Файл: Кудряшова Анастасия Юрьевна Интернеткурс по дисциплине Информационные технологии в.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 598

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57
• расстояние между центрами соседних пикселей;
• диагональ панели и отношение сторон (5:4, 4:3, 8:5, 16:10 и др.);
• контрастность, яркость;
• время отклика пикселя для изменения яркости;
• угол обзора, при котором контрастность падает до заданной.
Плазменные дисплеи (Plasma Display Panel, PDP) создаются путем заполнения пространства между двумя стеклянными поверхностями инертным газом, например.арго- ном или неоном. На стеклянную поверхность наносят миниатюрные прозрачные электроды, на которые подается высокочастотное напряжение. Под действием этого напряжения в прилегающей к электроду газовой области возникает электрический разряд. Плазма газового разряда излучает свет в ультрафиолетовом диапазоне и вызывает свечение частиц люминофора в диапазоне, видимом человеком. Фактически каждый пиксел на экране работает как обычная лампа дневного света. Высокая яркость и контрастность наряду с отсутствием дрожания являются преимуществами таких мониторов. Кроме того, угол, под которым можно увидеть изображение на плазменных мониторах, существенно больше, чем у ЖК-мониторов.
Плазменные панели применяются в высококачественных видеосистемах большого формата. По мере того как с развитием технологии ЖК-панелей их диагональ увеличивается, они вытесняют плазменные панели, поскольку производить ЖК-панели проще и дешевле.
Плазменные панели сохраняют специфическое использование, когда требуется выводить очень большую картинку с компьютера для коллективного просмотра с большого расстояния DVD и телевидения высокого разрешения.
Электролюминесцентные мониторы (Electric Lumines- cent Displays, ELD) по конструкции аналогичны ЖК-мониторам. Принцип действия основан на явлении испускания света при возникновении туннельного эффекта в полупроводниковом p—n переходе. Мониторы имеют высокие частоты развертки и яркость свечения, надежны в работе. Вместе с тем уступают ЖК-мониторам по энергопотреблению, поскольку на ячейки подается относительно высокое напряжение — около 100 В. При ярком освещении цвета электролюминесцентных мониторов тускнеют.
Мониторы электростатической эмиссии (Field Emission Displays, FED) сочетают традиционную технологию, основанную на использовании ЭЛТ, и жидкокристаллическую технологию. Мониторы FED основаны на процессе, похожем на тот, что применяется в ЭЛТ-мониторах, в обоих применяется люминофор, светящийся под воздействием электронного луча. В качестве пикселей применяются зерна люминофора, как и в ЭЛТ-мониторе, что позволяет получить чистые и сочные цвета, свойственные обычным мониторам. Однако активизация этих зерен производится не электронным лучом, а электронными ключами, подобными тем, что используются в ЖК- мониторах, построенных по TFT-технологии.
Видеосистема персонального компьютера включает монитор и видеоадаптер — устройство, непосредственно управляющее монитором и выводом информации на экран.
Видеоадаптер представляет собой плату, вставляемую в разъем системной платы компьютера (рисунок 3.17).


58
Рисунок 3.17 - Видеоадаптер
Он определяет следующие характеристики видеосистемы:
• максимальное разрешение и частоты разверток (совместно с монитором);
• максимальное количество отображаемых цветовых оттенков (глубина цвета);
• скорость обработки и передачи видеоинформации
Современные видеоадаптеры содержат мощный графический процессор, в состав которого входят ускорители двухмерной и трехмерной графики.
Важнейшая характеристика видеосистемы ПК — разрешение экрана. Для каждого размера монитора существует определенное оптимальное разрешение экрана, которое должен обеспечивать видеоадаптер.
Цветовое разрешение (глубина цвета), которое определяет количество различных оттенков, передаваемых отдельной точкой экрана видеосистемы, зависит от разрешения экрана, объема видеопамяти видеоадаптера и может составлять 256,65 тыс. и 16,7 млн цветов.
Видеоускорение видеосистемы ПК обеспечивается установкой специальных графических процессоров на самой плате видеоадаптера либо установкой специальных дополнительных плат на материнской плате ПК. Различают ускорители плоской графики
(2D) для работы с прикладными программами офисного применения и ускорители объемной графики (3D) для профессиональных программ обработки трехмерной графики и компьютерных игр (обеспечивают построение изображений не путем вычислений, а аппаратно путем преобразования данных в микросхемах).
Манипуляторы - устройства, предназначенные для взаимодействия с объектами окон папок и программ на экране монитора аналогично тому, как это делала бы рука, относятся к манипуляторам (от лат. manipula — рука). Относительные манипуляторы: мышь, джойстик, сенсорная панель; абсолютные — дигитайзер.
Мышь— устройство позиционирования указателя мыши (в виде стрелки, крестика, вертикальной палочки) на изображении экрана и для взаимодействия с объектами путем подачи команд кнопками. Применение мыши основано на возможностях графического интерфейса (взаимодействия пользователя с компьютером), предоставляемого современными операционными системами.
Обычная мышь скользит по столу или по коврику, а по ее перемещению датчики передают в системный блок через хвостик-кабель мыши данные о направлении и длине пути.
Нажатия на кнопки мыши посылают дополнительные коды-команды. Процессор обрабатывает все поступающие коды и посылает управляющие сигналы об изменении позиции указателя мыши на изображении экрана или команду. Мышь имеет основную и вспомогательную кнопки, которые можно нажимать (удерживать нажатие), щелкать
(короткое нажатие), чтобы выполнить запуск программы или открыть файл.
Действия мыши имеют несколько вариантов:


