Файл: Развитие общения детей 67 лет со сверстниками средствами сюжетноролевой игры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж
№1 им. А.С. Макаренко»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Развитие общения детей 6-7 лет со сверстниками средствами сюжетно-ролевой игры
| Семусенко Виолетта Евгеньевна Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Курс группа: Руководитель: Фомина Татьяна Сергеевна Форма обучения: заочная |
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. | 3 | |
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками……………….............. | 5 | |
1.1. | Сущность понятия «общения» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………. | 5 |
1.2. | Развитие общения в онтогенезе…………………………………..… | 10 |
ГЛАВА 2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..… | 16 | |
2.1. | Психолого-педагогическая характеристика сюжетно-ролевой игры | 16 |
2.2. | Возможности применения сюжетно-ролевой игры для развития общения у детей старшего дошкольного возраста………………… | 21 |
2.3. | Изучение опыта работы воспитателя по использованию сюжетно-ролевой игры для развития общения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………. | 24 |
ГЛАВА 3. Опытно-практическая работа по развитию общения детей 6-7 лет со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры……………... 3.1.Характеристика базы исследования…………………………………….. 3.2. Выявление уровня развития общения детей 6-7 лет со сверстниками на начальном этапе……………………………………...................................... 3.3. Содержание работы по развитию общения детей 6-7 лет со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры………………………. 3.4. Выявление эффективности проведенной работы………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. | 29 33 34 43 54 57 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. | 59 |
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 63
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в общении – это одна из самых важных человеческих потребностей. Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей формируются и развиваются коммуникативные навыки (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Только в процессе общения происходит полноценное развитие коммуникативных навыков детей, что является фундаментом развития личности в дальнейшем.
Актуальность исследования проблемы развития общения детей 6-7 лет заключается в том, что современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Эта потребность общества не может быть удовлетворена при несформированности у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками. В ФГОС ДО обозначено, что к концу дошкольного возраста ребенок должен уметь активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты. Между тем ряд исследователей (Е. Г. Федосеева, Е. В. Хорошавина и др.), отмечает, что увеличивается количество детей неспособных устанавливать контакты друг с другом, все больше появляется замкнутых, конфликтных детей, неспособных считаться с мнением других.
Важным средством развития коммуникативных навыков является сюжетно – ролевая игра.
В своих исследованиях А.П.Усова отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения [65]. На основе реальных отношений формируется качество «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней, устанавливать связи с партнером, подчиняться общественному мнению.
В. И. Терентьева исследуя взаимоотношения и развитие общения детей в игре отмечает, что в этом возрасте увеличивается их число, не умеющих поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками, часто вступающих в конфликты с товарищами, вследствии чего сюжетно-ролевая игра становиться бедной по содержанию, кратковременной и т.д.[65].
При правильном руководстве, по мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой сюжетно-ролевая игра может быть эффективным средством развития общения, так как именно в игре дети отрабатывают способы общения и взаимодействия. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые появляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.
Несмотря на то, что проблеме развития общения у дошкольников посвящен ряд исследований, многие ее аспекты остаются недостаточно изученными, в том числе проблема развития общения в сюжетно-ролевой игре.
Объектом исследования является процесс общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Предметом исследования является сюжетно-ролевая игра как средство развития общения детей 6-7 лет со сверстниками.
Цель исследования: выявление влияния сюжетно-ролевой игры на развитие общения детей 6-7 лет со сверстниками.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками средствами сюжетно-ролевой игры.
2) Подобрать диагностические методики и на основе их провести изучение уровня общения детей 6-7 лет со сверстниками.
3) Разработать перспективный план с включением сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие общения детей 6-7 лет со сверстниками.
4) Выявить эффективность проведенной работы.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ и синтез литературы в рамках изучаемой проблемы, изучение опыта работы педагога, беседа, наблюдение.
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.1 Сущность понятия «общение» в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической и философской литературе нет единых подходов к сущности понятия «общение». Выделяют следующие три периода разработки названной проблемы:
1) исследования В.М.Бехтерева — он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения у Бехтерева еще не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции;
2) до 70-х годов в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Понятие общение использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место — как фактор психического развития человека, условие его саморегуляции. Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л.Рубинштейна. Роль общения, как средства
приобщения личности к общественным знаниям, и усвоения общественного опыта, как условия развития мышления, подчеркивал А.Н.Леонтьев. В трудах Б.Г.Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека. В этот период, который можно охарактеризовать как период теоретического анализа роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались неразработанными вопросы, касающиеся психологической структуры общения, специфики ее процессуальных характеристик. Общение, по сути, не было включено в психологический эксперимент;
3) в 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии [20].
Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик, в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа — теоретическом, эмпирическом, прикладном.
Существует несколько подходов к трактовке данного понятия.
В. А. Кан-Калик определяет общение, как процесс, в котором ведущую роль играют восприятие, память, мышление [9].
Т. А. Репина определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга [16]. Л. Галигузова определяет общение как «информационное и предметное взаимодействие» [5].
А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми [3].
Л. А. Петровская уточняет определение общения, трактуя его как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности» [20]. Как видно, автор считает общение необходимым условием организации успешной деятельности и социализации человека.
Другой подход представлен в понимании общения Е. А. Смирновой. Она определяет общение как конкретизацию человеческих отношений, их персонификацию, то есть их личностную форму [25].
Подходы Е.Г. Федосеевой отличаются рассмотрением общения как сложного явления, определение которого не сводится к какой-либо одной дефиниции. Так, автор представляет общение как способ объединения людей в общество, как форму отношений общественных индивидов; как форму организованных общностей и один из способов общественного бытия индивидов. Автор указывает на двойственную природу общения: с одной стороны, оно упорядочено и организовано сложившимися в обществе формами общения, с другой - включено в деятельность индивида и всегда индивидуально [28].
Л. А. Петровская считает общение социально и личностно-ориентированным процессом, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы [20]. Как видно, общение понимается автором как процесс передачи нормативных ценностей, усвоение которых регулируется социальной системой.
С.Л. Рубинштейн рассматривая, общение с философской точки зрения считает, что это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной, это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания [23].
Из этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик интерес ученых к феномену общения.
Можно из представленных трактовок общения выделить главные:
1) общение - вид самостоятельной человеческой деятельности;
2) общение - атрибут других видов человеческой деятельности;
3) общение - взаимодействие субъектов.
Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное А. А. Леонтьевым, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [12]. Данное определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.
Аналогичное понимание процесса общения представлено в работах Г.М. Андреевой. Она определяет общение как интегративную систему тесно связанных между собой блоков: коммуникативного (обмен информацией); интерактивного (взаимодействие партнеров); перцептивного (восприятие и взаимопонимание человека человеком) [19].