Файл: Развитие общения детей 67 лет со сверстниками средствами сюжетноролевой игры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Количество контактов детей равно границе избирательности или превышает её у 6 детей. У 6 детей группы граница избирательности находится на среднем уровне, у 8 детей избирательность находится на низком уровне. Это значит, что дети, находящиеся на низком уровне не стремятся контактировать со сверстниками, предпочитают коллективным играм - одиночные.
Широта круга общения на высоком уровне находится у 6 детей. На среднем уровне находится у 6 детей группы, на низком уровне находятся 5 детей соответственно.
По результатам наблюдения за общением детей 6-7 лет в свободной и самостоятельной игровой деятельности, мы можем выделить следующие особенности:
Замысел игр возникает по инициативе нескольких детей. Основным содержанием сюжетно-ролевых игр являются бытовые и общественные взаимоотношения между людьми. Игры однообразны, мало отличаются содержанием - «Больница», «Магазин», «Дом».
Решение спорных вопросов осуществляется с помощью речи, но нередки случаи разрешения конфликтных ситуаций физическим путем и с прибеганием к помощи взрослого. Конфликтные ситуации возникают в основном при выполнении правил игры и в ситуации обладания игрушкой. Основными способами самостоятельного разрешения конфликтов является выход из игры.
В условиях свободного общения в игре дети предпочитают в качестве партнеров, которые были в выборе взаимны. С ними дети стараются соблюдать правила культуры общения в отношениях, при необходимости уступают роли, игрушки. С другими детьми редко учитывали желание участвовать в совместной игровой деятельности. Иногда были грубы, выражая своё недовольство следующим образом: «Иди отсюда», «Не мешай».
Наблюдение позволило нам выявить три постоянных игровых микрогруппы (по 2-3 человека), к которым периодически примыкают отдельные дети, не вошедшие в микрогруппы.
Часть детей, не имеющих стойких привязанностей, вынуждены постоянно менять свои привязанности, искать их, примыкая то к одной группке, то к другой.
По отношению к ним дети-сверстники, часто нарушают правила поведения в группе, нормы отношений, нарушают их и в тех объединениях детей, в которых в дынный момент находятся. Ребята в этом объединении, достигшие согласованности во взаимодействии и научившиеся ладить между собой, выражают неудовлетворенность появлением нарушителя норм их взаимоотношений и отвергают его, а могут просто не обращать на него внимания.
На основе выделенных нами критериев оценки общения у детей 6-7 лет: знание норм поведения и их использование в межличностном общении (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь); наличие социального опыта совместного общения в процессе игрового взаимодействия (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре) определили её уровни развития:
Высокий уровень (2 детей – 10%): уровень характеризуется знанием норм поведения и адекватного использования их в общении со сверстниками: дети умеют разговаривать спокойно, вежливо, оказывать помощь; проявляют интерес к совместной игровой деятельности, мотивом выбора партнёра для игры или другой деятельности является умения сверстника или его знания; нравственные качества ровесника и соблюдение ими правил поведения и деятельности; дружеские отношения;
Средний уровень (15 детей – 75%): дети этого уровня знают нормы поведения, но не всегда адекватно используют их в общении со сверстниками: могут накричать, спровоцировать конфликт; проявляют интерес к совместной игровой деятельности; мотивом выбора партнёра для игры или другой деятельности в качестве мотива интереса к совместной деятельности называют общее положительное отношение, симпатии («нравится»); имеют некоторый опыт совместного общения в процессе игры: не всегда умеют организовать игру, хотя принимает активное участие в совместной игре.
Низкий уровень (3 детей – 15%): дети этого уровня не знают нормы поведения, поэтому общение с детьми не адекватно: могут накричать, спровоцировать конфликт или наоборот замкнуться и не общаться; не проявляют интереса к совместной игровой деятельности; мотивом интереса к совместной деятельности называют внешние качества (красивая одежда, яркий бант и др.) или оценку взрослых («его воспитательница хвалит»); дети этого уровня не умеют организовать игру, не принимают активное участие в совместной игре.
Итоговые данные по результатам изучения развитие общения детей 6-7 лет со сверстниками представлены в диаграмме.
