Файл: Протокол 1 от 28 августа 2021 г. Руководитель шмо литвинцева Л. И. Рассмотрено на заседании шнмс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласовано

на заседании ШМО

Протокол № 1

от «28» августа 2021 г.

Руководитель ШМО

Литвинцева Л.И.

Рассмотрено

на заседании ШНМС

Протокол № 1

от «28» августа 2021 г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 4»

___________________ Ельцина Ж.А.

Приказ № 200 от «01» сентября 2021 г.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рабочая программа
по предмету «Литература» для 5-9 класса (-ов).

Сроки реализации программы: 5 лет

г. Краснокаменск

2021/22 учебный год
Рабочая программа по предмету «Литература» для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1644; от 31.12.2015 № 1577);

  • Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического обеспечения по общему образованию ( протокол от 08 апреля2015г. №1/15);

  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ№4»

  • Рабочая программа курса «Литература» ориентирована на использование учебно-методического комплекта под. редакцией В.Я. Коровиной.

Рабочая программа основного общего образования по литературе составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане ООП ООО МАОУ «СОШ № 4». На изучение предмета «Литература» в 5-9 классах отводится не менее 452х часов (5-6 классы по 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю, 7-8 классы по 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, 9 класс – 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю).

В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ № 4» в 5-6х классах в содержание рабочей программы по предмету «Литература» включено содержание модуля «Литература и фольклор Забайкалья» интегрированного учебного курса «Забайкаловедение». На  изучение данного модуля в 5-х классах отводится 17 часов
. В 6-х классах на изучение данного модуля отводится 17 часов. В 9-х классах включено содержание модуля «Художественная культура Забайкалья» интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» (на  изучение данного модуля в 9 классе отводится 17 часов).

Изучение регионального фольклора и литературы Забайкальского края направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание чувства патриотизма и уважения к литературе, культуре, традициям и обычаям народов Забайкалья;

  • стремление сохранять и приумножать культурное достояние своего региона;

  • формирование у учащихся нравственных, гражданских, социальных, этнографических, культурных и других ценностей с помощью освоения знаний о фольклорных и литературных традиций региона;

  • освоение совокупности знаний по фольклору и литературе Забайкалья с древнейших времён до наших дней;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений фольклора и литературы Забайкалья, основных историко-литературных сведений развития литературы Забайкалья.

Изучение модуля «Художественная культура Забайкалья» направлено на формирование у обучающихся основ художественно-эстетической культуры, развитие опыта эстетической рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях в условиях региона через изучение истории культуры Забайкалья.

Планируемые результаты

В соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО «МАОУ СОШ №4» образовательная деятельность по предмету «Литература» направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные планируемые результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;



3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
 Метапредметные планируемые результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Предметные планируемые результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;


4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

В результате освоения содержания рабочей программы по литературе на уровне основного общего образованиявыпускник научится:

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).