Файл: Развитие общения детей 67 лет со сверстниками средствами сюжетноролевой игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наибольший интерес в этом отношении представляет для нас теория общения, представленная М.И. Лисиной. Автор исходит из субъект-субъектной парадигмы, рассматривает общение как психологическую категорию, интерпретирует его как деятельность [11]. И рассматривает как равнозначные понятия относительно коммуникативной деятельности. Согласно данному подходу, М.И. Лисина выделяет следующие структурные компоненты общения (коммуникативной деятельности):

- цель общения - налаживание отношений и достижение общего результата;

- предмет общения — партнер по общению как субъект;

- мотивы общения - то, ради чего предпринимается общение;

- средства общения - операции, с помощью которых осуществляется действие общения;

- продукт общения

- образования материального и духовного характера, создающиеся в общении [11].

Наиболее широкое распространение получила точка зрения, в основе которой лежит понимание общения как коммуникативной деятельности. Такая точка зрения сложилась не сразу и получила широкое развитие в трудах Г. М. Андреева, А.А. Бодалева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина. «Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека».

Таким образом, общение это сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга
1.2.Развитие общения в онтогенезе

Человек – существо социальное, и развитие его осуществляется через общение. С момента рождения человек оказывается включенным в систему межличностных отношений. «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно быть человеком в общении с людьми»[11]. В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности
, разработанной М.И. Лисиной (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).

Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка существует тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с общей жизнедеятельностью ребенка. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.).

Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. В связи с этим рассмотрим основные этапы развития общения в онтогенезе детей дошкольного возраста, которые представлены в таблице 1:

Таблица 1. – Развитие общения в онтогенезе детей дошкольного возраста

Возраст

Содержание общения

Форма общения (по М. И. Лисиной)

от рождения до 2—3 месяцев

контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения — примитивная мимика и элементарная жестикуляция.

эмоционально – практическая (2-4-й годы жизни ребенка)

от 2—3 месяцев до 8—10 месяцев

начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.

от 8—10 месяцев примерно до 1,5 года

возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения

от 1,5 года до 3 лет

появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения

от 3 до 6—7 лет

становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.

–деловая (4-6 лет)

–внеситуативно – деловая (6-7 лет).



Таким образом, исследования М.И. Лисиной, ее учеников показали, что в дошкольном возрасте общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности [11]. В результате чего у ребёнка формируются сначала коммуникативные умения, которые затем перерастают в коммуникативные навыки.

Л.Н. Галигузова [5], А.Г. Рузская [22], Е.О. Смирнова[25] и др.изучали ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М.И. Лисиной[33].

По данным Л.Н. Галигузовой [5], уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в коммуникативной деятельности со сверстником. Действия сверстника, его оценка в глазах взрослых не оказывают влияния на формирование мнения о нем трехлетнего ребенка. Кроме того, для трехлетнего ребенка свойственно легкое решение проблем в пользу другого: в случае необходимости он может уступить очередь в игре, отдать свои вещи (чаще это происходит по отношению ко взрослым, родителям). Все это свидетельствует о незначительной роли сверстника в жизни трехлетнего ребенка. В этом возрасте дети легко перенимают эмоциональное состояние сверстника, что говорит об их общности, обнаружении одинаковых качеств, действий или предметов. Ребенок, видя в сверстнике свое социальное отражение, может конкретизировать самого себя и выделять в себе определенные свойства. Однако характер такой общности больше внешний, ситуативный [9].

Значительные изменения в общении со сверстниками у ребенка наступают в середине дошкольного возраста, предположительно в возрасте 4-5 лет. В этот период в процессе взаимодействия между сверстниками наблюдается высокая эмоциональная вовлеченность. Это проявляется в оценке ребенком действий сверстников, пристальном и ревнивом наблюдении за ними. Обостряется эмоциональная реакция ребенка на критику со стороны взрослого. Ребенок может испытывать радость при неудаче сверстника и, наоборот, испытывать огорчение, видя успехи другого ребенка. В этом периоде характерно увеличение детских конфликтов, возникновение следующих детских реакций: зависти, ревности, обиды по отношению к сверстнику [25].

Все это обуславливает глубокую качественную перестройку в отношениях ребенка со сверстниками, суть которой состоит в том, что самооценка ребенка формируется посредством деятельности другого ребенка. Теперь другой ребенок – предмет регулярного сравнения с собой. И это сравнение уже направлено не на выявление общности, как у трехлетних детей, а на противопоставление себя другому, что указывает, в первую очередь, на изменение самосознания ребенка.


К старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый [28].

Е. О. Смирнова в своих работах показала, что важное изменение, которое происходит во взаимодействии со сверстниками на пятом – шестом году жизни заключается в том, что сверстники становятся более притягательными, чем взрослые. Дети предпочитают играть с другими детьми по принципу «общее дело – игра». При этом дети проявляют следующие коммуникативные умения и навыки: учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. В этом же возрасте значимым для дошкольника становится потребность в признании и уважении со стороны сверстника Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров [22].

Т. А Репина показала, что к 7 годам у детей существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети проявляют следующие способности: рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. Дети могут долго просто осуществлять коммуникативный акт (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий [18].

Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого [52].

Т. А. Репина выявила, что к старшему возрасту число конфликтов снижается, ребенку становится важнее играть вместе, чем утверждаться в глазах сверстников. Дети начинают проявлять коммуникативные умения и навыки на более высоком организационном уровне: научаются согласовывать свои действия со сверстниками, соотносят свое поведение с общественными нормами поведения. Ребенок, у которого низкий уровень коммуникативных навыков, как правило, изгоняется из игры и становится «непринятым» [18].

По мнению М.А.Поваляевой общение, которое должно сформироваться к старшему дошкольному возрасту это:


–слушать и понимать речь;

–строить общение с учётом ситуации;

–вести диалог;

– лёгко входить в контакт с детьми и взрослыми;

– ясно и последовательно выражать свои мыслей;

– использовать формы речевого этикета [22].

Таким образом, исследования М.И. Лисиной, ее учеников показали, что в дошкольном возрасте общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности. Зарождение и становление общения происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка (Г.А. Репина, Т.А. Серебрякова, Р.Б. Стеркина и др.).