ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 584
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава шестая
В юности, когда я начинал размышлять над тем, «что Я такое?», в душу ко мне неизменно закрадывалось немое отчаяние. Как, должно быть, легко материалисту, — думал я, — полагающему, будто «он», это его телесная оболочка. Или психологу, усматривающему сущность человеческой личности в потоке эмоционально-интеллектуальных переживаний. Гораздо труднее ответить на этот вопрос философу-идеалисту, мистику или теологу, но и они справляются с поставленной перед ними задачей, объявляя человеческое «Эго» частицей Абсолютной Идеи или некой Божественной Искрой. Самое интересное, что любое из этих определений в какой-то мере отражает действительное положение вещей, но как всякое отражение, оно неизбежно искажает истину. Порою до неузнаваемости.
Теперь, когда времена воинствующего материализма отошли в прошлое, утверждение, согласно которому «душа» и «тело» – одно и то же, вряд ли кого сможет удовлетворить. И если «обычный» человек, решая данный вопрос, вынужден ограничиваться спекулятивными рассуждениями, то люди, пережившие клиническую смерть или освоившие хотя бы самый простой метод астральной проекции, убеждаются в этом на опыте. Переживание, когда ты впервые видишь «себя» со стороны, мирно спящим в постели или лежащим на реанимационном столе, коренным образом изменяет всю последующую жизнь. (Если у вас хватит сил и терпения освоить, приведенный во второй главе этой книги, метод проекции через сновидение, вы сможете удостовериться в этом лично).
В том, что мои эмоции и мой интеллект, (т.е., моя психика), далеко не мое «Эго», я убедился благодаря медитации. Когда постепенно гаснут сначала ощущения физического тела, затем любые эмоциональные переживания и порождаемые разумом мысли или образы, и когда, несмотря на это, восприятие собственного «Я» остается, (и даже многократно усиливается!), начинаешь понимать, что экспериментальная психология еще очень и очень молодая наука и что если отрицать полностью все ее достижения и выводы все-таки не стоит, принимать их нужно с большой осторожностью.
Так что же такое, в конце-то концов, это загадочное человеческое «Я»?! Где оно скрывается и в чем заключена его сущность? Определения типа «Божественной Искры» или «Абсолютной Идеи» конечно прекрасны, но отвечают ли они на поставленный вопрос прямо, и не маскируют ли наше неведение под знание, вместо того, чтобы
действительно рассеивать застилающий наши глаза туман?..
Размышляя самостоятельно, а не полагаясь слепо на преподносимые тебе «готовые истины», нельзя не понять, что мир устроен гораздо сложнее, чем мы его себе представляем, и, вместе с тем, гораздо проще, чем его описывают лучшие умы человечества. Еще более поразительные вещи открываются тому, кто начинает постигать мир, опираясь не только на разум, но и на то «интуитивное Чувство», которое у подавляющего большинства человеческих особей находится в дремлющем состоянии и которое открывается пытливому уму, подобно вспышке молнии, полностью переворачивая его представления о реальности. (В дзен-буддизме такое перерождение называется «Сатори»).
Но если разобраться в сущности «Высшего Я» достаточно сложно, то понять, что такое Ложное «Эго» и как с ним бороться, будет намного проще. Третий, самый опасный и «прожорливый» враг, на самом деле, не такой уж и страшный, а в сравнении с вашим истинным «Я», оказывается и вовсе микробом. И хотя нельзя забывать, что невидимый глазу микроб может свалить огромного слона, знайте – победить его вам вполне по силам. Важно лишь всегда помнить о его коварстве и быть готовым к самым серьезным испытаниям. Победивший Ложное «Эго», постигает природу «Высшего Я»!..
И наоборот.
Никто не знает, сумела ли бы наша цивилизация достичь столь высокого уровня, не будь в человеке заложено такого качества, как «потребность самоутверждения». По мнению многих, именно это является двигателем прогресса, и именно благодаря этому тот или иной человек становится выдающимся полководцем, великим ученым или знаменитым художником. Наверное, так оно и есть. Поскольку человек существо социальное, а жизнь в социуме немыслима без самоутверждения, в каждом из нас самой природой должно быть заложено это чувство, — «чувство собственной значительности». Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались, в конечном итоге нам важно, чтобы наша деятельность, а точнее ее результаты, получили одобрение со стороны других людей. В той или иной форме, осознанно или неосознанно, но каждый из нас стремится к этому.
