Файл: Развитие общения детей 67 лет со сверстниками средствами сюжетноролевой игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГЛАВА 3. Опытно-практическая работа по развитию общения детей 6-7 лет со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры

3.1.Характеристика базы исследования

Опытно-практическая работа проводилась на базе МКОУ Тогучинского района «Борцовская средняя школа».

Образовательная программа дошкольных групп МКОУ Тогучинского района «Борцовская средняя школа» (далее- Программа) разработана: в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

Детский сад работает на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014г). Образовательная программа предназначена для детей от 1.6 до 4 лет и 4-7 лет.

Цель Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности.

Задачи:

  • •забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка;

  • •создать в группе атмосферу доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

  • максимальное использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • творчески организовывать воспитательно-образовательный процесс;

  • соблюдать в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются:

 охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

 организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи детям;

 эмоциональное развитие воспитанников, развитие межличностных отношений;

 воспитание с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

3.2. Выявление уровня развития общения детей 6-7 лет со сверстниками на начальном этапе


Целью первичного этапа было: выявление уровня развития общения детей 6-7 лет со сверстниками.

Для этого были поставлены задачи:

  1. подобрать диагностический материал для изучения развития общения детей 6-7 лет со сверстниками;

  2. произвести количественно–качественный анализ полученных результатов;

  3. распределить детей по уровням развития общения детей 6-7 лет со сверстниками.

Изучение осуществлялось по следующим методикам.

Методика 1. «Беседа с детьми о нормах и правилах поведения» (автор Л. Д. Есина) [7].

Цель: Выявить наличие у детей знаний о нормах поведения и формах и правилах межличностного общения со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо, оказать помощь).

Краткая инструкция: Детям предлагается ответить на ряд вопросов:

  1. Какие правила поведения ты знаешь?

  2. Для чего нужно их соблюдать?

  3. Почему нужно быть доброжелательным и внимательным к детям?

  4. Почему нельзя драться и ругаться с ребятами?

  5. Когда ты играешь ты соблюдаешь правила поведения или нет. Почему?

Распределение по уровням осуществлялось на основе оценки полученных результатов баллах:

Высокий уровень (14-15 баллов) – ребёнок знает и называет правила поведения, понимает для чего нужно быть внимательным и доброжелательным к детям. Объясняет, аргументировано, почему нельзя драться и ругаться с ребятами. Оценивает своё поведение адекватно.

Средний уровень (9-13 баллов) – ребёнок знает и называет некоторые правила поведения, но объяснить, почему нужно быть внимательным и доброжелательным к людям, нельзя драться и ругаться с ребятами затрудняется. Оценивает своё поведение не совсем адекватно.

Низкий уровень (5-8 баллов) – ребёнок не знает и не называет правила поведения, объяснить не может, почему нужно быть внимательным и доброжелательным к людям, нельзя драться и ругаться с ребятами. Оценивает своё поведение не адекватно.

Методика 2. Методика одномоментных срезов структуры группы во время самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей и повседневной деятельности детей (автор Т.А. Репина).

Цель: выявить наличие социального опыта совместного общения в процессе игрового взаимодействия (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре).

Краткая инструкция: За детьми проводится наблюдение в естественных условиях.

Обработка данных: анализ наблюдений заносится в протоколы по определённой схеме на основе бальной оценки.



Распределение по уровням осуществлялось на основе оценки полученных результатов:

Высокий уровень (11-15 баллов): ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия; с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия; преобладающий эмоциональный фон - позитивный, в общении избирателен, однако старается войти в контакт практически со всеми сверстниками обеих полов; количество контактов равно границе избирательности или превышает её.

Средний уровень (7-10 баллов): ребенок иногда проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; предпочитает следовать за другими детьми; ребенок лишь иногда случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; преобладающий эмоциональный фон - нейтрально-деловой; в общении очень избирателен, играет или общается только с интересными ему детьми, количество контактов снижено относительно границы избирательности.

Низкий уровень (менее 6 баллов): ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; преобладающий эмоциональный фон - негативный; в связи с этим количество контактов резко ограничено, относительно границы избирательности.

В исследовании приняли участие 20 детей.

Таблица 2 – Состав участников опытно-практической работы

Имя

Возраст

  1. Оля А.

6 лет

  1. Иван А.

6 лет

  1. Василий К.

6 лет

  1. Лера Б.

6 лет

  1. Коля В.

6 лет

  1. Оля Д.

6 лет

  1. Саша Д.

6 лет

  1. Мила Ж..

7 лет

  1. Кристина Н

6 лет

  1. Женя И.

7 лет

  1. Катя Л.

