Файл: Книга первая и пусть страданье и отрада.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 538

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В самом обобщенном виде принципы манипуляции были прекрасно изложены еще Дэйлом Карнеги. В последнее время стало чуть ли ни признаком хорошего тона во всеуслышание смеяться над книгами этого автора. Сейчас его хают с тем же остервенением, с каким все­го несколько лет назад превозносили. А, по большому счету, напрасно хают.

Никто не спорит, советы Карнеги применимы не ко всем случаям жизни. И срабатывают его рекомендации далеко не всегда. Однако виноват в этом не автор. Виноваты сами читатели, так поспешно обожествившие писателя и, ослепленные нарисованными им перспективами, не сумевшие разобраться в сущности данного метода.

Перечислив основные положения искусства манипуляции, я попытаюсь объяснить, почему так часто простого следования правилам оказывается недостаточно для того, чтобы добиться успеха.

ИСКУССТВО МАНИПУЛЯЦИИ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ.
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

2. Будьте доброжелательны. Улыбайтесь!

3. Умейте слушать. Поощряйте других рассказывать о себе.

4. Старайтесь вести разговор в круге интересов вашего собеседника.

5. Искренне давайте почувствовать людям их значительность, (Ложное «Эго»).

6. Не пытайтесь произвести впечатление.

7. Старайтесь подчеркивать достоинства вашего собеседника, и максимально сглаживать его недостатки, (Ложное «Эго»).

8. В меру проявляйте свои эгоистические и альтруистические намерения.
СКЛОНЕНИЕ К СВОЕЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ.
1. Избегайте споров!

2. Уважайте мнение другого. Никогда не говорите, что он не прав.

3. Если не правы вы, признайте это сразу и чистосердечно.

4. Прежде чем начинать разговор, покажите свое дружеское расположение.

5. Старайтесь вести разговор так, чтобы собеседник с самого начала был вынужден соглашаться с вами.

6. Задавайте вопросы, вместо того, чтобы делать утверждения. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему, (Ложное «Эго»).

7. Заинтересуйте собеседника, сыграв на его «чувстве собственной значительности», (Ложное «Эго»). Бросьте ему вызов!

8. Даже если вам кажется, что ваш собеседник не прав, не говорите этого прямо. Попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого.
УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА.
1. Начните с похвалы и искреннего признания достоинств своего собеседника, (оппонента).

2. Обращайте внимание людей на их ошибки в косвенной форме.

3. Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных недостатках.


4. Дайте человеку шанс сохранить достоинство, когда он проиграл спор, (Ложное «Эго»).

5. Искренно хвалите человека за каждый, даже самый скромный его успех, (Ложное «Эго»).

6. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите, (Ложное «Эго», «Импульсивное Существо»). Используйте стимул.

7. Создайте человеку определенный имидж, чтобы он стал жить в соответствии с ним, (внешнее проявление «Чужих Программ»).

8. Сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке искоренить, выглядел легкоисправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легковыполнимым, («Импульсивное Существо»).

Как видите, три Великих Врага, с которыми вы боролись, могут оказаться не только врагами, но и вашими союзниками. С той, разумеется, разницей, что находиться они будут не в вас, а в том, кем вы намерены манипулировать. (Шутка!) Ну а теперь обещанное разъяснение.

Любое взаимодействие между людьми осуществляется по двум основным направлениям. Во-первых, это внешняя форма. Сюда относится то, как ведут себя участники контакта, что говорят друг другу, к соблюдению каких социальных условностей прибегают. Второе направление касается внутреннего мира человека: какие чувства он испытывает, вовлекаясь в контакт, что при этом думает, как относится к собеседнику или оппоненту.

У человека не в меру эмоционального, не умеющего себя контролировать, между двумя этими формами существует жесткая связь. Если он чем-то недоволен или обижен, если собеседник ему неприятен, все это тут же начинает выражаться вовне через его слова и поступки. Не трудно догадаться, что такой человек не только не сможет манипулировать другими, но сам будет постоянно оказываться в роли того, кем манипулируют.

Довольно часто встречаются люди, у которых связь между «внешним» и «внутренним» выражена не так жестко. Человек в определенных рамках может себя сдер­живать, не давая воли эмоциональным порывам, а в некоторых случаях даже демонстрировать оппоненту совсем не то, что на самом деле творится у него в душе. При благоприятном стечении обстоятельств такие люди могут оказывать на других определенное влияние, подчиняя их своей воле, то есть, манипулировать. Вот только «благоприятные обстоятельства» случаются не всегда. А значит шансы на то, в какой роли окажется человек, (в роли манипулирующего или в роли манипулируемого), оказываются равными, 50x50.