Помните, у Карнеги: «…Именно желание ощутить свою значительность толкнуло необразованного и забитого нуждой приказчика из бакалейной лавки к изучению книг по вопросам права, найденных на дне бочонка с домашним скарбом, купленным за пятьдесят центов. Вы, вероятно, слышали об этом приказчике бакалейщика. Его звали Линкольн.
Именно желание почувствовать свою значительность вдохновило Диккенса на создание бессмертных романов. Оно вдохновило сэра Кристофера Рена создать свою симфонию в камне. Это желание заставило Рокфеллера копить миллионы, которых ему никогда не истратить, и богатейшего человека в вашем городе построить дом, намного превосходящий своими размерами его потребности.
Это желание заставляет вас одеваться по последней моде, водить машину самой последней марки и распространяться о том, какие изумительные у вас дети»…
Благодаря заложенной в человеке «потребности самоутверждения», общество развивается. Однако не все, что хорошо для общества, хорошо для индивида. Давайте задумаемся, а не является ли наше желание сделать карьеру, написать бестселлер, стать супер-моделью «желанием в себе»? Не самоцель ли это? Высокомерие, гордыня, тщеславие… – вот оборотные стороны медали. Очень часто, желая возвыситься над окружающими, человек пытается достичь этого любой ценой. В ход идут самые изощренные средства, затрачивается невообразимое количество энергии, а ради чего?!.
Такова наружная сторона Ложного «Эго» – в погоне за иллюзией, мы впустую растрачиваем все наши силы. И если приказчик бакалейщика смог выбиться в президенты Соединенных Штатов Америки, движимый «чувством собственной значительности», то кто от этого выиграл, американское общество или человек, носящий имя Авраама Линкольна? (Здесь, как-то сразу, сам собой, вспоминается актер Джон Уилкс Бут, стрелявший в Линкольна и движимый, очевидно, все тем же «чувством собственной значительности»). Да и откуда нам знать, что на самом деле двигало Линкольном и Рокфеллером, (и уж тем более Диккенсом и Реном), чувство ли собственной значительности, жажда деятельности, карма или что-то еще?
Внешняя сторона успеха, вовсе не означает что человек, добившийся определенного положения в обществе, или имеющий несколько миллионов долларов действительно счастлив. Именно поэтому, прежде чем устремляться к той или иной цели, следует спросить себя: «а то ли это, чего я действительно хочу?..», «не потребность ли самоутверждения движет мной?..», «не проделки ли это Ложного «Эго»?..» В противном случае, потратив уйму сил и времени, вы можете, подобно старухе из сказки о золотой рыбке, остаться у разбитого корыта. (Вот, кстати, еще один образчик «человека, движимого чувством собственной значительности»).
Итак, первый признак Ложного «Эго» мы знаем. Это страстное желание обратить на себя внимание окружающих, произвести впечатление на других людей. Такова внешняя сторона Ложного «Эго». Сторону же внутреннюю можно охарактеризовать как «потребность
самоуважения».
Да, да! На самом деле для нас не так важно уважение окружающих, как возможность уважать самого себя. Будучи иллюзорным по природе, Ложное «Эго» всячески стремится доказать самому себе собственную исключительность, необходимость, важность. Как говорят психологи, «…самоуважение определяется отношением действительных достижений личности к тому, на что человек претендует, рассчитывает…». Американец У. Джеймс даже придумал такую формулу:
самоуважение = успех/притязания
Всем хорошо известно, что при увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь возрастает. Следовательно, для сохранения самоуважения человеку необходимо либо приложить максимум усилий, дабы реализовать всё задуманное, либо же поумерить пыл и снизить планку притязаний до такого уровня, при котором самые скромные успехи не смогут его лишить возможности быть собою довольным.