Рисунок № 1. Разделение детей по уровням развития общения детей 6-7 лет со сверстниками |
Как видно из диаграммы, по результатам обследования развития общения детей 6-7 лет со сверстниками дети подготовительной группы находятся на среднем и низком уровне. Преобладающий уровень является средним.
3.3. Содержание работы по развитию общения детей 6-7 лет со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры
Целью работы на этапе реализации перспективного плана являлось повышение уровня развития общения детей 6-7 лет со сверстниками посредством сюжетно-ролевых игр. Для этого были поставлены следующие задачи:
-
Определить комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие навыков общения у детей 6-7 лет и друг с другом и соответствующих их возрасту игровых умений. -
Составить и реализовать план работы по развитию общения детей 6-7 лет со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры. -
Определить эффективность проведенной работы.
Для этого был спланирован ряд сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие общения детей 6-7 лет со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры, которые представлены в таблице 7.
Развитие общения детей 6-7 лет со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры проходил через следующие этапы:
Первый этап (подготовительный).
Цель этапа: формировать знания норм поведения и использование в общении форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь) в игре и вне игры.
Второй этап (основной).
Цель этапа: развивать интерес у детей к совместной игровой деятельности; формировать социальный опыт совместного общения в процессе игрового взаимодействия (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре).
Третий этап (заключительный).
Цель этапа: стимулировать и закреплять социальный опыт совместного общения в процессе игрового взаимодействия (быть дружными в игре и разных видах деятельности).
Таблица 7. - Планирование сюжетно-ролевых игр для развития общения детей 6-7 лет
Название сюжетно-ролевой игры | Игровое пространство. и РППС | Предварительная работа | Задачи развития общения |
Первый этап. Цель: Формировать знания норм поведения и использование в общении форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь) в игре и вне игры. Блок сюжетно-ролевых игр «Спасатели» | |||
Тема недели «Профессии» Сюжетно-ролевая игра «Спасатели» 1 неделя ноября | Руль - для машины спасателей. Имитаторы «мигалок» - спецсигналов. Элементы костюмов спасателей; эмблемы, обозначающие принадлежность к той или иной спасательной службе или род профессиональной деятельности. Инструменты для представителей разных профессий: чемоданчик врача (имитаторы перевязочного материала, шин, зеленки или йода, игрушечный шприц и т.д.); слесарные инструменты; шланг и насос для пожарного и т.д., предметы-заместители | Беседы с детьми: «Огонь – наш друг или враг?», «Важные телефонные номера: Куда звонить в минуту опасности?» Рассматривание картинок из серии «Профессии», иллюстраций в альбомах, где изображены люди разных профессий, имеющие отношение к службам спасения, видеосюжетов о спасательных операциях. Чтение детям: И.Холин «Как непослушная хрюшка чуть не сгорела», П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», А.Жигулин «Пожары», Е.Новичихин «Ноль-один», С.Михалков «Дядя Степа», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», И.Туричин «Человек заболел». Игровые обучающие ситуации: «Я играю с Буратино» «Дружные спасатели» «Незнайка и друзья» «Поможем Незнайке выйти из ситуации» Введение правил: 1. Играть нужно дружно: не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей; 2. Принимать в игру любого желающего в ней участвовать; 3. Вежливо разговаривать, извиняться, если нечаянного кого-то обидел. 3. В группе надо соблюдать порядок: разговаривать вполголоса (тихо), чтобы не мешать другим детям; 4. Товарищам надо помогать: делиться игрушками, подавать материал. |
|
Тема недели «Доброта спасет мир» Сюжетно-ролевая игра «Врачи «Скорой помощи». 2 неделя ноября | |||
Тема недели «Деревья и кустарники» Сюжетно-ролевая игра «Срочный вызов на пожар» 3 неделя ноября | |||
Тема недели «Безопасность и мы» Сюжетно-ролевая игра «Землетрясение» 4 неделя ноября | |||
Тема недели «Сказки» Сюжетно-ролевая игра «Космические спасатели» 5 неделя ноября | |||
Второй этап «Развитие общения». Цель: Развивать интерес у детей к совместной игровой деятельности; формировать социальный опыт совместного общения в процессе игрового взаимодействия (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре). Блок сюжетно-ролевых игр «Путешествие» | |||
Тема недели «Планеты» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие». 1 неделя декабря. | Игровое пространство. Игра предполагает использование всего группового пространства. Для активной, увлекательной игры педагог должен позволить детям несколько больше, чем в других играх. Воспитатель должен всегда держать игру под контролем и подстраховывать детей, если они, к примеру, будут «преодолевать пещеру», проползая под взрослым стулом. Под контролем воспитателя детям можно позволить
Перепрыгивать скамеечки в раздевалке. Карта звездного неба. Изображения планет, животных Приборы: компас; фонарик; бинокль, подзорная труба; фотоаппарат; наушники и рация (макет рации); штурвал, руль. (Все это можно замещать разнообразным бросовым материалом: коробки, разнообразные цилиндры и т.д.) Крупные модули для построек (корабля, ракеты, поезда). Карточки с описанием планет. | Игровые обучающие ситуации.
