Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 565
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Товарная продукция включает:
- объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад;
- полуфабрикаты для реализации на сторону;
- изделия и запасные части для проведения собственного капитального ремонта;
- услуги вспомогательных цехов на сторону и собственных нужд;
- инструменты собственного производства, входящие в состав основных средств предприятия;
План выпуска продукции на экспорт. В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане руководство должно представить показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.
План по повышению качества продукции. В плане повышения качества продукции должны быть отражены показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество продукции предприятия по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления продукции.
План реализации (сбыта) продукции. В этом плане отражается динамика реализации продукции конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетинговых исследований.
Реализованная продукция - это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика. Объем реализованной продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также продукции и работ для своего капитального строительства и непромышленных хозяйств, находящемся на балансе предприятия.
При расчете реализуемой продукции необходимо учитывать остатки нереализованной продукции и их изменение на начало и конец планируемого периода.
План по труду – это часы, минуты рабочего времени – применяют во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа по различным причинам не подлежит нормированию, показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы [5].
Производственная программа – это календарный план использования производительных сил с целью осуществления выпуска продукции и услуг в ассортименте и объемах, востребованных товарным спросом и потребностями внутрикорпоративной кооперации, по установленной технологии, однозначно задающей ресурсные потребности. Цель разработки производственной программы – определение и расчет необходимого объема производства продукции в плановом периоде, соответствующего по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Основными видами производственной программы принято выделять оперативные, тактические и стратегические производственные программы, а так же по способу планирования – сверху вниз, снизу вверх и интерактивные производственные программы. А в качестве основных разделов производственной программы выступают план по производству продукции организации, план выпуска продукции на экспорт, план по повышению качества продукции и план реализации продукции.
Таким образом, производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ
План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах.
План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: объем товарной, валовой и реализованной продукции.
Валовая продукция (ВП) характеризует общий объем промышленного производства вне зависимости от степени готовности продукции. Исчисляется в сопоставимых (неизменных) ценах. Служит для определения темпов роста объема производства, показателей производительности труда, фондоотдачи и др.[7]
В валовую продукцию промышленного предприятия включается:
− стоимость всех произведенных готовых изделий;
− стоимость реализуемых на сторону полуфабрикатов (как из своего
сырья, так и из сырья и материалов заказчиков);
− стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам
со стороны;
− стоимость прироста (убыли) остатков незавершенного производства.
ВП = ТП + (Нк – Нн) + (Ик – Ин), (1)
где ТП – объем товарной продукции, тыс. руб.;
Нн, Нк – стоимость незавершенного производства на начало и конец
периода соответственно, тыс. руб.;
Ин, Ик – стоимость специального инструмента, полуфабрикатов,
приспособлений собственного изготовления на начало и конец периода
соответственно, тыс. руб.
Валовая продукция предприятия может быть рассчитана по заводскому
методу как разность валового оборота (ВО) и внутризаводского оборота (ВнО).
Валовый оборот предприятия определяется как сумма стоимости
валовой продукции, производимой всеми цехами данного предприятия
независимо от того, будет данная продукция использоваться внутри
предприятия или будет реализована на сторону.
ВО = ВПц1 + ВПц2 + … + ВПцi, (2)
Таким образом, валовый оборот больше валовой продукции, так как
включает повторный счет – внутризаводской оборот, т. е. стоимость продукции отдельных цехов, предназначенной для последующей переработки внутри данного предприятия.
Товарная продукция (ТП) – это стоимость готовой продукции,
полученной в результате производственной деятельности, законченных работ, предназначенных для реализации на сторону (потребителям), оказанных услуг.
Объем товарной продукции определяется по формуле:
ТП = Тг + Тк + Тв + Ф + Р + У, (3)
Где, Тг - стоимость готовых изделий (услуг, работ), предназначенных для реализации на сторону, тыс. руб.;
Тк - стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия, тыс. руб.;
Тв - стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств, предназначенных для реализации на сторону, тыс. руб.;
Ф - стоимость основных фондов собственного производства, тыс. руб.;
Р-стоимость работ промышленного характера, тыс. руб.;
У -стоимость услуг, оказанных сторонними организациями, тыс. руб.
Объем товарной продукции исчисляется в действующих ценах.
Реализованная продукция (РП) определяется на базе показателя товарной продукции в действующих ценах и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
Объем реализованной продукции является одним из основных показателей, по которым оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Объем реализованной продукции определяется по формуле:
РП = ТП + (Он – Ок), (4)
где, Он, Ок - стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода соответственно, тыс. руб.
