Файл: Развитие общения детей 67 лет со сверстниками средствами сюжетноролевой игры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В поведении детей нами были отмечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности, дети старались прислушиваться к мнению других, согласовывать свои действия.
Мы понимали, что опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в их выполнении. Поэтому старались, увидев, например, назревающий конфликт между детьми обращаться к ним: «Я думаю вам не надо напоминать о правиле, как поступают друзья». Это позволяло детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам.
К сожалению, на этом этапе, задачи решались только при руководящей роли взрослого. Если взрослый выходил из игры, то большинство дошкольников увлекала собственная игровая деятельность, возникали конфликты и взаимодействие прекращалось.
Нам было важно, чтобы игра сохранялась и без руководства взрослого, поэтому при реализации третьего этапа «Я самый дружный» мы учили детей играть дружно, без руководящей роли взрослого, используя тот опыт, который был накоплен детьми на предыдущих этапах
На данном этапе мы ставили следующие задачи для формирования позитивных межличностных отношений:
-
формирование доброжелательного отношения к сверстникам в условиях совместной деятельности детей; -
формирование у ребенка умения проявлять гуманное отношение к сверстнику в соответствии со складывающейся ситуацией; -
формирование у ребенка отзывчивости на конкретную ситуацию эмоционального неблагополучия; -
развивать сочувствие к сверстнику, способность проникать в его эмоциональное состояние.
Для реализации этой цели мы применили ряд приёмов.
Так, чтобы дети бесконфликтно могли распределить роли без помощи взрослого, но при этом, чтобы в игре были все желающие участвовать, ввели правило распределять их при помощи считалок.
Учитывая большое значение подражания в воспитании детей, мы ввели приём параллельной игры (автор Н.Ф.Тарловская): вводили две одинаковые роли. Например, два врача, два капитана, два контролёра. Учитывая игры, которые мы проводили «Путешествие», «Спасатели», такой прием выглядит естественно. Применяя этот приём, мы добились того, что, во-первых, в игре участвуют все желающие, во-вторых, дети, с более низким уровнем игровых навыков, таким образом, обогащали своё ролевое взаимодействие.
Последующие наблюдения за детьми показали, что в совместных играх детей исчезла жестокость, грубость, неуважение; появилось желание конструктивно решать конфликтные ситуации, прислушиваться к мнению друг друга.
По окончании работы нами был проведено повторное исследование. Её результаты представлены в параграфе 3.4.
3.4. Выявление эффективности проведенной работы
Целью повторного исследования являлась оценка эффективности проведенной работы.
Для изучения изменений, произошедших в уровне развития общения у детей 6-7 лет, мы использовали те же методики.
Количественные результаты по методике «Беседа с детьми о нормах и правилах поведения» представлены в таблице 8 .
Таблица 8. – Уровни знаний детей 6-7 лет о нормах поведения и формах и правилах общения со сверстниками в разных видах деятельности
Этап | Высокий | Средний | Низкий |
До | 2 детей | 16 детей | 2 ребенка |
После | 10 детей | 10 детей | 0 детей |
Результаты анализа по методике «Беседа с детьми о нормах и правилах поведения» показала, что у детей увеличились знания детей о нормах поведения и использование в общении форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь). Об этом свидетельствуют результаты диагностики. На высоком уровне находится 10 детей (ранее 2), на среднем уровне 10 детей (ранее 16), на низком 0 (ранее 2).
Количественные результаты по методике одномоментных срезов структуры группы во время самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей и повседневной деятельности детей отражены в таблице 9.
Таблица 9 – Особенности общения у детей 6-7 лет со сверстниками в процессе одномоментных срезов структуры группы во время самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей и повседневной деятельности
Уровни Показатели | Высокий | Средний | Низкий |
инициативность | 18 | 2 | 0 |
чувствительность к воздействиям сверстника | 14 | 6 | 0 |
преобладающий эмоциональный фон | 14 | 6 | 0 |
избирательность общения | 12 | 7 | 1 |
широта круга общения | 12 | 8 | 0 |
Анализ полученных данных по результатам проведения одномоментных срезов свидетельствуют о том, что интерес к общению у детей с низким и средним уровнем стал более устойчивым, дети стали чаще принимать участие в игре, предлагать совместную игру сверстникам. Ребята стали больше проявлять инициативность в общении. Результаты также показывают, что качественные изменения затронули чувствительность к сверстникам. После реализации комплекса сюжетно-ролевых игр у 14 дошкольников наблюдается высокий уровень чувствительности к сверстникам. Это означает, что дошкольники стали проявлять интерес не только к совместным действиям со сверстниками, но и к ним самим. Эмоциональный фон дошкольников изменился с нейтрально-негативного до позитивного и нейтрально-делового. Позитивный фон настроения стал отмечаться у 14 детей.
Дети действительно стали согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по игре, причём это проявляется не только в сюжетно-ролевых играх, а в разных видах деятельности. 12 детей стали самостоятельно и постоянно соблюдать установленные правила поведения; подчиняться общественным правилам и деятельности даже без контроля взрослых; 12 детей стараются помогать и поддерживать тех, с кем играют и общаются. Все дети стараются проявить чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; 12 детей могут оценить эмоциональное поведение друг друга, предложить и оказать помощь.
Высокий уровень проявления общения был выявлен у 12 детей (ранее 2), средний уровень у 8 детей (ранее 15), низкий уровень не был выявлен ни у одного ребенка.
