Файл: Влияние сми на формирование общественного мнения в ходе избирательной кампании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 472

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конституция РФ устанавливает определённые ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Российские печатные СМИ отличаются тем, что они независимы не столько юридически, сколько в социальном плане (от читателей): издания практически полностью не реагируют на письма читателей, не поддерживают «обратной связи» с ними, не изучают оценку читателями своей деятельности, не стремятся удовлетворить читательские информационные потребности, предлагая лишь своё видение печатных полос и сюжетов, излагаемых в публикациях журналистов.

Система СМК

Все конкретные разновидности средств массовой информации, которые были перечислены выше, в своей совокупности образуют единую систему СМК. Структурно эта система распадается на три базовые группы:

  • Печатная пресса (газеты, журналы…)

  • Аудиовизуальные СМК (радио, телевидение…)

  • Информационные службы (новостные агентства, пресс-службы…)

Выделяется также вопрос о роли и статусе Интернета. Существуют различные мнения на этот счёт: иногда журналистика в киберпространстве характеризуется как соответствующая признакам СМК, иногда — как несоответствующая. Исследователи обращают внимание на ряд факторов, в том числе на отсутствие законодательного отнесения Интернета к «средствам массовой информации», а также консервативность сетевых версий СМК: характер взаимодействия читателя со средством массовой коммуникации как таковой не меняется — просто совершенствуется способ доступа к нему. В результате Интернет обычно рассматривается в российских исследованиях, ориентированных на сохранение в РФ сложившейся системы массового духовного воздействия, не как особое СМК со своей уникальной природой, а как разновидность уже сформированной информационной среды, которую в плане её воспроизводства должен использовать каждый, в том числе редакции средств массовой коммуникации.

Считается, что средства массовой информации формируют медиа культуру, оказывая поведенческое и интеллектуальное влияние на культуру отдельно взятых людей.

  • Манипуляция массовым сознанием

  • Теория установления повестки дня


В политической системе СМИ приравнивают к разновидности власти, которая имеет широкие возможности для воздействия на людей, может влиять на их поведение и формировать ценности. Именно в этом ключе СМИ называют «четвертой властью».

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.
Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

  • сокрытие информации;

  • изменение фактов;

  • распространение ложных сведений;

  • использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

  • выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

  • Отсутствие монополизации при освещении событий.

  • Снижение контроля государства.

  • Гласность.

  • Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 14.07.2022) "О средствах массовой информации"

Статья 3. Недопустимость цензуры


  • Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

  • Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации


Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

  • Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в томчисле иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

  • Запрещается распространение в средствах массовой информации, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента.

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

  • затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

  • упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

  • включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

  • подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

  • приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.


Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

2.2. Способы работы СМИ в избирательных целях

Современную политику невозможно представить без средств массовой информации. СМИ как средства коммуникации и информации необходимы для функционирования политической системы и представляют ее очень важный, динамичный элемент - информационно-коммуникативную подсистему.

Особая политическая роль СМИ являющихся субъектом демократического процесса, резко усиливается в период подготовки и проведения выборов органов власти. Потому что именно в этот период особенно актуальным становится общий для свободных стран демократический принцип. Это весьма специфическая сфера деятельности СМИ, где они выполняют одновременно несколько функций. Они служат каналом информирования избирателей, средством предвыборной агитации и инструментом гражданского контроля.

Время выборов - серьезное испытание как для населения, так и для средств массовой информации Средства массовой информации, как государственные, так и частные, государственные и независимые, печатные и электронные всегда играют ведущую роль в формировании общественного мнения. СМИ активно участвуют в проведении выборов, а точнее - предвыборной агитации.

Опыт новейшей политической истории показывает, что СМИ сегодня обладают всеми техническими и идеологическими возможностями, чтобы служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости; способствовать и помогать компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. И от того, какую позицию в этом непростом вопросе займут СМИ, во многом зависит будущее общества.

