Файл: Программа Школа наставничества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утверждена

Директором МБОУ СОШ №5

______И.А.Терещенко

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение стредняя общеобразовательная школа №5

села Гусаровского, Отрадненского района, Краснодарского края


Программа «Школа наставничества»

«Ученик-ученик»
Введение

В наше время Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.

Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.

Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной
ориентации всех обучающихся.

Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и задачам,

это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных уровней и форм обучения.

Использование технологий наставничества может успешно способствовать решению различных проблем и задач, систематически находящихся в «поле зрения» администрации и педагогического коллектива:

  • закрепление в образовательной организации молодых педагогов и новых сотрудников, их профессиональный рост;

  • передача навыков, знаний, формирования ценностей у обучающихся и педагогов, сохранение лучших практик и уникальных исторически сформированных компетенций;

    • формирование профессиональных методических сообществ;

      • подготовка кадрового управленческого резерва из числа педагогов и будущих педагогов из числа обучающихся;

      • создание условий для успешности обучающихся, в том числе показывающих стабильно низкие результаты, а также условий для реализации талантов у одаренных детей;

      • создание условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, в том числе в целях профориентации и профессионального самоопределения.

Настоящая примерная программа призвана помочь школе в деятельности наставников на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.


Цель:


создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет МБОУ СОШ №5.

Задачи:


Улучшение показателей МБОУ СОШ №5, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;

  1. Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;

  2. Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

Ожидаемые результаты:


дляученика-ученика:

  • высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные и образовательные процессы образовательной организации;

    • рост посещаемости кружков внеурочной деятельности, объединений, спортивных секций и т.д.

  • повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации.

Механизм реализации программы:


Для реализации системы наставничества формируется рабочая группа из числа привлеченных специалистов
и педагогических работников МБОУ СОШ №5.


    1. Рабочая группа осуществляет следующие функции:

  • разработка и реализация Дорожной карты по внедрению Целевой модели наставничества;

  • организационное и методическое сопровождение работы наставнических пар и групп;

  • организация аналитической и информационной работы через разработку медиаплана в рамках компетенций;

    • организация отбора и обучения наставников;

  • осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программе наставничества;

    • формирование наставнических пар и групп;

    • осуществление своевременной и систематической отчетности;

  • проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программы (системы) наставничества в образовательной организации;

  • участие в муниципальных/региональных/федеральных образовательных событиях, направленных на повышение профессиональных компетенций в части реализации системы наставничества;

  • обеспечение формирования баз данных наставников и наставляемых, а также лучших практик наставничества.

  • Система наставничества реализуется через организацию работы в наставнических парах или группах (по выбору) по следующей форме:

    • "ученик ученик".

    Организация работы по данным формам в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа.
    Наставничество «ученик - ученик»

    Критерии отбора наставников для «ученик-ученик»


    Выбранная форма предполагает взаимодействие обучающихся образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высоком уровне образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.

    Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые с помощью наставничества


    • Низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции; отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;

    • Невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы; отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;

    • Низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

    • Конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение; отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;

    Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы