Файл: Задача обучения на сегодняшний день состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска..docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1.3 Основные этапы исследовательского процесса
Тема 1.4. Накопление и обработка научной информации
Тема 1.5 Правила работы с учебной литературой
Тема 1.6 Способы представления результатов исследовательской деятельности
Тема 1.7 Методы научного исследования
Тема 2.2 Основные элементы введения индивидуального проекта
Тема 2.3 Основная часть индивидуального проекта
Тема 2.4 Оформление заключения и приложений индивидуального проекта
Тема 2.5 Язык и стиль индивидуального проекта
Тема 3.1 Основные требования по оформлению работы
Тема 3.2 Оформление ссылок в индивидуальном проекте
Тема 3.3 Оформление списка использованных источников. Библиографическое описание
Тема 3.4 Правила оформления презентации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………………… 3
1. НАИМЕНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ…..…………………………. 5
2. НАИМЕНОВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.…………………………….. 9
3. НАИМЕНОВАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ……………………………. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………….……………………. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………. 19
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………….………………………………………. 20
Индивидуальный проект
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1.1 Научные исследования и их роль в практической деятельности человека
Задача обучения на сегодняшний день состоит в том, чтобы студенты не только слушали и усваивали знания, которые им преподносит преподаватель, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска.
Совет Европы по образованию в 1996 г. разработал 5 ключевых компетенций, которыми должен владеть выпускник учебного заведения профессионального образования ХХI века:
- умение работать в команде;
- умение устно и письменно общаться, знание иностранного языка;
- умение работать с информацией (находить, критически относиться, обрабатывать, сохранять, передавать);
- толерантность (терпимо относиться к другому мнению, дать возможность другому думать не так, как я);
- учиться всю жизнь.
Понятие «наука» имеет несколько основных значений:
- сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности;
- наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний;
- термин «наука» употребляется для обозначения отдельных отраслей научного знания;
- науку можно рассматривать как отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов.
Непосредственные цели науки – это получение знаний об окружающем мире, предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.
К основным задачам науки можно отнести:
- открытие законов движения природы
, общества, мышления и познания;
- сбор, анализ, обобщение фактов;
- систематизация полученных знаний;
- объяснение сущности явлений и процессов;
- прогнозирование событий, явлений и процессов;
- установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.
Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.
Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты — это необходимый материал для ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.
Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших понятий, являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия называют категориями. Важная форма знаний — принципы (постулаты), аксиомы. Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).
Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теория. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей
.
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) - естественные, общественные и технические, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет - ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так, например, на стыке технических и общественных наука находится техническая эстетика, между естественными и техническими наука - бионика, между естественными и общественными наука - экономическая география. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методическими связями отдельных наук, что делает проблему их детальной классификации крайне сложной и полностью не решенной до сегодняшнего дня.
Наряду с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, конкретное сочетание которых определяется характером соответствующей проблемы. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрёстке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и др. Такого рода проблемы, возникающие в связи с решением крупных хозяйств, и социальных задач, типичны для современной науки.
По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в "чистом виде", как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундаментальные науки иногда называют «чистыми».
Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.
Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа. На стыке прикладных наук и практики развивается особая область исследований - разработки, переводящие результаты прикладных наука в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п.
Прикладные науки могут развиваться с преобладанием как теоретической, так и практической проблематики. Например, в современной физике фундаментальную роль играют электродинамика и квантовая механика, приложение которых к познанию конкретных предметных областей образует различные отрасли теоретической прикладной физики – физику металлов, физику полупроводников и т.п. Дальнейшее приложение их результатов к практике порождает разнообразные практические прикладные науки - металловедение, полупроводниковую технологию и т.п., прямую связь которых с производством осуществляют соответствующие конкретные разработки. Все технические наука являются прикладными.
Как правило, фундаментальные науки опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной науке на долю прикладных приходится до 80-90% всех исследований и ассигнований. Одна из насущных проблем современной организации науки - установление прочных, планомерных взаимосвязей и сокращение сроков движения в рамках цикла «фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - внедрение».
Тема 1.2 Понятие исследования
Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе. Это глубокое заблуждение. В современном мире исследование является главным фактором успеха, а если сформулировать по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления.
В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» следующим образом. Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:
- распознавании проблем и ситуаций;
- определении их происхождения;
- выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
- установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
- нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности.
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные).
Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие.
По времени — продолжительные и непродолжительные.
Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.
Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:
- методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;