Файл: Влияние сми на формирование общественного мнения в ходе избирательной кампании.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 470
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выборах Президента Российской Федерации» днем голосования на выборах
Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в
котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был
избран Президент Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации предыдущего созыва (этот срок исчисляется со дня её избрания).
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» днем голосования на выборах в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в
котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов
указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации очередного созыва, – день голосования на указанных
выборах.
Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100
дней и не позднее чем а 90 дней до дня голосования.
Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней
до дня голосования. При назначении досрочных выборов указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через
пять дней со дня его принятия.
Основные этапы избирательной кампании:
Период от официального опубликования решения о назначении
выборов до дня голосования можно разделить на два больших этапа: этап выдвижения и регистрации кандидатов
(списков кандидатов) и этап
предвыборной агитации.
Это деление довольно условное. Во-первых, в соответствии с законом,
агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка
кандидатов, то есть предвыборная агитация проводится и в период
выдвижения и регистрации кандидатов. Во-вторых, регистрация разных
кандидатов (списков кандидатов) может быть завершена в разное время.
Тем не менее, такое деление на этапы имеет определенный смысл, поскольку на первом этапе основное внимание всех участников избирательной кампании сосредоточено на вопросах выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов), а на втором этапе, когда определяется круг конкурентов, – на вопросах предвыборной агитации.
Следует также отметить также, что в соответствии с пунктом 2 статьи
49 ФЗ «Об основных гарантиях…» предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования, и это в значительной степени совпадает с началом второго этапа (дата окончания регистрации кандидатов и списков кандидатов определяется законом о конкретных выборах, но чаще
всего это происходит примерно за месяц до дня голосования).
Предвыборная агитация прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Последний день перед днем голосования используется для подготовки к организации голосования.
В день голосования происходит голосование избирателей, затем начинается подсчет голосов на избирательном участке, который может занять также начало следующего дня. Далее в течение нескольких дней подводятся итоги голосования и определяются результаты выборов, затем
регистрируются избранные лица.
Последний этап избирательной кампании- составление итоговых финансовых отчетов кандидатами, избирательными объединениями и избирательными комиссиями.
Роль СМИ в избирательной кампании:
Каждый вид СМИ имеет свои коммуникативные особенности, обуславливающие степень активности их использования в избирательных кампаниях.
Специфика печати обуславливается фиксацией информации на бумажном носителе. Это, в свою очередь, определяет ряд важнейших свойств этой подсистемы СМИ с точки зрения взаимодействия с аудиторией:
И тем не менее, появление статьи кандидата или статьи о кандидате в газете и тем более в центральной, несомненно, является дополнительным бонусом в борьбе за голоса избирателей. В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые, «вперед смотрящие» политики, заранее обзаводятся такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно «выстреливают» в нужных направлениях. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных предвыборных газет.
Специфика радиовещания (лат. radiare «излучать, испускать лучи») заключается в том, что носителем информации является только звук. В этой связи можно выделить следующие «плюсы» данной подсистемы СМИ:
Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства:
Важнейшие свойства телевидения как подсистемы СМИ:
И тем не менее, телевидение сегодня является самым мощным средством воздействия на избирателей. Недаром современные выборы часто называют телевыборами. Первым президентом, который использовал телевидение, был Рузвельт, это произошло еще в 1936 году. В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления о нем влиятельных лиц, и теледебаты, и прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие.
Часто именно от работы на телевидении решается исход выборов. Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс-секретарей, режиссеров, их искусство владения «телевизионным окружением» позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства, вложенные в телевидение. Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред ничего не подозревающему кандидату. На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление.
Важнейшие свойства сетевых СМИ, которые качественно выделяют его среди традиционных СМИ:
Благодаря перечисленным уникальным свойствам Интернет-СМИ, журналисты могут:
Интернет сегодня является полноправным участником предвыборной агитации. До недавнего времени присутствие кандидатов в сети Интернет на период избирательной кампании ограничивалось «сайтом-визиткой». В настоящее время кандидаты активно используют весь арсенал интернет-средств – социальные сети, блоги, форумы и пр.