Очень многие избирают именно этот, второй путь. Не берусь судить, хорошо это или плохо. (Тем более что однозначного ответа на данный вопрос просто не существует.) В одной ситуации бывает лучше отказаться от заведомо невыполнимых или трудновыполнимых желаний, (как, например, в случае с планированием, описанном в конце предыдущей главы), тогда как в другой ситуации, подобное «недооценивание» себя может обернуться настоящей катастрофой, (пассивная сторона Импульсивного Существа).
А что, если убрать из формулы самое главное? Что, если раз и навсегда отказаться от «потребности самоуважения», как таковой?!. Мы почему-то привыкли думать, что быть гордым, это хорошо. Увы, нас так воспитывали. Но что мы от этого выигрываем? Ровным счетом ничего! Зато теряем действительно многое.
Мы разучились воспринимать мир во всей его полноте, сделавшись заложниками овладевшей нашим сознанием иллюзии. Теперь для нас более важным оказывается пустое бормотание нашего Ложного «Эго». Именно поэтому мы так часто устремляемся совсем не туда, куда нам действительно хочется, а туда, куда нас подталкивает ОНО. Куда нас толкают мнение окружающих и боязнь потерять самоуважение. Постепенно мы делаемся напыщенными, самодовольными индюками, не представляющими собой ничего особенного, но мнящими себя центром Вселенной.
Что может сказать взрослый о ребенке, надевшем на голову картонный колпак и вообразившем, что он король? Правильно! Он снисходительно улыбнется: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Но ведь именно такими детьми оказываемся все мы, кода позволяем Ложному «Эго» использовать
нашу(!) энергию ради его самоутверждения. Только избавившись от гордыни, только поняв, что собственная важность – иллюзия, ведущая в никуда, можно надеяться одержать над ним победу. Поэтому давайте еще раз вспомним то, о чем говорилось ранее:
Когда вы испытываете страдания оттого, что вас кто-то унизил, предал, оскорбил; когда вам кажется, что вы жалкая, пустая, ни на что неспособная личность; когда вам хочется жаловаться на свою судьбу, на свои неудачи и горести, на самом деле страдаете не Вы. На самом деле страдает ваше Ложное «Эго». А ценная энергия расходуется на то, чтобы доказать самому себе, (читай: Ложному «Эго»), какой ты прекрасный, какой Ты важный, какой ТЫ незаменимый...
В практическом плане данная идея может быть выражена словами Карлоса Кастанеды: «Тот, кто способен играть роль дурака не чувствуя себя при этом уязвленным, в состоянии сам сделать дураком кого угодно». Жалость к себе – это изнанка чувства собственной значительности. Жалеть себя, значит расходовать собственную энергию для саморазрушения. Не глупо ли это?!.
Как я уже упоминал, Ложное «Эго» не может существовать без самодовольного бормотания. Непрестанно текущий в вашей голове внутренний монолог есть не что иное, как ЕГО голос. Даже тогда, когда вы не заняты возвеличиванием своей персоны, Ложное «Эго» продолжает искать подтверждения важности собственного существования. Описывая окружающий мир в хорошо знакомых терминах, воспринимая его именно таким, каким вы его привыкли воспринимать, каким вам его описывали с детства, Ложное «Эго» сужает диапазон восприятия реальности до минимума. В этом, (как и в самовозвеличивании), ОНО видит гарантию безопасности своего существования. Наверное, именно поэтому интересы большинства людей не простираются дальше того, что касается их работы или хобби, а, выражаясь более точно, дальше того, что составляет их Ложную «Сущность».
О том, что такое медитация, мы поговорим чуть позже. Однако уже сейчас необходимо упомянуть, что медитация является одним из наиболее мощных видов оружия, направленных против Ложного «Эго». Почему? Потому что благодаря медитации из сознания человека устраняется субъективный фактор. Сознание остается, но объективизируется и тогда наступает момент равновесия между внешним и внутренним мирами. Фокус, через который субъектом воспринимается объективное, исчезает!..
В таком состоянии становится возможным постижение «вещи в себе», именно к этому стремится любая магия! И, конечно же, этого больше всего боится Ложное «Эго».