При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг. во втором - как самостоятельный институт демократии. Причем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой - ее участие в политическом процессе, в конечном счете, является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

Роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д. Роль СМИ состоит в том. чтобы помочь гражданам интегрироваться в процесс формирования органов власти, обрести и реализовать навыки открытой политической борьбы. Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию.

Говоря о возможностях политического влияния СМИ. Следует иметь в виду, что влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что, в свою очередь, позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основными этапами информационного процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть. Непосредственное обладание такой властью - прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их. а также комментируют и распространяют их. Соответственно, средства массовых коммуникаций, являясь основным источником, из которого граждане берут всю необходимую информацию, должны помогать своему потребителю анализировать происходящее, раскрывая и объясняя причины общественных изменении, ибо для устойчивого развития демократических обществ необходимо, чтобы все граждане были вовлечены в политику, и чтобы их участие в политической жизни было основано на информированности, результатах анализа и понимания причин, по которым такое участие необходимо.

СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований. Однако нельзя не учитывать огромные возможности СМИ в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения

о том или ином событии, человеке, явлении.

Если говорить в общих чертах о материалах, которые печатаются на страницах прессы во время выборов, то их можно разделить на два типа:

1.Освещение при прямом доступе кандидата к СМИ.

Это встречи, выступления, дебаты кандидатов и их интервью в формате круглого стола, которые становятся всё более популярными. К ним можно отнести телеочерки, радиовыступления, печатную продукцию в периодических изданиях. Также публикации, в которых журналисты освещают жизнедеятельность, общественную активность, рекламируют и преподносят образ кандидата с позитивной стороны:

  • показывают его победителем на трудовом поприще,

человеком, который умеет работать и вести за собой массу:

  • демонстрируют, что его личные оценки происходящих событий соответствуют политической обстановке в современных реалиях и близки идеям основных групп избирателей;

  • отмечают его способность к лидерству, политическую зрелость и готовность к благотворительности, к оказанию помощи малоимущим слоям населения.

2.Скрытое информирование и просвещение избирателей.

К этому типу можно отнести публикации так называемой «скрытой рекламы» той или иной партии, а также кандидатов. Через их призму, кандидаты и партии (не называя себя) продвигали свои программы, предлагали пути решения, а иногда опосредованно критиковали своих соперников. Такие материалы создавали образ непредвзятости, однако выполняли четкую цель - привлечение избирателя на свою сторону. Для победы на выборах все кандидаты и партии выбирают разные стратегии. Особенно ярко это отражается на партийной прессе.

Следует отметить, что роль средств массовой информации в избирательном процессе двояка: во-первых, СМИ являются каналом информирования избирателей о ходе подготовки и проведения избирательных мероприятий; во-вторых, СМИ являются важнейшим инструментом предвыборной агитации кандидатов в депутаты. Помимо этого, представители средств массовой информации, наряду с наблюдателями, доверенными лицами и представителями избирательных штабов, должны обеспечивать прозрачность выборного процесса и информировать население о результатах голосования.

Особая роль в политической борьбе сейчасотводится телевидению. Дороговизна печатных изданий сделала телевидение одним из самых доступных источников получения политической информации для широких слоев общества. Особенно это касается наиболее отдаленных уголков нашей страны, куда пресса попадает с большим опозданием.

Влияние телевидения на ход предвыборных кампаний просто трудно переоценить. Изменились и стали более изощренными технологии телевизионного процесса при работе с кандидатами.

Эффективность использования СМИ в избирательном процессе определяется, с одной стороны, умением использовать политические технологии в правовых рамках, а с другой стороны, потенциальной возможностью воздействия СМИ на избирателей.

Глава III. Практическая часть проектно-исследовательской части работы.