Дидактическое упражнение «Составление рассказа» «Через тернии - к звездам» - настольная игра. «Солнечная система» - настольно -печатная игра. Игровые темы в рамках игры - «Спасатели»:
Беседы о труде космонавтов, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Ненайка на Луне». Просмотр м/ф: «Тайна третьей планеты» Дидактическое упражнение «Потому, что...» |
|
Тема недели «Животные» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Африку». 2 неделя декабря. | |||
Тема недели «Транспорт» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на самолете (пароходе, машине, ракете)». 3 неделя декабря | |||
Тема недели «Страны и континенты». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в придуманную страну». 4 неделя декабря | |||
Тема недели «Скоро скоро Новый год». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Луну». 5 неделя декабря | |||
Третий этап «Я самый дружный». Цель: Стимулировать и закреплять социальный опыт совместного общения в процессе игрового взаимодействия (быть дружными в игре и разных видах деятельности). Блок сюжетно-ролевых игр «Мода и красота» | |||
Тема недели «Кем быть?» Сюжетно-ролевая игра «Швейное ателье» 2 неделя января Тема недели «Красота спасёт мир» Сюжетно-ролевая игра «Дом моды» 3неделя января | Изготовление атрибутов для игры (витрина и каталог тканей, каталог пуговиц и фурнитуры, утюги гладильные доски, подбор лекал выкроек и др.). Витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек . Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?». Оборудование для проведения сюжетно-ролевой игры «Дом моды». Дидактические игры «Одень куклу по сезону». «Смоделируй одежду». «Определи ткань на ощупь». «Придумай модель» Оборудование для проведения сюжетно-ролевой игры: «Салон красоты». Дидактическая игра «Подбери причёску». «Чей инструмент». «Кто по профессии? | Виртуальная экскурсия в ателье. Познавательная беседа «Профессия закройщица». Чтение произведений С. Михалкова «Заяц портной», А. Викторовы «Я для мамы платье шила». Рассматривание каталога тканей. Рассматривание журналов мод. Изготовление платьев для сказочных героев из бросового материала. Виртуальная экскурсия в дом моды. Познавательная беседа «Профессия модельер». Чтение произведений В. Проскуряковой «Я в доме моды». Рассматривание журналов мод. Создание моделей одежды. Рассматривание журналов мод. Создание журнала моды. Обучение игровым действиям: снятие мерок сантиметром, раскрой лекалом, подбор элементов декора к одежде, демонстрация моделей одежды. Виртуальная экскурсия в салон красоты. Познавательная беседа «Салон-красоты». Чтение произведений В. Проскуряковой «Я в салоне красоты». Обучение игровым действиям: обучение элементам массажа, дизайну ногтей, оформление причёсок. Подготовка атрибутов для игры. Создание буклетов красоты. |
|
Тема недели «Я ты мы» Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» 4 неделя января |
Все три этапа мы реализовали в рамках игр «Спасатели» и «Путешествие», «Мода и красота».