Рисунок 2 – Итоговые результаты повторного исследования общения 6-7 лет со сверстниками
До | Контрольный этап |
| |
Из диаграммы видно, что на высоком уровне было 2 ребенка стало 12 детей, средний уровень увеличился, за счет уменьшения низкого уровня: было 15 стало 8, на низком было 2 ребенка стало 0 % (ни одного ребёнка). Анализ полученных данных показывает увеличение числа детей с высоким уровнем развития общения, что подтверждает эффективность нашей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат.
В дошкольном возрасте общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности. Потребность общения дошкольника неразрывно связана со специфическими мотивами и средствами общения в конкретном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения, которые существуют в реальных группах. Так же детям 6-7 лет присущи следующие особенности общения – интерес к сверстнику; стремление ребенка привлечь внимание сверстника и взрослого к своим действиям; желание ребенка действовать совместно; подражание действиям сверстника и взрослого; отсутствие вежливости, щедрости.
Важным средством в развитии общения является сюжетно – ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра детей в педагогике рассматривается как метод и как средство развития общения. В игре взаимодействуют игровые и реальные отношения. Игровые взаимоотношения - это те отношения, которые связывают по сюжету и роли, а реальные взаимоотношения - это отношения детей, которые выполняют общее дело. Именно эти две стороны взаимоотношений позволяет развиваться общению у детей.
Изучение общения детей 6-7 лет по критериям: знание норм поведения и использование их в общении со сверстниками в разных видах деятельности (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь); наличие социального опыта совместного общения в процессе игрового взаимодействия (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре).
Результаты исследования показали, что высокий уровень был выявлен у 2 детей. Средний уровень был определен у 15 детей. Низкий уровень был выявлен у 3 детей. Заметным проявлением у всех детей является направленность ребенка на сверстника, которая имеет поверхностный, не глубокий характер и отличается отсутствием попытки вникнуть в настроение товарища, чтобы проявить сочувствие и сопереживание. Решение спорных вопросов осуществляется с помощью речи, но нередки случаи разрешения конфликтных ситуаций физическим путем и с прибеганием к помощи взрослого. В условиях свободного
общения в игре дети предпочитают в партнеров, которые им симпатичны. С ними дети стараются соблюдать правила культуры общения в отношениях, при необходимости уступают роли, игрушки. С другими детьми редко учитывали желание участвовать в совместной игровой деятельности.
Основной формой развития общения стала сюжетно-ролевая игра.
Ее использование проходило через следующие этапы:
Первый этап (подготовительный).
Цель этапа: формировать знания норм поведения и использование в общении форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь) в игре и вне игры.
Второй этап (основной).
Цель этапа: развивать интерес у детей к совместной игровой деятельности; формировать социальный опыт совместного общения в процессе игрового взаимодействия (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре).
Третий этап (заключительный).
Цель этапа: стимулировать и закреплять социальный опыт совместного общения в процессе игрового взаимодействия (быть дружными в игре и разных видах деятельности).
Все три этапа реализовались в рамках игр «Спасатели» и «Путешествие», «Мода и красота».
По окончании работы нами было проведено повторное исследование по тем же методикам. На высоком уровне было 2 ребенка стало 12 детей, средний уровень увеличился, за счет уменьшения низкого уровня, на низком было 2 стало 0% (ни одного ребёнка). Анализ полученных данных показывает увеличение числа детей с высоким уровнем развития общения, что подтверждает эффективность нашей работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Агафонова, И.Н. Программа Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы» [Текст] / И. Н Агафонова. – СПб: Сфера, 2003.- 70 с. -
Андреева, Г.М. Общение и оптимизация в совместной деятельности [Текст] / Г.М.Андреева. – М.: Орфиздат, 2009. – С. 25. -
Бодалев, А.А. Психологическое общение [Текст] / А. А. Бодалев– М.:Просвещение,2006. -334 с. -
Выгодский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] В 6 т. Т.4 Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - СПб: Педагогика, 2004. - 143 с. -
Галигузова, Л. Как общаться с ребенком: особенности психики ребенка второго года жизни [Текст] / Л. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. -№ 1. – С. 111-120. -
Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997. – 187 с. -
Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с. -
Игра дошкольника [Текст] / Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и др. / Под ред. С.А.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с. -
Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Как-Калик - М.: Просвещение, 1987. – 190 с. -
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М.: Просвещение, 1986. – 234 с. -
Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина ; под ред. Рузской А. Г. – Воронеж: Ульфа пресс, 1997. –345 с. -
Леонтьев, А. А. Психология общения[Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с. -
Михайленко, Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: Педагогика, 2010. – 167 с. -
Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 167 с. -
Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. - М.: наука, 2005. – 234 с. -
Общение детей в детской саду и семье [Текст] / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 2010 – 214 с. -
Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов.-М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с -
Отношение между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования [Текст] /Под ред. Т.А.Репиной. – М.: Педагогика, 1979. – 214 с. -
Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под редакцией Андреевой Г.М. –М.: Айрис-пресс, 2007.- 297с. -
Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989. – 297с. -
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» -
Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под. ред. А.Г. Рузской. – М., 1989 – 156 с. -
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубеншейн. - СПб., 1998. – 576с. -
Самборецкая, Т. Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста». Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-syuzhetno-rolevaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-navykov-obschenija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 26.05.2021) -
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками/ Е. О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 343 с. -
Тарловская, Н.Ф., Турченко, В.И. Технология развития сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте. Методическая работа по программе «Радуга». Пособие для специалистов ДОО. ФГОС [Текст] / Н.Ф. Тарловская.- М.: Просвещение, 2015. – 88 с. -
Терентьева, В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет/ В. И. Теретьева // Дефектология. -2000.- № 4. С. 74 - 77. -
Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Автореф. Дис. …канд.пед.наук[Текст]. – Тверь. 1999. – 16с. -
Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. – М. Пресс-релиз, 2006. – 96c.