В юности, когда я начинал размышлять над тем, «что Я такое?», в душу ко мне неизменно закрадывалось немое отчаяние. Как, должно быть, легко материалисту, — думал я, — полагающему, будто «он», это его телесная оболочка. Или психологу, усматривающему сущность человеческой личности в потоке эмоционально-интеллектуальных переживаний. Гораздо труднее ответить на этот вопрос философу-идеалисту, мистику или теологу, но и они справляются с поставленной перед ними задачей, объявляя человеческое «Эго» частицей Абсолютной Идеи или некой Божественной Искрой. Самое интересное, что любое из этих определений в какой-то мере отражает действительное положение вещей, но как всякое отражение, оно неизбежно искажает истину. Порою до неузнаваемости.
Теперь, когда времена воинствующего материализма отошли в прошлое, утверждение, согласно которому «душа» и «тело» – одно и то же, вряд ли кого сможет удовлетворить. И если «обычный» человек, решая данный вопрос, вынужден ограничиваться спекулятивными рассуждениями, то люди, пережившие клиническую смерть или освоившие хотя бы самый простой метод астральной проекции, убеждаются в этом на опыте. Переживание, когда ты впервые видишь «себя» со стороны, мирно спящим в постели или лежащим на реанимационном столе, коренным образом изменяет всю последующую жизнь. (Если у вас хватит сил и терпения освоить, приведенный во второй главе этой книги, метод проекции через сновидение, вы сможете удостовериться в этом лично).
В том, что мои эмоции и мой интеллект, (т.е., моя психика), далеко не мое «Эго», я убедился благодаря медитации. Когда постепенно гаснут сначала ощущения физического тела, затем любые эмоциональные переживания и порождаемые разумом мысли или образы, и когда, несмотря на это, восприятие собственного «Я» остается, (и даже многократно усиливается!), начинаешь понимать, что экспериментальная психология еще очень и очень молодая наука и что если отрицать полностью все ее достижения и выводы все-таки не стоит, принимать их нужно с большой осторожностью.
Так что же такое, в конце-то концов, это загадочное человеческое «Я»?! Где оно скрывается и в чем заключена его сущность? Определения типа «Божественной Искры» или «Абсолютной Идеи» конечно прекрасны, но отвечают ли они на поставленный вопрос прямо, и не маскируют ли наше неведение под знание, вместо того, чтобы
действительно рассеивать застилающий наши глаза туман?..
Размышляя самостоятельно, а не полагаясь слепо на преподносимые тебе «готовые истины», нельзя не понять, что мир устроен гораздо сложнее, чем мы его себе представляем, и, вместе с тем, гораздо проще, чем его описывают лучшие умы человечества. Еще более поразительные вещи открываются тому, кто начинает постигать мир, опираясь не только на разум, но и на то «интуитивное Чувство», которое у подавляющего большинства человеческих особей находится в дремлющем состоянии и которое открывается пытливому уму, подобно вспышке молнии, полностью переворачивая его представления о реальности. (В дзен-буддизме такое перерождение называется «Сатори»).
Но если разобраться в сущности «Высшего Я» достаточно сложно, то понять, что такое Ложное «Эго» и как с ним бороться, будет намного проще. Третий, самый опасный и «прожорливый» враг, на самом деле, не такой уж и страшный, а в сравнении с вашим истинным «Я», оказывается и вовсе микробом. И хотя нельзя забывать, что невидимый глазу микроб может свалить огромного слона, знайте – победить его вам вполне по силам. Важно лишь всегда помнить о его коварстве и быть готовым к самым серьезным испытаниям. Победивший Ложное «Эго», постигает природу «Высшего Я»!..
И наоборот.
Никто не знает, сумела ли бы наша цивилизация достичь столь высокого уровня, не будь в человеке заложено такого качества, как «потребность самоутверждения». По мнению многих, именно это является двигателем прогресса, и именно благодаря этому тот или иной человек становится выдающимся полководцем, великим ученым или знаменитым художником. Наверное, так оно и есть. Поскольку человек существо социальное, а жизнь в социуме немыслима без самоутверждения, в каждом из нас самой природой должно быть заложено это чувство, — «чувство собственной значительности». Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались, в конечном итоге нам важно, чтобы наша деятельность, а точнее ее результаты, получили одобрение со стороны других людей. В той или иной форме, осознанно или неосознанно, но каждый из нас стремится к этому.
