Файл: Протокол 1 от 28 августа 2021 г. Руководитель шмо литвинцева Л. И. Рассмотрено на заседании шнмс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласовано на заседании ШМО Протокол № 1 от «28» августа 2021 г. Руководитель ШМО Литвинцева Л.И. | Рассмотрено на заседании ШНМС Протокол № 1 от «28» августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 4» ___________________ Ельцина Ж.А. Приказ № 200 от «01» сентября 2021 г. |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рабочая программа
по предмету «Литература» для 5-9 класса (-ов).
Сроки реализации программы: 5 лет
г. Краснокаменск
2021/22 учебный год
Рабочая программа по предмету «Литература» для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; -
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1644; от 31.12.2015 № 1577); -
Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического обеспечения по общему образованию ( протокол от 08 апреля2015г. №1/15); -
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ№4» -
Рабочая программа курса «Литература» ориентирована на использование учебно-методического комплекта под. редакцией В.Я. Коровиной.
Рабочая программа основного общего образования по литературе составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане ООП ООО МАОУ «СОШ № 4». На изучение предмета «Литература» в 5-9 классах отводится не менее 452х часов (5-6 классы по 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю, 7-8 классы по 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, 9 класс – 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю).
В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ № 4» в 5-6х классах в содержание рабочей программы по предмету «Литература» включено содержание модуля «Литература и фольклор Забайкалья» интегрированного учебного курса «Забайкаловедение». На изучение данного модуля в 5-х классах отводится 17 часов
. В 6-х классах на изучение данного модуля отводится 17 часов. В 9-х классах включено содержание модуля «Художественная культура Забайкалья» интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» (на изучение данного модуля в 9 классе отводится 17 часов).
Изучение регионального фольклора и литературы Забайкальского края направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание чувства патриотизма и уважения к литературе, культуре, традициям и обычаям народов Забайкалья; -
стремление сохранять и приумножать культурное достояние своего региона; -
формирование у учащихся нравственных, гражданских, социальных, этнографических, культурных и других ценностей с помощью освоения знаний о фольклорных и литературных традиций региона; -
освоение совокупности знаний по фольклору и литературе Забайкалья с древнейших времён до наших дней; -
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений фольклора и литературы Забайкалья, основных историко-литературных сведений развития литературы Забайкалья.
Изучение модуля «Художественная культура Забайкалья» направлено на формирование у обучающихся основ художественно-эстетической культуры, развитие опыта эстетической рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях в условиях региона через изучение истории культуры Забайкалья.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО «МАОУ СОШ №4» образовательная деятельность по предмету «Литература» направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные планируемые результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные планируемые результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Предметные планируемые результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В результате освоения содержания рабочей программы по литературе на уровне основного общего образованиявыпускник научится:
-
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.); -
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.); -
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.); -
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.); -
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.); -
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.); -
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.); -
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне); -
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; -
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.); -
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне); -
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне); -
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс); -
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).