59
• щелчок кнопки — нажатие правой или левой кнопки с быстрым отпусканием;
• двойной щелчок — двойное короткое и быстрое нажатие кнопки;
• удерживание кнопки при перемещении мыши позволя- ет выделить, зацепить и сместить объект или границу;
• удерживание клавиши клавиатуры Ctrl, Shift или Alt при нажатии кнопки мыши модифицирует ее действие и подаваемые команды.
Само по себе перемещение мыши без нажатия кнопок заставляет указатель мыши скользить по экрану над объектами, но не отдает команды. Ничего не происходит, кроме появления всплывающих подсказок. Но когда указатель позиционирован и сделан щелчок кнопкой мыши, будет оказано воздействие на объект изображения.
Положение пальцев на кнопках мыши: указательный палец — левая кнопка; безымянный палец — правая кнопка; средний палец — колесико прокрутки (при наличии) или средняя кнопка (у трехкнопочной мыши), для двухкнопочной мыши средний палец не используется.
Основную кнопку мыши (как правило, левую) кратко нажимают указательным пальцем (выполняют щелчок), чтобы выбрать позицию курсора в тексте, выделить или сделать активным объект на экране.
Длительное нажатие кнопки мыши при ее перемещении применяется для выделения площади текста или рисунка, перетаскивания с «зацепом», смещения объектов и их границ на экране. Некоторые действия выполняются мышью в сочетании с нажатием клавиш клавиатуры. Например, Ctrl и левая кнопка мыши с зацепом объекта — не перемещение, а копирование.
Вспомогательной кнопке мыши (обычно правой) операционная система поручает открывать контекстное меню команд или параметров (список для выбора команд по положению указателя на экране). Контекстные команды зависят от программы, в которой в данный момент работают с мышью.
В некоторых моделях мышей какую-нибудь дополнительную команду-услугу выполняет средняя кнопка (например, закрывает окна Windows) или колесико прокрутки содержимого при просмотре в окнах папок и программ.
Работу мыши обслуживает специальная программа — драйвер мыши. В операционной системе Windows настройку мыши выполняет команда Пуск, Панель
управления, Мышь. Можно изменить предельную скорость (частоту) нажатия кнопки мыши (интервал щелчков), изменить вид указателя и его чувствительность к перемещению мыши, поменять приписку основной и вспомогательной кнопки для левши.
Дигитайзер — устройство ввода графического векторного изображения, получаемого в результате передвижения указателя по специальной поверхности рукой оператора ПК. Устройство состоит из графического планшета и указателя (перо, курсор).
Планшет подключается к ПК, а перо — к планшету. Принцип действия дигитайзера основан на фиксации местоположения указателя с помощью встроенной в планшет сетки проводников. Шаг считывания информации называется разрешением дигитайзера.
Дигитайзеры используются при работе с системами автоматизированного проектирования и графическими редакторами.
Сканер - периферийное устройство ввода информации с поверхности и преобразования ее в оцифрованное изображение (электронный формат) для последующего хранения и обработки в компьютере с использованием программных средств. Сканеры считывают изображение (рисунки, фотографии) и текст с бумаги, пленки, иных твердых носителей. Сканирование — управляемый последовательно поэлементный обзор заданной зоны: сканирование воздушного пространства локатором, сканирование тела больного медицинским томографом, сканирование компьютерного жесткого диска программой в поисках ошибок размещения информации.
Фотографирование делает снимок, сразу отображая весь объект, попавший в кадр, а