Помните, у Карнеги: «…Именно желание ощутить свою значительность толкнуло необразованного и забитого нуждой приказчика из бакалейной лавки к изучению книг по вопросам права, найденных на дне бочонка с домашним скарбом, купленным за пятьдесят центов. Вы, вероятно, слышали об этом приказчике бакалейщика. Его звали Линкольн.
Именно желание почувствовать свою значительность вдохновило Диккенса на создание бессмертных романов. Оно вдохновило сэра Кристофера Рена создать свою симфонию в камне. Это желание заставило Рокфеллера копить миллионы, которых ему никогда не истратить, и богатейшего человека в вашем городе построить дом, намного превосходящий своими размерами его потребности.
Это желание заставляет вас одеваться по последней моде, водить машину самой последней марки и распространяться о том, какие изумительные у вас дети»…
Благодаря заложенной в человеке «потребности самоутверждения», общество развивается. Однако не все, что хорошо для общества, хорошо для индивида. Давайте задумаемся, а не является ли наше желание сделать карьеру, написать бестселлер, стать супер-моделью «желанием в себе»? Не самоцель ли это? Высокомерие, гордыня, тщеславие… – вот оборотные стороны медали. Очень часто, желая возвыситься над окружающими, человек пытается достичь этого любой ценой. В ход идут самые изощренные средства, затрачивается невообразимое количество энергии, а ради чего?!.
Такова наружная сторона Ложного «Эго» – в погоне за иллюзией, мы впустую растрачиваем все наши силы. И если приказчик бакалейщика смог выбиться в президенты Соединенных Штатов Америки, движимый «чувством собственной значительности», то кто от этого выиграл, американское общество или человек, носящий имя Авраама Линкольна? (Здесь, как-то сразу, сам собой, вспоминается актер Джон Уилкс Бут, стрелявший в Линкольна и движимый, очевидно, все тем же «чувством собственной значительности»). Да и откуда нам знать, что на самом деле двигало Линкольном и Рокфеллером, (и уж тем более Диккенсом и Реном), чувство ли собственной значительности, жажда деятельности, карма или что-то еще?
Внешняя сторона успеха, вовсе не означает что человек, добившийся определенного положения в обществе, или имеющий несколько миллионов долларов действительно счастлив. Именно поэтому, прежде чем устремляться к той или иной цели, следует спросить себя: «а то ли это, чего я действительно хочу?..», «не потребность ли самоутверждения движет мной?..», «не проделки ли это Ложного «Эго»?..» В противном случае, потратив уйму сил и времени, вы можете, подобно старухе из сказки о золотой рыбке, остаться у разбитого корыта. (Вот, кстати, еще один образчик «человека, движимого чувством собственной значительности»).
Итак, первый признак Ложного «Эго» мы знаем. Это страстное желание обратить на себя внимание окружающих, произвести впечатление на других людей. Такова внешняя сторона Ложного «Эго». Сторону же внутреннюю можно охарактеризовать как «потребность
самоуважения».
Да, да! На самом деле для нас не так важно уважение окружающих, как возможность уважать самого себя. Будучи иллюзорным по природе, Ложное «Эго» всячески стремится доказать самому себе собственную исключительность, необходимость, важность. Как говорят психологи, «…самоуважение определяется отношением действительных достижений личности к тому, на что человек претендует, рассчитывает…». Американец У. Джеймс даже придумал такую формулу:
самоуважение = успех/притязания
Всем хорошо известно, что при увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь возрастает. Следовательно, для сохранения самоуважения человеку необходимо либо приложить максимум усилий, дабы реализовать всё задуманное, либо же поумерить пыл и снизить планку притязаний до такого уровня, при котором самые скромные успехи не смогут его лишить возможности быть собою довольным.
