маркетинговая деятельность анализируется ценовая и ассортиментная политика, методы продвижения и рекламы продукта/услуг предприятия
Финансовые потоки предприятия анализ финансового положения предприятия
Операционная деятельность анализ управленческих методов, операций и принципов принятия решений, прохождения информации в организации
Кадровый состав и человеческие ресурсы анализ персонала, его уровня профессионализма; анализ эффективности реализации поставленных задач; мотивированность кадрового состава и его стимулирование
Корпоративная культура предприятия анализ элементов корпоративной культуры, уровня вовлеченности сотрудников в деятельность предприятия
По итогам проведенного метода вырабатывается объективная и углубленная оценка конкурентоспособности, которая может послужить основой для построения матрицы SWOT-анализа, где сравниваются факторы внутренней и внешней среды.
Перейдем к следующему методу, где проводится изучение существующих и потенциальных конкурентов. Анализ конкурентов позволяет оценить их позицию на рынке, выявить сильные и слабые стороны.
Оценивается восприятие конкурентов глазами потребителей. Анализируется рекламная деятельность конкурентов.
КФУ (ключевые факторы успеха). Для всех предприятий отрасли, это общие ключевые факторы успеха. Реализация факторов позволит открыть
25 перспективы для повышения конкурентоспособности предприятия. Не имеет особое значение, может ли реализовать предприятие сразу же эти факторы.
Задача состоит в правильном выявлении этих самых факторов, которые приведут предприятие в дальнейшем к успеху.
Методика McKinsey / GE - метод, направленный на выявление лучших рынков для предприятия. Оценивание проходит по двум критериям, таким как, конкурентоспособность продукции и привлекательность отрасли.
Матрица McKinsey поможет предприятию определить:
- в каком направлении нужно развиваться, и в каком не нужно, чтобы избежать убытков в дальнейшем;
- наиболее эффективное распределение ресурсов на предприятии;
- направления, на которые стоит сократить использование ресурсов предприятия, так как являются не привлекательными и не перспективными;
- товары, требующие особого внимания и улучшения конкурентоспособности;
- приоритетные и привлекательные товары для дальнейшего продвижения.
Модель 5 сил Портера. При помощи факторов внешней и внутренней среды предприятия, метод позволит провести оценку конкурентоспособности и стабильности бизнеса.
Метод проводит оценку возможных неблагоприятных событий, которые через какое-то время могут неблагоприятно повлиять на предприятие. Перейдём к 5 факторам, необходимых для анализа, которые и называют 5 сил Портера:
- покупатели (клиенты);
Непосредственно от покупателей зависит прибыль предприятия.
Происходит соперничество между предприятиями и только одно, способное лучше удовлетворить потребности и предпочтения потребителя, будет в приоритете. Потребители предъявляют определённые запросы и требования к продукции. Так же потребитель очень чувствителен к ценообразованию и, конечно же, обращает внимание на уровень обслуживания.
26
- поставщики (не учитываются при отсутствии);
Снабжают ресурсами необходимыми для производства. Стоимость сырья определяет конкуренцию. Если себестоимость закупки завышена и невыгодна, это приведёт к увеличению издержек производства. Особое влияние поставщиков на прибыль предприятия происходит, если ограничено количество поставщиков и ограничены объемы ресурсов.
- действующие конкуренты;
Соперники стремятся к улучшению позиций на рынке, самосовершенствуясь и развиваясь.
- новые конкуренты;
Новые технологии и продукты способны заинтересовать покупателя и повлиять на его выбор.
- товары-заменители.
Если предприятие не будет стремиться к улучшению качества продукта, что позволит получить отличие от товаров-субститутов, то пострадает прибыльность предприятия. Покупатель может найти более выгодные условия для приобретения схожего продукта.
Многоугольник конкурентоспособности. Метод позволит определить положение продукта предприятия по отношению к основным конкурентам при помощи сравнительной оценки ключевых свойств. Сравнение предприятий проводится в форме многоугольника, где наглядно будет видно все преимущества и недостатки. Характеристики изображаются векторами, направленными в разные стороны из одной точки. Значения для осей могут немного отличаться, так как каждый продукт имеет свои отличительные особенности, связанные с разными сферами производства. Примерные характеристики: цена продукта; определяющая концепция товара, услуги; уровень обслуживания при продаже; сервисное обслуживание после продажи; рынок сбыта продукции; финансы, которыми располагает предприятие; новизна продукта или опытность предприятия; уровень информационного воздействия на потребителя.
27
2.3. Анализ и интерпретация данных отечественной и зарубежной
статистики о социально-экономических процессах и явлениях,
выявление тенденций изменения социально-экономических показателей
с использованием современных технологий обработки информации
По данным Росстата, объём ВВП России за 2021 г. вырос на 4,7% и достиг 130,8 трлн руб.
В 2021 г. рост ВВП России стал самым высоким начиная с 2008 г.