Формы участия СМИ в избирательных кампаниях:
Анализ новейшего избирательного законодательства позволяет различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором – как самостоятельный институт демократии. Причем обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой – ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.
Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ: а) избирательными комиссиями, б) органами местного самоуправления, в) кандидатами, избирательными объединениями и блоками и т.д.
По содержанию формы использования СМИ можно подразделить на следующие группы: а) информирование, б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.
Функции СМИ в избирательных кампаниях
Основными функциями СМИ в электоральном процессе можно назвать следующие:
Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в
котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был
избран Президент Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации предыдущего созыва (этот срок исчисляется со дня её избрания).
В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» днем голосования на выборах в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в
котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов
указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации очередного созыва, – день голосования на указанных
выборах.
Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100
дней и не позднее чем а 90 дней до дня голосования.
Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней
до дня голосования. При назначении досрочных выборов указанные сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через
пять дней со дня его принятия.
Основные этапы избирательной кампании:
Период от официального опубликования решения о назначении
выборов до дня голосования можно разделить на два больших этапа: этап выдвижения и регистрации кандидатов
(списков кандидатов) и этап
предвыборной агитации.
Это деление довольно условное. Во-первых, в соответствии с законом,
агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка
кандидатов, то есть предвыборная агитация проводится и в период
выдвижения и регистрации кандидатов. Во-вторых, регистрация разных
кандидатов (списков кандидатов) может быть завершена в разное время.
Тем не менее, такое деление на этапы имеет определенный смысл, поскольку на первом этапе основное внимание всех участников избирательной кампании сосредоточено на вопросах выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов), а на втором этапе, когда определяется круг конкурентов, – на вопросах предвыборной агитации.
Следует также отметить также, что в соответствии с пунктом 2 статьи
49 ФЗ «Об основных гарантиях…» предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования, и это в значительной степени совпадает с началом второго этапа (дата окончания регистрации кандидатов и списков кандидатов определяется законом о конкретных выборах, но чаще
всего это происходит примерно за месяц до дня голосования).
Предвыборная агитация прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Последний день перед днем голосования используется для подготовки к организации голосования.
В день голосования происходит голосование избирателей, затем начинается подсчет голосов на избирательном участке, который может занять также начало следующего дня. Далее в течение нескольких дней подводятся итоги голосования и определяются результаты выборов, затем
регистрируются избранные лица.
Последний этап избирательной кампании- составление итоговых финансовых отчетов кандидатами, избирательными объединениями и избирательными комиссиями.
Роль СМИ в избирательной кампании:
-
повышение информированности электората об идеологии избирательных кампаний и политических приоритетов ее субъектов; -
корректировка идеологических позиций самих избирателей; -
изменение в оценке электоратом тех или иных идеологических моделей, предлагаемых субъектом и избирательного процесса; -
углубление понимания электоратом идеологических проблем, имеющих место в рамках конкретной кампании; -
формирование решения части электората – участвовать или не участвовать в избирательной кампании в целом и в процессе голосования в частности.
Каждый вид СМИ имеет свои коммуникативные особенности, обуславливающие степень активности их использования в избирательных кампаниях.
Специфика печати обуславливается фиксацией информации на бумажном носителе. Это, в свою очередь, определяет ряд важнейших свойств этой подсистемы СМИ с точки зрения взаимодействия с аудиторией:
-
возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений (благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.); -
возможность «отложенного чтения»; -
автономность (легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время); -
свобода при контакте с печатными изданиями (можно обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях и пр.);. -
большая, чем на радио и телевидении, аналитичность текстов (в результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя).
И тем не менее, появление статьи кандидата или статьи о кандидате в газете и тем более в центральной, несомненно, является дополнительным бонусом в борьбе за голоса избирателей. В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые, «вперед смотрящие» политики, заранее обзаводятся такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно «выстреливают» в нужных направлениях. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных предвыборных газет.