Очень многие избирают именно этот, второй путь. Не берусь судить, хорошо это или плохо. (Тем более что однозначного ответа на данный вопрос просто не существует.) В одной ситуации бывает лучше отказаться от заведомо невыполнимых или трудновыполнимых желаний, (как, например, в случае с планированием, описанном в конце предыдущей главы), тогда как в другой ситуации, подобное «недооценивание» себя может обернуться настоящей катастрофой, (пассивная сторона Импульсивного Существа).
А что, если убрать из формулы самое главное? Что, если раз и навсегда отказаться от «потребности самоуважения», как таковой?!. Мы почему-то привыкли думать, что быть гордым, это хорошо. Увы, нас так воспитывали. Но что мы от этого выигрываем? Ровным счетом ничего! Зато теряем действительно многое.
Мы разучились воспринимать мир во всей его полноте, сделавшись заложниками овладевшей нашим сознанием иллюзии. Теперь для нас более важным оказывается пустое бормотание нашего Ложного «Эго». Именно поэтому мы так часто устремляемся совсем не туда, куда нам действительно хочется, а туда, куда нас подталкивает ОНО. Куда нас толкают мнение окружающих и боязнь потерять самоуважение. Постепенно мы делаемся напыщенными, самодовольными индюками, не представляющими собой ничего особенного, но мнящими себя центром Вселенной.
Что может сказать взрослый о ребенке, надевшем на голову картонный колпак и вообразившем, что он король? Правильно! Он снисходительно улыбнется: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Но ведь именно такими детьми оказываемся все мы, кода позволяем Ложному «Эго» использовать
нашу(!) энергию ради его самоутверждения. Только избавившись от гордыни, только поняв, что собственная важность – иллюзия, ведущая в никуда, можно надеяться одержать над ним победу. Поэтому давайте еще раз вспомним то, о чем говорилось ранее:
Когда вы испытываете страдания оттого, что вас кто-то унизил, предал, оскорбил; когда вам кажется, что вы жалкая, пустая, ни на что неспособная личность; когда вам хочется жаловаться на свою судьбу, на свои неудачи и горести, на самом деле страдаете не Вы. На самом деле страдает ваше Ложное «Эго». А ценная энергия расходуется на то, чтобы доказать самому себе, (читай: Ложному «Эго»), какой ты прекрасный, какой Ты важный, какой ТЫ незаменимый...
В практическом плане данная идея может быть выражена словами Карлоса Кастанеды: «Тот, кто способен играть роль дурака не чувствуя себя при этом уязвленным, в состоянии сам сделать дураком кого угодно». Жалость к себе – это изнанка чувства собственной значительности. Жалеть себя, значит расходовать собственную энергию для саморазрушения. Не глупо ли это?!.
Как я уже упоминал, Ложное «Эго» не может существовать без самодовольного бормотания. Непрестанно текущий в вашей голове внутренний монолог есть не что иное, как ЕГО голос. Даже тогда, когда вы не заняты возвеличиванием своей персоны, Ложное «Эго» продолжает искать подтверждения важности собственного существования. Описывая окружающий мир в хорошо знакомых терминах, воспринимая его именно таким, каким вы его привыкли воспринимать, каким вам его описывали с детства, Ложное «Эго» сужает диапазон восприятия реальности до минимума. В этом, (как и в самовозвеличивании), ОНО видит гарантию безопасности своего существования. Наверное, именно поэтому интересы большинства людей не простираются дальше того, что касается их работы или хобби, а, выражаясь более точно, дальше того, что составляет их Ложную «Сущность».
О том, что такое медитация, мы поговорим чуть позже. Однако уже сейчас необходимо упомянуть, что медитация является одним из наиболее мощных видов оружия, направленных против Ложного «Эго». Почему? Потому что благодаря медитации из сознания человека устраняется субъективный фактор. Сознание остается, но объективизируется и тогда наступает момент равновесия между внешним и внутренним мирами. Фокус, через который субъектом воспринимается объективное, исчезает!..
В таком состоянии становится возможным постижение «вещи в себе», именно к этому стремится любая магия! И, конечно же, этого больше всего боится Ложное «Эго».