Файл: Программа коррекционного курса Коррекционноразвивающие занятия с учителемдефектологом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
Значение имеют и задания, направленные на усвоение пространственных представлений, выделение ориентиров.
Некоторые модули коррекционного курса влияют на учебную успешность опосредованно, за счет улучшения общего психологического состояния обучающихся, повышения их эмоциональной устойчивости, коммуникативной успешности.
Предложенный коррекционный курс составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития.
Наиболее велика его роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции.
Эффективность коррекционных занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие учителя-дефектолога с учителем, учителем-логопедом, психологом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.
Включение коррекционного курса в качестве обязательного для всех обучающихся с ЗПР по варианту 7.1 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Общеизвестные недостатки мыслительных операций, мотивационные искажения, речевые трудности, а также многочисленные разнообразные нарушения и дефициты развития психофизических функций, в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования.
Программа коррекционного курса составлена по модульному принципу. Возможен вариативный выбор модуля из спектра предложенных для года обучения с соответствующим перераспределением часов. Содержание, форма занятий (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.
Коррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Коррекционный курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР.
В соответствии с АООП МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово» выбор коррекционно- развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, образовательной организацией
МОБУ
СОШ
«ЦО
«Кудрово» осуществляется самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПРА). Вместе с тем представляется, что содержание коррекционных занятий следует планировать в русле перечисленных ниже направлений, поскольку они являются наиболее значимыми для обучающихся с ЗПР, сразу начинающих обучение по варианту программы 7.1.
Весь коррекционный курс состоит из следующих разделов, обозначенных в АООП в качестве желательных:
диагностика и развитие познавательной сферы
целенаправленное формирование высших психических функций
(формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений,
когнитивных процессов).
9
Перечисленные направления работы ежегодно нуждаются в конкретизации в соответствии с наиболее актуальными особыми образовательными потребностями, индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся.
Диагностика осуществляется в начале учебного года и в конце, методами включенного наблюдения (в ходе проведения занятий) и анкетирования. Именно поэтому входящие в курс модули должны быть вариативными.
Особенности организации работы учителя-дефектолога
Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.
Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.
Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
планирование материала от простого к сложному,
дозирование помощи взрослого,
постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения
(КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).
Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно- развивающую и предметную направленность.
Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое.
Структура построения коррекционно-развивающих занятий:
Каждое групповое занятие состоит из 5-ти частей:
I. Организационный момент (2 мин.).
II.
Повторение пройденного на предыдущем занятии (8 мин.)
III.
Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:
10 1.
Сообщение новых знаний (10 мин.);
2.
Закрепление полученных знаний. (15 мин.)
IV.
Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)
V.
Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка (3 мин.)
Каждое индивидуальное занятие состоит из 5-ти частей:
I. Организационный момент (1 мин.).
II.
Повторение пройденного на предыдущем занятии (4 мин.)
III.
Основная часть. Включает специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:
1.
Сообщение новых знаний (5 мин.);
2.
Закрепление полученных знаний. (8 мин.)
IV.
Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)
V.
Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка (1 мин.)
Может включать:
1.
Гимнастику для глаз.
2.
Гимнастику для пальцев рук.
3.
Психогимнастику.
4.
Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения
ТПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.).
Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель- дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики.
В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений, как правило, через полгода индивидуальной работы.
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с
обучающимися с ЗПР по развитию познавательных процессов должно привести к:
освоению детьми с ЗПР адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
интеграции данной категории детей в образовательную организацию;
уменьшению количества обучающихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
развитию познавательной активности детей;
повышению учебной мотивации у школьников;
формированию высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ЗПР;
предупреждению физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у обучающихся с ЗПР.
3. Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения по 2 часа в неделю: 64 часа в год для 1 класса (32 недели по 2 часа в неделю) и 66 часов в год для 2-4 классов (33 недели по
2 часа в неделю).
11
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий определяется в зависимости от класса и формы проведения. При групповой форме проведения: 1 класс с сентября по октябрь по 30 минут, ноябрь-декабрь – 35 минут, январь-май – 40 минут; 2-4 классы по 40 минут. При индивидуальной форме работы продолжительность занятий 20-
25 минут. Курс изучения программы рассчитан на детей 1–4-х классов, обучающихся по
АООП НОО, разработанный на основании специальных (коррекционных) программ 7.1 вида. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для обучающихся определенного класса.
4.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.
Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
12
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционно-развивающего курса
Личностные УУД
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире.
Предметные УУД
Обучающийся научится определять:
различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
последовательность событий;
находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логически ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор;
находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данных групп;
уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение;
выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее)
свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: "вверх наискосок справа на лево" и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге;
составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и о лица неодушевленного предмета;
функциональные отношения между понятиями.
Обучающийся получит возможность научиться
логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
выделять существенные признаки и закономерности предметов;
сравнивать предметы, понятия;
обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
концентрировать, переключать своё внимание;
развивать свою память;
самостоятельно выполнить задания;