Тогда был побит очередной рекорд — увеличение российской экономики составило 5,2%. После кризиса 2008–2009 гг. рост российской экономики замедлился. Кризис 2014 г. и санкции, введённые против нашей страны, заставили ВВП снизиться по итогам 2015 г. Начиная с 2016 г. российская экономика начала расти. Пик роста пришёлся на 2018 г., когда увеличение
ВВП составило 2,8%. Однако коронакризис в 2020 г. «утопил» российскую экономику на 2,7%.
В 2021 г. Росстат оценил рост российской экономики в 4,7%.
28
Рисунок 3 - Динамика ВВП России, % к предыдущему году
Рисунок 4 - ВВП России (в текущих ценах), трлн руб.
Объём ВВП России за 2021 г. составил 130,8 трлн руб. Индекс- дефлятор ВВП за 2020 год по отношению к ценам 2020 г. составил 116,4%.
29
В структуре ВВП в 2021 г. относительно 2020 г. расходы на конечное потребление сократились с 71,2% до 67,9%. Главным образом это произошло за счёт снижения расходов на госуправление, обеспечение которого сильно выросло в 2020 г. из-за антикризисных мер поддержки. В 2021 г. эти расходы снизились с 20,1% до 17,8%.
Валовое накопление снизилось с 23,6% до 22,5% за счёт сокращения доли валового накопления основного капитала с 21,6% до 20%. Это вызвано ростом инвестиционной активности предприятий.
Валовое накопление включает в себя валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей. Под валовым накоплением основного капитала подразумевается вложение резидентными единицами (предприятиями, домашними хозяйствами) средств в объекты основного капитала для формирования нового дохода в будущем при помощи использования их в производстве.
Доля чистого экспорта возросла с 5,2% до 9,6%. Изменения в структуре
ВВП России вызваны значительным ростом цен на экспортируемые топливно-энергетические товары.
30
Рисунок 5 - Структура использования ВВП, %
Ускорение годового роста ВВП в 2021 г. обусловлено не только низкой базой 2020 г., но и наращиванием доходов практически во всех отраслях экономики.
Больше остальных выросли доходы:
- в гостиничном и ресторанном бизнесе - на 24,1%,
- в сфере коммунальных услуг - на 13,8%,
- в деятельности домашних хозяйств - на 10,6%,
- в финансовом секторе - на 9,2%,
- в области культуры и спорта - на 8,4%,
- в сфере информации и связи - на 8,1%,
- торговли - 8,1%.
Основными причинами роста представленных отраслей являются:
1.
Низкая база 2020 г. Доходы резко сократились, население снизило потребление. Кроме того, ограничения, введённые из-за пандемии
31 коронавируса, серьёзно повлияли на туристический сектор, так как границы между государствами долгое время были закрыты.
2.
Восстановление потребления в 2021 г. По мере восстановления экономических процессов, снижения безработицы, роста доходов граждан, а также дополнительных соцвыплат от государства, граждане стали больше тратить. Снизилась склонность к сбережению, так как депозиты из-за низкой ключевой ставки стали менее выгодными. По мере ослабления ограничительных мер, активной вакцинации и открытия границ стала расти востребованность в туристическом секторе.
3.
Значительный рост прибылей российских компаний. В 2021 г. их чистая прибыль выросла в два раза по сравнению с показателем 2019 г.
Многим компаниям и вовсе удалось побить исторический рекорд.
Увеличение внешнего и внутреннего спроса простимулировало рост инвестиций. Компании привлекали инвестиции не только в основной капитал, но и в запасы из-за глобальных дефицитов поставок материалов, сырья и комплектующих.
4.
Увеличение спроса на услуги финансового сектора. Оживление производства поспособствовало росту спроса на услуги банков и страховых компаний.
В 2021 г. просели такие отрасли, как сельское хозяйство - на 1,3%, сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности, социальное обеспечение - на 0,1%.
На сельскохозяйственную отрасль оказал влияние низкий урожай в
2021 г. По данным Росстата, валовой сбор зерна снизился на 9,1%, производство пшеницы - на 11,5%, ячменя - на 14%.
Сектор государственного управления сократился на базе высоких показателей 2020 г., когда были направлены значительные средства на поддержку социального сектора.
Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития от 30 сентября
2021 г., по итогам 2022 г. в базовом сценарии прогнозируется рост ВВП на
32 3%, при консервативном - на 2,6%. Однако в конце февраля появилась информация о том, что Минэкономразвития решило понизить свой прогноз по росту ВВП России в 2022 г. с 3% до 2,8%. Причиной названы более высокие темпы роста российской экономики по результатам 2021 г., чем они прогнозировались ранее. Согласно прогнозным данным Банка России, рост
ВВП России в последующие несколько лет немного замедлится. По итогам
2022 г. прогнозируется ускорение российской экономики на 2–3%, в 2023 г. - на 1,5–2,5%, в 2024 г. - на 2–3%.
Хотя пандемия коронавируса идёт на спад и ограничительные меры постепенно снимаются, Россия столкнулась с новыми рисками и препятствиями в виде санкций и сложной геополитической ситуации.
33
1 2 3