3.1. Методическая часть проектно-исследовательской части работы

В своем проекте я решил создать сайт для предвыборого опроса в президенты гимназии, который бы четко дал понять, кто станет президентом. Выбрать я решил онлайн-конструктор Onebussines от Альфа банка и Билайна для разработки, а не стандартный конструктор в виде приложения, ввиду того, что онлайн-конструкторы в разы проще осваиваются, хоть и имеют меньший функционал. Этот конструктор мне пришел по душе в связи с его простотой, эргономичностью, минималистичностью. На начальном этапе проекта я планировал пользоваться другим конструктором, но в связи с нынешней ситуацией в стране многие зарубежные онлайн-кострукторы закрылись, и мне пришлось искать что-то отечественное.

Свой сайт я начал с разработки превью-страницы, на которой мы можем увидеть текст «Предвыборный опрос МОУ Ликино-Дулёвской гимназии», кнопка с переходом на официальную группу МОУ Ликино-Дулеской гимназии ВКонтакте и кнопку перехода на 2 страницу сайта с надписью «Перейти к кандидатам». На заднем фоне расположена фотография МОУ Ликино-Дулевской гимназии с фасада, слегка легка размытую.

На 2 странице мы можем наблюдать надпись «Кандидаты в президенты», фотографии каждого кандидата, их информацию о себе и предвыборную программу каждого. Ниже расположена кнопка перехода на 3 страницу с надписью «Пройти опрос», расположение МОУ Ликино-Дулёвской гимназии на карте и информацию о создателе сайта с годом опубликования. На заднем плане мы видим градиент из белых тонов, а на месте создателя года и карты – черный фон.

Страница 3 представляет из себя кнопку с переходом на опрос в котором было несколько вопросов и ответов на них.

Ниже на этой странице можно увидеть год и создателя сайта на черном фоне, а на блоке с кнопкой голосования фоном является МОУ Ликино-Дулёвская гимназия сфотографированная на квадроктоптер сверху.

Позже я провел анонимный опрос в 11 классе, дабы убедиться, что голоса с сайта совпадают с реальностью.

Для того, чтобы проанализировать голоса мне пришлось анализировать каждый ipадрес проголосовавшего, дату и время отправки голоса и основываться на общее число проголосовавших из какого-либо класса. В связи с тем, что я обрабатывал каждый голос вручную, мне было не очень просто, стоило бы сделать вывод на аналитику в Google формы, но этого мне к сожалению сделать не удалось.

Мой сайт сформирован, прошел все испытания и выдержал нагрузку.

Ссылка на сайт- https://s671292.see.ru/



3.2. Апробация проектно-исследовательской части работы
Разработанный мною сайт был опубликован двое суток, в это время учащиеся могли ознакомиться с кандидатами, их предвыборными программами и пройти опрос, который покажет кандидата с наибольшей вероятностью на победу.

Сайт работал в стабильном режиме, нигде не зависал, все было быстро и без проблем, как и предполагалось.

За эти 2 дня мы получили 115 голосов, 60 из которых оказались накрученными, а только 55 реальными. Накрутку мы выявляли, как раньше было подмечено по ip адресу, пунктам за которые голосовал избиратель, количеству учащихся в классах, дате и времени голоса.

На приведенных мною в приложении таблицах мы можем увидеть, что Александрова Олеся получила 33 реальных голоса, примерно 40 голосов в ее пользу были накручены, но они были отсеяны. Береснев Андрей получил 19 реальных голосов, в его пользу было накручено примерно 15 голосов, но они были аннулированы. Убираева София же получила всего лишь 4 реальных голоса и примерно 5 голосов в ее пользу оказались накрученными.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что сайт справился с поставленной для него целью, сам определил фейковые голоса, с учетом ipадреса и с моей помощью вывел реальные. Сайт считаю успешным, если слегка доработать функционал, дизайн, вывод статистики в автоматическом режиме, то этот сайт может стать настоящей площадкой для голосования.

Дабы подтвердить реальность результатов с моего сайта, я провел опрос среди учеников 11А класса, который содержал такие вопросы:

  1. Принимали ли вы участие в предвыборном онлайн опросе?

  2. Какой по вашему мнению кандидат победит?

  3. Считаете ли вы необходимым перейти на электронное голосование?