В полной мере управлять другими может лишь тот, кто «внутренне» в любой ситуации остается спокойным и доброжелательным, не испытывая к собеседнику абсолютно никаких чувств, (ни позитивных, ни негативных), кто всегда сохраняет ясность ума, а «внешне» действует так, как того требуют обстоятельства, стратегия и Высшие Принципы…
Даже гневаясь, такой человек не испытывает ни капли гнева; обижаясь, он сохраняет дружелюбие, а выражая благодарность, остается свободным от привязанностей и зависимости. Без этого ни улыбки, ни проявление искреннего интереса к собеседнику, ни умение слушать, ни какие другие ухищрения не принесут сколь-нибудь ощутимого результата. Именно в этом и заключается секрет, почему так часто «знание принципов» не приносит практических результатов.

Мир, окружающий нас, есть величайшая из загадок. Не думайте, что постигнув какое-то «Тайное Знание», научившись манипулировать другими, получив диплом о высшем образовании или пройдя сквозь «огонь, воду и медные трубы» вы хоть немного приблизились к ее разгадке. Всю свою нынешнюю жизнь, и все последующие жизни, вы будете пытаться постичь эту тайну, даже не надеясь на положительный исход ваших усилий. Имен­но в этом заключается смысл вашей жизни. Но никогда не забывайте, что сами вы ничуть не меньшая загадка, чем то, что вас окружает. Главное, это найти свое место среди бесконечного множества тайн, прочно занять его и… И только тогда вы сможете идти дальше. Идти туда, о чем пока не имеете ни малейшего представления.

Завершая тему манипуляции другими людьми, мне бы хотелось дать вам несколько практических рекомендаций, опираясь на которые вы сможете самостоятельно достичь вершин мастерства в этом сложнейшем из искусств. Постарайтесь отнестись к этому серьезно. Очень часто то, что при первом прочтении кажется несущественным, слишком абстрактным и обобщенным, оторванным от жизни, на самом деле оказывается наиболее ценным для повседневной практики. Как остроумно заметил Дайсэцу Судзуки: «То, о чем человек думает или читает, представляет собой лишь тень предмета, а не сам предмет. Ни разговоры о воде, ни вид ручья, а несколько глотков этой воды полностью утоляют жажду».

1. Оставаться в тени. Искусный манипулятор никогда не станет выставлять себя вперед, на всеобщее обозрение. Желанию произвести впечатление на окружающих, сделаться общепризнанным лидером, он предпочтет остаться в тени. Добиться своих целей можно иначе, не растрачивая впустую свою энергию. К примеру, используя все тех же «выскочек», стремящихся вылезти вперед любой ценою. И пусть моралисты кривят презрительно рты, нас это не касается. От Чужих Программ, а значит от общественного мнения, от въевшихся в головы обывателей предрассудков, мы свободны. Ложное «Эго» не оказывает на нас никакого влияния, удовлетворять «чувство собственной значительности» нам не нужно.


Умея смеяться над собой, не воспринимая себя излишне серьезно, мы не боимся выглядеть дураками. Пусть этот образ вводит в заблуждение окружающих, нам это даже выгодно. Самую грязную и трудную работу легче всего сделать чужими руками, возложив на себя обязанности творческого мышления. Оставаясь в тени, лучше видишь, больше можешь и крепче спишь. А кроме всего прочего, настоящий стратег сам выбирает для себя место битвы, не позволяя сделать это за него противнику.

2. Сбросить балласт. Нет ничего смешнее чем, отправляясь в путешествие, прихватить с собою кровать, чтобы в лесу было удобнее спать, обеденный стол, для приема пищи, и настольную лампу, дабы не страдать ночью от темноты. Любому здравомыслящему человеку понятно, что в походе все эти предметы окажутся ненужной обузой. Точно так же и в жизни: нет вещи, которую мы не могли бы отбросить прочь без всякого сожаления! А потому надо выкинуть все, что не является действительно(!) необходимым.

Искусство манипуляции, это не короткий момент взаимодействия двух людей из которых один стремиться использовать другого для достижения своих целей. Это стиль жизни. И если, шагая по жизни, ты тащишь за собой скрипучую телегу, набитую ненужным хламом, как ты сумеешь манипулировать тем, кто идет налегке?!.