Реализованная продукция включает также остатки отгруженной, но не
оплаченной продукции, по которым срок оплаты еще не наступил или которые будут находиться на ответственном хранении у потребителей.
Чистая продукция (ЧП) характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии.
ЧП = ВП – МЗ – АО, (5)
где, МЗ - сумма материальных затрат, включаемые в себестоимость продукции, тыс. руб.,
АО - амортизационные отчисления, тыс. руб.
Производственная программа представляет собой объем выпуска продукции в определенном отрезке времени. Главным условием, которого является соответствие необходимого объема продукции ассортименту и требованиям плана продаж [9].
3. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Синар»
Объектом наблюдения курсовой работы является Открытое Акционерное Общество «Синар». Организация располагается в г. Новосибирск и осуществляет свою деятельность с 1921 года. Компания продает одежду под брендами Sinar и Sono. Фабрика производит женские и мужские пальто, школьную одежду, костюмы, галстуки и т. д.
Миссия ОАО «Синар» - удовлетворять потребность каждого покупателя в одежде высокого качества и по доступным ценам, содействуя развитию легкой промышленности России.
За последние пять лет, ОАО «СИНАР» сохраняет ежегодную положительную динамику - 150% рост объёма, выпуска и реализации швейных изделий, благодаря избранной руководством стратегии - «От выживания - к устойчивому развитию».
Основной целью деятельности ОАО «Синар» является удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах и получение прибыли.
Открытое акционерное общество "Синар" имеет уставной капитал 25,0 млн.руб. – это один из признаков повышенной надежности компании. Управляется Советом директоров, куда входят представители крупных банковских и корпоративных структур.
ОАО «СИНАР» имеет линейно - функциональную структуру управления (Приложение 1).
Основные рынки, на которых ОАО «Синар» осуществляет свою деятельность: г. Новосибирск и Новосибирская область, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Урал, в таких городах как Санкт-Петербург, Москва, Барнаул, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Омск, Томск, Тюмень.
Производственная компания «Синар» входит в «Топ-10» крупнейших российских предприятий швейной отрасли. На данный момент представлена в 10 городах России с более чем 30 фирменными магазинами. В Новосибирске продается только 20 - 25 % всей продукции. Остальное идет во все уголки страны. В Москве есть два магазина - причем продажи там идут хорошо и держатся за счет постоянных покупателей. В Москве цены на продукцию чуть выше, чем в Новосибирске, а в основном по России стоимость одинаковая. За рубеж ОАО «Синар» не выбирается, так как, по словам генерального директора, не успевают довезти товар даже до границы - все распродают в России. Фирма имеет более 200 постоянных клиентов, с которыми использует индивидуальные формы работы.
Основными конкурентными преимуществами ОАО «Синар» является гибкая и разнообразная ассортиментная политика, высокое качество продукции при оптимальных отпускных ценах, ниже чем у конкурентов, опции и гибкая ценовая политика для оптовых клиентов, развитая дилерская сеть розничной торговли. Основными конкурентами являются отечественные производители по мужскому ассортименту, московские фирмы, а также импортеры верхней одежды (Польша, Белоруссия, Китай, Турция).
Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах ОАО «Синар» представлены в приложении (приложение 2 и приложение 3).
4. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «СИНАР»
В плане производства и реализации продукции, частью которой является производственная программа, определяется и конкретизируется основная задача деятельности предприятия по выпуску продукции с целью получения максимально возможной прибыли и удовлетворение потребительского спроса населения. Он служит исходной базой для расчета потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. На основе установленной номенклатуры и объемов производства разрабатывается план по труду и заработной плате, план по себестоимости продукции, прибыли и рентабельности производства.[14]
Производственная программа должна обеспечить ритмичную и равномерную работу предприятия в течение планового периода. Она определяется в виде системы показателей в натуральном и стоимостном выражении.
Планирование производственной программы швейного цеха осуществляется отдельно для каждого потока.
При расчете производственной программы в швейной промышленности применяют агрегатный метод расчета, в основе которого лежат следующие исходные базовые данные, приведенные в таблице (таблица 4.1) (Приложение 4).
Используя базовые исходные данные, по потоку, действующему на предприятии, определяется сменный выпуск изделий по формуле (4.1):
(4.1)
где Тсм - продолжительность смены, час.
Данный расчет необходимо произвести как для полных , так и для сокращенных смен.
- объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад;
- полуфабрикаты для реализации на сторону;
- изделия и запасные части для проведения собственного капитального ремонта;
- услуги вспомогательных цехов на сторону и собственных нужд;
- инструменты собственного производства, входящие в состав основных средств предприятия;
План выпуска продукции на экспорт. В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане руководство должно представить показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.
План по повышению качества продукции. В плане повышения качества продукции должны быть отражены показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество продукции предприятия по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления продукции.
План реализации (сбыта) продукции. В этом плане отражается динамика реализации продукции конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетинговых исследований.
Реализованная продукция - это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика. Объем реализованной продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также продукции и работ для своего капитального строительства и непромышленных хозяйств, находящемся на балансе предприятия.
При расчете реализуемой продукции необходимо учитывать остатки нереализованной продукции и их изменение на начало и конец планируемого периода.
План по труду – это часы, минуты рабочего времени – применяют во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа по различным причинам не подлежит нормированию, показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы [5].
Производственная программа – это календарный план использования производительных сил с целью осуществления выпуска продукции и услуг в ассортименте и объемах, востребованных товарным спросом и потребностями внутрикорпоративной кооперации, по установленной технологии, однозначно задающей ресурсные потребности. Цель разработки производственной программы – определение и расчет необходимого объема производства продукции в плановом периоде, соответствующего по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Основными видами производственной программы принято выделять оперативные, тактические и стратегические производственные программы, а так же по способу планирования – сверху вниз, снизу вверх и интерактивные производственные программы. А в качестве основных разделов производственной программы выступают план по производству продукции организации, план выпуска продукции на экспорт, план по повышению качества продукции и план реализации продукции.
Таким образом, производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ
План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах.
План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: объем товарной, валовой и реализованной продукции.
Валовая продукция (ВП) характеризует общий объем промышленного производства вне зависимости от степени готовности продукции. Исчисляется в сопоставимых (неизменных) ценах. Служит для определения темпов роста объема производства, показателей производительности труда, фондоотдачи и др.[7]
В валовую продукцию промышленного предприятия включается:
− стоимость всех произведенных готовых изделий;
− стоимость реализуемых на сторону полуфабрикатов (как из своего
сырья, так и из сырья и материалов заказчиков);
− стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам
со стороны;
− стоимость прироста (убыли) остатков незавершенного производства.
ВП = ТП + (Нк – Нн) + (Ик – Ин), (1)
где ТП – объем товарной продукции, тыс. руб.;
Нн, Нк – стоимость незавершенного производства на начало и конец
периода соответственно, тыс. руб.;
Ин, Ик – стоимость специального инструмента, полуфабрикатов,
приспособлений собственного изготовления на начало и конец периода
соответственно, тыс. руб.
Валовая продукция предприятия может быть рассчитана по заводскому
методу как разность валового оборота (ВО) и внутризаводского оборота (ВнО).
Валовый оборот предприятия определяется как сумма стоимости
валовой продукции, производимой всеми цехами данного предприятия
независимо от того, будет данная продукция использоваться внутри
предприятия или будет реализована на сторону.
ВО = ВПц1 + ВПц2 + … + ВПцi, (2)
Таким образом, валовый оборот больше валовой продукции, так как
включает повторный счет – внутризаводской оборот, т. е. стоимость продукции отдельных цехов, предназначенной для последующей переработки внутри данного предприятия.
Товарная продукция (ТП) – это стоимость готовой продукции,
полученной в результате производственной деятельности, законченных работ, предназначенных для реализации на сторону (потребителям), оказанных услуг.
Объем товарной продукции определяется по формуле:
ТП = Тг + Тк + Тв + Ф + Р + У, (3)
Где, Тг - стоимость готовых изделий (услуг, работ), предназначенных для реализации на сторону, тыс. руб.;
Тк - стоимость готовых изделий для нужд капитального строительства и непромышленного хозяйства своего предприятия, тыс. руб.;
Тв - стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств, предназначенных для реализации на сторону, тыс. руб.;
Ф - стоимость основных фондов собственного производства, тыс. руб.;
Р-стоимость работ промышленного характера, тыс. руб.;
У -стоимость услуг, оказанных сторонними организациями, тыс. руб.
Объем товарной продукции исчисляется в действующих ценах.
Реализованная продукция (РП) определяется на базе показателя товарной продукции в действующих ценах и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
Объем реализованной продукции является одним из основных показателей, по которым оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Объем реализованной продукции определяется по формуле:
РП = ТП + (Он – Ок), (4)
где, Он, Ок - стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец периода соответственно, тыс. руб.
