Файл: Книга первая и пусть страданье и отрада.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 584

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава шестая
В юности, когда я начинал размышлять над тем, «что Я такое?», в душу ко мне неизменно закрадывалось немое отчаяние. Как, должно быть, легко материалисту, — думал я, — полагающему, будто «он», это его телесная обо­лочка. Или психологу, усматривающему сущность че­ло­веческой личности в потоке эмоционально-интел­лек­туальных переживаний. Гораздо труднее ответить на этот вопрос философу-идеалисту, мистику или теологу, но и они справляются с поставленной перед ними зада­чей, объявляя человеческое «Эго» частицей Абсо­лют­ной Идеи или некой Божественной Искрой. Самое ин­те­ресное, что любое из этих определений в какой-то ме­ре отражает действительное положение вещей, но как всякое отражение, оно неизбежно искажает истину. Порою до неузнаваемости.

Теперь, когда времена воинствующего материализма отошли в прошлое, утверждение, согласно которому «душа» и «тело» – одно и то же, вряд ли кого сможет удо­влетворить. И если «обычный» человек, решая данный вопрос, вынужден ограничиваться спекулятив­ны­ми рассуждениями, то люди, пережившие клиничес­кую смерть или освоившие хотя бы самый простой метод астральной проекции, убеждаются в этом на опыте. Переживание, когда ты впервые видишь «себя» со стороны, мирно спящим в постели или лежащим на реанимационном столе, коренным образом изменяет всю последующую жизнь. (Если у вас хватит сил и терпения освоить, приведенный во второй главе этой книги, метод проекции через сновидение, вы сможете удостовериться в этом лично).

В том, что мои эмоции и мой интеллект, (т.е., моя психика), далеко не мое «Эго», я убедился благодаря медитации. Когда постепенно гаснут сначала ощущения физического тела, затем любые эмоциональные пережи­вания и порождаемые разумом мысли или образы, и когда, несмотря на это, восприятие собственного «Я» остается, (и даже многократно усиливается!), начина­ешь понимать, что экспериментальная психология еще очень и очень молодая наука и что если отрицать пол­ностью все ее достижения и выводы все-таки не стоит, принимать их нужно с большой осторожностью.

Так что же такое, в конце-то концов, это загадочное человеческое «Я»?! Где оно скрывается и в чем заклю­че­на его сущность? Определения типа «Божественной Искры» или «Абсолютной Идеи» конечно прекрасны, но отвечают ли они на поставленный вопрос прямо, и не маскируют ли наше неведение под знание, вместо того, чтобы
действительно рассеивать застилающий наши глаза туман?..

Размышляя самостоятельно, а не полагаясь слепо на преподносимые тебе «готовые истины», нельзя не по­нять, что мир устроен гораздо сложнее, чем мы его себе представляем, и, вместе с тем, гораздо проще, чем его описывают лучшие умы человечества. Еще более пора­зи­тельные вещи открываются тому, кто начинает пости­гать мир, опираясь не только на разум, но и на то «интуитив­ное Чувство», которое у подавляющего большинства челове­чес­ких особей находится в дремлющем состоянии и кото­рое открывается пытливому уму, подобно вспышке молнии, полностью переворачивая его представления о реальности. (В дзен-буддизме такое перерождение назы­вается «Сатори»).

Но если разобраться в сущности «Высшего Я» дос­та­точно сложно, то понять, что такое Ложное «Эго» и как с ним бороться, будет намного проще. Третий, са­мый опасный и «прожорливый» враг, на самом деле, не такой уж и страшный, а в сравнении с вашим истин­ным «Я», оказывается и вовсе микробом. И хотя нельзя забывать, что невидимый глазу микроб может свалить огромного слона, знайте – победить его вам вполне по силам. Важно лишь всегда помнить о его коварстве и быть готовым к самым серьезным испытаниям. Побе­див­ший Ложное «Эго», постигает природу «Высшего Я»!..

И наоборот.
Никто не знает, сумела ли бы наша цивилизация дос­тичь столь высокого уровня, не будь в человеке зало­же­но такого качества, как «потребность самоутвер­ж­де­ния». По мнению многих, именно это является двигате­лем прогресса, и именно благодаря этому тот или иной человек становится выдающимся полководцем, вели­ким ученым или знаменитым художником. Наверное, так оно и есть. Поскольку человек существо социаль­ное, а жизнь в социуме немыслима без самоутверж­дения, в каждом из нас самой природой должно быть заложено это чувство, — «чувство собственной значи­тель­ности». Что бы мы ни делали, чем бы ни занима­лись, в конечном итоге нам важно, чтобы наша деятель­ность, а точнее ее результаты, получили одобрение со стороны других людей. В той или иной форме, осоз­нанно или неосознанно, но каждый из нас стремится к этому.