6 лет

  1. Аня Л.

7 лет

  1. Толя М.

7 лет

  1. Соня Н.

6 лет

  1. Саша Р.

6 лет

  1. Сергей Р.

6 лет

  1. Илья С.

7 лет

  1. Стас Т.

7 лет

  1. Нина Ф.

6 лет

  1. Толя Ш.

6 лет


Далее представим результат обследования детей по каждой методике. Результаты диагностирования детей по методике «Беседа с детьми о нормах и правилах поведения» в таблице 4.

Таблица 4 – Уровни знаний детей 6-7 лет о нормах поведения и формах и правилах общения со сверстниками в разных видах деятельности

Высокий

Средний

Низкий

2 детей

16 детей

2 ребенка

Как видно из таблицы, 2 ребенка находятся на высоком уровне. Эти дети знают и называют правила поведения, понимает для чего нужно быть внимательным и доброжелательным к детям. Объясняет, аргументировано, почему нельзя драться и ругаться с ребятами. Их ответы звучат следующим образом: «Ругаться и драться нельзя, это плохо, так не принято, можно навредить человеку». Оценивает своё поведение адекватно.

16 детей находятся на среднем уровне. Эти дети знают и называет некоторые правила поведения: нельзя громко кричать друг на друга, нужно уступать игрушку, драться и пр. но объяснить, почему так нельзя делать затрудняются, формулируют свои ответы при помощи взрослого. Оценивает своё поведение не совсем адекватно. Считают, что соблюдают все правила поведения и не нарушают их.

2 ребенка находятся на низком уровне. Дети не смогли называть правила поведения. Их ответы были формальными. Чаще звучал ответ «не знаю».

При проведении методики мы выделили следующие особенности: детям сложно было выделить правила поведения с детьми, часто требовалось помощь взрослого при формулировке ответов. Интересен тот факт, что дети не всегда адекватно оценивали своё поведение. Дети говорили: «я стараюсь не нарушать правила», «меня педагог хвалит», что говорит о завышенной самооценки по этому направлению.

Для того чтобы подтвердить наши выводы мы проводили наблюдение за самостоятельной деятельностью каждым ребёнком индивидуально, посредством методики одномоментных срезов структуры группы (автор Т.А. Репина), в течение дня по следующим показателям, которые представлены в таблице 5 (для достоверности наблюдение нами проводилось 3 дня, всего было проведено 8 срезов). Нам было важно так же выявить особенности общения детей 6-7 лет со сверстниками по критериям и показателям представленными в приложении № 2

Количественные результаты наблюдения по каждому критерию представлены в процентном соотношении в таблице 6.


Таблица 6 – Особенности общения у детей 6-7 лет со сверстниками в процессе одномоментных срезов структуры группы во время самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей и повседневной деятельности

Уровни

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

инициативность

12

6

2

чувствительность к воздействиям сверстника

9

6

5

преобладающий эмоциональный фон

9

8

3

избирательность общения

9

6

5

широта круга общения

6

6

8

Анализируя поведения детей по каждому критерию, можно сделать следующие выводы:

У 12 детей отмечается высокий уровень инициативности в общении, то есть они проявляют интерес к взаимодействию, способны привлечь других детей к своей игре и предложить разные варианты взаимодействия. Для 6 детей характерно проявление интереса, стремление к взаимодействию, но слабое развитие настойчивости, активности в достижении своих целей, в результате чего они отступают во взаимодействии, и оно прекращается.

Низкий уровень развития инициативности наблюдается у 2 детей, что указывает на пассивное следование за идеями других, трудности выражения своих желаний и отстаивания их, умения заинтересовать ими других детей.

Далее мы видим, что чувствительность к действиям сверстников находится на высоком уровне у 9 детей, что свидетельствует о способности учитывать интересы другого, отвечать на предложения. Для 6 детей характерна избирательность в отношении предложений сверстников, они могут проявлять интерес и инициативность, а могут быть пассивными участниками взаимодействия. У 5 детей отмечаются трудности во взаимодействии со сверстниками: они редко поддерживают совместную игру, предпочитают индивидуальную игру, не инициативны и скованны в общении.

В общении у дошкольников преобладают положительные эмоции, интерес и доброжелательное отношение к сверстнику. Нейтрально-деловой фон отмечался у 9 детей группы. Негативный эмоциональный фон отмечался у 6 детей группы. Негативное восприятие сверстников было связано преимущественно с проявлениями агрессии в отношении лидирующих сверстников, проявлениями обиды в случае непринятия предложений, а также сверстники отталкивали своей настойчивостью или тем, что вмешивались в игру.