Первый этап был направлен, прежде всего, на обогащение представлений детей через ознакомление с окружающим и обогащение игрового опыта. Так как мы понимали, для того чтобы игра была длительна, интересна по содержанию и объединила одним замыслом как можно больше детей, то необходимо чтобы дети имели полное представление о той или иной игре. Так, например, для того, чтобы сюжет игры и игровые действия были разнообразны, нами была проведена отдельная подготовительная работа по темам «Путешествие», «Спасатели», «Мода и красота». Мы знакомили детей с профессиями и трудом взрослых, через беседу с детьми, чтение художественных произведений и пр. Особое внимание было уделено созданию развивающей среды, которая способствует развитию игровых и реальных отношений между детьми. Нами была создана игровая среда, которая включала в себя: игровое пространство, атрибуты к сюжетно-ролевой игре и другим сопутствующим играм с учетом возрастных особенностей детей. Так, например, нами были подобраны и изготовлены следующие атрибуты: атлас автомобильных дорог, телефон, игрушечный компьютер, касса, расписание авиарейсов, географические и контурные карты мира, карта звездного неба, приборы, компас, бинокль и пр. для игры «Путешествие». В это же игровое пространство мы поместили ящик с предметами-заместителями. С помощью родителей дополнили уголок элементами одежды. На этом же этапе мы формировали представления детей о культуре поведения в сюжетно-ролевой игре. Тем самым воздействовали на нравственную основу личности и отношения.
Дети достаточно часто нарушают правила, особенно, в те игры, где требуется кого-то взять нового в игру или поделиться игрушкой . Поэтому мы стремились, чтобы процесс усвоения правил опирался на естественное стремление ребенка быть хорошим, достойным похвалы и уважения взрослого. Каждое правило, совместно с детьми было нами подробно объяснено. Например, вот так мы объясняли детям, почему нельзя ссориться в игре. Перед игрой, к нам в гости пришёл Буратино, с забинтованной ногой.
Воспитатель: «Буратино, иди с нами играть в игру?»Буратино: «Не могу, у меня ножка сильно болит!»Воспитатель: «Что случилось?»Буратино: «А мы не поделили с другом игрушку и начали её отбирать. Артемон меня очень сильно толкнул, и я упал, знаете, как было больно!» Хнычет.Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, почему нельзя толкаться?» Дети: «Потому что можно больно удариться, и даже ногу или руку сломать!». Воспитатель: «Мы сейчас будем с вами играть, и обязательно будем стараться не ссориться, и уступать своему товарищу игрушки или роль.
Давайте подскажем Буратино, как надо было вести себя. Оля, а как бы ты повела в этой ситуации? А ты, Кристина? В беседах старались активизировать детей, которые являлись непопулярными или непринятыми
В процессе подготовки к играм проводилось активизирующее проблемное общение взрослого с детьми: мы рассказываем детям о случае, которому стали свидетелями: в парке пожилому человеку стало плохо, случился сердечный приступ. Прохожие по мобильному телефону вызвали врачей-спасателей. Машина «Скорой помощи» приехала очень быстро, пострадавшему сделали уколы, уложили на носилки и увезли в больницу. Предлагаем детям вспомнить, в каких жизненных ситуациях помогают врачи «Скорой помощи», и разыграть эти сюжеты. В ходе игр одну из «постоянных» ролей мы принимали на себя, другую первоначально (два-три раза) приписывали воображаемому партнеру, которого вводил взрослый в соответствии с содержанием сюжета.
Реализуя второй этап «Развитие общения» мы включались в совместную игру дошкольников с различным уровнем общения с учетом их индивидуальных особенностей, развертывая ее таким образом, чтобы игра была привлекательна для тех и других.
В процессе реализации основного этапа мы ставили ряд задач направленных на развитие игровой культуры и общения:
-
формировать умение согласовывать свои желания с товарищами по игре, распределяя «временные» роли; -
продолжать развивать умение вести ролевой диалог, соблюдая правила этикета (вежливо обращаться по имени, говорить чётко, понятно, используя вежливые слова); -
развивать умение договариваться, достигать общий результат.
Для формирования умения самостоятельно развивать сюжет мы проводили с детьми игру-придумывание (метод, предложенный А.Я.Михайленко, А.Н.Коротковой). Начали с упражнения «Потому что…». Детям предлагалось начало предложения, которое они должны были закончить. Например, «Наш корабль отправился в плавание, потому что…», «На корабле объявлена тревога, потому что…». В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.