Помните, у Карнеги: «…Именно желание ощутить свою значительность толкнуло необразованного и забитого нуждой приказчика из бакалейной лавки к изучению книг по вопросам права, найденных на дне бочонка с домашним скарбом, купленным за пятьдесят центов. Вы, вероятно, слышали об этом приказчике ба­ка­лейщика. Его звали Линкольн.



Именно желание почувствовать свою значитель­ность вдохновило Диккенса на создание бессмертных романов. Оно вдохновило сэра Кристофера Рена соз­дать свою симфонию в камне. Это желание заставило Рокфеллера копить миллионы, которых ему никогда не истратить, и богатейшего человека в вашем городе постро­ить дом, намного превосходящий своими разме­ра­ми его потребности.

Это желание заставляет вас одеваться по последней моде, водить машину самой последней марки и распро­с­тра­нять­ся о том, какие изумительные у вас дети»…

Благодаря заложенной в человеке «потребности са­мо­утверждения», общество развивается. Однако не все, что хорошо для общества, хорошо для индивида. Давай­те задумаемся, а не является ли наше желание сделать карьеру, написать бестселлер, стать супер-моделью «желанием в себе»? Не самоцель ли это? Высокомерие, гордыня, тщеславие… – вот оборотные стороны меда­ли. Очень часто, желая возвыситься над окружающими, человек пытается достичь этого любой ценой. В ход идут самые изощренные средства, затрачивается нево­об­ра­зимое количество энергии, а ради чего?!.

Такова наружная сторона Ложного «Эго» – в погоне за иллюзией, мы впустую растрачиваем все наши силы. И если приказчик бакалейщика смог выбиться в прези­ден­ты Соединенных Штатов Америки, движимый «чув­ст­вом собственной значительности», то кто от этого выиг­рал, американское общество или человек, носящий имя Авраама Линкольна? (Здесь, как-то сразу, сам собой, вспо­ми­нается актер Джон Уилкс Бут, стрелявший в Лин­коль­на и движимый, очевидно, все тем же «чувст­вом собственной значительности»). Да и откуда нам знать, что на самом деле двигало Линкольном и Рок­фел­лером, (и уж тем более Диккенсом и Реном), чувст­во ли собственной значительности, жажда деятельнос­ти, карма или что-то еще?

Внешняя сторона успеха, вовсе не означает что чело­век, добившийся определенного положения в обществе, или имеющий несколько миллионов долларов действи­тель­но счастлив. Именно поэтому, прежде чем устрем­лять­ся к той или иной цели, следует спросить себя: «а то ли это, чего я действительно хочу?..», «не потреб­ность ли самоутверждения движет мной?..», «не про­дел­ки ли это Ложного «Эго»?..» В противном случае, потратив уйму сил и времени, вы можете, подобно ста­ру­хе из сказки о золотой рыбке, остаться у разбитого корыта. (Вот, кстати, еще один образчик «человека, движимого чувством собственной значительности»).

Итак, первый признак Ложного «Эго» мы знаем. Это страстное желание обратить на себя внимание окружа­ю­щих, произвести впечатление на других людей. Такова внешняя сторона Ложного «Эго». Сторону же внутрен­нюю можно охарактеризовать как «потребность
само­ува­жения».

Да, да! На самом деле для нас не так важно уваже­ние окружающих, как возможность уважать самого себя. Будучи иллюзорным по природе, Ложное «Эго» всячески стремится доказать самому себе собст­венную исключительность, необходимость, важность. Как говорят психологи, «…самоуважение определяется отношением действительных достижений личности к тому, на что человек претендует, рассчитывает…». Американец У. Джеймс даже придумал такую формулу:
самоуважение = успех/притязания

Всем хорошо известно, что при увеличении числите­ля и уменьшении знаменателя, дробь возрастает. Сле­дова­тельно, для сохранения самоуважения человеку необходимо либо приложить максимум усилий, дабы реализовать всё задуманное, либо же поумерить пыл и снизить планку притязаний до такого уровня, при кото­ром самые скромные успехи не смогут его лишить воз­мож­ности быть собою довольным.