Специфика радиовещания (лат. radiare «излучать, испускать лучи») заключается в том, что носителем информации является только звук. В этой связи можно выделить следующие «плюсы» данной подсистемы СМИ:
-
возможность мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния; -
возможность передачи звука всех типов – звучащей речи, музыки, шумов; -
вневизуальность.
Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства:
-
принудительность восприятия информации -
при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия при широком распространении легкодоступной и простой в обращении радиотехники, прежде всего переносной транзисторной. Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации; -
при наличии множества каналов радиовещания слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих. Считается, что в рамках избирательной кампании радио наиболее эффективно использовать для распространения агитационных материалов, направленных на пенсионеров и домохозяек, а также вахтеров и представителей других профессий, которые во время работы не выключают радио.
Важнейшие свойства телевидения как подсистемы СМИ:
-
оперативность; -
возможность одновременно передавать и звуковую, и видеоинформацию; -
«эффект присутствия» благодаря наличию «картинки»; -
хотя в совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще всего семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство, которое требует от журналиста умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности.
И тем не менее, телевидение сегодня является самым мощным средством воздействия на избирателей. Недаром современные выборы часто называют телевыборами. Первым президентом, который использовал телевидение, был Рузвельт, это произошло еще в 1936 году. В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления о нем влиятельных лиц, и теледебаты, и прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие.
Часто именно от работы на телевидении решается исход выборов. Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс-секретарей, режиссеров, их искусство владения «телевизионным окружением» позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства, вложенные в телевидение. Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред ничего не подозревающему кандидату. На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление.
Важнейшие свойства сетевых СМИ, которые качественно выделяют его среди традиционных СМИ:
-
Гипертекстуальность. -
Мультимедийность. -
Интерактивность.
Благодаря перечисленным уникальным свойствам Интернет-СМИ, журналисты могут:
-
расширить не только объемы информации, но и ее содержание; -
выразить смысл послания с помощью разных кодов общения; -
использовать для «работы» с аудиторией разнообразные формы общения, предоставить ей более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене.
Интернет сегодня является полноправным участником предвыборной агитации. До недавнего времени присутствие кандидатов в сети Интернет на период избирательной кампании ограничивалось «сайтом-визиткой». В настоящее время кандидаты активно используют весь арсенал интернет-средств – социальные сети, блоги, форумы и пр.
Формы участия СМИ в избирательных кампаниях:
Анализ новейшего избирательного законодательства позволяет различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором – как самостоятельный институт демократии. Причем обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой – ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.
Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ: а) избирательными комиссиями, б) органами местного самоуправления, в) кандидатами, избирательными объединениями и блоками и т.д.
По содержанию формы использования СМИ можно подразделить на следующие группы: а) информирование, б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.
Функции СМИ в избирательных кампаниях
Основными функциями СМИ в электоральном процессе можно назвать следующие:
-
коммуникативная функция – обуславливает процесс извлечения, переработки и передачи социально значимой информации, осуществляемый в формате электорального процесса; -
информационно-познавательная функция – СМИ обеспечивают решение задач распространения сведений и сообщений, касающихся выборной кампании (предоставляют возможность следить за тем, что происходит в процессе выборов и формируют электоральные предпочтения людей); -
ценностно-ориентирующая функция – СМИ способны оказать влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации электората, на сознание избирателей, их идеалы и стремления, включая мотивацию электорального поведения; -
электорально-организационная функция – связана с выполнением задач, адекватных организационной структуре и содержанию деятельности СМИ в электоральном процессе; -
психически-регулятивная функция – СМИ способствует формированию поведенческих стимулов избирателя в соответствии с его внутренним психическим состоянием; помещает сообщения в доступные для электората, но разнообразные смысловые рамки, задающие направленность его мышления и поведения в период выборной кампании; -
функция формирования общественного мнения – массмедиа создают представление и понимание ситуации в процессе подготовки и проведения выборов, обуславливают политические пристрастия электората.