ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования» Краснодарского края (ГБОУ ИРО Краснодарского края)
ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Методическиерекомендациидляклассныхруководителейобщеобразовательныхорганизаций
1
Краснодар, 2018
УДК 37.018.2
ББК 74.66
О - 64
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края
ЛебединаЕ.В.,
заместитель директора по ВР МАОУ СОШ № 18 УИОП г. Армавир
Извекова Н.В.
О 64 Организация благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе. Методические рекомендации для классных руководителей общеобразовательных организаций / сост. Т. С. Масалова, М. А. Павлюкова,. – Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2018. - 48 с.
Составители:
Т.С. Масалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края
М.А. Павлюкова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края
В методических
рекомендациях раскрываются сущностные характеристики благоприятного социально-психологического климата в учебной группе (классе). Представлены способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе. Практические диагностики в комплексе позволяют определить уровень социально-психологического климата.
2
© ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность классного руководителя | 4 |
Деятельность классного руководителя по организации благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе | 12 |
Сущностные характеристики благоприятного социально- психологического климата в детском коллективе | 19 |
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе | 24 |
Список использованной литературы | 26 |
Памятка для классных руководителей при возникновении чрезвычайных ситуаций | 27 |
Приложение1.Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А. Н. Лутошкин) | 30 |
Приложение2.Определение индекса групповой сплоченности Сишора | 32 |
Приложение 3 Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива | 33 |
Приложение4.Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) | 34 |
Приложение 5. Технология «Кредит доверия» (автор И.А. Фархшатова). | 35 |
Приложение 6. Программа изучения развития классного коллектива | 38 |
Приложение7.Метод социометрии | 40 |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» органам управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендовано довести данные инструкции до государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (Российская газета, 2006, 14 января).
В соответствии с данными рекомендациями определяется цель и задачи деятельности классного руководителя.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
В задачи деятельности классного руководителя входят:
-
формирование и развитие коллектива класса; -
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; -
формирование здорового образа жизни; -
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; -
защита прав и интересов обучающихся; -
организация системной работы с обучающимися в классе; -
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; -
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; -
организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
Исходя из целей и задач классные руководители обязаны выстраивать эффективно воспитательный процесс в детском коллективе. Проводить диагностику и анализ воспитательной деятельности в классе, вести социальный мониторинг класса и банк данных детей, требующих особого педагогического внимания, проводить социометрические исследования.
В методических рекомендациях прописаны функции классного руководителя:
-
Организационно-координирующие:
-
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; -
установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); -
проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся; -
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; -
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; -
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; -
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; -
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; -
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
-
Коммуникативные:
-
регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; -
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; -
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
-
Аналитико-прогностические:
-
изучение индивидуальных особенностей, обучающихся и динамики их развития; -
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
-
Контрольные:
– контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных
На основании данного функционала в своей деятельности классный руководитель может руководствоваться рекомендуемой учетно-отчетной документацией:
-
план работы классного руководителя на учебный год; -
социальный паспорт класса; -
план-график мониторинга реализации воспитательного процесса; -
аналитический отчет по итогам диагностики воспитательного процесса; -
протоколы родительских собраний; -
тематических план-график классных часов; -
журнал учета выездных мероприятий.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников в направлении профилактической и воспитательной работ:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 года; -
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; -
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 996 от 29 мая 2015 г.; -
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