В Старшем Аркане Таро присутствует замечательная карта. Она не имеет номера, (или обозначается как нулевая), но, несмотря на это, является центральной, объединяя остальные и как бы присутствуя на границе всех семериц, (оставшиеся 21 карта, раскладываясь по порядку, в три ряда, образуют три семерицы, символизируя, по одной из версий, три этапа развития человеческой личности). Эта карта обозначена еврейской буквой «Шин» и называется «Шут», или «Дурак». На карте изображен человек, одетый в шутовские одежды. Он стоит на поляне, окруженной высокими горами, и держит в руке белую розу – символ чистоты. Узелок, который он несет на палке, перекинутой через плечо, невелик. В нем только самое необходимое. Попробуйте созерцать эту карту, в течение хотя бы одной-двух недель, и вам очень многое станет понятным. «Дно и стенки из глины образуют кувшин, но лишь пустота внутри них составляет сущность кувшина»…
3. Сжечь мосты. Представьте на мгновение, что вы гладиатор, оказавшийся на арене древнеримского амфитеатра. Ваш противник вооружен и очень опасен. Кто-то из вас двоих должен умереть, а потому он настроен весьма решительно. Здесь нет места слабости или промедлению. Ваш противник внимательно следит за каждым вашим движением. Любая ошибка может стать роковой и привести вас к гибели. Вот он бросается в атаку… Как бы вы повели себя в подобной ситуации?


Никто не спорит, в современной жизни все обстоит иначе. Но, может быть, именно поэтому нам так часто не хватает отчаянной решительности и смелости гладиатора? Как только мы сталкиваемся с трудностью, мы становимся вялыми и апатичными. Гораздо легче махнуть на все рукой, пуская дело на самотек. Подумаешь, экзамен! Пересдам в другой раз. В самом деле, что я, корову, что ли проигрываю? Задерживают на работе зарплату, тоже не велика потеря. Лучше возьму в долг, чем бегать по судам, пытаясь восстановить справедливость. Даже такой пустяк, как ремонт автомобиля или уборка квартиры воспринимается нами как что-то неимоверно сложное.

Беда в том что, так или иначе, но мы постоянно оставляем себе пути к отступлению. С одной стороны, это вполне естественно. Думать, что «как бы я себя ни повел, все одно не случиться ничего ужасного», оно конечно, спокойнее. Но с другой стороны, не оказываемся ли мы из-за такого подхода к жизни в положении гоголевского Акакия Акакиевича, забитого и безвольного человечка?.. Довольно! Хватит себя обманывать. Только тогда, когда вы поймете, что любое, даже самое незначительное на первый взгляд дело, это битва за собственную жизнь, (и действовать надо не «потом», а «здесь и сейчас!»), только тогда, не раньше, вы сможете по-настоящему добиться успеха и научиться манипулировать другими людьми.
4. Забыть себя. Американский писатель и оратор Ог Мандино, автор множества книг на тему «Как добиться успеха», в одном из своих бестселлеров написал: «Я – лев! Я отказываюсь ходить в овечьей отаре. Я не стану слушать стоны и жалобы. Болезнь неудачников заразительна. Им место в стаде». Возможно, кому-то подобные рассуждения покажутся нескромными или даже… безжалостными. А между тем безжалостность, один из самых необходимых инструментов в искусстве манипуляции. По большому счету, жалость является разновидностью «чувства собственной значительности», (а значит и Ложного «Эго»). Настоящий стратег никогда не испытывает жалости ни к себе самому, ни ко всем остальным. Это и позволяет ему добиваться потрясающих результатов.

Однако безжалостность и жестокость, две абсолютно разные вещи. Разные, если не сказать больше – диаметрально противоположные! Жестокость проистекает от слабости, тогда как безжалостность есть проявление силы. Быть безжалостным, вовсе не означает ненавидеть окружающих, не пытаться помочь попавшему в беду, или строить собственное счастье на костях и крови тех, кто слабее тебя. Быть безжалостным, значит воспринимать все, что вокруг тебя происходит, спокойно и рассудительно. Без сантиментов, которые не приносят никакой пользы и, как правило, только вредят. Быть безжалостным, значит отступиться от себя, ничего не бояться и не о чем не сожалеть. Только тогда, как говаривал классик, «силы, ведущие нас, откроют нам дорогу и помогут нам».