Очень многие избирают именно этот, второй путь. Не берусь судить, хорошо это или плохо. (Тем более что однозначного ответа на данный вопрос просто не существует.) В одной ситуации бывает лучше отказать­ся от заведомо невыполнимых или трудновыполнимых желаний, (как, например, в случае с планированием, описанном в конце предыдущей главы), тогда как в дру­гой ситуации, подобное «недооценивание» себя может обернуться настоящей катастрофой, (пассивная сторона Импульсивного Существа).

А что, если убрать из формулы самое главное? Что, ес­ли раз и навсегда отказаться от «потребности самоу­ва­жения», как таковой?!. Мы почему-то привыкли думать, что быть гордым, это хорошо. Увы, нас так вос­пи­тывали. Но что мы от этого выигрываем? Ровным сче­том ничего! Зато теряем действительно многое.

Мы разучились воспринимать мир во всей его пол­ноте, сделавшись заложниками овладевшей нашим созна­ни­ем иллюзии. Теперь для нас более важным ока­зы­вается пустое бормотание нашего Ложного «Эго». Имен­но поэтому мы так часто устремляемся совсем не туда, куда нам действительно хочется, а туда, куда нас подталкивает ОНО. Куда нас толкают мнение окружа­ющих и боязнь потерять самоуважение. Постепенно мы делаемся напыщенными, самодовольными индюками, не представляющими собой ничего особенного, но мня­щими себя центром Вселенной.

Что может сказать взрослый о ребенке, надевшем на голову картонный колпак и вообразившем, что он король? Правильно! Он снисходительно улыбнется: «чем бы ди­тя ни тешилось, лишь бы не плакало». Но ведь именно такими детьми оказываемся все мы, кода позволяем Ложному «Эго» использовать
нашу(!) энергию ради его самоутверждения. Только избавившись от гордыни, только поняв, что собственная важность – иллюзия, ведущая в никуда, можно надеяться одержать над ним победу. Поэтому давайте еще раз вспомним то, о чем говорилось ранее:
Когда вы испытываете страдания от­того, что вас кто-то унизил, предал, оскор­бил; когда вам кажется, что вы жалкая, пустая, ни на что неспособная личность; когда вам хочется жаловаться на свою судьбу, на свои неудачи и горести, на самом деле страдаете не Вы. На самом деле страда­ет ваше Ложное «Эго». А ценная энергия расходуется на то, чтобы доказать самому себе, (читай: Ложному «Эго»), какой ты прекрасный, какой Ты важный, какой ТЫ незаменимый...
В практическом плане данная идея может быть вы­ра­же­на словами Карлоса Кастанеды: «Тот, кто способен играть роль дурака не чувствуя себя при этом уязвлен­ным, в состоянии сам сделать дураком кого угодно». Жалость к себе – это изнанка чувства собственной зна­чи­тельности. Жалеть себя, значит расходовать собствен­ную энергию для саморазрушения. Не глупо ли это?!.
Как я уже упоминал, Ложное «Эго» не может суще­ст­во­вать без самодовольного бормотания. Непрестанно текущий в вашей голове внутренний монолог есть не что иное, как ЕГО голос. Даже тогда, когда вы не заня­ты возвеличиванием своей персоны, Ложное «Эго» продолжает искать подтверждения важности собствен­ного существования. Описывая окружающий мир в хорошо знакомых терминах, воспринимая его именно таким, каким вы его привыкли воспринимать, каким вам его описывали с детства, Ложное «Эго» сужает диа­па­зон восприятия реальности до минимума. В этом, (как и в самовозвеличивании), ОНО видит гарантию безопасности своего существования. Наверное, именно поэтому интересы большинства людей не простираются дальше того, что касается их работы или хобби, а, выра­жаясь более точно, дальше того, что составляет их Лож­ную «Сущность».

О том, что такое медитация, мы поговорим чуть поз­же. Однако уже сейчас необходимо упомянуть, что медитация является одним из наиболее мощных видов оружия, направленных против Ложного «Эго». Почему? Потому что благодаря медитации из сознания человека устраняется субъективный фактор. Сознание остается, но объективизируется и тогда наступает момент равно­весия между внешним и внутренним мирами. Фокус, через который субъектом воспринимается объективное, исчезает!..

В таком состоянии становится возможным пости­же­ние «вещи в себе», именно к этому стремится любая магия! И, конечно же, этого больше всего боится Лож­ное «Эго».