Реализованная продукция включает также остатки отгруженной, но не
оплаченной продукции, по которым срок оплаты еще не наступил или которые будут находиться на ответственном хранении у потребителей.
Чистая продукция (ЧП) характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии.
ЧП = ВП – МЗ – АО, (5)
где, МЗ - сумма материальных затрат, включаемые в себестоимость продукции, тыс. руб.,
АО - амортизационные отчисления, тыс. руб.
Производственная программа представляет собой объем выпуска продукции в определенном отрезке времени. Главным условием, которого является соответствие необходимого объема продукции ассортименту и требованиям плана продаж [9].
3. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Синар»
Объектом наблюдения курсовой работы является Открытое Акционерное Общество «Синар». Организация располагается в г. Новосибирск и осуществляет свою деятельность с 1921 года. Компания продает одежду под брендами Sinar и Sono. Фабрика производит женские и мужские пальто, школьную одежду, костюмы, галстуки и т. д.
Миссия ОАО «Синар» - удовлетворять потребность каждого покупателя в одежде высокого качества и по доступным ценам, содействуя развитию легкой промышленности России.
За последние пять лет, ОАО «СИНАР» сохраняет ежегодную положительную динамику - 150% рост объёма, выпуска и реализации швейных изделий, благодаря избранной руководством стратегии - «От выживания - к устойчивому развитию».
Основной целью деятельности ОАО «Синар» является удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах и получение прибыли.
Открытое акционерное общество "Синар" имеет уставной капитал 25,0 млн.руб. – это один из признаков повышенной надежности компании. Управляется Советом директоров, куда входят представители крупных банковских и корпоративных структур.
ОАО «СИНАР» имеет линейно - функциональную структуру управления (Приложение 1).
Основные рынки, на которых ОАО «Синар» осуществляет свою деятельность: г. Новосибирск и Новосибирская область, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Урал, в таких городах как Санкт-Петербург, Москва, Барнаул, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Омск, Томск, Тюмень.
Производственная компания «Синар» входит в «Топ-10» крупнейших российских предприятий швейной отрасли. На данный момент представлена в 10 городах России с более чем 30 фирменными магазинами. В Новосибирске продается только 20 - 25 % всей продукции. Остальное идет во все уголки страны. В Москве есть два магазина - причем продажи там идут хорошо и держатся за счет постоянных покупателей. В Москве цены на продукцию чуть выше, чем в Новосибирске, а в основном по России стоимость одинаковая. За рубеж ОАО «Синар» не выбирается, так как, по словам генерального директора, не успевают довезти товар даже до границы - все распродают в России. Фирма имеет более 200 постоянных клиентов, с которыми использует индивидуальные формы работы.
Основными конкурентными преимуществами ОАО «Синар» является гибкая и разнообразная ассортиментная политика, высокое качество продукции при оптимальных отпускных ценах, ниже чем у конкурентов, опции и гибкая ценовая политика для оптовых клиентов, развитая дилерская сеть розничной торговли. Основными конкурентами являются отечественные производители по мужскому ассортименту, московские фирмы, а также импортеры верхней одежды (Польша, Белоруссия, Китай, Турция).
Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах ОАО «Синар» представлены в приложении (приложение 2 и приложение 3).
4. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «СИНАР»
В плане производства и реализации продукции, частью которой является производственная программа, определяется и конкретизируется основная задача деятельности предприятия по выпуску продукции с целью получения максимально возможной прибыли и удовлетворение потребительского спроса населения. Он служит исходной базой для расчета потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. На основе установленной номенклатуры и объемов производства разрабатывается план по труду и заработной плате, план по себестоимости продукции, прибыли и рентабельности производства.[14]
Производственная программа должна обеспечить ритмичную и равномерную работу предприятия в течение планового периода. Она определяется в виде системы показателей в натуральном и стоимостном выражении.
Планирование производственной программы швейного цеха осуществляется отдельно для каждого потока.
При расчете производственной программы в швейной промышленности применяют агрегатный метод расчета, в основе которого лежат следующие исходные базовые данные, приведенные в таблице (таблица 4.1) (Приложение 4).
Используя базовые исходные данные, по потоку, действующему на предприятии, определяется сменный выпуск изделий по формуле (4.1):
(4.1)
где Тсм - продолжительность смены, час.
Данный расчет необходимо произвести как для полных , так и для сокращенных смен.