Опрос показал то, что количество проголосовавших на бумажном носителе, подтвердилось и на электронном опросе. В 11А классе всего 14 человек, в онлайн опросе за Береснева Андрея проголосовали 11 человек, а в письменном опросе - 14 человек, то есть 3 человека не проголосовало на сайте. Онлайн-опрос подтвердился полностью, т.к. все 11 одиннадцатиклассников проголосовали именно за меня, то есть мой класс поддержал меня целиком, и голосов за других кандидатов не было от него.

Составление статистики оказалось довольно сложным, для более удобного и наглядного примера я внес все результаты в графики, которые были созданы в Microsoft excel.
Заключение

В заключение хочу сказать, то что в моей работе было продемонстрировано влияние СМИ на избирательную систему Российской Федерации.

В своей работе я рассмотрел избирательную кампанию и ее основы. Смог лучше изучить взаимодействие СМИ с избирательной кампанией. Проанализировал политический процесс РФ и методы влияния СМИ на общественное сознание людей. Провел исследование на школьных выборах и выявил определенные закономерности: СМИ даже на школьном уровне увеличивает количество избирателей; избирательная компания, которая Основывается на современном СМИ – более продуктивна; альтернативное голосование (дистанционное) также стимулирует людей проявлять активное право избирателя. Сделал выводы по проведенному исследованию. Подготовил презентацию проекта.

Мой проектный продукт – сайт электронного опроса обладает определенными достоинствами:

  1. Простота голосования

  2. Мобильность (возможность проголосовать из любой точки мира)

  3. Конфиденциальность (тайна голосования)

  4. Возможность подачи любой информации (предвыборные программы кандидатов)

Но я бы хотел обратить внимание и на недостатки этого продукта:

  1. Зависимость от гаджетов

  2. Сложность апробации

  3. Время затрата (организационного момента)

  4. «Честность голосования»

Электронная система является будущим для избирательной системы РФ, она сочетает в себе множество полезных качеств, помогая людям преодолевать внешние ограничения: инвалидность, нахождение в другом регионе РФ, и т.д., но ее развитие может привезти в тупик., т.к. проблема которую надо решить очень сильно влияет на результат данного проекта .

При апробации в собственном классе я не столкнулся с проблемой фейков, но в других классах это присутствовало, поэтому в отличии от бумажной, надо было отсеивать ненужные голоса, программа мне помогла, но все равно каждый надо было проверять лично (проблема- время затраты). Основная проблема заключалась тайности голосования, в случае, если ты делаешь голосование тайным, то возникает проблема с фейками, но в случае, если ты увеличиваешь защиту, то тайность голосования стремится к нулю.

Данный проект позволил понять Избирательную систему, получить новые знания и начать разбираться в этой сфере лучше.

Список литературы

  1. Википедия- Средства массовой информации

  2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 ( ред. От 14.07.2022) «О средствах массовой информации»; 27 декабря 1991 года N 2124-1

  3. Конституция РФ

  4. МИНОБРНАУКИ РОССИИ

  5. Особенности освещения избирательных компаний

  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П.

  7. Роль СМИ в проведении выборов; Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»; Комилова Зилола

  8. Указ Президента РФ от 02.09.2003 № 1030 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва».

  9. Федеральный закон от 04.07.2003 № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие». Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П.в референдуме граждан Российской Федерации”».

Информационные источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_массовой_информации

  2. https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-27121991-n-2124-1-o/

  3. http://kremlin.ru/acts/constitution

  4. https://swsu.ru/structura/up/flmk/kip/folder4/Lagutina(SMI).pdf

  5. https://studme.org/341689/pravo/osobennosti_osvescheniya_izbiratelnyh_kampaniy

  6. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44858/#:
:text=Постановление%20Конституционного%20Суда%20РФ%20от,К.А.%20Катаняна%20и%20К.С.%20Рожкова%22


  • https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-provedenii-vyborov

  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/19919

  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/19675


    Приложение







    1   2