Файл: Министерство образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования» Краснодарского края (ГБОУ ИРО Краснодарского края)

ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Методическиерекомендациидляклассныхруководителейобщеобразовательныхорганизаций


1
Краснодар, 2018




УДК 37.018.2

ББК 74.66

О - 64
Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края

ЛебединаЕ.В.,

заместитель директора по ВР МАОУ СОШ 18 УИОП г. Армавир

Извекова Н.В.

О 64 Организация благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе. Методические рекомендации для классных руководителей общеобразовательных организаций / сост. Т. С. Масалова, М. А. Павлюкова,. Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2018. - 48 с.

Составители:

Т.С. Масалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края

М.А. Павлюкова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края

В методических
рекомендациях раскрываются сущностные характеристики благоприятного социально-психологического климата в учебной группе (классе). Представлены способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе. Практические диагностики в комплексе позволяют определить уровень социально-психологического климата.



2
© ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2018





СОДЕРЖАНИЕ



Нормативно-правовая документация, регулирующая

деятельность классного руководителя


4

Деятельность классного руководителя по организации

благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе



12

Сущностные характеристики благоприятного социально-

психологического климата в детском коллективе


19

Способы формирования и поддержания благоприятного

психологического климата в классе


24

Список использованной литературы

26

Памятка для классных руководителей при возникновении

чрезвычайных ситуаций


27

Приложение1.Методика оценки уровня психологического

климата коллектива (А. Н. Лутошкин)


30

Приложение2.Определение индекса групповой сплоченности

Сишора


32

Приложение 3 Психолого-педагогическая характеристика

классного коллектива


33

Приложение4.Методика оценки психологической атмосферы в

коллективе (по А.Ф.Фидлеру)

34

Приложение 5. Технология «Кредит доверия» (автор

И.А. Фархшатова).

35

Приложение 6. Программа изучения развития классного

коллектива

38

Приложение7.Метод социометрии

40


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» органам управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендовано довести данные инструкции до государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (Российская газета, 2006, 14 января).

В соответствии с данными рекомендациями определяется цель и задачи деятельности классного руководителя.

Цель деятельности классного руководителя создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В задачи деятельности классного руководителя входят:

  • формирование и развитие коллектива класса;

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

  • формирование здорового образа жизни;

  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • организация системной работы с обучающимися в классе;

  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

  • организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.


Исходя из целей и задач классные руководители обязаны выстраивать эффективно воспитательный процесс в детском коллективе. Проводить диагностику и анализ воспитательной деятельности в классе, вести социальный мониторинг класса и банк данных детей, требующих особого педагогического внимания, проводить социометрические исследования.

В методических рекомендациях прописаны функции классного руководителя:

  1. Организационно-координирующие:

  • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

  • установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

  • проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

  • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

  • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).


  1. Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

  1. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей, обучающихся и динамики их развития;

  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

  1. Контрольные:

контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных

На основании данного функционала в своей деятельности классный руководитель может руководствоваться рекомендуемой учетно-отчетной документацией:

  • план работы классного руководителя на учебный год;

  • социальный паспорт класса;

  • план-график мониторинга реализации воспитательного процесса;

  • аналитический отчет по итогам диагностики воспитательного процесса;

  • протоколы родительских собраний;

  • тематических план-график классных часов;

  • журнал учета выездных мероприятий.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников в направлении профилактической и воспитательной работ:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.12 года;

  2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 996 от 29 мая 2015 г.;

  4. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. 182-ФЗ