60 сканирование готовит изображение, кропотливо просматривая в объекте точку за точкой.
Результат работы сканера — так называемый графический образ информации.
При работе с текстами на выходе процесса сканирования получают не структурированные данные, логически разбивающиеся на фразы, слова и символы, несущие самостоятельную смысловую нагрузку, а всего лишь переведенную в электронную форму информацию о внешнем виде отсканированного текстового фрагмента. Сложную задачу восстановления текста по его изображению решает специальный класс программного обеспечения, получивший название программ распознавания образов (Optical Character Recognizer, OCR). На рынке программного обеспечения присутствует немало пакетов данного назначения, но среди них реально удовлетворяют требованиям пользователя лишь несколько. В России лидером выступает пакет программ FineReader.
Сканеры классифицируются по способу формирования (кодирования) изображения, типу кинематического механизма, типу вводимого изображения, степени прозрачности материала, особенностям аппаратного и программного обеспечения.
Однако любой сканер содержит источник света, механизм перемещения датчика (или системы отклоняющихся зеркал) вдоль оригинала либо механизм перемещения оригинала относительно датчика, а также электронное устройство, предназначенное для преобразования считываемой информации в цифровую форму. В принципе работы сканера лежит технология считывания данных, полученных на основе использования светочувствительных датчиков двух типов: приборов с зарядовой связью (ПЗС) и фотоэлектронных умножителей. Аналоговые сигналы напряжения тока, получаемые от датчиков, поступают на вход аналого- цифрового преобразователя, где преобразуются в числа, соответствующие оттенкам цвета или градациям серого цвета, и сохраняются в памяти.
Самыми популярными являются планшетныесканеры (рисунок 3.18).
Рисунок 3.18 – Планшетный сканер
Считывающая головка с датчиками ПЗС перемещается относительно бумаги с помощью шагового двигателя.
Сканируемый бумажный документ помещаются изображением вниз на плоский стеклянный планшет (обычно закрываемый сверху крышкой), под которым расположена подвижная каретка с источником света, оптической системой и линейкой светочувствительных элементов. Каретка движется и построчно считывает изображение с размещенного на планшете носителя. Планшетные сканеры могут иметь автоподатчик бумаги. Обычное разрешение планшетных сканеров 600 точек на дюйм, что достаточно для оптического распознавания текста, копирования документов, фотографий и рисунков, репродуцирования на печатающих устройствах. Для слайдов и малоформатных изображений требуется более высокое разрешение — до 1000 точек на дюйм. Типовой планшетный сканер предназначен для сканирования оригиналов 21×33 см.


61
Роликовые (листопротяжные) сканеры автоматически протягивают сквозь себя отдельные листы сканируемых документов. Почти все такие сканеры работают и в режиме факсимильной передачи изображения. Недостатками таких сканеров является ограниченность диапазона типа оригинала, так как журнал или книгу не удастся пропустить через узкую щель и направляющие ролики, а также возможность повреждения оригинала. Разрешение таких сканеров также лежит на уровне 600 точек на дюйм.
В барабанных сканерах оригинал закрепляется на поверхности прозрачного цилиндра из оргстекла, укрепленного на массивном основании. Барабан вращается с большой скоростью (до 1350 об/мин), и находящийся рядом с ним фотоэлектронный умножитель считывает изображение с высокой точностью. Барабанные сканеры применяются в полиграфии для воспроизведения профессиональных фотографий, обладают высоким разрешением (800—1200 точек на дюйм) и высокой светочувствительностью, имеют высокую стоимость.
Проекционные сканеры напоминают проекционный аппарат. В сканере оригинал располагается под сканирующей головкой на столе. В качестве источника света используется естественный свет. Достоинством является возможность сканирования трехмерных объемных оригиналов.
Ручные сканеры (роликовые) обрабатывают полосы документа шириной до 10 см, компактны, но медлительны, имеют меньшее из всех сканеров разрешение (различают менее 100 точек на дюйм). Используются в основном с переносными компьютерами. На смену ручным сканерам приходят сканирующие маркеры — устройства сканирования текстов, напоминающие большой маркер. Сканирующий наконечник ведут вдоль строк текста и получают распознанный текст, который передается через инфракрасный порт в компьютер.
Принтер - периферийное устройство вывода информации на печать. По способу нанесения изображения на бумагу делятся на принтеры ударного и безударного типа
(рисунок 3.19).
Рисунок 3.19 – Классификация принтеров
К безударным печатающим устройствам относятся струйные, лазерные, термические принтеры.
Матричные принтеры. В матричных принтерах установлена печатающая головка, как правило, содержащая один или два ряда тонких игл, которые активизируются электромагнитным методом. Головка устанавливается на каретке и движется вдоль печатаемой строки. При этом иголки в нужный момент ударяют через красящую ленту по бумаге, обеспечивая формирование на бумаге символов и изображений. Для перемещения красящей ленты применяется передаточный механизм, использующий движение каретки. Перемещение каретки обеспечивает шаговый двигатель. Еще один шаговый двигатель отвечает за перемещение бумагоопорного валика.
Основные достоинства матричного принтера — низкая стоимость, простота эксплуатации, возможность печати на бумаге невысокого качества и рулонной бумаге.
Струйные принтеры. Работают на основе впрыскивания чернил на бумагу через систему сопел (рисунок 3.20). Такой принтер менее шумный, чем матричный и имеет